Мифы народов мира

ИППОЛИ́Т (Ἱπ­πό­λυ­τος), в гре­че­ской мифо­ло­гии сын афин­ско­го царя Тесея и цари­цы ама­зо­нок Антио­пы (вари­ан­ты: Иппо­ли­ты или Мела­нип­пы). Иппо­лит пре­зи­рал любовь и сла­вил­ся как охот­ник и почи­та­тель боги­ни девы-охот­ни­цы Арте­ми­ды, за что испы­тал на себе гнев Афро­ди­ты, вну­шив­шей его маче­хе Фед­ре пре­ступ­ную любовь к Иппо­ли­ту. Отверг­ну­тая Иппо­ли­том, Фед­ра окле­ве­та­ла его перед отцом, обви­нив пасын­ка в пред­смерт­ной запис­ке в наси­лии и затем покон­чи­ла с собой. Тесей про­клял сына, при­звав гнев Посей­до­на, и Иппо­лит погиб, рас­топ­тан­ный соб­ст­вен­ны­ми коня­ми. Исти­ну откры­ла Тесею сама Арте­ми­да, при­ми­рив­шая отца и уми­раю­ще­го сына (тра­гедия Еври­пида «Иппо­лит»). В Афи­нах и Тре­зене пока­зы­ва­ли моги­лу Иппо­ли­та (Paus. I 22, 1). По одно­му из мифов, Иппо­лит был вос­кре­шён Аскле­пи­ем (Apol­lod. III 10, 3), но не захо­тел про­стить отца, уехал в Ита­лию, стал там царём горо­да Ари­ции и постро­ил храм Арте­ми­де (Paus. II 27, 4—5). О вопло­ще­нии мифа об Иппо­ли­те в евро­пей­ской лите­ра­ту­ре и изо­бра­зи­тель­ном искус­стве см. в ст. Фед­ра.

А. А. Тахо-Годи

См. также:
ИППОЛИТ (Словарь античности)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 559—560.
См. по теме: ДИАКТОР • ДРИОП • ЭМАТИОН, ЕМАФИОН • ЭПАФ, ЕПАФ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о Федре и Ипполите. Фронтальная панель: отправление Ипполита и его друзей на охоту и его встреча с кормилицей Федры.
Мрамор. Конец II в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о Федре и Ипполите. Левая торцовая панель: гибель Ипполита.
Мрамор. Конец II в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о Федре и Ипполите.
Мрамор.
Ок. 180 г. н. э.
Пиза, Кампосанто.
4. МОЗАИКА. Греция.
Федра и Ипполит.
Дом Диониса.
Конец II в. н. э.
Пафос, Археологический парк.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Ипполит и Федра.
Фреска из Помпей.
Неаполь, Национальный археологический музей.
6. ГЛИПТИКА. Рим.
Ипполит, его товарищ по охоте, Федра и кормилица.
Камея. Сардоникс, агат.
Надпись: LAV. R. MED.
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о Федре и Ипполите. Фронтальная панель.
Мрамор.
Ок. 290 г. н. э.
Париж, Лувр.
8. КЕРАМИКА. Греция.
Гипнос и Танатос переносят труп Сарпедона в присутствии Гермеса.
Краснофигурный кратер-калик (сторона A). Аттика.
Подписан Евксифеем (гончар) и Евфронием (художник).
Терракота.
Ок. 515—510 г. до н. э.
Черветери, Национальный музей Чери им. Клаудии Русполи.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о Федре и Ипполите. Фронтальная панель, деталь: кормилица Федры приносит Ипполиту любовное послание от Федры.
Мрамор. Конец II в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о Федре и Ипполите. Фронтальная панель, деталь: кормилица Федры приносит Ипполиту любовное послание от Федры.
Мрамор. Конец II в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА