Мифы народов мира

ФЕТИ́ДА (Θέ­τις), в гре­че­ской мифо­ло­гии дочь Нерея и Дориды, наи­бо­лее извест­ная из нере­ид. Став женой Пелея, Фети­да — сама бес­смерт­ная, пыта­лась сде­лать бес­смерт­ны­ми и сво­их детей. Желая про­ве­рить, уна­сле­до­ва­ли ли они от мате­ри спо­соб­ность жить под водой, Фети­да опус­ка­ла их в чан с водой, но дети захлё­бы­ва­лись и тону­ли (Hes. frg. 185). В более позд­нем вари­ан­те мифа вме­сто про­бы водой высту­па­ло испы­та­ние огнём, но резуль­тат ока­зы­вал­ся столь же пла­чев­ным. Толь­ко Ахилл остал­ся в живых бла­го­да­ря неожи­дан­но­му вме­ша­тель­ству Пелея. По более рас­про­стра­нён­ной вер­сии мифа, Ахилл был един­ст­вен­ным сыном Фети­ды. Застиг­ну­тая Пеле­ем при попыт­ке сде­лать Ахил­ла бес­смерт­ным, Фети­да оста­ви­ла мужа и вер­ну­лась в дом сво­его отца Нерея, но про­дол­жа­ла забо­тить­ся о сыне (Apoll. Rhod. IV 865—879; Apol­lod. III 13, 6). Во вре­мя сбо­ров ахей­ских вождей под Трою Фети­да скры­ла Ахил­ла на ост­ро­ве Ски­рос (Apol­lod. III 13, 8). Когда же его уча­стие в войне ста­ло неиз­беж­ным, Фети­да пред­у­преди­ла Ахил­ла, чтобы он не спры­ги­вал с кораб­ля пер­вым на тро­ян­скую зем­лю (Apol­lod. epit. III 29): по пред­ска­за­нию, пер­вый выса­див­ший­ся ахе­ец дол­жен был погиб­нуть. «Или­а­да» повест­ву­ет о помо­щи, ока­зан­ной Фети­дой сыну во вре­мя вой­ны: она пере­да­ёт Зев­су прось­бу Ахил­ла ото­мстить ахей­цам за нане­сён­ное ему оскорб­ле­ние, уте­ша­ет Ахил­ла после гибе­ли его дру­га Патрок­ла, а затем достав­ля­ет ему новые доспе­хи, изготов­лен­ные по её прось­бе богом Гефе­стом (Hom. Il. XVIII 35—147, 369—467, XIX 1—39) (пре­бы­ва­ние Фети­ды у Гефе­ста — одна из частых тем стен­ных рос­пи­сей в Пом­пе­ях). Сохра­нив­ши­е­ся в «Илиа­де» вос­по­ми­на­ния об услу­гах, ока­зан­ных Фети­дой Дио­ни­су (Hom. Il. VI 136), Гефе­сту (XVIII 394—401) и само­му Зев­су (I 396—406), рав­но как и миф о пред­по­ла­гав­шем­ся брач­ном сою­зе Фети­ды с Зев­сом (Pind. Isthm. 8, 26—41), дают осно­ва­ние утвер­ждать, что, веро­ят­но, в древ­ней­шие вре­ме­на Фети­да игра­ла более зна­чи­тель­ную роль в мифо­ло­ги­че­ской тра­ди­ции и толь­ко с фор­ми­ро­ва­ни­ем олим­пий­ско­го пан­тео­на отсту­пи­ла на зад­ний план.

В. Н. Ярхо

«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. II, с. 561—562.
См. по теме: ДИАКТОР • ДРИОП • ЭМАТИОН, ЕМАФИОН • ЭПАФ, ЕПАФ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Этрусская двухфигурная статуя — пеплохранилище.
Пьетра фетида (местная разновидность известняка).
Кьюзи, 400—380 г. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
2. МОЗАИКА. Греция.
Нереиды.
Кипр, Дом Эона.
Сер. IV в. н. э.
Пафос, Археологический парк.
3. КЕРАМИКА. Этрурия.
Пелей похищает купающуюся Фетиду. Фрагмент.
Краснофигурный кратер.
Глина. Ок. 340 г. до н. э.
Рим.
4. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл надевает выкованные Гефестом доспехи.
Изображены: отец Ахилла Пелей, Ахилл, мать Ахилла Фетида, сын Неоптолем (Пирр).
Чернофигурное блюдо.
Глина.
Афины, Национальный археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Мать Матута.
Пеплохранилище.
Пьетра фетида.
450—440 гг. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
6. МОЗАИКА. Греция.
Первое купание Ахилла.
Кипр. Вилла Тесея.
V в. н. э.
Пафос, Археологический парк.
7. КЕРАМИКА. Этрурия.
Пелей похищает купающуюся Фетиду.
Краснофигурный кратер.
Глина. Ок. 340 г. до н. э.
Рим.
8. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Урна для пепла.
Материал: пьетра фетида.
VI в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Урна для пепла.
Материал: пьетра фетида.
VI в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
10. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Т. н. «Ваза Патрокла», сторона B.
Краснофигурный волютный кратер. Апулия.
Мастер Дария.
Глина. 340—320 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА