Словарь античности

АВГУРЫ, рим­ские жре­цы, риту­а­лы кото­рых были свя­за­ны пер­во­на­чаль­но с боже­ства­ми пло­до­ро­дия, они улав­ли­ва­ли подан­ные боже­ст­вом зна­ки и их тол­ко­ва­ли. С тече­ни­ем вре­ме­ни выра­бота­лась целая нау­ка авгу­ров, кото­рые для сво­их пред­ска­за­ний (авгу­рий) поль­зо­ва­лись атмо­сфер­ны­ми явле­ни­я­ми (гро­мом, мол­нией, зар­ни­цей и т. д.), поле­том и голо­са­ми птиц, корм­ле­ни­ем свя­щен­ных кур, встре­ча­ми с дики­ми зве­ря­ми, отго­лос­ка­ми зву­ков и пр. Осо­бое зна­че­ние при­да­ва­лось гада­нию по поле­ту птиц (ауспи­ция). Обле­чен­ные вла­стью рим­ские государ­ст­вен­ные дея­те­ли долж­ны были при­бег­нуть к ауспи­ции перед каж­дым круп­ным поли­ти­че­ским или воен­ным актом (выбо­ра­ми, бит­ва­ми и т. д.), кото­рый совер­шал­ся толь­ко при бла­го­по­луч­ном исхо­де гада­ния. Кол­ле­гия авгу­ров суще­ст­во­ва­ла вплоть до эпо­хи Импе­рии. С тече­ни­ем вре­ме­ни гада­ние авгу­ров пре­вра­ти­лось в фор­маль­ную про­цеду­ру. Соглас­но Цице­ро­ну, в его вре­мя авгу­ры не мог­ли без улыб­ки смот­реть друг на дру­га при совер­ше­нии гада­ний, ибо не вери­ли в них. Отсюда про­ис­хож­де­ние выра­же­ния «улыб­ка авгу­ров».

См. также:
АВГУР (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
АВГУР, АВГУРИЯ; АУСПИК, АУСПИЦИЯ (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 2-е изд.)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДЕЛЬФИНИЙ • ФЕРЕТ • ЭННОМ, ЕННОМ • ЭПИГЕЙ, ЕПИГЕЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Сцена борьбы с фигурой авгура слева и фигурой в маске (phersu) справа.
Ок. 520 г. до н. э.
Тарквиния, Гробница Авгуров.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Голова жреца.
Мрамор. Последняя треть III в.
Элевсин, Археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова жреца.
Мрамор. Сер. I в. до н. э.
Остия, Археологический музей.
4. НАДПИСИ. Рим.
Надпись в честь Плиния Младшего.
Мрамор. 111—114 гг. н. э.
CIL V. 5262 = ILS 2927.
Милан, Базилика Святого Амвросия.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова жреца.
Мрамор. 2-я пол. I в. до н. э.
Афины, Археологический музей древней Агоры.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Северная процессия.
Перечисление персонажей, изображенных на рельефе и их гипотетическая идентификация (рисунок С. Боргини и Р. Картани).
13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
7. НАДПИСИ. Рим.
Хвалебная надпись в честь диктатора Квинта Фабия Максима.
Эпоха Августа. Копия.
CIL XI 1828 = CIL I, p. 193 = ILLRP 80 = ILS 56.
Рим, Музей Римской культуры.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Центральная композиция гробницы Авгуров в Тарквинии.
VI в. до н. э.
Тарквиния, Гробница Авгуров.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Южная процессия.
Перечисление персонажей, изображенных на рельефе и их гипотетическая идентификация (рисунок С. Боргини и Р. Картани).
13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
10. НАДПИСИ. Рим.
Надпись Луция Плиния Руфа, легата Секста Помпея.
ILS. 8891 = ILLRP. 426
39—36 гг. н. э. Копия.
Рим, Музей Римской культуры.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Квинт Корнуфиций
Карфаген (?), 42 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Цереры (Babelon, CRR, BMCRR, RSC: Церера; RRC: Танит), в венке из зерновых колосьев и с серьгами, влево. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Q. CORNVFICI. AVGVR IMP. (Quintus Cornuficius, augur, imperator) — Квинт Корнуфиций, в авгурской одежде и держащий литуус в правой руке, стоит анфас, увенчиваемый венком Юноной Соспитой, стоящей влево; она одета в козью шкуру на голове, длинное одеяние и сандалии, а в руке держит копье и щит; на последнем находится ворон. Кайма из точек.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА