Словарь античности

АВГУРЫ, рим­ские жре­цы, риту­а­лы кото­рых были свя­за­ны пер­во­на­чаль­но с боже­ства­ми пло­до­ро­дия, они улав­ли­ва­ли подан­ные боже­ст­вом зна­ки и их тол­ко­ва­ли. С тече­ни­ем вре­ме­ни выра­бота­лась целая нау­ка авгу­ров, кото­рые для сво­их пред­ска­за­ний (авгу­рий) поль­зо­ва­лись атмо­сфер­ны­ми явле­ни­я­ми (гро­мом, мол­нией, зар­ни­цей и т. д.), поле­том и голо­са­ми птиц, корм­ле­ни­ем свя­щен­ных кур, встре­ча­ми с дики­ми зве­ря­ми, отго­лос­ка­ми зву­ков и пр. Осо­бое зна­че­ние при­да­ва­лось гада­нию по поле­ту птиц (ауспи­ция). Обле­чен­ные вла­стью рим­ские государ­ст­вен­ные дея­те­ли долж­ны были при­бег­нуть к ауспи­ции перед каж­дым круп­ным поли­ти­че­ским или воен­ным актом (выбо­ра­ми, бит­ва­ми и т. д.), кото­рый совер­шал­ся толь­ко при бла­го­по­луч­ном исхо­де гада­ния. Кол­ле­гия авгу­ров суще­ст­во­ва­ла вплоть до эпо­хи Импе­рии. С тече­ни­ем вре­ме­ни гада­ние авгу­ров пре­вра­ти­лось в фор­маль­ную про­цеду­ру. Соглас­но Цице­ро­ну, в его вре­мя авгу­ры не мог­ли без улыб­ки смот­реть друг на дру­га при совер­ше­нии гада­ний, ибо не вери­ли в них. Отсюда про­ис­хож­де­ние выра­же­ния «улыб­ка авгу­ров».

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. также:
АВГУР (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
АВГУР, АВГУРИЯ; АУСПИК, АУСПИЦИЯ (Смит. Словарь греческих и римских древностей)

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ЭПИБОМИЙ, ЕПИБОМИЙ, БЛЮСТИТЕЛЬ АЛТАРЯ • ЭФОДИОН, ПРОГОННЫЕ ДЕНЬГИ • ДЕЛЬФИНИЙ • ЕПИСКОПЫ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 13 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. НАДПИСИ. Рим.
Плита с надписью в честь Германика.
Розовый мрамор. После 18 г. н. э.
AE. 1995. 650.
Инв. № A 0.9.17675, St. 8628.
Милан, Городской археологический музей.
2. НАДПИСИ. Рим.
Надпись на базе статуи, посвященной Гаю Марию.
I в. н. э. Копия.
CIL X 5782 = Casamari-01, p. 28 = Epigraphica-1967-58.
Инв. № MCR 169.
Рим, Музей Римской культуры.
3. НАДПИСИ. Рим.
Надпись Луция Плиния Руфа, легата Секста Помпея.
ILS. 8891 = ILLRP. 426
39—36 гг. н. э. Копия.
Инв. № MCR 232.
Рим, Музей Римской культуры.
4. НАДПИСИ. Этрурия.
Надпись, восхваляющая Луция Лициния Лукулла, который победил Митридата, царя Понта, и Тиграна, царя Армении.
Эпоха Августа. 27 г. до н. э. — 14 г. н. э. Копия.
CIL XI 1832 (p. 1274) = CIL I p. 196 = ILS 60 = Inscr. It. XIII. 3. 84.
Инв. № MCR 176.
Рим, Музей Римской культуры.
5. НАДПИСИ. Рим.
Надпись в честь диктатора Мания Валерия Максима.
Эпоха Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.). Копия.
CIL. XI. 1826 = Inscr. It. XIII3. 78 = ILS. 50.
Инв. № MCR 105.
Рим, Музей Римской культуры.
6. НАДПИСИ. Рим.
Хвалебная надпись в честь диктатора Квинта Фабия Максима.
Эпоха Августа. Копия.
CIL XI 1828 = CIL I, p. 193 = ILLRP 80 = ILS 56.
Рим, Музей Римской культуры.
7. НАДПИСИ. Рим.
Надпись в честь Плиния Младшего.
Мрамор. 111—114 гг. н. э.
CIL V. 5262 = ILS 2927.
Милан, Базилика Святого Амвросия.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Северная процессия.
Перечисление персонажей, изображенных на рельефе и их гипотетическая идентификация (рисунок С. Боргини и Р. Картани).
13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Южная процессия.
Перечисление персонажей, изображенных на рельефе и их гипотетическая идентификация (рисунок С. Боргини и Р. Картани).
13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
10. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Голова жреца.
Мрамор. Последняя треть III в.
Элевсин, Археологический музей.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 1)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Карфаген (?), 42 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Цереры (Babelon, CRR, BMCRR, RSC: Церера; RRC: Танит), в венке из зерновых колосьев и с серьгами, влево. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Q. CORNVFICI. AVGVR IMP. (Quintus Cornuficius, augur, imperator) — Квинт Корнуфиций, в авгурской одежде и держащий литуус в правой руке, стоит анфас, увенчиваемый венком Юноной Соспитой, стоящей влево; она одета в козью шкуру на голове, длинное одеяние и сандалии, а в руке держит копье и щит; на последнем находится ворон. Кайма из точек.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА