Словарь античности

БОГИНЯ-МАТЬ, неотъ­ем­ле­мый пер­со­наж всех индо­ев­ро­пей­ских рели­гий. В восточ­ных рели­ги­ях на пер­вый план высту­па­ет соци­аль­ный аспект (мат­ри­ар­хат) ее функ­ции (Иштар, Астар­та, Анат, Иси­да). В гре­че­ской и рим­ской рели­ги­ях основ­ной в куль­те боги­ни-мате­ри (Афро­ди­та, Арте­ми­да, Демет­ра, Гея, Пер­се­фо­на, Тел­лус, Матер Мату­та, сирий­ская Дея Дия) была виталь­ная функ­ция (любовь, рож­де­ние, пло­до­ро­дие). Под­черк­ну­то орги­а­сти­че­ские фор­мы их культ стал при­ни­мать в более позд­ний пери­од, когда в рели­ги­оз­ных пред­став­ле­ни­ях веду­щее место заня­ли не боги­ни, а царя­щие на небе боги.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭПУЛОНЫ • ЭФЕССКИЕ ГРАМОТЫ, ЕФЕСИЙСКИЕ ГРАМОТЫ • ЭФФАТУМ • ЭНКОЙМЕСИС •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. НАДПИСИ. Рим.
Плита с посвящением алтаря за благополучие Августа, поставленного Луцием Лукрецием Зетом.
CIL VI 30975 = ILS 3090.
Мрамор.
1 г. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с изображением Диониса на пантере, известный как «Бадминтонский саркофаг».
Белый мрамор. 260—270 гг. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Венера Капитолийская.
Мрамор.
Римская работа II в. по греческому образцу IV в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Кабинет Венеры.
4. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Венера Медичи.
Паросский мрамор.
Греческая копия конца II — начала I в. до н. э. греческого образца.
Флоренция, Галерея Уффици, Трибуна (Зал 18).
5. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Венера Милосская.
Паросский мрамор. 130—100 гг. до н. э.
Париж, Лувр.
6. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Борьба Афины с Алкионеем.
Фрагмент восточного фриза Пергамского алтаря.
Мрамор. Ок. 180—159 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
7. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер с изображением путешествия Орфея в Загробный мир.
Краснофигурный кратер с волютами. Апулия.
Мастер Загробного мира (Trendall).
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Артемида Эфесская (т. н. Великая Артемида).
Мрамор.
Римская копия 98—117 гг. деревянной статуи VII в. до н. э.
Сельчук, Эфесский музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фронтальная панель саркофага со сценой похищения Персефоны Аидом и боковые панели со сфинксами.
Мрамор.
150—175 гг. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Деметры.
Мрамор. Римская копия греческой работы ок. 420 г. до н. э. (школа Фидия).
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда, 6.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Тетрадрахма, серебро
Агафокл
Сиракузы, 305—295 гг. до н.э.
АВЕРС: ΚΟΡΑΣ — обращенная вправо голова Коры в венке из зерновых стеблей и в серьгах с одной подвеской.
РЕВЕРС: ΑΓΑΘΟΚΛΕΙΟΣ — крылатая Ника в ожерелье, с обнаженным телом и драпированными ногами, стоит почти фронтально, повернув голову вправо, заканчивает сооружение трофея из оружия, прибивая шлем гвоздем: в левой руке держит приставленный к шлему гвоздь, в опущенной правой руке — молоток; трофей состоит из укрепленных на столбе доспехов с двумя рядами птериг, поножей, круглого щита и шлема; справа в поле трискелис.
2. 12 литр, серебро
Пятая сиракузская демократия (214—212 гг. до н. э.)
Сиракузы, 214—212 гг. до н.э.
АВЕРС: Обращенная влево голова Афины в коринфском шлеме с гребнем, украшенном грифоном на тулье.
РЕВЕРС: ΣΥΡΑΚΟΣΙΩΝ — Артемида стоит влево, натягивает лук, у ее ног бегущая собака.
В левом поле в две строки: ΥΑ / ΣΛ.
3. AE, медь
Филипп I Араб
Бизия, 244—249 гг.
АВЕРС: Μ. ⲰΤΑΚΕΙΛΙΑ ϹΕΒΗΡΑ ϹΕΒ. — драпированный бюст Отацилии Северы, в стефане, обращенный вправо.
РЕВЕРС: ΒΙΖΥΗΝΩΝ — Афродита (Венера Стыдливая, Venus Pudica) прикрывается руками, стоя фронтально и повернув голову направо.
4. Денарий, серебро
Марк Плеторий Цестиан
Рим, 57 г. до н.э.
АВЕРС: Женский бюст (BMCRR, CRR, Hollstein: Церера; RRC, RCTV: Прозерпина; MRR, RRM: Фортуна) вправо, задрапированный, в круглых серьгах и ожерелье, волосы украшены маковыми головками, сзади волосы собраны в сетку или мешочек; над ушами и на шее мелкие завитки; от ушей к затылку протянуты косы. Сзади контрольная метка (щит). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Кувшин с ручкой (MRR: praefericulum; BMCRR: prochous) и горящий факел; справа M·PLAETORI вниз; слева CEST·EX·S·C вниз (Marcus Plaetorius Cestianus ex senatus consulto). Кайма из точек.
5. AE, медь
Септимий Север
Павталия, 202—205 гг.
АВЕРС: ΦΟΥΛ. ΠΛΑΥΤΙΛΛΑ ϹΕΒΑϹ. — драпированный бюст Плавтиллы вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ΠΑΥΤΑΛΙΑϹ — обнаженная Афродита, прикрывающая руками грудь и лоно.
Статуя Афродиты принадлежит к ряду т. н. типов Венеры Стыдливой (Venus Pudica), происходящих от знаменитой Афродиты Книдской Праксителя.
6. AE, медь
Септимий Север
Никополь, 193—211 гг.
АВЕРС: ΑΥ. ΚΑΙ. ϹΕΠ. ϹΕΥΗΡΟϹ ΠΕΡ. — голова Септимия Севера в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΥΠΑ. ΠΟΛ. ΑΥϹΠΙΚΟϹ ΝΙΚΙΠΟΛΙ. ΠΡΟϹ ΙϹ. — Венера Стыдливая (Venus Pudica).
7. Тетрадрахма, серебро
Агафокл
Сиракузы, 310—305 гг. до н.э.
АВЕРС: ΚΟΡΑΣ — обращенная вправо голова Коры в венке из зерновых стеблей и в серьгах с одной подвеской.
РЕВЕРС: ΑΓΑΘΟΚΛΕΙΟΣ — крылатая Ника в ожерелье, с обнаженным телом и драпированными ногами, стоит почти фронтально, повернув голову вправо, заканчивает сооружение трофея из оружия, прибивая шлем гвоздем: в левой руке держит приставленный к шлему гвоздь, в опущенной правой руке — молоток; трофей состоит из укрепленных на столбе доспехов с тремя рядами птериг, поножей, круглого щита и шлема; справа в поле трискелис.
8. Денарий, серебро
Марк Плеторий Цестиан
Рим, 57 г. до н.э.
АВЕРС: Женский бюст (BMCRR, CRR, Hollstein: Церера; RRC, RCTV: Прозерпина; MRR, RRM: Фортуна) вправо, задрапированный, в круглых серьгах и ожерелье, волосы украшены маковыми головками, сзади волосы собраны в сетку или мешочек; над ушами и на шее мелкие завитки; от ушей к затылку протянуты косы. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Кувшин с ручкой (MRR: praefericulum; BMCRR: prochous) и горящий факел; справа M·PLAETORI вниз; слева CEST·S·C вниз (Marcus Plaetorius Cestianus, senatus consulto). Кайма из точек.
9. Денарий, серебро
Марк Плеторий Цестиан
Рим, 57 г. до н.э.
АВЕРС: Женский бюст (BMCRR, CRR, Hollstein: Церера; RRC, RCTV: Прозерпина; MRR, RRM: Фортуна) вправо, задрапированный, в круглых серьгах и ожерелье, волосы украшены маковыми головками, сзади волосы собраны в сетку или мешочек; над ушами и на шее мелкие завитки; от ушей к затылку протянуты косы. Сзади контрольная метка (чаша). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Кувшин с ручкой (MRR: praefericulum; BMCRR: prochous) и горящий факел; слева M·PLAETORI вниз; справа CEST·S·C вниз (Marcus Plaetorius Cestianus, senatus consulto). Кайма из точек.
10. Денарий, серебро
Марк Плеторий Цестиан
Рим, 57 г. до н.э.
АВЕРС: Женский бюст (BMCRR, CRR, Hollstein: Церера; RRC, RCTV: Прозерпина; MRR, RRM: Фортуна) вправо, задрапированный, в круглых серьгах и ожерелье, волосы украшены маковыми головками, сзади волосы собраны в сетку или мешочек; над ушами и на шее мелкие завитки; от ушей к затылку протянуты косы. Сзади контрольная метка (ящерица). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Крылатый кадуцей; справа M·PLAETORI вниз; слева CEST·EX·S·C вниз (Marcus Plaetorius Cestianus ex senatus consulto). Кайма из точек.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА