Словарь античности

БОГИНЯ-МАТЬ, неотъ­ем­ле­мый пер­со­наж всех индо­ев­ро­пей­ских рели­гий. В восточ­ных рели­ги­ях на пер­вый план высту­па­ет соци­аль­ный аспект (мат­ри­ар­хат) ее функ­ции (Иштар, Астар­та, Анат, Иси­да). В гре­че­ской и рим­ской рели­ги­ях основ­ной в куль­те боги­ни-мате­ри (Афро­ди­та, Арте­ми­да, Демет­ра, Гея, Пер­се­фо­на, Тел­лус, Матер Мату­та, сирий­ская Дея Дия) была виталь­ная функ­ция (любовь, рож­де­ние, пло­до­ро­дие). Под­черк­ну­то орги­а­сти­че­ские фор­мы их культ стал при­ни­мать в более позд­ний пери­од, когда в рели­ги­оз­ных пред­став­ле­ни­ях веду­щее место заня­ли не боги­ни, а царя­щие на небе боги.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ЭПУЛОНЫ • ЭФЕССКИЕ ГРАМОТЫ, ЕФЕСИЙСКИЕ ГРАМОТЫ • ЭНКОЙМЕСИС • ЭФФАТУМ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 360 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Артемида Эфесская.
Алебастр, бронза. 2-я половина II в. н. э.
Инв. № 6278.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Артемида Эфесская.
Алебастр, бронза. 2-я половина II в. н. э.
Инв. № 6278.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Артемида Эфесская.
Алебастр, бронза. 2-я половина II в. н. э.
Инв. № 6278.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Венеры Прародительницы (Venus Genetrix).
Мрамор. Римская копия I—II вв. н. э. греческой бронзовой статуи конца V в. до н. э., приписываемой Каллимаху.
Инв. № 32.11.3.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Артемида Эфесская.
Алебастр, бронза. 2-я половина II в. н. э.
Голова, руки и стопы воссозданы Валадье в бронзе.
Инв. № 6278.
Неаполь, Национальный археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Венеры Прародительницы (Venus Genetrix).
Мрамор. Римская копия I—II вв. н. э. греческой бронзовой статуи конца V в. до н. э., приписываемой Каллимаху.
Инв. № 32.11.3.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Венеры Прародительницы (Venus Genetrix).
Мрамор. Римская копия I—II вв. н. э. греческой бронзовой статуи конца V в. до н. э., приписываемой Каллимаху.
Инв. № 32.11.3.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афродита (Капитолийский тип). Деталь.
Мрамор. Римская копия эпохи империи греческого образца эллинистической эпохи.
Инв. № 21.
Рим, Национальный римский музей, Термы Диоклетиана.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Артемида Эфесская.
Алебастр, бронза. 2-я половина II в. н. э.
Инв. № 6278.
Неаполь, Национальный археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Статуя Афродиты, подписанная Менофантом.
Греческий мелкозернистый мрамор. Греческая копия I в. до н. э.
Инв. № 75674.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 17 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, Серебро
Гай Юлий Цезарь
Африка*, 46 г. до н.э.
АВЕРС: COS. TERT. DICT. ITER. — голова Цереры в венке из колосьев вправо; её волосы забраны назад и спадают на шею. Кайма из точек.
РЕВЕРС: AVGVR. PONT. MAX. M. — чаша (culullus), кропило (aspergillum), кувшин (capis) и авгурский жезл (lituus). Кайма из точек.
2. Денарий, Серебро
Гай Юлий Цезарь
Африка*, 46 г. до н.э.
АВЕРС: COS. TERT. DICT. ITER. — голова Цереры в венке из колосьев вправо; её волосы забраны назад и спадают на шею. Кайма из точек.
РЕВЕРС: AVGVR. PONT. MAX. D. — чаша (culullus), кропило (aspergillum), кувшин (capis) и авгурский жезл (lituus). Кайма из точек.
3. Денарий, Серебро
Гай Юлий Цезарь
Сицилия, 47 г. до н.э.
АВЕРС: C. CAESAR IMP. COS. ITER — бюст Венеры в легкой драпировке и диадеме, направо, ее волосы собраны на затылке в узел, два локона спускаются на шею. Кайма из точек.
РЕВЕРС: A. ALLIENUS PRO. COS. — обнаженный герой Тринакр влево, он ставит правую ногу на нос корабля, в правой руке, которой он опирается о колено, трискелис, вокруг левой обмотан плащ. Кайма из точек.
4. Медальон, медь
Антонин Пий
141—161 гг.
АВЕРС: DIVA AVG. FAVSTINA — драпированный бюст Фаустины Старшей вправо; волосы тщательно завиты и заплетены в косички, которые уложены поперек головы и свернуты кольцом на макушке.
РЕВЕРС: Теллус (Земля) полулежит влево, протянув правую руку, чтобы получить семена, разбрасываемые Триптолемом, парящим на ней в колеснице, запряженной змеями; слева — Фаустина в образе Цереры стоит вправо, держит факел и протягивает правую руку к Триптолему.
5. AE 23, медь
Нерон
Перинф, 60—65 гг.
АВЕРС: ΠΟΠΠΑΙΑ ΣΕΒΑΣΤΗ — драпированный бюст Поппеи в диадеме вправо.
РЕВЕРС: Головной убор Исиды внутри лаврового венка.
В поле, слева и справа, Π Ε.
6. Статер, золото
Лампсак, 360 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Деметры под покрывалом влево, на ней венок из цветков лотоса, серьга с подвеской и жемчужное ожерелье.
РЕВЕРС: Передняя часть крылатого коня вправо.
7. Денарий, серебро
Малая Азия, 49 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Юпитера, с длинной бородой, вправо.
РЕВЕРС: L. LENTVLVS MAR. COS. (MAR — монограммой) (Lucius Lentulus, Marcellus, consules) — культовая статуя Артемиды Эфесской анфас; ее руки протянуты и с каждой свисает лента.
8. Медальон, медь
Каракалла
КАРИЯ, Стратоникея, 202—211 гг.
АВЕРС: […]ΡΑ ΚΑΙ Μ. ΑΥΡ. ΑΝ. ΚΑΙ ΘЄ. ϹЄΒ. ΝЄ. ΤϹΛΑΥΤΙΛ.— напротив друг друга бюсты Каракаллы в лавровом венке справа и Плавтиллы в диадеме слева; между ними контрмарка: голова в шлеме вправо и ΘЄΟΥ (Howgego 188, 536).
РЕВЕРС: ϹΤΡΑΤΟΝЄΙΚЄΟΝ ЄΠΙ ΤΩΝ ΠΕΡ. ΤΒ. ΚΑ. ΔΙΟΝΥϹΙΟΥ — Геката, с калафом на голове, стоит влево, в левой руке горящий факел, в правой фиала; слева у ее ног собака.
9. Кистофор, серебро
Клавдий
Эфес, 41—42 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAES. AVG. — обнаженная голова Клавдия влево.
РЕВЕРС: DIAN. EPHE. — храм Дианы Эфесской, изображенный четырехколонным, на подиуме из четырех ступеней; в центре — стоящая культовая статуя Дианы Эфесской, с руками, перемотанными лентой, и с полосом на голове. На фронтоне виден щит (?) на столе, стоящие слева и справа фигуры, держащие щит, два стола (?) слева и справа, и две лежащие фигуры по углам.
10. Кистофор, серебро
Клавдий
Эфес, 50—51 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAES. AVG. AGRIPP. AVGVSTA — голова Клавдия, в лавровом венке, и обнаженная голова Агриппины, парно, влево.
РЕВЕРС: DIANA EPHESIA — культовая статуя Дианы Эфесской стоит анфас, руки от запястий перемотаны лентой, на голове полос.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА