Словарь античности

БОГИНЯ-МАТЬ, неотъ­ем­ле­мый пер­со­наж всех индо­ев­ро­пей­ских рели­гий. В восточ­ных рели­ги­ях на пер­вый план высту­па­ет соци­аль­ный аспект (мат­ри­ар­хат) ее функ­ции (Иштар, Астар­та, Анат, Иси­да). В гре­че­ской и рим­ской рели­ги­ях основ­ной в куль­те боги­ни-мате­ри (Афро­ди­та, Арте­ми­да, Демет­ра, Гея, Пер­се­фо­на, Тел­лус, Матер Мату­та, сирий­ская Дея Дия) была виталь­ная функ­ция (любовь, рож­де­ние, пло­до­ро­дие). Под­черк­ну­то орги­а­сти­че­ские фор­мы их культ стал при­ни­мать в более позд­ний пери­од, когда в рели­ги­оз­ных пред­став­ле­ни­ях веду­щее место заня­ли не боги­ни, а царя­щие на небе боги.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭПУЛОНЫ • ЭФЕССКИЕ ГРАМОТЫ, ЕФЕСИЙСКИЕ ГРАМОТЫ • ЭНКОЙМЕСИС • ЭФФАТУМ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 380 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Афродита Сиракузская (Афродита Ландолина).
Белый мрамор греческих островов.
Римская копия II в. н. э. родосско-малоазийского образца II в. до н. э.
Инв. № 694.
Сиракузы, Региональный археологический музей «Паоло Орси».
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Афродита Сиракузская (Афродита Ландолина).
Белый мрамор греческих островов.
Римская копия II в. н. э. родосско-малоазийского образца II в. до н. э.
Инв. № 694.
Сиракузы, Региональный археологический музей «Паоло Орси».
3. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Афродита Сиракузская (Афродита Ландолина).
Белый мрамор греческих островов.
Римская копия II в. н. э. родосско-малоазийского образца II в. до н. э.
Инв. № 694.
Сиракузы, Региональный археологический музей «Паоло Орси».
4. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Афродита Сиракузская (Афродита Ландолина).
Белый мрамор греческих островов.
Римская копия II в. н. э. родосско-малоазийского образца II в. до н. э.
Инв. № 694.
Сиракузы, Региональный археологический музей «Паоло Орси».
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Афродиты.
Пентелийский мрамор. Римская копия статуи Каллимаха V в. до н. э..
Инв. № M.C. 1078.
Рим, Капитолийские музеи, Музей Монтемартини (Электростанция Монтемартини).
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Посвятительный рельеф Арею и Афродите.
Мрамор. Аттическая работа второй половины V в. до н. э.
Инв. № 126.
Венеция, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Небольшая статуя Афродиты (Венеры).
Римская копия греческого образца.
Мрамор. I—II вв. н. э.
Патры, Новый археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Небольшая статуя Афродиты (Венеры).
Римская копия греческого образца.
Мрамор. I—II вв. н. э.
Патры, Новый археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афродита Каллипига.
Мрамор.
Неаполь, Национальный археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Венеры Прародительницы (Venus Genetrix).
Мрамор. Римская копия I—II вв. н. э. греческой бронзовой статуи конца V в. до н. э., приписываемой Каллимаху.
Инв. № 32.11.3.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 20 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, медь
Веспасиан
Рим*, 71 г.
АВЕРС: IMP. CAES. VESPASIAN. AVG. P. M. TR. P. P. P. COS. III — голова Веспасиана, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: Фронтальный вид храма Исиды, изображенного четырехколонным, на подиуме из пяти ступеней; между колонн, при входе во внутреннее святилище находится стоящая фронтально статуя Исиды, держащая патеру; справа и слева от ступеней на невысоких постаментах стоят статуи; наверху полукруглый фронтон с искусным орнаментом сверху; внутри него Исида, скачущая вправо на собаке.
В поле, слева и справа: S. C.
2. Денарий, серебро
Гай Юлий Цезарь
Рим, 44 г. до н.э.
АВЕРС: L. BVCA (Lucius Buca) — голова Венеры в диадеме, серьгах в виде крестов и ожерелье, вправо. Её волосы собраны в пучок и два локона спадают на шею. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Сулла полулежит напротив скалы, опираясь головой на левую руку, справа от него — Луна, спускающаяся со скалы, на её лбу и над её головой — полумесяц, развевающееся покрывало, в её правой руке зажжённый факел; позади Суллы — Виктория с распростёртыми крыльями, которая держит посох в поднятой правой руке. Кайма из точек.
3. Денарий, серебро
Гай Юлий Цезарь
Рим, 44 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR IM P M (Caesar Imperator Pontifex Maximus) — голова Цезаря в венке вправо, позади — полумесяц. Кайма из точек.
РЕВЕРС: L AEMILIVS BVCA — Венера влево, в правой руке держит Викторию, а левой опирается на скипетр. Кайма из точек.
4. Денарий, Серебро
Гай Юлий Цезарь
Африка*, 46 г. до н.э.
АВЕРС: COS. TERT. DICT. ITER. — голова Цереры в венке из колосьев вправо; её волосы забраны назад и спадают на шею. Кайма из точек.
РЕВЕРС: AVGVR. PONT. MAX. M. — чаша (culullus), кропило (aspergillum), кувшин (capis) и авгурский жезл (lituus). Кайма из точек.
5. Денарий, Серебро
Гай Юлий Цезарь
Африка*, 46 г. до н.э.
АВЕРС: COS. TERT. DICT. ITER. — голова Цереры в венке из колосьев вправо; её волосы забраны назад и спадают на шею. Кайма из точек.
РЕВЕРС: AVGVR. PONT. MAX. D. — чаша (culullus), кропило (aspergillum), кувшин (capis) и авгурский жезл (lituus). Кайма из точек.
6. Денарий, Серебро
Гай Юлий Цезарь
Сицилия, 47 г. до н.э.
АВЕРС: C. CAESAR IMP. COS. ITER — бюст Венеры в легкой драпировке и диадеме, направо, ее волосы собраны на затылке в узел, два локона спускаются на шею. Кайма из точек.
РЕВЕРС: A. ALLIENUS PRO. COS. — обнаженный герой Тринакр влево, он ставит правую ногу на нос корабля, в правой руке, которой он опирается о колено, трискелис, вокруг левой обмотан плащ. Кайма из точек.
7. Медальон, медь
Антонин Пий
141—161 гг.
АВЕРС: DIVA AVG. FAVSTINA — драпированный бюст Фаустины Старшей вправо; волосы тщательно завиты и заплетены в косички, которые уложены поперек головы и свернуты кольцом на макушке.
РЕВЕРС: Теллус (Земля) полулежит влево, протянув правую руку, чтобы получить семена, разбрасываемые Триптолемом, парящим на ней в колеснице, запряженной змеями; слева — Фаустина в образе Цереры стоит вправо, держит факел и протягивает правую руку к Триптолему.
8. AE 23, медь
Нерон
Перинф, 60—65 гг.
АВЕРС: ΠΟΠΠΑΙΑ ΣΕΒΑΣΤΗ — драпированный бюст Поппеи в диадеме вправо.
РЕВЕРС: Головной убор Исиды внутри лаврового венка.
В поле, слева и справа, Π Ε.
9. Статер, золото
Лампсак, 360 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Деметры под покрывалом влево, на ней венок из цветков лотоса, серьга с подвеской и жемчужное ожерелье.
РЕВЕРС: Передняя часть крылатого коня вправо.
10. Денарий, серебро
Малая Азия, 49 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Юпитера, с длинной бородой, вправо.
РЕВЕРС: L. LENTVLVS MAR. COS. (MAR — монограммой) (Lucius Lentulus, Marcellus, consules) — культовая статуя Артемиды Эфесской анфас; ее руки протянуты и с каждой свисает лента.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА