Словарь античности

БОГИНЯ-МАТЬ, неотъ­ем­ле­мый пер­со­наж всех индо­ев­ро­пей­ских рели­гий. В восточ­ных рели­ги­ях на пер­вый план высту­па­ет соци­аль­ный аспект (мат­ри­ар­хат) ее функ­ции (Иштар, Астар­та, Анат, Иси­да). В гре­че­ской и рим­ской рели­ги­ях основ­ной в куль­те боги­ни-мате­ри (Афро­ди­та, Арте­ми­да, Демет­ра, Гея, Пер­се­фо­на, Тел­лус, Матер Мату­та, сирий­ская Дея Дия) была виталь­ная функ­ция (любовь, рож­де­ние, пло­до­ро­дие). Под­черк­ну­то орги­а­сти­че­ские фор­мы их культ стал при­ни­мать в более позд­ний пери­од, когда в рели­ги­оз­ных пред­став­ле­ни­ях веду­щее место заня­ли не боги­ни, а царя­щие на небе боги.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭПУЛОНЫ • ЭФЕССКИЕ ГРАМОТЫ, ЕФЕСИЙСКИЕ ГРАМОТЫ • ЭНКОЙМЕСИС • ЭФФАТУМ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Венера Милосская.
Паросский мрамор. 130—100 гг. до н. э.
Париж, Лувр.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Рождение Афродиты. Алтарь Афродиты (т. н. «Трон Лудовизи») — фронтальный рельеф.
Мрамор. 460—450 гг. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Артемида.
Мрамор.
Рим, нач. II в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афродита Книдская.
Среднезернистый мрамор.
Торс — римская копия II в. н. э., остальное — реставрация XVII в. скульптора Ипполито Буцци (1562—1634).
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
5. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Наиск с восседающей на троне Кибелой. (На антах изображены Гермес Кадмил и Геката).
Мрамор. Посвятительный рельеф. 2-я половина IV в. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Артемида Эфесская.
Алебастр, бронза.
2-я половина II в. н. э.
Голова, руки и стопы воссозданы в бронзе Валадье (1762—1839); реставрация алебастра Альбачини (1734—1813).
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. КЕРАМИКА. Греция.
Аполлон и Артемида убивают детей Ниобеи.
Краснофигурный кратер. Аттика.
Мастер Ниобид.
Глина. Ок. 450 г. до н. э.
Париж, Лувр.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афродита Капуанская (деталь).
Белый мелкокристаллический мрамор.
1-я половина II в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афродита Капуанская (деталь).
Белый мелкокристаллический мрамор.
1-я половина II в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
10. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Греция.
Зеркало с кариатидой-Афродитой.
Бронза.
Ок. 450 г. до н. э.
Балтимор (США), Художественный музей Уолтерсов.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Марк Юний Брут (Квинт Цепион Брут)
Передвижной монетный двор Брута, 43—42 гг. до н.э.
АВЕРС: Бюст женщины (MRR: Свобода или Фортуна; BMCRR, CRR: Церера; RRC: возможно, Артемида) в лавровом венке и ожерелье вправо, задрапированный, на голове покрывало и головной убор (MRR, BMCRR, CRR: модий, RRC, RCTV, CRI: полос); сзади L·PLAET·CEST вниз. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Топор и священная утварь (MRR, BMCRR, CRR, RCTV: ковш (simpulum) без ручки; RRC: чаша, cullulus); внизу BRVT·IMP. Кайма из точек.
2. Денарий, серебро
Марк Юний Брут (Квинт Цепион Брут)
Передвижной монетный двор Брута, 43—42 гг. до н.э.
АВЕРС: Бюст женщины (MRR: Свобода или Фортуна; BMCRR, CRR, RSC: Церера; RRC: возможно, Артемида) в лавровом венке и ожерелье вправо, задрапированный, на голове покрывало и головной убор (MRR, BMCRR, CRR, RSC: модий, RRC, RCTV, CRI: полос); сзади L·PLAET·CEST вниз. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Топор и священная утварь (MRR, BMCRR, CRR, RSC, RCTV: ковш (simpulum) без ручки; RRC: чаша, cullulus); внизу BRVT·IMP. Кайма из точек.
3. Тетрадрахма, серебро
Агафокл
Сиракузы, 310—305 гг. до н.э.
АВЕРС: ΚΟΡΑΣ — обращенная вправо голова Коры в венке из зерновых стеблей (NAC: ячменных) и в серьгах с одной подвеской.
РЕВЕРС: ΑΓΑΘΟΚΛΕΟΣ — крылатая Ника в ожерелье, с обнаженным телом и драпированными ногами, стоит почти фронтально, повернув голову вправо, заканчивает сооружение трофея из оружия, прибивая шлем гвоздем: в левой руке держит приставленный к шлему гвоздь, в опущенной правой руке — молоток; трофей состоит из укрепленных на столбе доспехов с тремя рядами птериг, поножей, круглого щита и шлема; справа в поле трискелис; между Никой и трофеем монограмма.
4. Тетрадрахма, серебро
Агафокл
Сиракузы, 310—305 гг. до н.э.
АВЕРС: ΚΟΡΑΣ — обращенная вправо голова Коры в венке из зерновых стеблей и в серьгах с одной подвеской.
РЕВЕРС: ΑΓΑΘΟΚΛΕΙΟΣ — крылатая Ника в ожерелье, с обнаженным телом и драпированными ногами, стоит почти фронтально, повернув голову вправо, заканчивает сооружение трофея из оружия, прибивая шлем гвоздем: в левой руке держит приставленный к шлему гвоздь, в опущенной правой руке — молоток; трофей состоит из укрепленных на столбе доспехов с тремя рядами птериг, поножей, круглого щита и шлема; справа в поле трискелис.
5. Тетрадрахма, серебро
Агафокл
Сиракузы, 305—295 гг. до н.э.
АВЕРС: ΚΟΡΑΣ — обращенная вправо голова Коры в венке из зерновых стеблей и в серьгах с одной подвеской.
РЕВЕРС: ΑΓΑΘΟΚΛΕΙΟΣ — крылатая Ника в ожерелье, с обнаженным телом и драпированными ногами, стоит почти фронтально, повернув голову вправо, заканчивает сооружение трофея из оружия, прибивая шлем гвоздем: в левой руке держит приставленный к шлему гвоздь, в опущенной правой руке — молоток; трофей состоит из укрепленных на столбе доспехов с двумя рядами птериг, поножей, круглого щита и шлема; справа в поле трискелис.
6. AE, медь
Септимий Север
Павталия, 202—205 гг.
АВЕРС: ΦΟΥΛ. ΠΛΑΥΤΙΛΛΑ ϹΕΒΑϹ. — драпированный бюст Плавтиллы вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ΠΑΥΤΑΛΙΑϹ — обнаженная Афродита, прикрывающая руками грудь и лоно.
Статуя Афродиты принадлежит к ряду т. н. типов Венеры Стыдливой (Venus Pudica), происходящих от знаменитой Афродиты Книдской Праксителя.
7. AE, медь
Филипп I Араб
Бизия, 244—249 гг.
АВЕРС: Μ. ⲰΤΑΚΕΙΛΙΑ ϹΕΒΗΡΑ ϹΕΒ. — драпированный бюст Отацилии Северы, в стефане, обращенный вправо.
РЕВЕРС: ΒΙΖΥΗΝΩΝ — Афродита (Венера Стыдливая, Venus Pudica) прикрывается руками, стоя фронтально и повернув голову направо.
8. 12 литр, серебро
Пятая сиракузская демократия (214—212 гг. до н. э.)
Сиракузы, 214—212 гг. до н.э.
АВЕРС: Обращенная влево голова Афины в коринфском шлеме с гребнем, украшенном грифоном на тулье.
РЕВЕРС: ΣΥΡΑΚΟΣΙΩΝ — Артемида стоит влево, натягивает лук, у ее ног бегущая собака.
В левом поле в две строки: ΥΑ / ΣΛ.
9. AE, медь
Гордиан III
Деульт, 241—244 гг.
АВЕРС: SAB. TRANQVILLINA AVG. — драпированный бюст Транквиллины, в стефане, влево.
РЕВЕРС: C. F. / P. D. — обнаженная Афродита, прикрывающая руками грудь и лоно; слева амфора.
10. AE, медь
Септимий Север
Никополь, 193—211 гг.
АВЕРС: ΑΥ. ΚΑΙ. ϹΕΠ. ϹΕΥΗΡΟϹ ΠΕΡ. — голова Септимия Севера в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΥΠΑ. ΠΟΛ. ΑΥϹΠΙΚΟϹ ΝΙΚΙΠΟΛΙ. ΠΡΟϹ ΙϹ. — Венера Стыдливая (Venus Pudica).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА