Словарь античности

БОГИНЯ-МАТЬ, неотъ­ем­ле­мый пер­со­наж всех индо­ев­ро­пей­ских рели­гий. В восточ­ных рели­ги­ях на пер­вый план высту­па­ет соци­аль­ный аспект (мат­ри­ар­хат) ее функ­ции (Иштар, Астар­та, Анат, Иси­да). В гре­че­ской и рим­ской рели­ги­ях основ­ной в куль­те боги­ни-мате­ри (Афро­ди­та, Арте­ми­да, Демет­ра, Гея, Пер­се­фо­на, Тел­лус, Матер Мату­та, сирий­ская Дея Дия) была виталь­ная функ­ция (любовь, рож­де­ние, пло­до­ро­дие). Под­черк­ну­то орги­а­сти­че­ские фор­мы их культ стал при­ни­мать в более позд­ний пери­од, когда в рели­ги­оз­ных пред­став­ле­ни­ях веду­щее место заня­ли не боги­ни, а царя­щие на небе боги.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭПУЛОНЫ • ЭФЕССКИЕ ГРАМОТЫ, ЕФЕСИЙСКИЕ ГРАМОТЫ • ЭФФАТУМ • ЭНКОЙМЕСИС •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 456 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Артемида Эфесская.
Алебастр, бронза.
2-я половина II в. н. э.
Голова, руки и стопы воссозданы в бронзе Валадье (1762—1839); реставрация алебастра Альбачини (1734—1813).
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Артемида Эфесская.
Алебастр, бронза.
2-я половина II в. н. э.
Голова, руки и стопы воссозданы в бронзе Валадье (1762—1839); реставрация алебастра Альбачини (1734—1813).
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. КЕРАМИКА. Греция.
Рождение Афины из головы Зевса.
Пелика краснофигурная. Аттика.
Приписывается мастеру Рождения Афины.
Глина.
Ок. 460—450 гг. до н. э.
Лондон, Британский музей.
4. МОЗАИКА. Рим.
Фрагмент напольной мозаики со сценами охоты.
Напольная мозаика жилой комнаты 30.
1-я пол. IV в.
Пьяцца Армерина, Римская вилла дель Казале, Зал Малой охоты.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Артемида и Каллисто.
Фреска из Помпей.
45—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXIV.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Артемиды.
Бронза.
100 г. до н. э. — до 79 г. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Жертвоприношение Ифигении.
Кратер краснофигурный с волютами. Апулия.
Ок. 370—350 гг. до н. э.
Приписывается художнику, близкому к мастеру Илиуперса (Разрушения Трои).
Лондон, Британский музей.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Сакральный пейзаж.
Фреска IV стиля из Помпей.
62—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXIV.
9. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Сидящая статуя Богини-матери, кормящей близнецов грудью (куротрофос).
Известняк из Мелилли.
550 г. до н. э.
Сиракузы, Региональный археологический музей «Паоло Орси».
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Артемиды.
Бронза.
100 г. до н. э. — до 79 г. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 22 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Гай Юлий Цезарь
Рим, 44 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR IMP (Caesar Imperator) — голова Цезаря в венке вправо; позади — звезда (количество лучей разнится). Иногда MP указано лигатурой. Кайма из точек.
РЕВЕРС: P SEPVLLIVS MACER — Венера влево, держащая в правой вытянутой руке Победу, а левой опирающаяся на скипетр. Кайма из точек.
2. Денарий, серебро
Рим, 90 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо, сзади PANSA, впереди контрольная метка. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Церера (Деметра) в диадеме и длинной двойной тунике идёт вправо, держит в каждой вытянутой руке по горящему факелу; перед ней свинья2; сзади C VIBIVS C F вниз. Кайма из точек.
3. Сестерций, медь
Веспасиан
Рим*, 71 г.
АВЕРС: IMP. CAES. VESPASIAN. AVG. P. M. TR. P. P. P. COS. III — голова Веспасиана, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: Фронтальный вид храма Исиды, изображенного четырехколонным, на подиуме из пяти ступеней; между колонн, при входе во внутреннее святилище находится стоящая фронтально статуя Исиды, держащая патеру; справа и слева от ступеней на невысоких постаментах стоят статуи; наверху полукруглый фронтон с искусным орнаментом сверху; внутри него Исида, скачущая вправо на собаке.
В поле, слева и справа: S. C.
4. Денарий, серебро
Гай Юлий Цезарь
Рим, 44 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR IM P M (Caesar Imperator Pontifex Maximus) — голова Цезаря в венке вправо, позади — полумесяц. Кайма из точек.
РЕВЕРС: L AEMILIVS BVCA — Венера влево, в правой руке держит Викторию, а левой опирается на скипетр. Кайма из точек.
5. Денарий, серебро
Гай Юлий Цезарь
Рим, 44 г. до н.э.
АВЕРС: L. BVCA (Lucius Buca) — голова Венеры в диадеме, серьгах в виде крестов и ожерелье, вправо. Её волосы собраны в пучок и два локона спадают на шею. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Сулла полулежит напротив скалы, опираясь головой на левую руку, справа от него — Луна, спускающаяся со скалы, на её лбу и над её головой — полумесяц, развевающееся покрывало, в её правой руке зажжённый факел; позади Суллы — Виктория с распростёртыми крыльями, которая держит посох в поднятой правой руке. Кайма из точек.
6. Денарий, Серебро
Гай Юлий Цезарь
Африка*, 46 г. до н.э.
АВЕРС: COS. TERT. DICT. ITER. — голова Цереры в венке из колосьев вправо; её волосы забраны назад и спадают на шею. Кайма из точек.
РЕВЕРС: AVGVR. PONT. MAX. M. — чаша (culullus), кропило (aspergillum), кувшин (capis) и авгурский жезл (lituus). Кайма из точек.
7. Денарий, Серебро
Гай Юлий Цезарь
Африка*, 46 г. до н.э.
АВЕРС: COS. TERT. DICT. ITER. — голова Цереры в венке из колосьев вправо; её волосы забраны назад и спадают на шею. Кайма из точек.
РЕВЕРС: AVGVR. PONT. MAX. D. — чаша (culullus), кропило (aspergillum), кувшин (capis) и авгурский жезл (lituus). Кайма из точек.
8. Денарий, Серебро
Гай Юлий Цезарь
Сицилия, 47 г. до н.э.
АВЕРС: C. CAESAR IMP. COS. ITER — бюст Венеры в легкой драпировке и диадеме, направо, ее волосы собраны на затылке в узел, два локона спускаются на шею. Кайма из точек.
РЕВЕРС: A. ALLIENUS PRO. COS. — обнаженный герой Тринакр влево, он ставит правую ногу на нос корабля, в правой руке, которой он опирается о колено, трискелис, вокруг левой обмотан плащ. Кайма из точек.
9. Медальон, медь
Антонин Пий
141—161 гг.
АВЕРС: DIVA AVG. FAVSTINA — драпированный бюст Фаустины Старшей вправо; волосы тщательно завиты и заплетены в косички, которые уложены поперек головы и свернуты кольцом на макушке.
РЕВЕРС: Теллус (Земля) полулежит влево, протянув правую руку, чтобы получить семена, разбрасываемые Триптолемом, парящим на ней в колеснице, запряженной змеями; слева — Фаустина в образе Цереры стоит вправо, держит факел и протягивает правую руку к Триптолему.
10. AE 23, медь
Нерон
Перинф, 60—65 гг.
АВЕРС: ??????? ??????? — драпированный бюст Поппеи в диадеме вправо.
РЕВЕРС: Головной убор Исиды внутри лаврового венка.
В поле, слева и справа, ? ?.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА