Словарь античности

ВЕНЕРА (лат. Venus), рим­ская боги­ня, отож­деств­ля­лась с гре­че­ской боги­ней люб­ви Афро­ди­той. В 295 до н. э. в Риме был учре­жден государ­ст­вен­ный культ Вене­ры. В 215 до н. э. рим­ляне освя­ти­ли храм Вене­ры Эри­цин­ской (т. е. Вене­ры с горы Эрикс в Сици­лии). В 1 в. до н. э. культ Вене­ры начи­на­ет исполь­зо­вать­ся в поли­ти­че­ских целях. Сул­ла уста­но­вил культ Вене­ры, при­но­ся­щей сча­стье и обе­щаю­щей победу; Цезарь посвя­тил храм Вене­ре Роди­тель­ни­це (Venus Genetrix) как пра­ро­ди­тель­ни­це рода Юли­ев. Заботы о куль­те Вене­ры Роди­тель­ни­цы впо­след­ст­вии взял на себя при­ем­ный сын Цеза­ря Август. Так как Вене­ра счи­та­лась мате­рью Энея, ее ста­ли почи­тать как пра­ро­ди­тель­ни­цу всех рим­лян. В искус­ст­ве и лите­ра­ту­ре после­ан­тич­но­го вре­ме­ни гре­че­ская боги­ня люб­ви Афро­ди­та и свя­зан­ные с ней мифы отра­зи­лись пре­иму­ще­ст­вен­но в их рим­ском пре­лом­ле­нии. Про­из­веде­ния, посвя­щен­ные Афро­ди­те, носи­ли назва­ние «Вене­ра» (скульп­ту­ры А. Ж. Май­о­ля, О. Рену­а­ра; кар­ти­ны Бот­ти­чел­ли, Лука­са Кра­на­ха Стар­ше­го, Тици­а­на, Джор­джоне, Рубен­са, Велас­ке­са, Рем­бранд­та, Бекли­на, Фей­ер­ба­ха; бас­ня Г. Сак­са; поэ­ма Шекс­пи­ра «Вене­ра и Адо­нис»).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД • ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНИО, ЕНИО • ЭМПУСА, ЕМПУЗА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 212 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Статуя Афродиты, подписанная Менофантом.
Греческий мелкозернистый мрамор. Греческая копия I в. до н. э.
Инв. № 75674.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афродита (Капитолийский тип). Деталь.
Мрамор. Римская копия эпохи империи греческого образца эллинистической эпохи.
Инв. № 21.
Рим, Национальный римский музей, Термы Диоклетиана.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афродита деталь.
Мрамор. Римская копия I—II вв. н. э. греческого образца III—II вв. до н. э.
Инв. № 52.11.5.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афродита (тип «Афродита Сиракузская», или «Афродита Ландолина из Сиракуз»).
Белый мрамор. Копия I в. до н. э. греческого образца.
Инв. № CCXV.
Рим, Музей и галерея виллы Боргезе, Зал VII.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афродита (Капитолийский тип).
Мрамор. Римская копия эпохи империи греческого образца эллинистической эпохи.
Инв. № 21.
Рим, Национальный римский музей, Термы Диоклетиана.
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Статуя Афродиты, подписанная Менофантом (деталь).
Греческий мелкозернистый мрамор. Греческая копия I в. до н. э.
Инв. № 75674.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Статуя Афродиты, подписанная Менофантом. Деталь: подпись.
Греческий мелкозернистый мрамор. Греческая копия I в. до н. э.
Инв. № 75674.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Скульптурная группа «Марс и Венера» с портретными головами (деталь).
Мрамор. Римская копия ок. 170 г. н. э. греческого образца V—IV вв. до н. э.
Инв. № 108522.
Рим, Национальный римский музей, Термы Диоклетиана, Малый клуатр Чертозы.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афродита (т. н. капитолийский или дрезденско-капитолийский тип).
Мрамор. Римская работа II в. по греческому образцу III—II вв. до н. э.
Инв. № 6286.
Неаполь, Национальный археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афродита (т. н. капитолийский или дрезденско-капитолийский тип).
Мрамор. Римская работа II в. по греческому образцу III—II вв. до н. э.
Инв. № 6286.
Неаполь, Национальный археологический музей.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 23 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Рим, 42 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона (MRR: голова Венеры) в лавровом венке вправо; волосы собраны в узел, два локона спадают вниз по шее. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Полуобнажённая Венера стоит, отвернувшись влево, и смотрится в зеркало, которое держит в левой руке; справа колонна; слева C VIBIVS вверх; справа VARVS вверх. Кайма из точек.
2. Денарий, Серебро
Гай Юлий Цезарь
Испания*, 46—45 гг. до н.э.
АВЕРС: Бюст Венеры с покрытой головой, в диадеме, с серьгами с одной подвеской влево, ее волосы собраны на затылке в пучок, украшенный звездой, на ее плече Купидон, позади — скипетр, слева авгурский жезл (lituus). Кайма из точек.
РЕВЕРС: CAESAR — Трофей из галльского и испанского оружия, состоящий из шлема и доспеха, с овальным щитом и карниксом (carnyx) в правой руке и продолговатым щитом и карниксом (carnyx) в левой руке и двумя копьями, слева на одном колене стоит обнаженный пленник с длинной бородой и руками, связанными за спиной, смотрит вверх, справа — сидит одетая плачущая пленница, опираясь головой на правую (левую: BMCRR) руку; в поле легенда: CAESAR. Кайма из точек.
3. Денарий, Серебро
Гай Юлий Цезарь
Испания*, 46—45 гг. до н.э.
АВЕРС: Венера с непокрытой головой в диадеме, украшенной драгоценными камнями, серьгах с тремя подвесками и ожерельем с подвесками вправо, ее волосы собраны в пучок на затылке, позади нее — Купидон. Кайма из точек.
РЕВЕРС: CAESAR — трофей из галльского и испанского оружия одетый в шлем и панцирь, с копьем, овальным щитом и карниксом (carnyx) в каждой руке, слева сидит пленница, опираясь головой на правую руку, справа — бородатый пленник со связанными за спиной руками; в поле легенда: CAESAR. Кайма из точек.
4. Денарий, Серебро
Гай Юлий Цезарь
Сицилия, 47 г. до н.э.
АВЕРС: C. CAESAR IMP. COS. ITER — бюст Венеры в легкой драпировке и диадеме, направо, ее волосы собраны на затылке в узел, два локона спускаются на шею. Кайма из точек.
РЕВЕРС: A. ALLIENUS PRO. COS. — обнаженный герой Тринакр влево, он ставит правую ногу на нос корабля, в правой руке, которой он опирается о колено, трискелис, вокруг левой обмотан плащ. Кайма из точек.
5. Денарий, Серебро
Гай Юлий Цезарь
Монетный двор, передвигавшийся с Цезарем*, 48—47 гг. до н.э.
АВЕРС: Женская голова вправо, на ней надет венок из дубовых листьев и диадема, в ушах серьги, на шее ожерелье, волосы завязаны в узел. Сзади (=52) вниз. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Трофей с галльским щитом и карниксом (carnyx); внизу сидящий пленник с длинной бородой и связанными за спиной руками, повернут вправо; на поле надпись, разделенная трофеем: CAE SAR. Кайма из точек.
6. Денарий, Серебро
Гай Юлий Цезарь
Монетный двор, передвигавшийся с Цезарем*, 47—46 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Венеры в диадеме, с ожерельем вправо. Волосы завязаны в узел, спадают двумя прядями. Кайма из точек.
РЕВЕРС: CAESAR — Обнаженный Эней влево, который несет Палладий в правой вытянутой руке и Анхиза в длинной тунике и шлеме на левом плече. Справа надпись вниз: CAESAR. Кайма из точек.
7. Аурей, золото
Антонин Пий
Рим, 145—161 гг.
АВЕРС: FAVSTINAE AVG. PII AVG. FIL. — бюст Фаустины II, драпированный, вправо; волосы искусно уложены горизонтальными волнами, большими локонами спускаются спереди; вокруг головы — лента с жемчугом, на затылке волосы уложены кольцами в шиньон с жемчугом.
РЕВЕРС: VENVS — Венера, в драпировке, стоит влево, держит яблоко в правой руке и корабельный руль на голубе — в левой.
8. Денарий, серебро
Тит
Рим, 80—81 гг.
АВЕРС: IVLIA AVGVSTA TITI AVGVSTI F. — драпированный бюст Юлии с диадемой на голове вправо, волосы собраны сзади в длинную косу.
РЕВЕРС: VENVS AVGVST. — Венера, видимая наполовину сзади, стоит вправо, обнаженная до бёдер, согнув правую ногу, облокотившись левой рукой на колонну, держит шлем в правой руке и наклоненное копье в левой.
9. Аурей, золото
Луций Вер
Рим, 164—169 гг.
АВЕРС: LVCILLAE AVG. ANTONINI AVG. F. — драпированный бюст Луциллы вправо, голова обнажена; волнистые волосы закреплены внизу на затылке в шиньон.
РЕВЕРС: VENVS — Венера, в драпировке, стоит влево, держит яблоко в вытянутой правой руке и вертикально скипетр — в левой.
10. Сестерций, медь
Юлия Мамея
Рим, 224 г.
АВЕРС: IVLIA MAMAEA AVGVSTA — драпированный бюст в диадеме вправо.
РЕВЕРС: VENERI FELICI — Венера стоит вправо, держит скипетр и Купидона.
В поле, слева и справа: S. C.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА