Словарь античности

ВЕНЕРА (лат. Ve­nus), рим­ская боги­ня, отож­дествля­лась с гре­че­ской боги­ней люб­ви Афро­ди­той. В 295 до н. э. в Риме был учреж­ден государ­ст­вен­ный культ Вене­ры. В 215 до н. э. рим­ляне освя­ти­ли храм Вене­ры Эри­цин­ской (т. е. Вене­ры с горы Эрикс в Сици­лии). В 1 в. до н. э. культ Вене­ры начи­на­ет исполь­зо­вать­ся в поли­ти­че­ских целях. Сул­ла уста­но­вил культ Вене­ры, при­но­ся­щей сча­стье и обе­щаю­щей победу; Цезарь посвя­тил храм Вене­ре Роди­тель­ни­це (Ve­nus Ge­net­rix) как пра­ро­ди­тель­ни­це рода Юли­ев. Заботы о куль­те Вене­ры Роди­тель­ни­цы впо­след­ст­вии взял на себя при­ем­ный сын Цеза­ря Август. Так как Вене­ра счи­та­лась мате­рью Энея, ее ста­ли почи­тать как пра­ро­ди­тель­ни­цу всех рим­лян. В искус­стве и лите­ра­ту­ре после­ан­тич­но­го вре­ме­ни гре­че­ская боги­ня люб­ви Афро­ди­та и свя­зан­ные с ней мифы отра­зи­лись пре­иму­ще­ст­вен­но в их рим­ском пре­лом­ле­нии. Про­из­веде­ния, посвя­щен­ные Афро­ди­те, носи­ли назва­ние «Вене­ра» (скульп­ту­ры А. Ж. Май­о­ля, О. Рену­а­ра; кар­ти­ны Бот­ти­чел­ли, Лука­са Кра­на­ха Стар­ше­го, Тици­а­на, Джор­джоне, Рубен­са, Велас­ке­са, Рем­бранд­та, Бекли­на, Фей­ер­ба­ха; бас­ня Г. Сак­са; поэ­ма Шекс­пи­ра «Вене­ра и Адо­нис»).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД • ЭНИО, ЕНИО • ЭМПУСА, ЕМПУЗА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Венера Милосская.
Паросский мрамор. 130—100 гг. до н. э.
Париж, Лувр.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Панель с Теллус.
Мрамор.
13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Венеры Прародительницы (Venus Genetrix).
Мрамор. Римская копия греческой статуи V в. до н. э., приписываемой Каллимаху.
Париж, Лувр.
4. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Венера Милосская.
Мрамор. II в. до н. э.
Париж, Лувр.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Суд Париса (фрагмент рельефа).
Мрамор.
Эпоха Адриана.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афродита Книдская.
Среднезернистый мрамор.
Торс — римская копия II в. н. э., остальное — реставрация XVII в. скульптора Ипполито Буцци (1562—1634).
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Статуя Афродиты, подписанная Менофантом (деталь).
Греческий мелкозернистый мрамор. Греческая копия I в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Венеры Прародительницы (Venus Genetrix).
Мрамор. Римская копия I—II вв. н. э. греческой бронзовой статуи конца V в. до н. э., приписываемой Каллимаху.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
9. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Зеркало с изображением суда Париса.
Бронза.
III в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Святилище Афродиты: трехмерная реконструкция.
Около 100 г. н. э.
Кипр.
Куклия (Палеопафос), Храм Афродиты.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Гай Юлий Цезарь
Рим, 44 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR IMP. (Caesar Imperator) — голова Цезаря в венке вправо; позади — звезда с восемью лучами. Кайма из точек.
РЕВЕРС: P. SEPVLLIVS MACER — Венера Победительница (Venus Victrix) стоит влево, держит Викторию на правой руке и скипетр в левой руке. Кайма из точек.
2. AE, медь
Филипп I Араб
Бизия, 244—249 гг.
АВЕРС: Μ. ⲰΤΑΚΕΙΛΙΑ ϹΕΒΗΡΑ ϹΕΒ. — драпированный бюст Отацилии Северы, в стефане, обращенный вправо.
РЕВЕРС: ΒΙΖΥΗΝΩΝ — Афродита (Венера Стыдливая, Venus Pudica) прикрывается руками, стоя фронтально и повернув голову направо.
3. Денарий, серебро
Гай Юлий Цезарь
Рим, 44 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR DICT. PERPETVO (Caesar dictator perpetuo) — голова Юлия Цезаря в лавровом венке вправо. Кайма из точек.
РЕВЕРС: L. BVCA (Lucius Buca) — Венера, сидящая вправо, в правой руке держит Победу, в левой — скипетр. Кайма из точек.
4. AE, медь
Гордиан III
Деульт, 241—244 гг.
АВЕРС: SAB. TRANQVILLINA AVG. — драпированный бюст Транквиллины, в стефане, влево.
РЕВЕРС: C. F. / P. D. — обнаженная Афродита, прикрывающая руками грудь и лоно; слева амфора.
5. Сестерций, медь
Антонин Пий
Рим, 154—156 гг.
АВЕРС: FAVSTINA AVG. ANTONINI AVG. PII FIL. — бюст Фаустины II, драпированный, вправо; волосы искусно уложены горизонтальными волнами, большими локонами спускаются спереди; вокруг головы — лента с жемчугом, на затылке волосы уложены кольцами в шиньон с жемчугом.
РЕВЕРС: VENVS — Венера, в драпировке, стоит влево, держит яблоко в правой руке и скипетр, почти вертикально — в левой.
6. AE, медь
Септимий Север
Павталия, 202—205 гг.
АВЕРС: ΦΟΥΛ. ΠΛΑΥΤΙΛΛΑ ϹΕΒΑϹ. — драпированный бюст Плавтиллы вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ΠΑΥΤΑΛΙΑϹ — обнаженная Афродита, прикрывающая руками грудь и лоно.
Статуя Афродиты принадлежит к ряду т. н. типов Венеры Стыдливой (Venus Pudica), происходящих от знаменитой Афродиты Книдской Праксителя.
7. Сестерций, медь
Септимий Север
Рим, 193—196 гг.
АВЕРС: IVLIA DOMNA AVG. — драпированный бюст Юлии Домны с непокрытой головой вправо; волосы искусно уложены волнами, почти вертикально, с гребнями и собраны на затылке в большой узел (четыре гребня).
РЕВЕРС: VENERI VICTR. — Венера, обнаженная до бедер, видимая сзади, стоит, повернув голову вправо, отведя назад правую ногу и облокотившись левой рукой на колонну, держит яблоко в протянутой правой руке и пальмовую ветвь на плече — в левой.
В поле, слева и справа: S. C.
8. AE, медь
Септимий Север
Никополь, 193—211 гг.
АВЕРС: ΑΥ. ΚΑΙ. ϹΕΠ. ϹΕΥΗΡΟϹ ΠΕΡ. — голова Септимия Севера в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΥΠΑ. ΠΟΛ. ΑΥϹΠΙΚΟϹ ΝΙΚΙΠΟΛΙ. ΠΡΟϹ ΙϹ. — Венера Стыдливая (Venus Pudica).
9. Денарий, серебро
Гай Юлий Цезарь
Рим, 44 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR IMP. (Caesar Imperator) — голова Цезаря в венке вправо; позади — звезда с восемью лучами. Кайма из точек.
РЕВЕРС: P. SEPVLLIVS MACER — Венера Победительница (Venus Victrix) стоит влево, держит Викторию на правой руке и скипетр в левой руке. Кайма из точек.
10. Денарий, серебро
Гай Юлий Цезарь
Рим, 44 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR DICT. PERPETVO (Caesar dictator perpetuo) — голова Юлия Цезаря в лавровом венке вправо. Кайма из точек.
РЕВЕРС: L. BVCA (Lucius Buca) — Венера, сидящая вправо, в правой руке держит Победу, в левой — скипетр. Кайма из точек.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА