Словарь античности

ВЕНЕРА (лат. Ve­nus), рим­ская боги­ня, отож­дествля­лась с гре­че­ской боги­ней люб­ви Афро­ди­той. В 295 до н. э. в Риме был учреж­ден государ­ст­вен­ный культ Вене­ры. В 215 до н. э. рим­ляне освя­ти­ли храм Вене­ры Эри­цин­ской (т. е. Вене­ры с горы Эрикс в Сици­лии). В 1 в. до н. э. культ Вене­ры начи­на­ет исполь­зо­вать­ся в поли­ти­че­ских целях. Сул­ла уста­но­вил культ Вене­ры, при­но­ся­щей сча­стье и обе­щаю­щей победу; Цезарь посвя­тил храм Вене­ре Роди­тель­ни­це (Ve­nus Ge­net­rix) как пра­ро­ди­тель­ни­це рода Юли­ев. Заботы о куль­те Вене­ры Роди­тель­ни­цы впо­след­ст­вии взял на себя при­ем­ный сын Цеза­ря Август. Так как Вене­ра счи­та­лась мате­рью Энея, ее ста­ли почи­тать как пра­ро­ди­тель­ни­цу всех рим­лян. В искус­стве и лите­ра­ту­ре после­ан­тич­но­го вре­ме­ни гре­че­ская боги­ня люб­ви Афро­ди­та и свя­зан­ные с ней мифы отра­зи­лись пре­иму­ще­ст­вен­но в их рим­ском пре­лом­ле­нии. Про­из­веде­ния, посвя­щен­ные Афро­ди­те, носи­ли назва­ние «Вене­ра» (скульп­ту­ры А. Ж. Май­о­ля, О. Рену­а­ра; кар­ти­ны Бот­ти­чел­ли, Лука­са Кра­на­ха Стар­ше­го, Тици­а­на, Джор­джоне, Рубен­са, Велас­ке­са, Рем­бранд­та, Бекли­на, Фей­ер­ба­ха; бас­ня Г. Сак­са; поэ­ма Шекс­пи­ра «Вене­ра и Адо­нис»).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНИО, ЕНИО • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД • ЭМПУСА, ЕМПУЗА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 227 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Ливия или Антония Младшая. Деталь алтарного рельефа с изображением членов семейства Юлиев-Клавдиев.
Мрамор.
42—43 гг. н. э.
Инв. № 6.
Равенна, Национальный музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Алтарный рельеф с изображением членов семейства Юлиев-Клавдиев (правый фрагмент).
Мрамор.
42—43 гг. н. э.
Инв. № 6.
Равенна, Национальный музей, Первый клуатр.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афродита Каллипига.
Мрамор.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Небольшая статуя Афродиты (Венеры).
Римская копия греческого образца.
Мрамор. I—II вв. н. э.
Патры, Новый археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Небольшая статуя Афродиты (Венеры).
Римская копия греческого образца.
Мрамор. I—II вв. н. э.
Патры, Новый археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Венера Эсквилинская.
Паросский мрамор. Эпоха Адриана (117—138 гг.).
Инв. № 1141.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Залы Ламиевых садов.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афродита Каллипига.
Мрамор.
Неаполь, Национальный археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Небольшая статуя Афродиты (Венеры).
Римская копия греческого образца.
Мрамор. I—II вв. н. э.
Патры, Новый археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Венера Капитолийская.
Мрамор. Римская работа II в. по греческому образцу IV в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Кабинет Венеры.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Венера Эсквилинская.
Паросский мрамор. Эпоха Адриана (117—138 гг.).
Инв. № 1141.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Залы Ламиевых садов.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 26 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Гай Юлий Цезарь
Рим, 44 г. до н.э.
АВЕРС: L. BVCA (Lucius Buca) — голова Венеры в диадеме, серьгах в виде крестов и ожерелье, вправо. Её волосы собраны в пучок и два локона спадают на шею. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Сулла полулежит напротив скалы, опираясь головой на левую руку, справа от него — Луна, спускающаяся со скалы, на её лбу и над её головой — полумесяц, развевающееся покрывало, в её правой руке зажжённый факел; позади Суллы — Виктория с распростёртыми крыльями, которая держит посох в поднятой правой руке. Кайма из точек.
2. Денарий, серебро
Гай Юлий Цезарь
Рим, 44 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR. IMP — портрет Цезаря в венке, вправо, позади него авгурский жезл (littus) и чаша (culullus) или кимбий (cymbium), или ковш (simpulum). Кайма из точек.
РЕВЕРС: M. METTIVS. H — Стоящая Венера влево, в правой руке держит Викторию, в левой — скипетр, левым локтем она опирается на щит, который, в свою очередь, стоит на земном шаре (или небесной сфере). Кайма из точек.
3. Денарий, серебро
Гай Юлий Цезарь
Рим, 44 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR IM P M (Caesar Imperator Pontifex Maximus) — голова Цезаря в венке вправо, позади — полумесяц. Кайма из точек.
РЕВЕРС: L AEMILIVS BVCA — Венера влево, в правой руке держит Викторию, а левой опирается на скипетр. Кайма из точек.
4. Аурей, золото
Рим, 42 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона (MRR: голова Венеры) в лавровом венке вправо; волосы собраны в узел, два локона спадают вниз по шее. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Полуобнажённая Венера стоит, отвернувшись влево, и смотрится в зеркало, которое держит в левой руке; справа колонна; слева C VIBIVS вверх; справа VARVS вверх. Кайма из точек.
5. Денарий, Серебро
Гай Юлий Цезарь
Испания*, 46—45 гг. до н.э.
АВЕРС: Бюст Венеры с покрытой головой, в диадеме, с серьгами с одной подвеской влево, ее волосы собраны на затылке в пучок, украшенный звездой, на ее плече Купидон, позади — скипетр, слева авгурский жезл (lituus). Кайма из точек.
РЕВЕРС: CAESAR — Трофей из галльского и испанского оружия, состоящий из шлема и доспеха, с овальным щитом и карниксом (carnyx) в правой руке и продолговатым щитом и карниксом (carnyx) в левой руке и двумя копьями, слева на одном колене стоит обнаженный пленник с длинной бородой и руками, связанными за спиной, смотрит вверх, справа — сидит одетая плачущая пленница, опираясь головой на правую (левую: BMCRR) руку; в поле легенда: CAESAR. Кайма из точек.
6. Денарий, Серебро
Гай Юлий Цезарь
Испания*, 46—45 гг. до н.э.
АВЕРС: Венера с непокрытой головой в диадеме, украшенной драгоценными камнями, серьгах с тремя подвесками и ожерельем с подвесками вправо, ее волосы собраны в пучок на затылке, позади нее — Купидон. Кайма из точек.
РЕВЕРС: CAESAR — трофей из галльского и испанского оружия одетый в шлем и панцирь, с копьем, овальным щитом и карниксом (carnyx) в каждой руке, слева сидит пленница, опираясь головой на правую руку, справа — бородатый пленник со связанными за спиной руками; в поле легенда: CAESAR. Кайма из точек.
7. Денарий, Серебро
Гай Юлий Цезарь
Сицилия, 47 г. до н.э.
АВЕРС: C. CAESAR IMP. COS. ITER — бюст Венеры в легкой драпировке и диадеме, направо, ее волосы собраны на затылке в узел, два локона спускаются на шею. Кайма из точек.
РЕВЕРС: A. ALLIENUS PRO. COS. — обнаженный герой Тринакр влево, он ставит правую ногу на нос корабля, в правой руке, которой он опирается о колено, трискелис, вокруг левой обмотан плащ. Кайма из точек.
8. Денарий, Серебро
Гай Юлий Цезарь
Монетный двор, передвигавшийся с Цезарем*, 48—47 гг. до н.э.
АВЕРС: Женская голова вправо, на ней надет венок из дубовых листьев и диадема, в ушах серьги, на шее ожерелье, волосы завязаны в узел. Сзади (=52) вниз. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Трофей с галльским щитом и карниксом (carnyx); внизу сидящий пленник с длинной бородой и связанными за спиной руками, повернут вправо; на поле надпись, разделенная трофеем: CAE SAR. Кайма из точек.
9. Аурей, золото
Антонин Пий
Рим, 145—161 гг.
АВЕРС: FAVSTINAE AVG. PII AVG. FIL. — бюст Фаустины II, драпированный, вправо; волосы искусно уложены горизонтальными волнами, большими локонами спускаются спереди; вокруг головы — лента с жемчугом, на затылке волосы уложены кольцами в шиньон с жемчугом.
РЕВЕРС: VENVS — Венера, в драпировке, стоит влево, держит яблоко в правой руке и корабельный руль на голубе — в левой.
10. Денарий, серебро
Тит
Рим, 80—81 гг.
АВЕРС: IVLIA AVGVSTA TITI AVGVSTI F. — драпированный бюст Юлии с диадемой на голове вправо, волосы собраны сзади в длинную косу.
РЕВЕРС: VENVS AVGVST. — Венера, видимая наполовину сзади, стоит вправо, обнаженная до бёдер, согнув правую ногу, облокотившись левой рукой на колонну, держит шлем в правой руке и наклоненное копье в левой.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА