Словарь античности

ГЕММА (лат. gem­ma — гла­зок, поч­ка на вино­град­ной лозе), дра­го­цен­ный или полу­дра­го­цен­ный камень с вре­зан­ным (инта­лия) или высту­паю­щим (камея) изо­бра­же­ни­ем мифо­ло­ги­че­ских или быто­вых сцен. В Гре­ции глип­ти­ка не огра­ни­чи­ва­лась жиро­ви­ком и дру­ги­ми мяг­ки­ми мате­ри­а­ла­ми, исполь­зо­вав­ши­ми­ся в микен­ское вре­мя, она актив­но раз­ви­ва­лась в 5 в. до н. э. и достиг­ла опре­де­лен­ных успе­хов (гем­мы Декса­ме­на). Бла­го­да­ря потреб­но­сти элли­ни­сти­че­ской бюро­кра­тии в печа­тях восточ­но­го типа гем­мы полу­чи­ли необы­чай­но широ­кое рас­про­стра­не­ние в элли­ни­сти­че­ский пери­од. Чис­ло масте­ров силь­но воз­рос­ло, почти 85% исполь­зо­ва­ли хал­цедон, а с 4 в. до н. э. так­же и дру­гие бла­го­род­ные кам­ни — берилл, хри­зо­праз и т. д. Этрус­ки ред­ко импор­ти­ро­ва­ли гре­че­ские гем­мы, они созда­ва­ли соб­ст­вен­ные фор­мы из мяг­ких мате­ри­а­лов. Рим­ляне с 1-го сто­ле­тия Импе­рии раз­ви­ли глип­ти­ку до выс­шей сту­пе­ни в каме­ях из гор­но­го хру­ста­ля и ага­та. Высо­кой сте­пе­ни мастер­ства они достиг­ли при обра­бот­ке изу­мруда и сап­фи­ра. Под­дел­ки из деше­во­го стек­ла были доволь­но мно­го­чис­лен­ны­ми, но почти все они были ста­ра­тель­но обра­бота­ны. Новым сти­му­лом к раз­ви­тию глип­ти­ки послу­жи­ло ок. 200 изготов­ле­ние хри­сти­ан­ских эмблем (голубь, рыба, якорь, крест). Гем­мы исполь­зо­ва­лись не толь­ко для печа­тей, но так­же в каче­стве аму­ле­тов, чему спо­соб­ст­во­ва­ла вера в маги­че­скую силу дра­го­цен­ных кам­ней. В эпо­ху Воз­рож­де­ния нача­лось кол­лек­ци­о­ни­ро­ва­ние гемм. Извест­ны десят­ки тысяч гемм. Гума­ни­сты носи­ли их в перст­нях, при­чем новые масте­ра учи­лись на антич­ных ори­ги­на­лах. Еще во вре­ме­на Вин­кель­ма­на и Гёте кол­лек­ции гемм часто исполь­зо­ва­лись как нагляд­ный мате­ри­ал по антич­но­му искус­ству.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНКАУСТИКА • ЭХИОН, ЕХИОН • Ростры Августа • ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ГЛИПТИКА. Египет.
Дионис на колеснице, запряженной кентаврами.
Сардоникс. I в. до н. э.
2,3 × 3,1 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. ГЛИПТИКА. Египет.
Дионис на колеснице.
Сардоникс. Александрия. I в. до н. э.
3,1 × 2,3 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. ГЛИПТИКА. Египет.
Птолемей II.
Сардоникс. Александрия. III в. до н. э.
2,6 × 1,9 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. ГЛИПТИКА. Рим.
«Гемма Августа».
Оникс. Ок. 12—7 гг. до н. э.
Вена, Музей истории искусств.
5. ГЛИПТИКА. Рим.
Константин Великий и Тихе Константинополя.
Сардоникс.
Рим. IV в.
Переработана в XIX в. мастером Бенедетто Пиструччи (1784—1855).
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
6. ГЛИПТИКА.
Нимфа и Фавн (Антиопа и Зевс?).
Италия. Конец XVI века.
Камея. Агат—оникс, золото.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
7. ГЛИПТИКА. Рим.
Александр Македонский.
Стекло.
Рим. I в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
8. ГЛИПТИКА. Азия.
Эос на колеснице.
Трехслойный сардоникс. Малая Азия (?). I в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
9. ГЛИПТИКА. Рим.
Аллегория могущества любви.
Миниатюрная амфора. Сардоникс. Римская работа. I в. н. э.
Высота тулова (подлинная часть) 5,5 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. ГЛИПТИКА. Египет.
Богиня Гатор.
Сардоникс. Александрия. I в. до н. э.
1,4 × 1,2 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА