Словарь античности

ГОРГОНИОН (греч. Gor­go­neion), голо­ва Меду­зы Гор­го­ны, уби­той Пер­се­ем. Афи­на при­кре­пи­ла ее как апотро­пе­и­че­ский знак на свой щит. Наи­бо­лее извест­ным клас­си­че­ским при­ме­ром гор­го­ни­о­на явля­ет­ся Меду­за Рон­да­ни­ни (Мюн­хен, Глип­то­те­ка).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭПУЛОНЫ • ЭФЕССКИЕ ГРАМОТЫ, ЕФЕСИЙСКИЕ ГРАМОТЫ • ЭФФАТУМ • ЭНКОЙМЕСИС •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Германика.
Частичная полимерная копия бронзового оригинала.
Ок. 20 г. н. э.
Перуджа, Национальный археологический музей Умбрии.
2. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Заклание Ифигении.
Краснофигурный кратер с волютами. Апулия.
Ок. 370—350 гг. до н. э.
Приписывается художнику, близкому к мастеру Илиуперса (Разрушения Трои).
Лондон, Британский музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой амазономахии. Деталь: Ахилл и Пенфесилея.
Мрамор.
Ок. 230—250 гг. н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Северный портик, 28.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Септимия Севера.
Золото. Кон. I — нач. II в. н. э.
Комотини, Археологический музей.
5. МОЗАИКА. Греция.
Напольная мозаика с головой Медузы.
Пирей.
II в. н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Тиберий Клавдий Помпеян.
Мрамор.
Римская работа. 170—180 гг. н. э.
Венеция, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст императора Нерона.
Мрамор.
Флоренция, Галерея Уффици.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Домициан.
Греческий мрамор.
88—96 гг.
Флоренция, Галерея Уффици.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Суд Париса (фрагмент рельефа).
Мрамор.
Эпоха Адриана.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Марс.
Мраморный рельеф. Голова — II в. н. э. Бюст — XVI в.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Медальон AE 46, медь
Каракалла
Пергам, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤΚΡΑΤ. Κ. ΜΑΡΚΟC ΑΥΡ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟC — бюст Каракаллы, в лавровом венке, вправо; на нем доспехи, украшенные горгонейоном.
РЕВЕРС: ΕΠΙ CΤΡ. Μ. ΚΑΙΡΕΛ. ΑΤΤΑΛΟΥ ΠΕΡΓΑΜΗΝΩΝ ΠΡΩΤΩΝ Γ. ΝΕΩΚΟΡΩΝ — Каракалла, в тоге, держащий в правой руке патеру, в левой свиток, стоит вправо перед храмом (изображенным в перспективе), внутри которого находится Асклепий; между храмом и Каракаллой юноша, обращенный влево, наносит удар горбатому быку, обращенному влево, привязанному за кольцо в носу.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА