Словарь античности

КАДУЦЕЙ (лат.), гераль­ди­че­ский жезл, обви­тый дву­мя зме­я­ми, атри­бут бога Мер­ку­рия. Каду­цей соот­вет­ст­во­вал гре­че­ско­му кери­кей­о­ну Гер­ме­са и Ириды.

См. также:
КАДУЦЕЙ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: Бихаракта • Придворный монетный двор • Центенарий • ДОР •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Меркурий.
Пентелийский мрамор. С греческого оригинала нач. IV в. до н. э.
Голова приставлена, ноги и руки с атрибутами современные.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Атрий.
2. МОЗАИКА. Рим.
Бой петухов.
Мозаика из Помпей.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Возникновение Рима.
Фреска из Помпей.
35—45 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXIII.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Кампанский рельеф.
Терракота.
I в.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой мифа о похищении Персефоны (фронтальная панель).
Мелкозернистый мрамор, вероятно, италийского происхождения.
160—180 гг. н. э.
Флоренция, Галерея Уффици.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой мифа о похищении Персефоны (левая торцовая панель).
Мелкозернистый мрамор, вероятно, италийского происхождения.
160—180 гг. н. э.
Флоренция, Галерея Уффици.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гермес Лудовизи (Меркурий Оратор).
Среднезернистый (пентелийский) мрамор.
Римская копия кон. I в. — нач. II в. н. э. по греческому оригиналу V в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
8. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Сатирическая сцена: любовные похождения Зевса под окном Алкмены при содействии Гермеса.
Краснофигурный кратер-колокол (сторона A). Пестум.
350—340 гг. до н. э.
Приписывается вазописцу Астею.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Суд Париса (деталь крышки саркофага с мифом о Селене и Эндимионе).
Мрамор.
Ок. 235 г. н. э.
Париж, Лувр.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Настенная фреска триклиния.
IV стиль.
54—68 гг.
Кастелламмаре-ди-Стабия, Вилла Ариадны, Комната 3.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Марк Плеторий Цестиан
Рим, 57 г. до н.э.
АВЕРС: Женский бюст (BMCRR, CRR, Hollstein: Церера; RRC, RCTV: Прозерпина; MRR, RRM: Фортуна) вправо, задрапированный, в круглых серьгах и ожерелье, волосы украшены маковыми головками, сзади волосы собраны в сетку или мешочек; над ушами и на шее мелкие завитки; от ушей к затылку протянуты косы. Сзади контрольная метка (ящерица). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Крылатый кадуцей; справа M·PLAETORI вниз; слева CEST·EX·S·C вниз (Marcus Plaetorius Cestianus ex senatus consulto). Кайма из точек.
2. Денарий, серебро
Марк Плеторий Цестиан
Рим, 57 г. до н.э.
АВЕРС: Женский бюст (BMCRR, CRR, Hollstein: Церера; RRC, RCTV: Прозерпина; MRR, RRM: Фортуна) вправо, задрапированный, в круглых серьгах и ожерелье, волосы украшены маковыми головками, сзади волосы собраны в сетку или мешочек; над ушами и на шее мелкие завитки; от ушей к затылку протянуты косы. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Крылатый кадуцей; слева M·PLAETORI вниз; справа CEST·EX·S·C вниз (Marcus Plaetorius Cestianus, senatus consulto). Кайма из точек.
3. Аурей, золото
Клавдий
Лугдун, 49—50 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. VIIII IMP. XVIII — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: PACI AVGVSTAE — крылатая женская фигура (Немесида), в драпировке, идет вправо, держит в левой руке направленный вниз крылатый кадуцей, перед ней ползет вправо змея; ее правая рука поднята вверх и держит край драпировки внизу шеи.
4. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — драпированный бюст Каракаллы в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Гермес стоит фронтально, повернув голову влево, держит жезл в левой руке и кошелек в протянутой правой руке; через левую руку переброшен край плаща.
5. Аурей, золото
Веспасиан
Рим, 73 г.
АВЕРС: IMP. CAES. VESP. AVG. CEN. — голова Веспасиана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: PAX AVG. — Пакс (Мир), в драпировке, стоит влево, держит в протянутой правой руке крылатый кадуцей над лежащим на треножнике слева фоллисом (денежный мешок), и оливковую ветвь в левой руке, опираясь рукой на колонну.
6. Денарий, серебро
Марк Плеторий Цестиан
Рим, 57 г. до н.э.
АВЕРС: Голова молодого мужчины (MRR, BMCRR, CRR, RSC, RRM: Счастливый Исход (Bonus Eventus); RRC, Hollstein, RCTV: Меркурий) вправо, с длинными летящими волосами; сзади контрольная метка (пастуший посох). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Крылатый кадуцей; справа M·PLAETORI вниз; слева CEST·EX·S·C вниз (Marcus Plaetorius Cestianus ex senatus consulto). Кайма из точек.
7. Дупондий, медь
Тиберий
Сирия, Коммагена, 20—21 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVGVSTI F. AVGVSTVS — голова Тиберия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: PONT. MAXIM. COS. III IMP. VII TR. POT. XXII — кадуцей вертикально вверх между двумя перекрещенными рогами изобилия и двумя ветвями.
8. Аурей, золото
Клавдий
Рим, 46—47 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. VI IMP. XI — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: PACI AVGVSTAE — крылатая женская фигура (Немесида), в драпировке, идет вправо, держит в левой руке направленный вниз крылатый кадуцей, перед ней ползет вправо змея; ее правая рука поднята вверх и держит край драпировки внизу шеи.
9. Денарий, серебро
Клавдий
Рим, 46—47 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. VI IMP. XI — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: PACI AVGVSTAE — крылатая женская фигура (Немесида), в драпировке, идет вправо, держит в левой руке направленный вниз крылатый кадуцей, перед ней ползет вправо змея; ее правая рука поднята вверх и держит край драпировки внизу шеи.
10. Аурей, золото
Клавдий
Рим, 50—51 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. X P. P. IMP. XVIII — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: PACI AVGVSTAE — крылатая женская фигура (Немесида), в драпировке, идет вправо, держит в левой руке направленный вниз крылатый кадуцей, перед ней ползет вправо змея; ее правая рука поднята вверх и держит край драпировки внизу шеи.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА