Словарь античности

КАМЕЯ (итал., cam­meo — рез­ной камень), рез­ной камень, дра­го­цен­ный или полу­дра­го­цен­ный (чаще все­го оникс или агат), с выпук­лым рельеф­ным изо­бра­же­ни­ем. Более широ­кое име­но­ва­ние камеи — гем­ма. Камея, одна­ко, отли­ча­ет­ся от инта­лий — гемм с вре­зан­ным внутрь изо­бра­же­ни­ем. Напри­мер, извест­ные антич­ные камеи — чаша Фар­не­зе (Неа­поль) и камея Авгу­ста.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНКАУСТИКА • ЭМБЛЕМА • ДОРИФОРЕМА • ДРАМА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ГЛИПТИКА. Рим.
«Гемма Клавдия». Клавдий и Агриппина Младшая (деталь).
Пятислойный оникс, оправа: золото.
Ок. 49 г. н. э.
Вена, Музей истории искусств.
2. ГЛИПТИКА. Рим.
Амуры на дельфинах.
Сардоникс. Римская работа. I в. до н. э. — I в. н. э.
1,5 × 2,1 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. ГЛИПТИКА. Рим.
Октавиан.
Сардоникс, оникс.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. ГЛИПТИКА. Рим.
Камея с портретными бюстами членов семьи Юлиев-Клавдиев.
Сардоникс.
Сер. I в. н. э.
Бостон, Музей изобразительных искусств.
5. ГЛИПТИКА. Рим.
Приам у Ахилла.
Сардоникс.
I в. до н. э. — I в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
6. ГЛИПТИКА.
Суд Париса.
Италия.
Вторая половина XVI века.
Камея. Халцедон—оникс, золото. 3,0 × 3,6 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
7. ГЛИПТИКА. Египет.
Клеопатра VII.
Сардоникс. Александрия. I в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
8. ГЛИПТИКА. Азия.
Лань и Телеф.
Сардоникс. Малая Азия (?). I в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
9. ГЛИПТИКА. Рим.
«Гемма Августа». Верхний регистр.
Оникс. Ок. 12—7 гг. до н. э.
Вена, Музей истории искусств.
10. ГЛИПТИКА. Рим.
Портрет Юлии Друзиллы, Юлии Ливиллы или Агриппины Младшей.
Халцедон.
37—39 гг. н. э.
Лондон, Британский музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА