Словарь античности

КАМЕЯ (итал., cam­meo — рез­ной камень), рез­ной камень, дра­го­цен­ный или полу­дра­го­цен­ный (чаще все­го оникс или агат), с выпук­лым рельеф­ным изо­бра­же­ни­ем. Более широ­кое име­но­ва­ние камеи — гем­ма. Камея, одна­ко, отли­ча­ет­ся от инта­лий — гемм с вре­зан­ным внутрь изо­бра­же­ни­ем. Напри­мер, извест­ные антич­ные камеи — чаша Фар­не­зе (Неа­поль) и камея Авгу­ста.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНКАУСТИКА • ЭМБЛЕМА • ДОРИФОРЕМА • ДРАМА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ГЛИПТИКА.
Нимфа и Фавн (Антиопа и Зевс?).
Италия. Конец XVI века.
Камея. Агат—оникс, золото.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. ГЛИПТИКА. Египет.
Птолемей II и Арсиноя (Камея Гонзага).
Сардоникс.
III в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. ГЛИПТИКА. Египет.
Береника II.
Сардоникс. Александрия. III в. до н. э.
2,3 × 1,4 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. ГЛИПТИКА. Рим.
«Камея Августа».
Агат.
Начало I в. н. э.
Париж, Лувр.
5. ГЛИПТИКА. Рим.
Психея в рабстве у Венеры.
Сардоникс. Римская работа. I в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
6. ГЛИПТИКА. Рим.
Спящая вакханка, сатир и амур.
Сардоникс. Римская работа. I в.
2,2 × 3,1 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
7. ГЛИПТИКА. Египет.
Спящий Гермафродит.
Двухслойный оникс. Александрия. I в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
8. ГЛИПТИКА. Египет.
Богиня Гатор.
Сардоникс. I в. до н. э.
1,4 × 1,2 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
9. ГЛИПТИКА. Рим.
Каракалла.
Сардоникс. Римская работа. III в.
4,3 × 3,7 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. ГЛИПТИКА. Рим.
«Гемма Клавдия». Германик Юлий Цезарь и Агриппина Старшая (деталь).
Пятислойный оникс, оправа: золото.
Ок. 49 г. н. э.
Вена, Музей истории искусств.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА