Словарь античности

КАНФАР, сосуд для питья в фор­ме куб­ка с дву­мя руч­ка­ми, пре­иму­ще­ст­вен­но на высо­кой нож­ке; изготав­ли­вал­ся из обо­жжен­ной гли­ны или метал­ла; атри­бут Дио­ни­са. Кан­фар широ­ко исполь­зо­ва­ли в Гре­ции в 6—5 вв. до н. э.; обна­ру­жен, одна­ко, кан­фар микен­ской эпо­хи (т. н. кубок Несто­ра).


Кан­фар, рас­пи­сан­ный Бри­гом, нач. 5 в. до н. э. (Бостон).

См. также:
КАНФАР (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДЕДУКЦИЯ • ЭМПИРОМАНТИЯ, ЕМПИРОМАНТИЯ • ЭМПОСИЯ • ЭПИБОМИЙ, ЕПИБОМИЙ, БЛЮСТИТЕЛЬ АЛТАРЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Сидящий Дионис.
Неоаттический рельеф.
Мрамор. I в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Старый силен с канфаром и тирсом. Прибрежный пейзаж.
Ок. 1—79 гг. н. э.
Лос-Анджелес, Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти в Малибу.
3. ГЛИПТИКА. Рим.
Ариадна.
Камея.
Голубое и белое стекло.
Кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э.
Помпеи, Антиквариум.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Театральная маска, предметы культа Диониса и пинак с морской битвой.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
5. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Надгробный рельеф из Лаконик с изображением двух мужских фигур, предположительно, героизированных покойных.
III в. до н. э.
Спарта, Археологический музей.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Медальон с бюстом речного божества.
Фреска из Помпей.
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Пирующий Дионис.
Краснофигурный кратер-калик. Апулия.
Глина.
Приписывается Мастеру Афин 1714.
Ок. 375—350 гг. до н. э.
Чикаго, Институт искусств.
8. КЕРАМИКА. Греция.
Пирующий Геракл.
Амфора-билингва, тип А. Аттика.
Художник Андокид (Furtwängler), художник Лисиппид (Beazley).
Глина. Ок. 520—510 гг. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
9. МОЗАИКА. Рим.
Вакх на тигре.
Камень.
Римская Британия, I—II в.
Лондон, Британский музей.
10. МОЗАИКА. Рим.
Дом Фортуны Аннонарии (богини изобильного урожая). Мозаичный пол.
II—IV вв. н. э.
Остия, Археологический парк «Древняя Остия», V, 2, 8.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Тетрадрахма, серебро
Александр III Великий
Пелла, 336—328 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Зевса в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΦΙΛΙΠΠΟΥ — юноша на лошади вправо, в руках держит пальмовую ветвь и поводья; внизу — изображение кантара (греческой чаши).
2. Статер, золото
Филипп II Македонский
Пелла, 340—328 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΦΙΛΙΠΠΟΥ — возничий на биге вправо, в руках держит поводья и кентрон (палку с заостренным концом); внизу — изображение кантара (греческой чаши).
3. AE 20, медь
Авл Габиний
Ниса-Скифополь, 55—54 гг. до н.э.
АВЕРС: Обнаженная голова вправо.
РЕВЕРС: ΓΑΒ ΝΥ — Дионис стоит, обратившись влево, держит канфар и скипетр; в поле L I.
В обрезе: Λ (?).
4. Тетрадрахма, серебро
Наксос, 425 г. до н.э.
АВЕРС: Бородатая голова Диониса, обращенная вправо; на голове бога ободок для волос, украшенный плющевым венком, его относительно короткие волосы свободно спадают вьющимися локонами.
РЕВЕРС: ΝΑΞΙΟΝ — обнаженный и бородатый Силен сидит на корточках анфас, его правое колено поднято, левое на земле, а хвост направлен влево; голова обращена налево к двуручной чаше, которую он держит в правой руке, держа вертикально тирс в левой руке; слева плющевая ветвь.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА