Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АЛТА́РЬ

Ara,

1) жерт­вен­ник; отли­ча­ет­ся от al­ta­re, как βω­μός от ἐσχά­ρα: al­ta­re (высо­кий алтарь) назна­чал­ся для жертв в честь выш­них богов, ara (низ­кий алтарь) и для жертв в честь богов под­зем­ных. Жерт­вен­ник устра­и­вал­ся из зем­ли или кам­ней, боль­шей же частью из дер­на; име­ли то круг­лую, то про­дол­го­ва­тую, то четы­рех­уголь­ную фор­му; при каж­дом хра­ме были обык­но­вен­но два жерт­вен­ни­ка: один — ara для молитв и воз­жи­га­ния фимиа­ма ста­вил­ся внут­ри хра­ма по направ­ле­нию к восто­ку непо­сред­ст­вен­но перед ста­ту­ей боже­ства, дру­гой — высо­кий алтарь (al­ta­re) для сжи­га­ния жертв — перед хра­мом. Их укра­ша­ли дре­вес­ной лист­вой, цве­та­ми и тра­ва­ми (ver­be­nae, Hor. od. 4, 11, 7. Ov. trist. 3, 13, 15) и шер­стя­ны­ми повяз­ка­ми. Чтобы при­дать бо́льшую выра­зи­тель­ность молит­ве или клят­ве, про­из­но­ся­щие их каса­лись алта­ря. (Plaut. Rud. 5, 2, 46 слл. Cic. Flacc. 36); у жерт­вен­ни­ков пре­следу­е­мые нахо­ди­ли убе­жи­ще. Nep. Paus. 4. Cic. n. d. 3, 10. Впро­чем, arae воз­дви­га­лись не толь­ко в свя­ти­ли­щах богов и на откры­тых местах, меж­ду про­чим и в лаге­рях (см. Castra, 3), но и в част­ных домах, осо­бен­но в домаш­них молель­нях рим­ских вель­мож; отсюда часто встре­чаю­ще­е­ся соеди­не­ние: arae et fo­ci. Алта­ри ино­гда име­ли боль­шие раз­ме­ры и бла­го­да­ря скульп­тур­ным и архи­тек­тур­ным добав­ле­ни­ям при­ни­ма­ли мону­мен­таль­ный харак­тер. У алта­ря Зев­са олим­пий­ско­го ниж­ний помост имел в окруж­но­сти 125 футов, а на нем уже воз­вы­шал­ся соб­ст­вен­но алтарь в 22 фута выши­ной (Paus. 5, 8 слл.). Жерт­вен­ных живот­ных зака­лы­ва­ли на ниж­нем помо­сте и затем пред­на­зна­чав­ши­е­ся для жерт­вы кус­ки мяса воз­но­си­ли по камен­ным сту­пе­ням на самый алтарь. Высота алта­ря от года к году воз­рас­та­ла от пеп­ла жерт­вен­но­го огня и сжи­га­е­мых в нем жертв, к это­му при­со­еди­нял­ся еще пепел, при­но­си­мый с оча­га при­та­нея;

2) Ara — созвездие, назы­ва­е­мое так­же tu­ri­bu­lum или sac­ra­rium, по-гре­че­ски θυ­μιατή­ριον или θυ­τήριον, нахо­дит­ся в южной геми­сфе­ре под жалом Скор­пи­о­на, на юго-запад от созвездия Стрель­ца (Arat. phaen. 402 слл. Cic. n. d. 2, 44. Ov. met. 2, 139) и состо­ит из 4 или 7 звезд.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 122.
См. также:
АЛТАРЬ (Словарь античности)

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: Дворец Домициана, Дом Флавиев и Дом Императоров • ЭРИТЕЯ, ЕРИФЕЯ • ЭРГАНА, ЕРГАНА • ЭРИЦИНА, ЭРИКИНА, ЕРИЦИНА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 224 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Алтарный рельеф с изображением процессии жрецов (левый фрагмент).
Мрамор.
42—43 гг. н. э.
Инв. № 5.
Равенна, Национальный музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Алтарный рельеф с изображением членов семейства Юлиев-Клавдиев (правый фрагмент).
Мрамор.
42—43 гг. н. э.
Инв. № 6.
Равенна, Национальный музей, Первый клуатр.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с изображением дионисийской процессии. Левая сторона: танцующие менада и сатир.
Белый наксосский мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Инв. № 987.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Восточный портик, 5.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробная стела с портретными бюстами и сценой кораблестроения («Стела Лонгидиена»). Верхний регистр.
Истрийский известняк. 1-я пол. I в. н. э. (музейная датировка).
Инв. № 7.
Равенна, Национальный музей, Первый клуатр.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с изображением дионисийской процессии. Левая сторона: танцующая менада.
Белый наксосский мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Инв. № 987.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Восточный портик, 5.
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Посвятительный рельеф Арею и Афродите.
Мрамор. Аттическая работа второй половины V в. до н. э.
Инв. № 126.
Венеция, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с изображением дионисийской процессии.
Белый наксосский мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Инв. № 987.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Восточный портик, 5.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Пейзаж с храмом.
Фреска из Стабий, вилла Сан-Марко, помещение 27.
III стиль.
Инв. № 62517.
Кастелламмаре-ди-Стабия, Стабианский антикварий.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробная стела с портретными бюстами и сценой кораблестроения («Стела Лонгидиена»).
Истрийский известняк. 1-я пол. I в. н. э. (музейная датировка).
Инв. № 7.
Равенна, Национальный музей, Первый клуатр.
10. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер с изображением путешествия Орфея в Загробный мир.
Кратер краснофигурный с волютами. Апулия.
Мастер Загробного мира (Trendall).
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 67 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Асс, медь
Септимий Север
Рим, 207 г.
АВЕРС: IVLIA AVGVSTA — драпированный бюст Юлии Домны вправо; волосы искусно уложены шестью волнами и собраны на затылке в большой узел (шиньон).
РЕВЕРС: VESTA MATER — фронтальный вид круглого храма, изображенного четырехколонным, со стоящей статуей на крыше и сидящей статуей в центре; перед храмом шесть фигур (RIC: шесть весталок): две, в драпировке и с покрытой головой, стоящие напротив друг друга, слева и справа, посыпающие ладан из правых рук над горящим алтарем, украшенным гирляндами, и держащие коробочки в левых руках; по сторонам от них четыре другие фигуры, в драпировках и с покрытой головой, — две справа и две слева — из них по одной стоят анфас, а другие обращены влево и вправо.
В обрезе: S. C.
2. Антониниан, медь
Кар
Антиохия, 282—283 гг.
АВЕРС: DIVO CARO AVG. — бюст императора в лучевой короне вправо.
РЕВЕРС: CONSECRATIO — алтарь.
Правое поле: Δ
В обрезе: XXI
3. Антониниан, медь
Кар
Антиохия, 282—283 гг.
АВЕРС: DIVO CARO AVG. — бюст императора в лучевой короне вправо.
РЕВЕРС: CONSECRATIO — алтарь.
Правое поле: Δ
В обрезе: XXI
4. Антониниан, медь
Клавдий II Готский
Медиоланум, 268—270 гг.
АВЕРС: DIVO CLAVDIO — голова императора в лучевой короне вправо.
РЕВЕРС: CONSECRATIO — алтарь фламинов.
5. Антониниан, посеребренная медь
Клавдий II Готский
Рим, 268—270 гг.
АВЕРС: IMP. C. CLAVDIVS AVG. — бюст императора в лучевой короне и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: SALVS AVG. — Салюс стоит влево, кормит из патеры змею, выползающую из алтаря, в левой руке — скипетр.
6. Аурей, золото
Август
13 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR AVGVSTVS — голова Августа в дубовом венке вправо.
РЕВЕРС: C. ANTIST. REGIN. FOEDVS P. R. QVM GABINVS — два жреца с покрытыми головами стоят лицом друг к другу и держат поросенка над огнем, который горит на украшенном гирляндой алтаре.
7. Аурей, золото
Александр Север
Рим, 226 г.
АВЕРС: IMP. C. M. AVR. SEV. ALEXAND. AVG. — драпированный бюст императора в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. V COS. II P. P. — император влево в лавровом венке и в тоге совершает священнодействия у треножного алтаря с патерой в правой руке и свитком в левой.
8. Антониниан, медь
Клавдий II Готский
Медиоланум, 268—270 гг.
АВЕРС: DIVO CLAVDIO — бюст императора в лучевой короне вправо.
РЕВЕРС: CONSECRATIO — алтарь фламинов.
9. Кистофор, серебро
Август
Эфес, 24—20 гг. до н.э.
АВЕРС: IMP. CAESAR — обнаженная голова Августа вправо.
РЕВЕРС: Алтарь, украшенный венками и гирляндами, с двумя повернувшимися друг к другу ланями.
Вверху, над алтарем: AVGVSTVS
10. Аурей, золото
Коммод
Рим, 183—184 гг.
АВЕРС: M. COMM. ANTON. AVG. PIVS BRIT. — драпированный бюст Коммода, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: Коммод, с покрытой головой, в тоге, стоит во фронт, голова влево, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над алтарем-треножником слева, в левой руке держит свиток у бока.
VOT. SVSC. DEC. P. M. TR. P. VIIII IMP. VII
В обрезе: COS. IIII P. P.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА