Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АЛТА́РЬ

Ara,

1) жерт­вен­ник; отли­ча­ет­ся от al­ta­re, как βω­μός от ἐσχά­ρα: al­ta­re (высо­кий алтарь) назна­чал­ся для жертв в честь выш­них богов, ara (низ­кий алтарь) и для жертв в честь богов под­зем­ных. Жерт­вен­ник устра­и­вал­ся из зем­ли или кам­ней, боль­шей же частью из дер­на; име­ли то круг­лую, то про­дол­го­ва­тую, то четы­рех­уголь­ную фор­му; при каж­дом хра­ме были обык­но­вен­но два жерт­вен­ни­ка: один — ara для молитв и воз­жи­га­ния фимиа­ма ста­вил­ся внут­ри хра­ма по направ­ле­нию к восто­ку непо­сред­ст­вен­но перед ста­ту­ей боже­ства, дру­гой — высо­кий алтарь (al­ta­re) для сжи­га­ния жертв — перед хра­мом. Их укра­ша­ли дре­вес­ной лист­вой, цве­та­ми и тра­ва­ми (ver­be­nae, Hor. od. 4, 11, 7. Ov. trist. 3, 13, 15) и шер­стя­ны­ми повяз­ка­ми. Чтобы при­дать бо́льшую выра­зи­тель­ность молит­ве или клят­ве, про­из­но­ся­щие их каса­лись алта­ря. (Plaut. Rud. 5, 2, 46 слл. Cic. Flacc. 36); у жерт­вен­ни­ков пре­сле­ду­е­мые нахо­ди­ли убе­жи­ще. Nep. Paus. 4. Cic. n. d. 3, 10. Впро­чем, arae воз­дви­га­лись не толь­ко в свя­ти­ли­щах богов и на откры­тых местах, меж­ду про­чим и в лаге­рях (см. Castra, 3), но и в част­ных домах, осо­бен­но в домаш­них молель­нях рим­ских вель­мож; отсюда часто встре­чаю­ще­е­ся соеди­не­ние: arae et fo­ci. Алта­ри ино­гда име­ли боль­шие раз­ме­ры и бла­го­да­ря скульп­тур­ным и архи­тек­тур­ным добав­ле­ни­ям при­ни­ма­ли мону­мен­таль­ный харак­тер. У алта­ря Зев­са олим­пий­ско­го ниж­ний помост имел в окруж­но­сти 125 футов, а на нем уже воз­вы­шал­ся соб­ст­вен­но алтарь в 22 фута выши­ной (Paus. 5, 8 слл.). Жерт­вен­ных живот­ных зака­лы­ва­ли на ниж­нем помо­сте и затем пред­на­зна­чав­ши­е­ся для жерт­вы кус­ки мяса воз­но­си­ли по камен­ным сту­пе­ням на самый алтарь. Высота алта­ря от года к году воз­рас­та­ла от пеп­ла жерт­вен­но­го огня и сжи­га­е­мых в нем жертв, к это­му при­со­еди­нял­ся еще пепел, при­но­си­мый с оча­га при­та­нея;

2) Ara — созвездие, назы­вае­мое так­же tu­ri­bu­lum или sac­ra­rium, по-гре­че­ски θυ­μιατή­ριον или θυ­τήριον, нахо­дит­ся в южной геми­сфе­ре под жалом Скор­пи­о­на, на юго-запад от созвездия Стрель­ца (Arat. phaen. 402 слл. Cic. n. d. 2, 44. Ov. met. 2, 139) и состо­ит из 4 или 7 звезд.

См. также:
АЛТАРЬ (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 122.
См. по теме: ЭРИСИХТОН, ЕРИСИХТОН • ЭРОТИДИИ, ЕРОТИДИИ • ЭРИТЕЯ, ЕРИФЕЯ • ЭРИБЕЯ, ЕРИБЕЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 248 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Битва морских богов Нерея и его жены Дориды, Океана и его жены Тефиды с гигантами.
Южный фриз на северном выступе Пергамского алтаря.
Мрамор.
Ок. 180—159 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
2. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Битва морских богов Нерея и его жены Дориды, Океана и его жены Тефиды с гигантами.
Южный фриз на северном выступе Пергамского алтаря.
Мрамор.
Ок. 180—159 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
3. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Битва морских богов Нерея и его жены Дориды, Океана и его жены Тефиды с гигантами. Деталь: змееногий гигант.
Южный фриз на северном выступе Пергамского алтаря.
Мрамор.
Ок. 180—159 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
4. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Битва морских богов Нерея и его жены Дориды, Океана и его жены Тефиды с гигантами. Деталь: Нерей в головном уборе из рыбьей кожи.
Южный фриз на северном выступе Пергамского алтаря.
Мрамор.
Ок. 180—159 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
5. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Битва морских богов Нерея и его жены Дориды, Океана и его жены Тефиды с гигантами. Деталь: Нерей в головном уборе из рыбьей кожи.
Южный фриз на северном выступе Пергамского алтаря.
Мрамор.
Ок. 180—159 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
6. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Битва морских богов Нерея и его жены Дориды, Океана и его жены Тефиды с гигантами. Деталь: Нерей в головном уборе из рыбьей кожи.
Южный фриз на северном выступе Пергамского алтаря.
Мрамор.
Ок. 180—159 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
7. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Битва морских богов Нерея и его жены Дориды, Океана и его жены Тефиды с гигантами. Деталь: Океан.
Южный фриз на северном выступе Пергамского алтаря.
Мрамор.
Ок. 180—159 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
8. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Битва морских богов Нерея и его жены Дориды, Океана и его жены Тефиды с гигантами.
Южный фриз на северном выступе Пергамского алтаря.
Мрамор.
Ок. 180—159 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
9. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Битва морских богов Нерея и его жены Дориды, Океана и его жены Тефиды с гигантами. Деталь: Океан.
Южный фриз на северном выступе Пергамского алтаря.
Мрамор.
Ок. 180—159 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
10. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Битва морского бога Тритона, сына Посейдона, и его матери Амфитриты с гигантами.
Западный фриз на северном выступе Пергамского алтаря.
Мрамор.
Ок. 180—159 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
МОНЕТЫ (Всего найдено: 67 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Асс, медь
Септимий Север
Рим, 207 г.
АВЕРС: IVLIA AVGVSTA — драпированный бюст Юлии Домны вправо; волосы искусно уложены шестью волнами и собраны на затылке в большой узел (шиньон).
РЕВЕРС: VESTA MATER — фронтальный вид круглого храма, изображенного четырехколонным, со стоящей статуей на крыше и сидящей статуей в центре; перед храмом шесть фигур (RIC: шесть весталок): две, в драпировке и с покрытой головой, стоящие напротив друг друга, слева и справа, посыпающие ладан из правых рук над горящим алтарем, украшенным гирляндами, и держащие коробочки в левых руках; по сторонам от них четыре другие фигуры, в драпировках и с покрытой головой, — две справа и две слева — из них по одной стоят анфас, а другие обращены влево и вправо.
В обрезе: S. C.
2. Антониниан, медь
Кар
Антиохия, 282—283 гг.
АВЕРС: DIVO CARO AVG. — бюст императора в лучевой короне вправо.
РЕВЕРС: CONSECRATIO — алтарь.
Правое поле: ?
В обрезе: XXI
3. Антониниан, медь
Кар
Антиохия, 282—283 гг.
АВЕРС: DIVO CARO AVG. — бюст императора в лучевой короне вправо.
РЕВЕРС: CONSECRATIO — алтарь.
Правое поле: ?
В обрезе: XXI
4. Антониниан, медь
Клавдий II Готский
Медиоланум, 268—270 гг.
АВЕРС: DIVO CLAVDIO — голова императора в лучевой короне вправо.
РЕВЕРС: CONSECRATIO — алтарь фламинов.
5. Антониниан, посеребренная медь
Клавдий II Готский
Рим, 268—270 гг.
АВЕРС: IMP. C. CLAVDIVS AVG. — бюст императора в лучевой короне и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: SALVS AVG. — Салюс стоит влево, кормит из патеры змею, выползающую из алтаря, в левой руке — скипетр.
6. Аурей, золото
Август
13 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR AVGVSTVS — голова Августа в дубовом венке вправо.
РЕВЕРС: C. ANTIST. REGIN. FOEDVS P. R. QVM GABINVS — два жреца с покрытыми головами стоят лицом друг к другу и держат поросенка над огнем, который горит на украшенном гирляндой алтаре.
7. Аурей, золото
Александр Север
Рим, 226 г.
АВЕРС: IMP. C. M. AVR. SEV. ALEXAND. AVG. — драпированный бюст императора в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. V COS. II P. P. — император влево в лавровом венке и в тоге совершает священнодействия у треножного алтаря с патерой в правой руке и свитком в левой.
8. Кистофор, серебро
Август
Эфес, 24—20 гг. до н.э.
АВЕРС: IMP. CAESAR — обнаженная голова Августа вправо.
РЕВЕРС: Алтарь, украшенный венками и гирляндами, с двумя повернувшимися друг к другу ланями.
Вверху, над алтарем: AVGVSTVS
9. Антониниан, медь
Клавдий II Готский
Медиоланум, 268—270 гг.
АВЕРС: DIVO CLAVDIO — бюст императора в лучевой короне вправо.
РЕВЕРС: CONSECRATIO — алтарь фламинов.
10. Аурей, золото
Коммод
Рим, 183—184 гг.
АВЕРС: M. COMM. ANTON. AVG. PIVS BRIT. — драпированный бюст Коммода, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: Коммод, с покрытой головой, в тоге, стоит во фронт, голова влево, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над алтарем-треножником слева, в левой руке держит свиток у бока.
VOT. SVSC. DEC. P. M. TR. P. VIIII IMP. VII
В обрезе: COS. IIII P. P.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА