Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АЛТА́РЬ

Ara,

1) жерт­вен­ник; отли­ча­ет­ся от al­ta­re, как βω­μός от ἐσχά­ρα: al­ta­re (высо­кий алтарь) назна­чал­ся для жертв в честь выш­них богов, ara (низ­кий алтарь) и для жертв в честь богов под­зем­ных. Жерт­вен­ник устра­и­вал­ся из зем­ли или кам­ней, боль­шей же частью из дер­на; име­ли то круг­лую, то про­дол­го­ва­тую, то четы­рех­уголь­ную фор­му; при каж­дом хра­ме были обык­но­вен­но два жерт­вен­ни­ка: один — ara для молитв и воз­жи­га­ния фимиа­ма ста­вил­ся внут­ри хра­ма по направ­ле­нию к восто­ку непо­сред­ст­вен­но перед ста­ту­ей боже­ства, дру­гой — высо­кий алтарь (al­ta­re) для сжи­га­ния жертв — перед хра­мом. Их укра­ша­ли дре­вес­ной лист­вой, цве­та­ми и тра­ва­ми (ver­be­nae, Hor. od. 4, 11, 7. Ov. trist. 3, 13, 15) и шер­стя­ны­ми повяз­ка­ми. Чтобы при­дать бо́льшую выра­зи­тель­ность молит­ве или клят­ве, про­из­но­ся­щие их каса­лись алта­ря. (Plaut. Rud. 5, 2, 46 слл. Cic. Flacc. 36); у жерт­вен­ни­ков пре­сле­ду­е­мые нахо­ди­ли убе­жи­ще. Nep. Paus. 4. Cic. n. d. 3, 10. Впро­чем, arae воз­дви­га­лись не толь­ко в свя­ти­ли­щах богов и на откры­тых местах, меж­ду про­чим и в лаге­рях (см. Castra, 3), но и в част­ных домах, осо­бен­но в домаш­них молель­нях рим­ских вель­мож; отсюда часто встре­чаю­ще­е­ся соеди­не­ние: arae et fo­ci. Алта­ри ино­гда име­ли боль­шие раз­ме­ры и бла­го­да­ря скульп­тур­ным и архи­тек­тур­ным добав­ле­ни­ям при­ни­ма­ли мону­мен­таль­ный харак­тер. У алта­ря Зев­са олим­пий­ско­го ниж­ний помост имел в окруж­но­сти 125 футов, а на нем уже воз­вы­шал­ся соб­ст­вен­но алтарь в 22 фута выши­ной (Paus. 5, 8 слл.). Жерт­вен­ных живот­ных зака­лы­ва­ли на ниж­нем помо­сте и затем пред­на­зна­чав­ши­е­ся для жерт­вы кус­ки мяса воз­но­си­ли по камен­ным сту­пе­ням на самый алтарь. Высота алта­ря от года к году воз­рас­та­ла от пеп­ла жерт­вен­но­го огня и сжи­гае­мых в нем жертв, к это­му при­со­еди­нял­ся еще пепел, при­но­си­мый с оча­га при­та­нея;

2) Ara — созвездие, назы­вае­мое так­же tu­ri­bu­lum или sac­ra­rium, по-гре­че­ски θυ­μιατή­ριον или θυ­τήριον, нахо­дит­ся в южной геми­сфе­ре под жалом Скор­пи­о­на, на юго-запад от созвездия Стрель­ца (Arat. phaen. 402 слл. Cic. n. d. 2, 44. Ov. met. 2, 139) и состо­ит из 4 или 7 звезд.

См. также:
АЛТАРЬ (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 122.
См. по теме: ЭРОТИДИИ, ЕРОТИДИИ • ДИОР • ДОР • ДРИОП •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Борьба Афины с Алкионеем.
Фрагмент восточного фриза Пергамского алтаря.
Мрамор. Ок. 180—159 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Рождение Афродиты. Алтарь Афродиты, т. н. «Трон Людовизи».
Мрамор. 1-я треть V в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Жертвоприношение Ифигении.
Фреска из Помпей (Дом Трагического поэта).
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXVIII.
4. СКУЛЬПТУРА.
Кастор и Поллукс.
Карло Альбачини (работал между 1769—1812 гг.).
Мрамор. По античному оригиналу.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
5. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Пергамский барельеф (группа Афины).
Мрамор.
II в. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Панель, изображающая Энея, приносящего жертвы пенатам.
13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Северная венчающая плита жертвенного стола, внешняя сторона со сценой жертвоприношения.

Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
8. МОЗАИКА. Греция.
Купание Леды.
Кипр, Дом Эона.
Сер. IV в. н. э.
Пафос, Археологический парк.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Панель с Теллус.
Мрамор.
13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Панель Теллус.
Левая часть восточного фасада алтаря Августова Мира (верхняя панель).
Мрамор.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Гальба
Рим, 68—69 гг.
АВЕРС: IMP. SER. GALBA CAESAR AVG. — голова Гальбы, в лавровом венке, влево.
РЕВЕРС: SALVS GEN. HVMANI — женская фигура (Фортуна?), в драпировке, стоит влево, поставив правую ногу на шар, совершает над горящим алтарем жертвоприношение из патеры в правой руке, держа поднятый корабельный руль в левой руке.
2. Сестерций, медь
Филипп I Араб
Рим, 244 г.
АВЕРС: IMP. M. IVL. PHILIPPVS AVG. — драпированный бюст Филиппа I в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: SALVS AVG. — Салюта (Здоровье), в драпировке, стоит фронтально, повернув голову влево, из патеры в правой руке кормит змею, поднимающуюся от алтаря слева, в левой руке держит корабельный руль (RIC: скипетр).
В поле внизу слева и справа: S. C.
3. AE,
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕ. ΑΝΤΩΝΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — Тихе, одетая в гиматий, в стефане, с калафом на голове, стоит почти фронтально, повернув голову влево, совершает жертвоприношение над горящим алтарем из патеры в правой руке, в левой держит рог изобилия, край одежды переброшен через левую руку.
В правом поле: Ε.
4. AE, медь
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΙΤΩΝ (ΤΩΝ в обрезе в перевернутом положении по отношению к тексту легенды) — обнаженный Аполлон стоит, повернув голову влево, держит в левой руке большой лук, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над небольшим горящим алтарем слева.
В правом поле: .
5. AE, медь
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥΗ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу драпированные бюсты Макрина, слева, в доспехах и в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — обращенный влево обнаженный Аполлон в венке, с патерой в протянутой правой руке, совершает жертвоприношение над горящим алтарем, держа в левой руке ветвь.
В правом поле: Ε.
6. Денарий, серебро
Траян
Рим, 112 г.
АВЕРС: PLOTINA AVG. IMP. TRAIANI — бюст Плотины, в драпировке и с ожерельем, вправо; волосы уложены куполообразно, удерживаемые двойной металлической стефаной на макушке, искусно заплетены на затылке в косу, спадающую на шею.
РЕВЕРС: CAES. AVG. GERMA. DAC. COS. VI P. P. — стоящий на пяти ступенях прямоугольный алтарь, на котором возвышается поверхность с рогами слева и справа; на фронтальной стороне алтаря Пудицития, с покрытой головой, в драпировке, стоящая фронтально на курульном кресле.
В обрезе: ARA PVDIC.
7. Асс, медь
Домициан
Рим, 88 г.
АВЕРС: IMP. CAES. DOMIT. AVG. GERM. P. M. TR. P. VIII CENS. PER. P. P. — голова Домициана, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: COS. XIIII LVD. SAEC. FEC. — Домициан, в тоге, с непокрытой головой, стоит влево, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над горящим алтарем, украшенным гирляндой; слева стоит почти фронтально музыкант, играющий на лире, правее стоит музыкант, играющий на флейте; на заднем плане шестиколонный храм с венком на фронтоне.
В обрезе: S. C.
8. Медальон, бронза
Коммод
Рим, 191—192 гг.
АВЕРС: L. AELIVS AVRELIVS COMMODVS AVG. PIVS FELIX — парный портрет вправо с головой Коммода в лучистом венце и лавровом венке и головой амазонки (Марции или Ромы) в шлеме с козырьком и с гребнем и пельтой на груди.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. XVII IMP. VIII COS. VII P. P. — слева стоит, заложив правую руку за спину, обнаженный Геркулес, держа поставленную на камень дубину, драпированную львиной шкурой; справа стоит влево Коммод, в жреческой одежде, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над горящим алтарем, украшенным гирляндой и держит свиток в левой руке.
9. Асс, медь
Септимий Север
Рим, 207 г.
АВЕРС: IVLIA AVGVSTA — драпированный бюст Юлии Домны вправо; волосы искусно уложены шестью волнами и собраны на затылке в большой узел (шиньон).
РЕВЕРС: VESTA MATER — фронтальный вид круглого храма, изображенного четырехколонным, со стоящей статуей на крыше и сидящей статуей в центре; перед храмом шесть фигур (RIC: шесть весталок): две, в драпировке и с покрытой головой, стоящие напротив друг друга, слева и справа, посыпающие ладан из правых рук над горящим алтарем, украшенным гирляндами, и держащие коробочки в левых руках; по сторонам от них четыре другие фигуры, в драпировках и с покрытой головой, — две справа и две слева — из них по одной стоят анфас, а другие обращены влево и вправо.
В обрезе: S. C.
10. Антониниан, медь
Кар
Антиохия, 282—283 гг.
АВЕРС: DIVO CARO AVG. — бюст императора в лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: CONSECRATIO — алтарь.
Правое поле: Δ
В обрезе: XXI
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА