Словарь античности

АЛТАРЬ (греч. bo­mos, лат. al­ta­ria — воз­вы­ше­ние, место жерт­во­при­но­ше­ний), при­род­ное или искус­ст­вен­но сде­лан­ное воз­вы­ше­ние для жерт­во­при­но­ше­ния умер­шим, геро­ям или богам; жерт­вен­ный дар ста­вил­ся, высы­пал­ся, выли­вал­ся или сжи­гал­ся. Суще­ст­ву­ют раз­лич­ные худо­же­ст­вен­но испол­нен­ные алта­ри: от про­стых соору­же­ний из кам­ней или зем­ля­ных насы­пей до алта­рей из мра­мо­ра с архи­тек­тур­ны­ми укра­ше­ни­я­ми (напри­мер, Пер­гам­ский алтарь). Алтарь мог устра­и­вать­ся вне хра­ма, но чаще все­го нахо­дил­ся внут­ри. Алта­ри суще­ст­во­ва­ли так­же в част­ных домах и обще­ст­вен­ных зда­ни­ях. Тра­ди­ция антич­ной алтар­ной архи­тек­ту­ры нашла про­дол­же­ние в ран­не­хри­сти­ан­ском жерт­вен­ном сто­ле (лат. men­sa), пред­на­зна­чав­шем­ся для евха­ри­стии.

См. также:
АЛТАРЬ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ТИСАМЕН • ЭРЕБ, ЕРЕБ • ЭРИТЕЯ, ЕРИФЕЯ • ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 224 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Алтарный рельеф с изображением процессии жрецов (левый фрагмент).
Мрамор.
42—43 гг. н. э.
Инв. № 5.
Равенна, Национальный музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с изображением дионисийской процессии. Левая сторона: танцующие менада и сатир.
Белый наксосский мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Инв. № 987.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Восточный портик, 5.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробная стела с портретными бюстами и сценой кораблестроения («Стела Лонгидиена»). Верхний регистр.
Истрийский известняк. 1-я пол. I в. н. э. (музейная датировка).
Инв. № 7.
Равенна, Национальный музей, Первый клуатр.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Алтарный рельеф с изображением членов семейства Юлиев-Клавдиев (правый фрагмент).
Мрамор.
42—43 гг. н. э.
Инв. № 6.
Равенна, Национальный музей, Первый клуатр.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с изображением дионисийской процессии. Левая сторона: танцующая менада.
Белый наксосский мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Инв. № 987.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Восточный портик, 5.
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Посвятительный рельеф Арею и Афродите.
Мрамор. Аттическая работа второй половины V в. до н. э.
Инв. № 126.
Венеция, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с изображением дионисийской процессии.
Белый наксосский мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Инв. № 987.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Восточный портик, 5.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Пейзаж с храмом.
Фреска из Стабий, вилла Сан-Марко, помещение 27.
III стиль.
Инв. № 62517.
Кастелламмаре-ди-Стабия, Стабианский антикварий.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробная стела с портретными бюстами и сценой кораблестроения («Стела Лонгидиена»).
Истрийский известняк. 1-я пол. I в. н. э. (музейная датировка).
Инв. № 7.
Равенна, Национальный музей, Первый клуатр.
10. НАДПИСИ. Рим.
Надгробная надпись ликтора.
CIL VI 1910.
Травертин. I—II вв. н. э.
Рим, Национальная галерея старинного искусства в палаццо Барберини.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 67 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Асс, медь
Септимий Север
Рим, 207 г.
АВЕРС: IVLIA AVGVSTA — драпированный бюст Юлии Домны вправо; волосы искусно уложены шестью волнами и собраны на затылке в большой узел (шиньон).
РЕВЕРС: VESTA MATER — фронтальный вид круглого храма, изображенного четырехколонным, со стоящей статуей на крыше и сидящей статуей в центре; перед храмом шесть фигур (RIC: шесть весталок): две, в драпировке и с покрытой головой, стоящие напротив друг друга, слева и справа, посыпающие ладан из правых рук над горящим алтарем, украшенным гирляндами, и держащие коробочки в левых руках; по сторонам от них четыре другие фигуры, в драпировках и с покрытой головой, — две справа и две слева — из них по одной стоят анфас, а другие обращены влево и вправо.
В обрезе: S. C.
2. Антониниан, медь
Кар
Антиохия, 282—283 гг.
АВЕРС: DIVO CARO AVG. — бюст императора в лучевой короне вправо.
РЕВЕРС: CONSECRATIO — алтарь.
Правое поле: Δ
В обрезе: XXI
3. Антониниан, медь
Кар
Антиохия, 282—283 гг.
АВЕРС: DIVO CARO AVG. — бюст императора в лучевой короне вправо.
РЕВЕРС: CONSECRATIO — алтарь.
Правое поле: Δ
В обрезе: XXI
4. Антониниан, медь
Клавдий II Готский
Медиоланум, 268—270 гг.
АВЕРС: DIVO CLAVDIO — голова императора в лучевой короне вправо.
РЕВЕРС: CONSECRATIO — алтарь фламинов.
5. Антониниан, посеребренная медь
Клавдий II Готский
Рим, 268—270 гг.
АВЕРС: IMP. C. CLAVDIVS AVG. — бюст императора в лучевой короне и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: SALVS AVG. — Салюс стоит влево, кормит из патеры змею, выползающую из алтаря, в левой руке — скипетр.
6. Аурей, золото
Август
13 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR AVGVSTVS — голова Августа в дубовом венке вправо.
РЕВЕРС: C. ANTIST. REGIN. FOEDVS P. R. QVM GABINVS — два жреца с покрытыми головами стоят лицом друг к другу и держат поросенка над огнем, который горит на украшенном гирляндой алтаре.
7. Аурей, золото
Александр Север
Рим, 226 г.
АВЕРС: IMP. C. M. AVR. SEV. ALEXAND. AVG. — драпированный бюст императора в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. V COS. II P. P. — император влево в лавровом венке и в тоге совершает священнодействия у треножного алтаря с патерой в правой руке и свитком в левой.
8. Кистофор, серебро
Август
Эфес, 24—20 гг. до н.э.
АВЕРС: IMP. CAESAR — обнаженная голова Августа вправо.
РЕВЕРС: Алтарь, украшенный венками и гирляндами, с двумя повернувшимися друг к другу ланями.
Вверху, над алтарем: AVGVSTVS
9. Антониниан, медь
Клавдий II Готский
Медиоланум, 268—270 гг.
АВЕРС: DIVO CLAVDIO — бюст императора в лучевой короне вправо.
РЕВЕРС: CONSECRATIO — алтарь фламинов.
10. Денарий, серебро
Август
Испания, монетный двор 2 (Колония Патриция?), 20—16 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Августа в лавровом венке влево.
РЕВЕРС: Прямоугольный алтарь с надписью в три линии: FORT. RED. / CAES. AVG. / S. P. Q. R. (Fortunae Reduci, Caesari Augusto, senatus populusque romanus). По краю линия.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА