Словарь античности

АЛТАРЬ (греч. bo­mos, лат. al­ta­ria — воз­вы­ше­ние, место жерт­во­при­но­ше­ний), при­род­ное или искус­ст­вен­но сде­лан­ное воз­вы­ше­ние для жерт­во­при­но­ше­ния умер­шим, геро­ям или богам; жерт­вен­ный дар ста­вил­ся, высы­пал­ся, выли­вал­ся или сжи­гал­ся. Суще­ст­ву­ют раз­лич­ные худо­же­ст­вен­но испол­нен­ные алта­ри: от про­стых соору­же­ний из кам­ней или зем­ля­ных насы­пей до алта­рей из мра­мо­ра с архи­тек­тур­ны­ми укра­ше­ни­я­ми (напри­мер, Пер­гам­ский алтарь). Алтарь мог устра­и­вать­ся вне хра­ма, но чаще все­го нахо­дил­ся внут­ри. Алта­ри суще­ст­во­ва­ли так­же в част­ных домах и обще­ст­вен­ных зда­ни­ях. Тра­ди­ция антич­ной алтар­ной архи­тек­ту­ры нашла про­дол­же­ние в ран­не­хри­сти­ан­ском жерт­вен­ном сто­ле (лат. men­sa), пред­на­зна­чав­шем­ся для евха­ри­стии.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. также:
АЛТАРЬ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ЭРЕБ, ЕРЕБ • ЭРИБЕЯ, ЕРИБЕЯ • ЭРИТЕЯ, ЕРИФЕЯ • ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 218 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с изображением дионисийской процессии. Левая сторона: танцующая менада.
Белый наксосский мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Инв. № 987.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Восточный портик, 5.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с изображением дионисийской процессии. Левая сторона: танцующие менада и сатир.
Белый наксосский мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Инв. № 987.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Восточный портик, 5.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с изображением дионисийской процессии.
Белый наксосский мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Инв. № 987.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Восточный портик, 5.
4. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер с изображением путешествия Орфея в Загробный мир.
Кратер краснофигурный с волютами. Апулия.
Мастер Загробного мира (Trendall).
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Мальчик с маской.
Мрамор.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал Фавна.
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Геракл, начинающий церемонию Элевсинских мистерий.
Неоаттический рельеф.
Лунский мрамор. Конец I в. до н. э. — нач. I в. н. э.
Инв. № 6679.
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. НАДПИСИ. Рим.
Надгробная надпись ликтора.
CIL VI 1910.
Травертин. I—II вв. н. э.
Рим, Национальная галерея старинного искусства в палаццо Барберини.
8. НАДПИСИ. Рим.
Надгробный алтарь Гнея Помпея Магна, зятя императора Клавдия.
CIL. VI. 31722 = ILS. 955.
Мрамор. 47 г. н. э.
Инв. № 78163.
Рим, Национальный римский музей, Термы Диоклетиана.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф с Энеем, приносящим в жертву Лаврентскую свинью.
II в. н. э. Гипсовый слепок.
Инв. № MCR 5019 (для оригинала: инв. №№ 321 (инв. 1914), 477 (инв. 1825)).
Рим, Музей Римской культуры.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Жертвоприношение императора Цезаря в честь богини Ромы.
Мрамор.
Гравюра Антонио Франческо Гори (1691—1757), 1743 г.
Надпись под гравюрой: «e marm[or] Museo Mag[ni] Ducis Etr[uriae]» («из мрамора, в музее Великого герцога Этрурии (Тосканы)»).
Рельеф: инв. №№ 321 (инв. 1914 г.), 477 (инв. 1825 г.).
Флоренция, Галерея Уффици.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 67 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Асс, медь
Септимий Север
Рим, 207 г.
АВЕРС: IVLIA AVGVSTA — драпированный бюст Юлии Домны вправо; волосы искусно уложены шестью волнами и собраны на затылке в большой узел (шиньон).
РЕВЕРС: VESTA MATER — фронтальный вид круглого храма, изображенного четырехколонным, со стоящей статуей на крыше и сидящей статуей в центре; перед храмом шесть фигур (RIC: шесть весталок): две, в драпировке и с покрытой головой, стоящие напротив друг друга, слева и справа, посыпающие ладан из правых рук над горящим алтарем, украшенным гирляндами, и держащие коробочки в левых руках; по сторонам от них четыре другие фигуры, в драпировках и с покрытой головой, — две справа и две слева — из них по одной стоят анфас, а другие обращены влево и вправо.
В обрезе: S. C.
2. Антониниан, медь
Кар
Антиохия, 282—283 гг.
АВЕРС: DIVO CARO AVG. — бюст императора в лучевой короне вправо.
РЕВЕРС: CONSECRATIO — алтарь.
Правое поле: Δ
В обрезе: XXI
3. Антониниан, медь
Кар
Антиохия, 282—283 гг.
АВЕРС: DIVO CARO AVG. — бюст императора в лучевой короне вправо.
РЕВЕРС: CONSECRATIO — алтарь.
Правое поле: Δ
В обрезе: XXI
4. Антониниан, медь
Клавдий II Готский
Медиоланум, 268—270 гг.
АВЕРС: DIVO CLAVDIO — голова императора в лучевой короне вправо.
РЕВЕРС: CONSECRATIO — алтарь фламинов.
5. Антониниан, посеребренная медь
Клавдий II Готский
Рим, 268—270 гг.
АВЕРС: IMP. C. CLAVDIVS AVG. — бюст императора в лучевой короне и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: SALVS AVG. — Салюс стоит влево, кормит из патеры змею, выползающую из алтаря, в левой руке — скипетр.
6. Аурей, золото
Август
13 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR AVGVSTVS — голова Августа в дубовом венке вправо.
РЕВЕРС: C. ANTIST. REGIN. FOEDVS P. R. QVM GABINVS — два жреца с покрытыми головами стоят лицом друг к другу и держат поросенка над огнем, который горит на украшенном гирляндой алтаре.
7. Аурей, золото
Александр Север
Рим, 226 г.
АВЕРС: IMP. C. M. AVR. SEV. ALEXAND. AVG. — драпированный бюст императора в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. V COS. II P. P. — император влево в лавровом венке и в тоге совершает священнодействия у треножного алтаря с патерой в правой руке и свитком в левой.
8. Антониниан, медь
Клавдий II Готский
Медиоланум, 268—270 гг.
АВЕРС: DIVO CLAVDIO — бюст императора в лучевой короне вправо.
РЕВЕРС: CONSECRATIO — алтарь фламинов.
9. Кистофор, серебро
Август
Эфес, 24—20 гг. до н.э.
АВЕРС: IMP. CAESAR — обнаженная голова Августа вправо.
РЕВЕРС: Алтарь, украшенный венками и гирляндами, с двумя повернувшимися друг к другу ланями.
Вверху, над алтарем: AVGVSTVS
10. Аурей, золото
Коммод
Рим, 183—184 гг.
АВЕРС: M. COMM. ANTON. AVG. PIVS BRIT. — драпированный бюст Коммода, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: Коммод, с покрытой головой, в тоге, стоит во фронт, голова влево, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над алтарем-треножником слева, в левой руке держит свиток у бока.
VOT. SVSC. DEC. P. M. TR. P. VIIII IMP. VII
В обрезе: COS. IIII P. P.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА