Словарь античности

ЛУК (греч. to­xon, лат. ar­cus), высо­ко ценив­ше­е­ся в микен­ский и гоме­ров­ский пери­о­ды бое­вое и охот­ни­чье ору­жие (напри­мер, лук Одис­сея). Пер­во­на­чаль­но счи­тав­ший­ся гре­ка­ми ору­жи­ем вар­ва­ров, лук был при­нят на воору­же­ние отрядов, под­дер­жи­ваю­щих порядок (скиф­ские луч­ни­ки в Афи­нах), а впо­след­ст­вии, со вре­мен Пер­сид­ских войн, все в боль­шей сте­пе­ни стал при­ме­нять­ся как бое­вое так­ти­че­ское ору­жие. Сла­вой искус­ных луч­ни­ков поль­зо­ва­лись жите­ли Кри­та. Высо­кие бое­вые каче­ства лука были оце­не­ны так­же рим­ля­на­ми в сра­же­ни­ях с гер­ман­ца­ми и ближ­не­во­сточ­ны­ми наро­да­ми; ими фор­ми­ро­ва­лись спе­ци­аль­ные вспо­мо­га­тель­ные отряды луч­ни­ков.

См. также:
ЛУК (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭФИППИЙ • ЭПИБАТЫ, ЕПИБАТЫ • БУККУЛЫ • ГАСТАТЫ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Греция.
Пирующий Геракл.
Амфора-билингва, тип А. Аттика.
Художник Андокид (Furtwängler), художник Лисиппид (Beazley).
Глина. Ок. 520—510 гг. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
2. МОЗАИКА. Рим.
Битва Александра с Дарием.
Мозаика из Помпей (Дом Фавна, VI 12, 2, экседра).
125—120 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Т. н. лестничная плита с рельефным фризом: сцены с ритуальным сексом (?) и Геркле (Гераклом), стреляющим в кентавра.
Ненфро (серый туф).
580—570 гг. до н. э.
Тарквиния, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Вотивный рельеф Лукцея Пекулиария.
Лунский мрамор.
2-я пол. II в. н. э. или III в. н. э.
Капуя, Музей провинции Кампания, крипта.
5. ГЛИПТИКА. Египет.
Эрот-охотник.
Двухслойный оникс. Александрия. I в. до н. э.
1,4 × 1,2 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
6. ГЛИПТИКА. Египет.
Эрот перед источником.
Сардоникс. I в. до н. э.
1,5 × 1,2 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Кратер, украшенный барельефами, известный как Ваза Медичи.
Нео-аттическая работа.
Пентелийский мрамор.
2-я пол. I в. до н. э.
Флоренция, Галерея Уффици.
8. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Т. н. лестничная плита с рельефным фризом.
Ненфро (серый туф).
580—570 гг. до н. э.
Тарквиния, Национальный археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Эрот, натягивающий лук.
Мрамор.
Римская работа II в. н. э. по греческому оригиналу 2-й пол. IV в. до н. э. скульптора Лисиппа.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Статуя Артемиды.
Фреска из Помпей (VI, 17, 10).
50—1 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXIX.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, орихалк
Нерон
Рим, 65 г.
АВЕРС: NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Нерона в лавровом венке и в эгиде вправо.
РЕВЕРС: ROMA — Рома, в шлеме и в военной одежде, сидит влево на доспехах, поставив правую ногу на шлем, держит Викторию на вытянутой правой руке, положив левую руку на паразоний на боку; возле нее два круглых щита, шлем, поножи, лук, колчан и копье.
В поле, слева и справа: S. C.
2. 12 литр, серебро
Пятая сиракузская демократия (214—212 гг. до н. э.)
Сиракузы, 214—212 гг. до н.э.
АВЕРС: Обращенная влево голова Афины в коринфском шлеме с гребнем, украшенном грифоном на тулье.
РЕВЕРС: ΣΥΡΑΚΟΣΙΩΝ — Артемида стоит влево, натягивает лук, у ее ног бегущая собака.
В левом поле в две строки: ΥΑ / ΣΛ.
3. AE, медь
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΙΤΩΝ (ΤΩΝ в обрезе в перевернутом положении по отношению к тексту легенды) — обнаженный Аполлон стоит, повернув голову влево, держит в левой руке большой лук, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над небольшим горящим алтарем слева.
В правом поле: .
4. денарий, серебро
75 г. до н.э.
АВЕРС: Крылатый бюст Купидона вправо, с луком и колчаном на ремне за плечом; сзади MAXSVMVS вниз. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Двухколонный храм (дистиль); внутри две статуи богов: слева Юпитер держит посох, над ним на фронтоне молния; справа богиня Свободы (Libertas), над ней на фронтоне шапка вольноотпущенника (pileus); внизу C EGNATIVS CN F; справа CN N вверх; слева контрольная метка. Кайма из точек.
5. Аурей, золото
Публий Клодий
Рим, 42 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона, в лавровом венке, вправо; волосы собраны в узел, два локона спадают вниз по шее; возле уха драгоценный камень; сзади головы лира.
РЕВЕРС: Диана Люцифера в длинной драпировке, с луком и колчаном за плечами, стоит анфас, голова повернута вправо; она держит по длинному горящему факелу в каждой руке; справа P. CLODIVS, слева M. F. (Publius Clodius Marci filius).
6. Номос, серебро
Кротон, 350—340 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Геры Лацинийской, в три четверти вправо, в стефане, украшенной пальметтами и колечками; в поле справа Β.
РЕВЕРС: ΚΡΟΤΩΝΙΑΤΑΣ — Геракл сидит влево на скале, покрытой львиной шкурой, держа винный кубок в протянутой правой руке и дубину в левой; внизу на земле лежит лук.
7. Антониниан, медь
Клавдий II Готский
Антиохия, 268—270 гг.
АВЕРС: IMP. C. CLAVDIVS AVG. — драпированный бюст императора в лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: DIANAE VICTR. — Диана стоит вправо, держит лук и достает стрелу, рядом стоит олень.
8. Номос, серебро
Кротон, 350—340 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Геры Лацинийской, в три четверти вправо, в стефане, украшенной пальметтами и колечками.
РЕВЕРС: ΚΡΟΤΩΝΙΑΤΑΝ — Геракл сидит влево на скале, покрытой львиной шкурой, держа винный кубок в протянутой правой руке и дубину в левой; внизу на земле лежит лук.
9. Тетрадрахма, серебро
Селевк III Сотер (Керавн)
Антиохия, 226—223 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Селевка III в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Аполлон Дельфийский стоит влево, облокотившись на колонну, в правой руке он держит лук; слева от него — монограмма ΞΥ, справа — изображение перевернутой буквы Ω над Ρ.
10. Тетрадрахма, серебро
Антиох Гиеракс
Илион (Троя), 242—227 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха Гиеракса в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ — Аполлон Дельфийский сидит на омфале влево, в правой руке держит стрелу, в левой — лук.
В обрезе: изображение совы.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА