Словарь античности

ЛУК (греч. to­xon, лат. ar­cus), высо­ко ценив­ше­е­ся в микен­ский и гоме­ров­ский пери­о­ды бое­вое и охот­ни­чье ору­жие (напри­мер, лук Одис­сея). Пер­во­на­чаль­но счи­тав­ший­ся гре­ка­ми ору­жи­ем вар­ва­ров, лук был при­нят на воору­же­ние отрядов, под­дер­жи­ваю­щих порядок (скиф­ские луч­ни­ки в Афи­нах), а впо­след­ст­вии, со вре­мен Пер­сид­ских войн, все в боль­шей сте­пе­ни стал при­ме­нять­ся как бое­вое так­ти­че­ское ору­жие. Сла­вой искус­ных луч­ни­ков поль­зо­ва­лись жите­ли Кри­та. Высо­кие бое­вые каче­ства лука были оце­не­ны так­же рим­ля­на­ми в сра­же­ни­ях с гер­ман­ца­ми и ближ­не­во­сточ­ны­ми наро­да­ми; ими фор­ми­ро­ва­лись спе­ци­аль­ные вспо­мо­га­тель­ные отряды луч­ни­ков.

См. также:
ЛУК (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭФИППИЙ • ЭПИБАТЫ, ЕПИБАТЫ • АММЕНТ • ДОБЫЧА ВОЕННАЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Эрот.
Мрамор.
Римская копия с греческого бронзового оригинала Лисиппа IV в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. КЕРАМИКА. Греция.
Ваза Франсуа.
Чернофигурный волютный кратер. Аттика.
Ок. сер. VI в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
3. МОЗАИКА. Рим.
Битва Александра с Дарием.
Мозаика из Помпей (Дом Фавна, VI 12, 2, экседра).
125—120 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. КЕРАМИКА. Греция.
Аполлон и Артемида убивают детей Ниобеи.
Краснофигурный кратер. Аттика.
Мастер Ниобид.
Глина. Ок. 450 г. до н. э.
Париж, Лувр.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Часть скульптурной группы «Убийство Ниобид»: Ниоба пытается защитить младшую дочь от Артемиды.
Мрамор.
Римская копия II в. н. э. с греческого оригинала IV в. до н. э.
Ираклион, Археологический музей.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Амур в пейзаже.
Бартоломео Скедони (Скидоне) (1576—1615).
Холст, масло. 94 × 77 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Апофеоз Антонина Пия и Фаустины. Рельеф на лицевой стороне цоколя колонны Антонина Пия.
Белый италийский мрамор.
161 г.
Рим, Ватиканские музеи, Двор доспехов.
8. КЕРАМИКА. Греция.
Аякс, несущий тело Ахилла в окружении скифских лучников.
Чернофигурная шейная амфора. Аттика.
Глина.
Ок. 510 г. до н. э.
Аукционный дом Сотби, Нью-Йорк.
9. МОЗАИКА. Греция.
Аполлон и Дафна.
Дом Диониса. Конец II в. н. э.
Пафос, Археологический парк.
10. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Стрелок из лука.
Деталь восточного фронтона храма Афины в Эгине.
Мрамор. Рубеж VI и V вв. до н. э.
Мюнхен, Глиптотека.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. 12 литр, серебро
Пятая сиракузская демократия (214—212 гг. до н. э.)
Сиракузы, 214—212 гг. до н.э.
АВЕРС: Обращенная влево голова Афины в коринфском шлеме с гребнем, украшенном грифоном на тулье.
РЕВЕРС: ΣΥΡΑΚΟΣΙΩΝ — Артемида стоит влево, натягивает лук, у ее ног бегущая собака.
В левом поле в две строки: ΥΑ / ΣΛ.
2. AE, медь
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΙΤΩΝ (ΤΩΝ в обрезе в перевернутом положении по отношению к тексту легенды) — обнаженный Аполлон стоит, повернув голову влево, держит в левой руке большой лук, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над небольшим горящим алтарем слева.
В правом поле: .
3. Сестерций, орихалк
Нерон
Рим, 65 г.
АВЕРС: NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Нерона в лавровом венке и в эгиде вправо.
РЕВЕРС: ROMA — Рома, в шлеме и в военной одежде, сидит влево на доспехах, поставив правую ногу на шлем, держит Викторию на вытянутой правой руке, положив левую руку на паразоний на боку; возле нее два круглых щита, шлем, поножи, лук, колчан и копье.
В поле, слева и справа: S. C.
4. денарий, серебро
75 г. до н.э.
АВЕРС: Крылатый бюст Купидона вправо, с луком и колчаном на ремне за плечом; сзади MAXSVMVS вниз. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Двухколонный храм (дистиль); внутри две статуи богов: слева Юпитер держит посох, над ним на фронтоне молния; справа богиня Свободы (Libertas), над ней на фронтоне шапка вольноотпущенника (pileus); внизу C EGNATIVS CN F; справа CN N вверх; слева контрольная метка. Кайма из точек.
5. Аурей, золото
Публий Клодий
Рим, 42 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона, в лавровом венке, вправо; волосы собраны в узел, два локона спадают вниз по шее; возле уха драгоценный камень; сзади головы лира.
РЕВЕРС: Диана Люцифера в длинной драпировке, с луком и колчаном за плечами, стоит анфас, голова повернута вправо; она держит по длинному горящему факелу в каждой руке; справа P. CLODIVS, слева M. F. (Publius Clodius Marci filius).
6. Антониниан, медь
Клавдий II Готский
Антиохия, 268—270 гг.
АВЕРС: IMP. C. CLAVDIVS AVG. — драпированный бюст императора в лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: DIANAE VICTR. — Диана стоит вправо, держит лук и достает стрелу, рядом стоит олень.
7. Тетрадрахма, серебро
Селевк III Сотер (Керавн)
Антиохия, 226—223 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Селевка III в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Аполлон Дельфийский сидит на омфале влево, в правой руке держит стрелу, в левой — лук; слева от него — монограмма ΞΥ, справа — еще одна монограмма.
8. Тетрадрахма, серебро
Селевк IV Филопатор
Ака-Птолемаида, 180—175 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Селевка IV в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Аполлон Дельфийский сидит на омфале влево, в правой руке держит стрелу, в левой — лук; слева — повязанная лентой пальмовая ветвь и монограмма.
В обрезе: ΙΑ
9. Тетрадрахма, серебро
Селевк IV Филопатор
Антиохия, 187—175 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Селевка IV в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Аполлон Дельфийский сидит на омфале влево, в правой руке держит стрелу, в левой — лук; слева — пальмовая ветвь и венок.
В обрезе: монограмма.
10. Тетрадрахма, серебро
Деметрий II Никатор
Антиохия, 145—144 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Деметрия II в диадеме вправо внутри венка.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΔΗΜΗΤΡΙΟΥ ΘΕΟΥ ΦΙΛΑΔΕΛΦΟΥ ΝΙΚΑΤΟΡΟΣ — Аполлон Дельфийский сидит на омфале влево, в правой руке держит стрелу, в левой — лук; слева на некотором отдалении — пальмовая ветвь, монограммы рядом слева и между ног.
В обрезе: ΗΞΡ (обозначение даты).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА