Словарь античности

МАРК АВРЕЛИЙ (Mar­cus Aure­lius). Марк Авре­лий Анто­нин (26.04.121—17.03.180), рим­ский импе­ра­тор с 7.03.161. Родил­ся в сена­тор­ской семье испан­ско­го про­ис­хож­де­ния, по жела­нию Адри­а­на в 138 усы­нов­лен сво­им дядей Анто­ни­ном Пием, в 145 женил­ся на его доче­ри Фау­стине и в 146 про­воз­гла­шен сопра­ви­те­лем. В 161 всту­пил на пре­стол и до 169 пра­вил вме­сте со сво­им назва­ным бра­том Л. Вером. Пери­од прав­ле­ния Мар­ка Авре­лия отме­чен оже­сто­чен­ны­ми обо­ро­ни­тель­ны­ми сра­же­ни­я­ми, зна­ме­но­вав­ши­ми конец отно­си­тель­но спо­кой­но­го раз­ви­тия эпо­хи прин­ци­па­та. В 162 было подав­ле­но вос­ста­ние в Бри­та­нии и шли бои с хат­та­ми в рай­оне гер­ман­ско­го лиме­са. После вой­ны с пар­фя­на­ми (162—166) Арме­ния и Осро­е­на ока­за­лись в зави­си­мо­сти от рим­ско­го государ­ства. Воз­вра­ща­ясь из похо­да, вой­ска занес­ли в Импе­рию чуму, кото­рая сви­реп­ст­во­ва­ла до 189. Втор­же­ния мар­ко­ма­нов и ква­дов в 166—167 выли­лись в затяж­ную обо­ро­ни­тель­ную вой­ну на дунай­ской гра­ни­це. В 168—172 рим­ские вой­ска под коман­до­ва­ни­ем Мар­ка Авре­лия вытес­ни­ли гер­ман­ские и сар­мат­ские пле­ме­на из Верх­ней Ита­лии, Реции, Нори­ка, Пан­но­нии и Бал­кан­ских про­вин­ций. Со 172 рим­ляне акти­ви­зи­ро­ва­ли насту­па­тель­ные дей­ст­вия, но им уда­лось лишь на корот­кий срок уста­но­вить кон­троль над частью терри­то­рии совре­мен­ных Чехо­сло­ва­кии и Восточ­ной Вен­грии. Эпи­зо­ды Мар­ко­ман­ской вой­ны 171—175 запе­чат­ле­ны на баре­лье­фах 30-мет­ро­вой колон­ны Мар­ка Авре­лия в Риме. Попыт­ка узур­па­ции вер­хов­ной вла­сти со сто­ро­ны намест­ни­ка Сирии Г. Авидия Кас­сия в 175 и вос­ста­ние в Егип­те вновь обост­ри­ли внут­ри­по­ли­ти­че­скую ситу­а­цию. В 176 Марк Авре­лий про­воз­гла­сил сво­его сына Ком­мо­да сопра­ви­те­лем и неза­дол­го до окон­ча­ния вой­ны умер в Вин­до­боне от чумы. Для внут­рен­ней поли­ти­ки импе­ра­то­ра харак­тер­но согла­сие Мар­ка Авре­лия с сена­том при одно­вре­мен­ном укреп­ле­нии государ­ст­вен­но­го аппа­ра­та Импе­рии и рас­ши­ре­нии его функ­ций. Плен­ных вар­ва­ров не пре­вра­ща­ли в рабов, а в каче­стве коло­нов остав­ля­ли в осо­бых погра­нич­ных посе­ле­ни­ях. Марк Авре­лий обу­чал­ся у Фрон­то­на и Геро­да Атти­ка рито­ри­ке и со 146 начал про­яв­лять инте­рес к фило­со­фии. Он сде­лал­ся одним из наи­бо­лее выдаю­щих­ся пред­ста­ви­те­лей позд­ней, эклек­ти­че­ской Стои. Под вли­я­ни­ем уче­ния Эпи­к­те­та веду­щее место в его фило­соф­ских рас­суж­де­ни­ях заня­ла эти­ка. Он при­зы­вал бес­ко­рыст­но любить ближ­них и зани­мать­ся нрав­ст­вен­ным совер­шен­ст­во­ва­ни­ем. Сча­стье дости­га­ет­ся путем позна­ния пра­вя­ще­го миром есте­ствен­но­го зако­на и верой в его разум­ность. Чело­ве­че­ский разум боже­ст­вен­но­го про­ис­хож­де­ния, и поэто­му все люди рав­ны. Посколь­ку Марк Авре­лий тре­бо­вал, чтобы каж­дый испол­нял свою роль на отведен­ном ему судь­бой месте, он высту­пал в каче­стве апо­ло­ге­та суще­ст­ву­ю­ще­го строя. В отли­чие от фило­со­фии древ­ней Стои он отде­лял бога от при­ро­ды, при­бли­жа­ясь к взглядам Пла­то­на. Во вре­мя вой­ны на дунай­ской гра­ни­це напи­сан трак­тат «Наедине с собой» (греч. «Ta eis heau­ton»). Это сочи­не­ние дол­гое вре­мя поль­зо­ва­лось боль­шой популяр­но­стью. Изда­на био­гра­фия Мар­ка Авре­лия в «His­to­ria Augus­ta», и име­ют­ся ста­туя в Антич­ном собра­нии Государ­ст­вен­ных музеев в Бер­лине, бюст в Дрездене в Аль­бер­ти­ну­ме. Кон­ная ста­туя Мар­ка Авре­лия (един­ст­вен­но сохра­нив­ша­я­ся) сто­ит в Риме на соору­жен­ном Микел­ан­дже­ло в 1537 поста­мен­те на Капи­то­лий­ском хол­ме.

См. также:
МАРК АВРЕЛИЙ (Античные писатели)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭХЕТ, ЕХЕТ • ДЕЙОК, ДЕИОК • ДАМАСИФИМ, ДАМАЗИФИМ • ДЕЦЕНЦИЙ, ДЕЦЕНТИЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Конная статуя Марка Аврелия.
Бронза.
160—170-е гг.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Экседра Марка Аврелия.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Марка Аврелия.
Мрамор. 170—180-е гг.
Рим, Римский национальный музей.
3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Колонна Марка Аврелия.
Между 176 и 193 гг. н. э.
Рим, Колонна Марка Аврелия.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Милосердие императора (clementia).
Рельеф на северной стороне.
Мрамор. 175—196 гг.
Рим, Арка Константина.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Раздача денег народу (congiarium, liberalitas).
Рельеф на северной стороне.
Мрамор.
175—196 гг.
Рим, Арка Константина.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Марк Аврелий в зрелом возрасте.
Мрамор. II в.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал императоров.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Триумф Марка Аврелия. Рельефная панель с триумфальной арки Марка Аврелия (предположительно).
Мрамор. 177—180 гг. н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Марк Аврелий, Антонин Пий, маленький Луций Вер и Адриан. Сцена цикла «Усыновление» римского Парфянского фриза в Эфесе.
Доломитовый мрамор с острова Тасос.
После 169 (166?) г.
Вена, Музей Эфеса.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Марк Аврелий.
Мрамор. 170—180 гг. Римская работа.
Вена, Музей истории искусств.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Марка Аврелия. Деталь.
Мрамор.
Стамбул, Археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Диассарий, орихалк
Антонин Пий
Фракия, Визия, 147—161 гг.
АВЕРС: Μ. ΑΥΡΗΛΙΟϹ ΟΥΗΡΟϹ ΚΑΙϹΑΡ — обнаженная голова Марка Аврелия вправо.
РЕВЕРС: ΒΙΖΥΗΝΩΝ — сцена погребальной трапезы. Мужчина возлежит на ложе, протягивая правую руку к женщине, сидящей перед ним; перед ложем небольшой столик; слева маленькая мужская фигура, стоящая под деревом, на котором висит кираса, и погрузившая руку в амфору; справа передняя часть лошади, стоящей влево, с поднятой правой передней ногой; наверху овальный щит.
2. Аурей, золото
Марк Аврелий
Рим, 172 г.
АВЕРС: M. ANTONINVS AVG. TR. P. XXVI — драпированный бюст Марка Аврелия в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: IMP. VI COS. III — слева стоит фронтально Марк Аврелий, в военной одежде, повернув голову налево, держа вертикально пучок молний в правой руке и перевернутое копье в левой руке, увенчиваемый крылатой Викторией в драпировке, которая движется влево, держа в левой руке пальмовую ветвь, прислоненную к левому плечу; в центре точка.
3. Денарий серрат, серебро
Нарбон, 118 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Ромы вправо, в крылатом шлеме с фригийским гребнем, увенчанном головой грифона (BMCRR) или орла (MRR), с тройным заостренным козырьком, на ней серьги из одной капли и ожерелье, волосы лежат тремя растрепанными прядями, впереди M · AVRELI, сзади ROMA вниз и X. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнаженный бородатый галльский воин (MRR, BMCRR, CRR: Битуит, царь арвернов) в биге мчится вправо, держит щит, карникс и вожжи в левой руке и мечет копье правой рукой; внизу SCAVRI; в поле L · LIC · CN · DOM (D отражена). Кайма из точек.
4. Сестерций, медь
Марк Аврелий
Рим, 166—167 гг.
АВЕРС: M. ANTONINVS AVG. ARM. PARTH. MAX. — голова Марка Аврелия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: TR. POT. XXI IMP. IIII COS. III — крылатая Виктория, в драпировке, идет влево, держит венок в протянутой правой руке и пальмовую ветвь на левом плече — в левой руке.
В поле, внизу, слева и справа: S. C.
5. Аурей, золото
Марк Аврелий
Рим, 167—168 гг.
АВЕРС: M. ANTONINVS AVG. ARM. PARTH. MAX. — голова Марка Аврелия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: FORT. RED. TR. P. XXII IMP. V — Фортуна, в драпировке, сидит влево на невысоком сиденье, держит корабельный руль на земле в правой руке и рог изобилия — в левой.
В обрезе: COS. III
6. Сестерций, медь
Луций Вер
Рим, 161—162 гг.
АВЕРС: IMP. CAES. L. AVREL. VERVS AVG. — обнаженная голова Луция Вера, в доспехах, вправо.
РЕВЕРС: CONCORD. AVGVSTOR. TR. P. II — Марк Аврелий и Луций Вер, оба в тогах, стоят слева и справа, пожимают друг другу правые руки и держат свитки в левых руках.
В поле, слева и справа: S. C.
В обрезе: COS. II
7. Аурей, золото
Марк Аврелий
Рим, 166—167 гг.
АВЕРС: M. ANTONINVS AVG. ARM. PARTH. MAX. — драпированный бюст Марка Аврелия в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: TR. P. XXI IMP. IIII COS. III — крылатая Виктория, в драпировке, идет влево, держит вверх венок в протянутой правой руке и пальмовую ветвь на левом плече — в левой.
8. Сестерций, медь
Антонин Пий
Рим, 140—144 гг.
АВЕРС: AVRELIVS CAESAR AVG. PII F. COS. — обнаженная голова Марка Аврелия вправо.
РЕВЕРС: PIETAS AVG. — жреческие символы: нож, кропило, кувшин, литуус, симпулум.
В обрезе: S. C.
9. Сестерций, медь
Марк Аврелий
Рим, 165—166 гг.
АВЕРС: M. AVREL. ANTONINVS AVG. ARM. PARTH. MAX. — голова Марка Аврелия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: VICT. AVG. TR. POT. XX IMP. IIII COS. III — крылатая Виктория, с башней, парит влево, держит в обеих руках развязанный венок.
В поле, внизу, слева и справа: S. C.
10. Сестерций, медь
Марк Аврелий
Рим, 164—165 гг.
АВЕРС: M. AVREL. ANTONINVS AVG. ARMENIACVS P. M. — бюст Марка Аврелия в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: TR. POT. XIX IMP. II COS. III — Марк Аврелий, в военной одежде, стоит во фронт, голова влево, протягивает правую руку и держит вертикально копье в левой руке; два штандарта, увенчанные венком и орлом — слева, два, увенчанные Викторией и венком — справа.
В обрезе: S. C.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА