Античные писатели

МАРК АВРЕЛИЙ; Mar­cus Aure­lius, 121—180 гг. н. э., рим­ский импе­ра­тор и фило­соф. Про­ис­хо­дил из состо­я­тель­но­го рода Анни­ев, с дав­них пор осев­ше­го в Испа­нии. Родил­ся в Риме, вна­ча­ле звал­ся Марк Анний Катулл Север. После смер­ти отца (130 г.) был усы­нов­лен дедом, Мар­ком Анни­ем Вером. Учил­ся живо­пи­си, фило­со­фии, гре­че­ской и латин­ской грам­ма­ти­ке, затем изу­чал рито­ри­ку под руко­вод­ст­вом Фрон­то­на и Геро­да Атти­ка. Под вли­я­ни­ем чте­ния лек­ций Эпи­к­те­та и трудов сто­и­ка Квин­та Юния Русти­ка забро­сил рито­ри­ку и пол­но­стью посвя­тил себя изу­че­нию сто­и­че­ской фило­со­фии (146 г.). По при­ка­зу импе­ра­то­ра Адри­а­на был вме­сте с Луци­ем Вером усы­нов­лен Анто­ни­ном Пием (138 г.); с это­го вре­ме­ни он назы­вал­ся Марк Элий Авре­лий Вер. В 139 г. полу­чил титул цеза­ря, в 145 г. женил­ся на Фау­стине Млад­шей, доче­ри Анто­ни­на Пия, после смер­ти кото­ро­го при­нял власть (161 г.) и назвал сопра­ви­те­лем Луция Вера. Во вре­мя сво­е­го прав­ле­ния Марк Авре­лий вел мно­го­чис­лен­ные обо­ро­ни­тель­ные вой­ны. В 167—175 и 178—180 гг. лич­но воз­глав­лял борь­бу с гер­ман­ски­ми пле­ме­на­ми мар­ко­ма­нов и ква­дов, а так­же сар­мат­ски­ми язи­га­ми. Веро­ят­но, наме­ре­вал­ся создать две новые про­вин­ции — Мар­ко­ма­нию и Сар­ма­тию, желая рас­ши­рить гра­ни­цы импе­рии до Кар­пат. Этим пла­нам вос­пре­пят­ст­во­вал сна­ча­ла бунт Авидия Кас­сия на Восто­ке (175 г.), а затем вне­зап­ная смерть Мар­ка Авре­лия в Вин­до­боне (совр. Вена). Как импе­ра­тор Марк Авре­лий забо­тил­ся о раз­ви­тии нау­ки и фило­со­фии — он осно­вал в Афи­нах 4 кафед­ры фило­со­фии (для ака­де­ми­ков, пери­па­те­ти­ков, сто­и­ков и эпи­ку­рей­цев). Марк Авре­лий враж­деб­но отно­сил­ся к хри­сти­а­нам. На годы его прав­ле­ния при­хо­дят­ся кро­ва­вые пре­сле­до­ва­ния (смерть апо­ло­ге­та Юсти­на в Риме ок. 167 г. и Поли­кар­па из Смир­ны в 168 г.), уси­лив­ши­е­ся в 177 г. (в основ­ном в Лионе и Виенне в Гал­лии). В послед­ние годы жиз­ни Марк Авре­лий запи­сал на гре­че­ском язы­ке свои мыс­ли и рас­суж­де­ния, но он не имел наме­ре­ния их опуб­ли­ко­вать. Замет­ки, кото­рым Марк Авре­лий не дал ника­ко­го назва­ния, были изда­ны толь­ко после смер­ти импе­ра­то­ра, по-види­мо­му под загла­ви­ем Ta eis heau­ton (Для себя само­го; в рус­ской лите­ра­ту­ре было при­ня­то назва­ние Раз­мыш­ле­ния). В кн. I Раз­мыш­ле­ний Марк Авре­лий крат­ко харак­те­ри­зу­ет роди­те­лей, род­ст­вен­ни­ков и учи­те­лей и рас­ска­зы­ва­ет, чем он им обя­зан. Кн. II—XII пред­став­ля­ют собой собра­ние раз­роз­нен­ных афо­риз­мов и сво­бод­ных рас­суж­де­ний, слу­чай­но свя­зан­ных меж­ду собой. Они охва­ты­ва­ют опре­де­лен­ный круг вопро­сов: Все­лен­ная — бог, Все­лен­ная — чело­век, чело­ве­че­ская душа, чело­век — дру­гие люди. Невоз­мож­но уста­но­вить точ­ную хро­но­ло­гию созда­ния отдель­ных книг. Спор­ным явля­ет­ся вопрос, созда­на ли пер­вая кни­га рань­ше осталь­ных. Оши­боч­но счи­та­лось, что Марк Авре­лий пытал­ся создать новый род лите­ра­ту­ры и най­ти соб­ст­вен­ные, абсо­лют­но новые выра­зи­тель­ные сред­ства. Дока­за­но, что Раз­мыш­ле­ния не ори­ги­наль­ны ни с точ­ки зре­ния содер­жа­ния (Марк Авре­лий идет сле­дом за Посидо­ни­ем, Сене­кой и преж­де все­го за Эпи­к­те­том), ни с точ­ки зре­ния фор­мы. Раз­мыш­ле­ния Марк Авре­лий напи­сал про­стым раз­го­вор­ным язы­ком той эпо­хи. Ими заин­те­ре­со­вал­ся толь­ко импе­ра­тор Юли­ан Отступ­ник, кото­рый взял Мар­ка Авре­лия за обра­зец. После паде­ния язы­че­ства инте­рес к про­из­веде­нию импе­ра­то­ра почти исчез; оно вновь полу­чи­ло гром­кую извест­ность лишь в XVII и XVIII вв. в эпо­ху Про­све­ще­ния (в основ­ном в Англии, Фран­ции и Гер­ма­нии). Часто к нему обра­ща­лись люди, отверг­нув­шие хри­сти­ан­ство в поис­ках эти­че­ских основ. Сохра­ни­лась латин­ская пере­пис­ка Мар­ка Авре­лия с Фрон­то­ном и раз­роз­нен­ные фраг­мен­ты речей.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. также:
МАРК АВРЕЛИЙ (Словарь античности)

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ДОССЕНН • ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 62 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Марк Аврелий.
Мрамор. 170—180 гг.
Римская работа.
Инв. № AS I 65.
Вена, Музей истории искусств.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Марк Аврелий.
Мрамор. 170—180 гг.
Римская работа.
Инв. № AS I 65.
Вена, Музей истории искусств.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Обращение Константина к гражданам Рима на Форуме (Oratio).
Рельеф фриза северной стороны арки (т. н. фриз Константина).
Мрамор. 312—315 гг.
Рим, Арка Константина.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Скульптурная группа «Марс и Венера» с портретными головами Марка Аврелия и Фаустины Младшей.
Мрамор. 147—149 гг. н. э. по греческим моделям «Арес Боргезе» (V в. до н. э.) и «Афродита, Капуанский тип» (IV в. до н. э.).
Инв. № МС652.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Галерея.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Скульптурная группа «Марс и Венера» с портретными головами Марка Аврелия и Фаустины Младшей.
Мрамор. 147—149 гг. н. э. по греческим моделям «Арес Боргезе» (V в. до н. э.) и «Афродита, Капуанский тип» (IV в. до н. э.).
Инв. № МС652.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Галерея.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Жертвоприношение Юпитеру Капитолийскому (деталь). Рельефная панель с триумфальной арки Марка Аврелия (предположительно).
Мрамор. 176—180 гг. н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Главная лестница.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фронтон храма Юпитера Капитолийского (деталь рельефа «Жертвоприношение Юпитеру Капитолийскому»).
Мрамор. 176—180 гг. н. э.
Инв. № MC 807.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Главная лестница.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Жертвоприношение Юпитеру Капитолийскому. Рельефная панель с триумфальной арки Марка Аврелия (предположительно).
Мрамор. 176—180 гг. н. э.
Инв. № MC 807.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Главная лестница.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Марка Аврелия.
Мрамор. Ок. 160—170 гг.
Сидар-Рапидс (США, Айова), Музей искусства, коллекция Райли.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Марка Аврелия.
Мрамор. Ок. 160—170 гг.
Сидар-Рапидс (США, Айова), Музей искусства, коллекция Райли.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 43 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, медь
Марк Аврелий
Рим, 166—167 гг.
АВЕРС: M. ANTONINVS AVG. ARM. PARTH. MAX. — голова Марка Аврелия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: TR. POT. XXI IMP. IIII COS. III — крылатая Виктория, в драпировке, идет влево, держит венок в протянутой правой руке и пальмовую ветвь на левом плече — в левой руке.
В поле, внизу, слева и справа: S. C.
2. Аурей, золото
Марк Аврелий
Рим, 167—168 гг.
АВЕРС: M. ANTONINVS AVG. ARM. PARTH. MAX. — голова Марка Аврелия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: FORT. RED. TR. P. XXII IMP. V — Фортуна, в драпировке, сидит влево на невысоком сиденье, держит корабельный руль на земле в правой руке и рог изобилия — в левой.
В обрезе: COS. III
3. Сестерций, медь
Луций Вер
Рим, 161—162 гг.
АВЕРС: IMP. CAES. L. AVREL. VERVS AVG. — обнаженная голова Луция Вера, в доспехах, вправо.
РЕВЕРС: CONCORD. AVGVSTOR. TR. P. II — Марк Аврелий и Луций Вер, оба в тогах, стоят слева и справа, пожимают друг другу правые руки и держат свитки в левых руках.
В поле, слева и справа: S. C.
В обрезе: COS. II
4. Аурей, золото
Марк Аврелий
173—174 гг.
АВЕРС: M. ANTONINVS AVG. TR. P. XXVIII — бюст Марка Аврелия в лавровом венке и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: IMP. VI COS. III — Марк Аврелий на коне вправо, правая рука поднята.
5. Сестерций, медь
Антонин Пий
Рим, 140—144 гг.
АВЕРС: AVRELIVS CAESAR AVG. PII F. COS. — обнаженная голова Марка Аврелия вправо.
РЕВЕРС: PIETAS AVG. — жреческие символы: нож, кропило, кувшин, литуус, симпулум.
В обрезе: S. C.
6. Аурей, золото
Антонин Пий
Рим, 159—160 гг.
АВЕРС: AVRELIVS CAES. AVG. PII F. — драпированный бюст Марка Аврелия в доспехах, с обнаженной головой, вправо.
РЕВЕРС: TR. POT. XIIII COS. II — Марс, в шлеме, обнаженный, если не считать одежды за спиной, идет вправо, держит копье в правой руке и трофей на плече — в левой.
7. Сестерций, медь
Марк Аврелий
Рим, 165—166 гг.
АВЕРС: M. AVREL. ANTONINVS AVG. ARM. PARTH. MAX. — голова Марка Аврелия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: VICT. AVG. TR. POT. XX IMP. IIII COS. III — крылатая Виктория, с башней, парит влево, держит в обеих руках развязанный венок.
В поле, внизу, слева и справа: S. C.
8. Аурей, золото
Марк Аврелий
Рим, 175 г.
АВЕРС: M. ANTONINVS AVG. GERM. SARM. — драпированный бюст Марка Аврелия, в доспехах и в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: TR. P. XXIX IMP. VIII COS. III — Фелицитас (Счастье), в драпировке, стоит во фронт, голова влево, держит кадуцей в правой руке и скипетр, вертикально — в левой.
9. Аурей, золото
Марк Аврелий
Рим, 166—167 гг.
АВЕРС: M. ANTONINVS AVG. ARM. PARTH. MAX. — драпированный бюст Марка Аврелия в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: TR. P. XXI IMP. IIII COS. III — крылатая Виктория, в драпировке, идет влево, держит вверх венок в протянутой правой руке и пальмовую ветвь на левом плече — в левой.
10. Аурей, золото
Марк Аврелий
Рим, 168—169 гг.
АВЕРС: M. ANTONINVS AVG. TR. P. XXIII — драпированный бюст Марка Аврелия, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: FELICITAS AVG. COS. III — Фелицитас (Счастье), в драпировке, стоит во фронт, держит вверх кадуцей в правой руке, и вертикально скипетр — в левой.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА