СИДЕНЬЕ (SELLA). Обычаи и представления греков и римлян относительно сидения так сильно отличались от наших, что в любом рассказе о сиденьях, которые у них существовали, необходимо упомянуть их церемониальное значение и связанный с ними этикет. Наиболее странным нашему современнику покажется религиозное и церемониальное использование этой позы. Сидение возле священного места или на нем уже само по себе представляло собой акт мольбы (ср. Aesch. Suppl. 224, 265; Soph.
Нет нужды говорить о том, какое место занимали сиденья в античной гражданской жизни, ибо обычаи, согласно которым слава и великолепие сиденья олицетворяли высокий ранг, достоинство и влияние человека (и наоборот), легко понятны и слишком многочисленны, чтобы их упоминать [ср. Thronus]. Достаточно указать на такие слова, как συνεδρία, προεδρία, consessus praesidium или sessio, чтобы продемонстрировать, как глубоко подобные представления укоренились в народной жизни и языке. Не требует объяснения и презрение, которое в общественной жизни праздные классы испытывали к ремесленникам и прочим людям, чей род занятий требовал сидения (ср. Xen. Rep. Lac. I. 3, οἱ πολλοὶ τῶν τὰς τέχνας ἐχόντων ἑδραῖοί εἰσιν1). Этикет, регулировавший подобные вопросы, тоже не слишком отличался от нашего, ибо даже во времена Гомера, принимая гостей, им предлагали сесть (напр. Od. I. 130). Обязательная вежливость требовала также вставать в присутствии старшего или более почтенного человека (ср. Cic. de Sen. 18, 63, «assurgi»2; ср. Juv. XIII. 55; Mayor ad loc.); и Цезаря обвинили в стремлении к царской власти, когда он отказался встать в присутствии сената (Liv. Ep. CXVI; Suet. Caes. 78; Dio Cassius, XLIV. 8), а императоры демонстрировали свою власть, сидя между консулами.
На пирах мужчины возлежали, но считалось, что мальчикам подобает сидеть (Xen. Symp. I. 8; Suet. Claud. 32), и женщинам сначала предписывалось то же самое (Val. Max. II. 1, 2), хотя позднее этим правилом пренебрегали. В искусстве даже богинь изображают сидящими, тогда как боги возлежат (ср. Baumeister, Denkmäler, статья Zwolfgötter, рис. 2401); и если в честь последних устраивали лектистернии, то первым полагались только селлистернии. Многие надгробные рельефы, изображающие пир обожествленного покойного, свидетельствуют об этом обычае, который вовсе не ограничивался греческим миром, ибо его можно увидеть на ассирийском барельефе с пирующим Сарданапалом, который ныне хранится в Британском музее.
В мифологических сценах на памятниках искусства, особенно в вазовой живописи, персонажи, которые являются лишь наблюдателями, часто изображены сидящими, особенно если это божества. Самый известный пример — собрание богов, созерцающее Панафинейскую процессию на восточном фризе Парфенона. В жанровых сценах сиденья часто указывают на то, что сцена происходит внутри помещения, и позволяют отличить госпожу от служанок или господина от его спутников.
В античности формы сидений были почти так же разнообразны, как и сегодня, но для практических целей достаточно разделить их на три типа: (1) сиденья с прямой спинкой и подлокотниками; (2) сиденья со спинкой, но без подлокотников; (3) сиденья без спинки и подлокотников. Первый тип описан в статье Thronus, второй — в статье Cathedra; в настоящей статье рассматриваются сиденья в целом и третий их тип в частности.
В догомеровской Греции использовались сиденья со спинками и без них, что видно на резных таблицах из слоновой кости, найденных в Микенах (ср. Ἐφημερίς, 1888, Πίναξ B. 3, 2, и 4, 29). Конечно, они были не лишены сходства с ассирийскими и египетскими тронами и стульями, очевидными предшественниками тех, что существовали в Греции в историческую эпоху. У Гомера общее название любых сидений — ἕδρη; но, не считая трона (θρόνος [Thronus]), который относится к первому типу, упомянутому выше и может считаться идентичным тронам, на которых восседали боги последующих времен, не приводится никаких сведений об отличительной форме различных видов сидений.
Стул (κλισμός), второй по почетности после трона, видимо, использовался для удобства и комфорта, так как Пенелопа прядет, сидя на нем (Od. XVII. 97), а Телемах отдыхает на нем после бани (Od. XVII. 90). Это предполагает, что у него была спинка, но не было подлокотников. Он, видимо, был довольно высоким, так как вместе с ним иногда употреблялась скамеечка для ног (θρῆνυς = позднее ὑποπόδιον, Od. IV. 136). Κλισμόι украшали металлическими пластинами и инкрустациями, как видно из эпитетов χρύσειος3 (Il. VIII. 436) и ποικίλος4 (Od. I. 132); на них садились только лица высокого положения.
Довольно трудно определить, всегда ли слово употребляется в узком смысле, и относительно Il. XXIV. 515 и 597 (ср. Il. XI. 623, 645), где κλισμὸς и θρόνος используются как синонимы, Хельбиг считает, что словоупотребление здесь непоследовательно. Этим можно объяснить тот факт, что Елена работает, сидя на κλισίη (Od. IV. 123). Κλισίη — это стул только для женщин; возможно, она идентична κλιντήρ, — удобному стулу, на котором можно было вздремнуть, подобно Пенелопе (Od. XVIII. 189).
Самым распространенным сиденьем был δίφρος: например, его подали Одиссею, когда тот появился в нищенских лохмотьях (Od. XIX. 97), он был частью обстановки внутренних покоев дома (Il. VI. 354) и предназначался для использования, а не для украшения. Как и δίφρος классических времен, это, несомненно, был просто табурет, без спинки и ручек. Ввиду неопределенности упоминаний у Гомера, невозможно соотнести эти различные формы с теми, которые изображены на ассирийских, египетских, финикийских или раннегреческих памятниках.
В классический период общим названием для стульев и табуретов было καθέδρα (его следует отличать от латинского слова Cathedra, которым называли только один тип сидений, κλισμός). Гомеровские названия различных видов сидений оставались в употреблении, и Афиней (V.
с.619 Δίφροι также использовались в священных процессиях, где их проносили вместе со священными сосудами (ср. διφροφόροι на восточной стороне фриза Парфенона и текст Аристофана, Aristoph. Eccles. 734). Кроме того, ими широко пользовались в своих мастерских сапожники, столяры, кузнецы, художники, гончары и другие ремесленники, занимавшиеся сидячей работой [см. гравюру к статье Fictile т. I.
Δίφρος, с вазовой росписи (Baumeister). |
Любые сиденья покрывали в эпоху Гомера шкурами и овечьей шерстью, и во все времена — платками и покрывалами. На них клали и подушки (κνέφαλλα, τύλαι), но обивка была неизвестна.
Производство сидений особенно процветало в Фессалии, Милете и на Хиосе (ср. цитату из Крития в Athen. I.
Римляне использовали все формы сидений, известные грекам, и, видимо, не имели собственных разновидностей. В латинском языке общий термин для всех сидений — sedile (= καθέδρα), а разные их типы назывались scamnum или subsellium (= βάθρον), sella (= δίφρος), cathedra и solium. [См. Thronus].
Sella была самой распространенной формой, ею пользовались все классы, как мужчины, так и женщины, тогда как cathedra назывался особый удобный стул для женщин, детей и больных. Sellae стояли как в частных домах, так и в мастерских (Cic. Cat. IV. 8, 17; Verr. IV. 25, 56) и в школах, хотя неясно, было ли позволено ученикам сидеть на них, или им приходилось довольствоваться subselliis: Гёлль, в книге Беккера «Gallus», II,
Курульное кресло представляло собой складной табурет; в разложенном состоянии у него было квадратное сиденье и не было ни спинки, ни подлокотников. Его ножки были изогнутыми, поэтому с.620 греческие авторы называют его δίφρος ἀγκυλόπους (Plut. Mar. 5); эта форма изображена на многочисленных памятниках, особенно на монетах; ср. надгробный камень в Авиньонском музее (Cahier, Martin, Mélanges d. Arch. I. с. 166), где видно, что сиденье сделано из ремней, на которых лежат подушки. Sella castrensis изображена на монетах преторов и квесторов Киренаики (ср. Longperier, Rev. Arch. 1868, с. 106), она более простой формы с четырьмя прямыми ножками.
Sella castrensis. |
Sella quaestoris. |
Sella quaestoris. |
Subsellium. |
На курульном кресле восседали также магистраты в муниципиях (ср. Mommsen, Staatsrecht, I. 384). Другие магистраты тоже имели должностные сиденья: сиденье квестора имело четыре прямые ножки, но не складывалось (ср. Longperier, Rev. Arch. 1868, с. 58; где оно названо subsellium), тогда как трибуны и другие коллегии имели скамью (subsellium).
Bisellium не было сиденьем магистрата и использовалось только в муниципиях, где его предоставляли августалам в качестве почести. Это было двойное сиденье, отдельно стоявшее в амфитеатре и театре (Orelli, 4044, 4046). Декурионы, видимо, имели на него право в силу своей должности, так как их титулы в надписях не включают почесть biselliatus. Некоторые надписи сопровождаются изображением сиденья, но неясно, имеется ли в виду bisellium, а в одном из случаев более вероятно, что это курульное кресло (ср. Jordan, Annali d. Inst. 1862, с. 293; и Castellani, Bullettino della Commissione Arch. Municip. 1874, с. 22). Так или иначе, нет ни малейших оснований (отрывок Varro,
Портшезы были известны как sellae gestatoriae, portatoriae или fertoriae, и их противопоставляли носилкам (lectica: ср. Mart. X. 10, 7; XI. 98, 10), хотя иногда это различие не соблюдалось (ср. Mart. IV. 51, где ingens hexaphoron11 может быть только lectica, но названо sella). В Греции они считались восточным новшеством, а в Риме ими пользовались женщины, а жены сенаторов, видимо, имели особую разновидность (Dio Cass. LVII. 15), но в эпоху Империи это нередко делали и мужчины. Так, в портшезе носили Августа (Suet. Aug. 53) и Клавдия (Dio Cass. LX. 2, δίφρῳ καταστέγῳ πρῶτος Ῥωμαίων ἐχρήσατο12), а позднее — почти всех. Часто они могли вместить двух человек (Plin. Ep. III. 5, 15), бывали открытыми (apertae) или крытыми (opertae) и могли полностью закрываться (ср. Juv. I. 124), иногда с круглыми стеклянными окошками (Juv. IV. 21). Еще одной разновидностью портшеза была cathedra — вероятно, то же самое, что и sella muliebris13 у Светония, Oth. 6; они всегда были закрытыми, так как Сенека считает одним из постыдных явлений своего времени, что женщины передвигаются в открытых портшезах (de Benef. I. 9, 3). Крыша над сиденьем называлась arcus (ср. Tac. Ann. XV. 57, где женщина повесилась на arcus). (Buchholz, Die hom. Realien, II. 138; Helbig, Das hom. Epos, 1887, с. 118; Hermann-Blümner, Lehrbuch, с. 158; — Becker—
ПРИМЕЧАНИЯ
|
||
1.
Сестерций, медь Филипп I Араб Рим, 245 г. | ||
АВЕРС: IMP. M. IVL. PHILIPPVS AVG. — драпированный бюст Филиппа I в доспехах и в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: P. M. TR. P. II COS. P. P. — Филипп I сидит на курульном кресле влево, держит шар в правой руке и короткий скипетр — в левой. В обрезе: S. C. | ||
2.
Квинарий, серебро Марк Юний Брут (Квинт Цепион Брут) Передвижной монетный двор Брута, 43—42 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Квесторское сиденье (BMCRR, CRI: subsellium; RRC: sella), к которому прислонен жезл посыльного (virga viatoris), ниже модий, выше L · SESTI; в поле PRO · Q (Lucius Sestius, proquaestor; «Луций Сестий, проквестор»). Кайма из точек. РЕВЕРС: Треножник; слева ритуальный ковш (simpulum); справа шапка фламина (apex); вокруг по часовой стрелке Q · CAEPIO · BRVTVS · PRO · COS (Quintus Caepio Brutus, proconsul, «Квинт Цепион Брут, проконсул»). Кайма из точек. | ||
3.
Денарий, серебро Адриан Рим, 128—132 гг. | ||
АВЕРС: HADRIANVS AVGVSVS P. P. — бюст Адриана, в лавровом венке, слегка драпированный, вправо. РЕВЕРС: COS. III — Виктория, в драпировке, сидит влево на невысоком сиденье, держит венок в поднятой правой руке и пальмовую ветвь в левой. | ||
4.
Сестерций, медь Тит Рим, 80—81 гг. | ||
АВЕРС: DIVVS AVGVSTVS PATER — Божественный Август, в лучистом венце, в тоге, сидит влево на кресле, подогнув правое колено, ноги стоят на подставке для ног; в правой руке держит ветвь, в левой, вертикально — длинный скипетр; перед ним — горящий алтарь. РЕВЕРС: IMP. T. CAES. DIVI VESP. F. AVG. P. M. TR. P. P. P. COS. VIII В центре, большими буквами: S. C. | ||
5.
Аурей, золото Траян Рим, 112—115 гг. | ||
АВЕРС: PLOTINA AVG. IMP. TRAIANI — бюст Плотины, в драпировке и с ожерельем, вправо; волосы уложены куполообразно, удерживаемые двойной металлической стефаной на макушке, искусно заплетены на затылке в косу, спадающую на шею. РЕВЕРС: CAES. AVG. GERMA. DAC. COS. VI P. P. — Веста, в драпировке, с покрытой головой, сидит на сиденье без спинки, держа палладий в правой руке и короткий скипетр, направленный вверх, в левой. | ||
6.
Сестерций, медь Антонин Пий Рим, 153—154 гг. | ||
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XVII — голова Антонина Пия в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: INDVLGENTIA AVG. COS. IIII — Индульгенция, в драпировке, сидит влево на высоком сиденье, протягивает правую руку и держит скипетр. В обрезе: S. C. | ||
7.
Аурей, золото Клавдий Рим, 41—42 гг. | ||
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. GERM. P. M. TR. P. — голова Клавдия, в лавровом венке, вправо. РЕВЕРС: CONSTANTIAE AVGVSTI — Констанция (Верность), в драпировке, сидит влево на курульном кресле, ноги стоят на подставке для ног, правая рука поднесена к лицу, левая лежит на ноге. | ||
8.
Сестерций, медь Тиберий Рим, 22—23 гг. | ||
АВЕРС: CIVITATIBVS ASIAE RESTITVTIS — Тиберий, в лавровом венке, в тоге, сидит влево на курульном кресле, поставив ноги на подставку для ног, держит патеру в правой руке и длинный скипетр — в левой. РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXIIII В центре, большими буквами: S. C. | ||
9.
Денарий, серебро Клавдий Рим, 41—42 гг. | ||
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. GERM. P. M. TR. P. — голова Клавдия, в лавровом венке, вправо. РЕВЕРС: CONSTANTIAE AVGVSTI — Констанция (Верность), в драпировке, сидит влево на курульном кресле, ноги стоят на подставке для ног, правая рука поднесена к лицу, левая лежит на ноге. | ||
10.
Сестерций, медь Калигула Рим, 39—40 гг. | ||
АВЕРС: C. CAESAR DIVI AVG. PRON. AVG. P. M. TR. P. III P. P. — голова Калигулы, в лавровом венке, влево. РЕВЕРС: Калигула, с обнаженной головой, в тоге, стоит влево на невысокой платформе вправо, правая рука поднята в знаке приветствия; позади него на платформе невысокий стул (sella castrensis). Перед ним стоят пять солдат вправо, все в шлемах, держат щиты и паразонии; передний солдат стоит один, остальные четверо — в две шеренги и каждый несет аквилу. Вверху: ADLOCVT. В обрезе: COH. |