Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЦЕРЕ́РА

Ce­res, см. Δη­μήτηρ.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 273.
См. по теме: ДИСКОРДИЯ • ДУЕЛЛОНА • ЭГЕСТИС • ДЕЯ ДИЯ, ДЕА ДИА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Панель Теллус.
Левая часть восточного фасада алтаря Августова Мира (верхняя панель).
Мрамор.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя, предположительно изображающая Клеопатру VII.
Мрамор.
Статуя — римская копия греческого оригинала конца V в. до н. э. Голова — гипсовый слепок с античной головы.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал греческого креста, 21.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Панель с Теллус.
Мрамор.
13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Панель Теллус (деталь).
Левая часть восточного фасада алтаря Августова Мира (верхняя панель).
Мрамор.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Олимпийские боги, ожидающие прибытия императора. Слева направо: Геркулес, Минерва, Вакх, Юпитер, Церера, Юнона, Меркурий.
Мрамор.
114—117 гг.
Беневенто, Арка Траяна.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Ливия в образе Цереры.
Мрамор.
Рим (?). 15—45 гг. н. э.
Париж, Лувр.
7. ГЛИПТИКА. Рим.
Германик и Агриппина в образе Триптолема и Деметры.
Сардоникс.
I в. до н. э. — I в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Деметры.
Мрамор. Римская копия греческой работы ок. 420 г. до н. э. (школа Фидия).
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда, 6.
9. КЕРАМИКА. Греция.
Аид бросает семена во вспаханную Деметрой землю.
Амфора краснофигурная.
430—420 гг. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Аллегория.
Нидерландский мастер XVI в.
Дерево, масло. 70 × 102,5 см.
Москва, Коллекция Л. И. Толстой.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Марк Плеторий Цестиан
Рим, 57 г. до н.э.
АВЕРС: Женский бюст (BMCRR, CRR, Hollstein: Церера; RRC, RCTV: Прозерпина; MRR, RRM: Фортуна) вправо, задрапированный, в круглых серьгах и ожерелье, волосы украшены маковыми головками, сзади волосы собраны в сетку или мешочек; над ушами и на шее мелкие завитки; от ушей к затылку протянуты косы. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Кувшин с ручкой (MRR: praefericulum; BMCRR: prochous) и горящий факел; справа M·PLAETORI вниз; слева CEST·S·C вниз (Marcus Plaetorius Cestianus, senatus consulto). Кайма из точек.
2. Денарий, серебро
Марк Плеторий Цестиан
Рим, 57 г. до н.э.
АВЕРС: Женский бюст (BMCRR, CRR, Hollstein: Церера; RRC, RCTV: Прозерпина; MRR, RRM: Фортуна) вправо, задрапированный, в круглых серьгах и ожерелье, волосы украшены маковыми головками, сзади волосы собраны в сетку или мешочек; над ушами и на шее мелкие завитки; от ушей к затылку протянуты косы. Сзади контрольная метка (ящерица). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Крылатый кадуцей; справа M·PLAETORI вниз; слева CEST·EX·S·C вниз (Marcus Plaetorius Cestianus ex senatus consulto). Кайма из точек.
3. Денарий, серебро
Марк Плеторий Цестиан
Рим, 57 г. до н.э.
АВЕРС: Женский бюст (BMCRR, CRR, Hollstein: Церера; RRC, RCTV: Прозерпина; MRR, RRM: Фортуна) вправо, задрапированный, в круглых серьгах и ожерелье, волосы украшены маковыми головками, сзади волосы собраны в сетку или мешочек; над ушами и на шее мелкие завитки; от ушей к затылку протянуты косы. Сзади контрольная метка (щит). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Кувшин с ручкой (MRR: praefericulum; BMCRR: prochous) и горящий факел; справа M·PLAETORI вниз; слева CEST·EX·S·C вниз (Marcus Plaetorius Cestianus ex senatus consulto). Кайма из точек.
4. Денарий, серебро
Марк Плеторий Цестиан
Рим, 57 г. до н.э.
АВЕРС: Женский бюст (BMCRR, CRR, Hollstein: Церера; RRC, RCTV: Прозерпина; MRR, RRM: Фортуна) вправо, задрапированный, в круглых серьгах и ожерелье, волосы украшены маковыми головками, сзади волосы собраны в сетку или мешочек; над ушами и на шее мелкие завитки; от ушей к затылку протянуты косы. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Крылатый кадуцей; слева M·PLAETORI вниз; справа CEST·EX·S·C вниз (Marcus Plaetorius Cestianus, senatus consulto). Кайма из точек.
5. Денарий, серебро
Марк Плеторий Цестиан
Рим, 57 г. до н.э.
АВЕРС: Женский бюст (BMCRR, CRR, Hollstein: Церера; RRC, RCTV: Прозерпина; MRR, RRM: Фортуна) вправо, задрапированный, в круглых серьгах и ожерелье, волосы украшены маковыми головками, сзади волосы собраны в сетку или мешочек; над ушами и на шее мелкие завитки; от ушей к затылку протянуты косы. Сзади контрольная метка (чаша). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Кувшин с ручкой (MRR: praefericulum; BMCRR: prochous) и горящий факел; слева M·PLAETORI вниз; справа CEST·S·C вниз (Marcus Plaetorius Cestianus, senatus consulto). Кайма из точек.
6. Денарий, серебро
Марк Юний Брут (Квинт Цепион Брут)
Передвижной монетный двор Брута, 43—42 гг. до н.э.
АВЕРС: Бюст женщины (MRR: Свобода или Фортуна; BMCRR, CRR, RSC: Церера; RRC: возможно, Артемида) в лавровом венке и ожерелье вправо, задрапированный, на голове покрывало и головной убор (MRR, BMCRR, CRR, RSC: модий, RRC, RCTV, CRI: полос); сзади L·PLAET·CEST вниз. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Топор и священная утварь (MRR, BMCRR, CRR, RSC, RCTV: ковш (simpulum) без ручки; RRC: чаша, cullulus); внизу BRVT·IMP. Кайма из точек.
7. Аурей, золото
Марк Юний Брут (Квинт Цепион Брут)
Передвижной монетный двор Брута, 43—42 гг. до н.э.
АВЕРС: Бюст женщины (MRR: Свобода или Фортуна; BMCRR, CRR: Церера; RRC: возможно, Артемида) в лавровом венке и ожерелье вправо, задрапированный, на голове покрывало и головной убор (MRR, BMCRR, CRR: модий, RRC, RCTV, CRI: полос); сзади L·PLAET·CEST вниз. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Топор и священная утварь (MRR, BMCRR, CRR, RCTV: ковш (simpulum) без ручки; RRC: чаша, cullulus); внизу BRVT·IMP. Кайма из точек.
8. Сестерций, медь
Адриан
Рим, 128—136 гг.
АВЕРС: SABINA AVGVSTA HADRIANI AVG. P. P. — драпированный бюст Сабины вправо, без косы, волосы уложены кольцами и собраны на макушке над двойной стефаной.
РЕВЕРС: Церера, с покрытой головой, в драпировке, сидит влево на модии, держит два зерновых колоса в правой руке и факел — в левой.
В обрезе: S. C.
9. Денарий, серебро
Гай Вибий Панса
Рим, 90 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо, сзади PANSA, впереди контрольная метка. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Церера (Деметра) в диадеме и длинной двойной тунике идет вправо, держит в каждой вытянутой руке по горящему факелу; перед ней свинья2; сзади C VIBIVS C F вниз. Кайма из точек.
10. Денарий, серебро
Веспасиан
Рим, 78—79 гг.
АВЕРС: CAESAR VESPASIANVS AVG. — голова Веспасиана, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: CERES AVGVST. — Церера, в драпированной одежде до ног, с покрытой головой, стоит влево, держит мак и два зерновых колоса в протянутой правой руке и длинный скипетр, вертикально, — в левой.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА