Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ХЛАМИ́ДА

Χλαμύς и χλαῖνα, см. Ves­ti­men­ta, 2.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 281.
См. по теме: ЭРАНЫ, ПИР • ОБЕД • ЭПИТАФИЯ, ЕПИТАФИЯ • ОБРАЗЧИК, ДЕИГМА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Аполлон Бельведерский.
Мрамор.
Римская мраморная копия (ок. 130—140 гг.) греческого бронзового оригинала (ок. 330—320 гг. до н. э.), вероятно работы Леохара.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Аполлона, 2.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф со сценой Калидонской охоты.
Мрамор.
Эпоха Адриана.
Санта-Мария-Капуа-Ветере, Музей гладиаторов.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Аполлон Бельведерский.
Римская копия II в. н. э. с бронзового оригинала IV в. до н. э., приписываемого скульптору Леохару.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Аполлона, 2.
4. КЕРАМИКА. Великая Греция.
Сцена торговли тунцом.
Краснофигурный кратер-колокол. Сицилийская работа.
Мастер Торговца тунцом.
380—370 гг. до н. э.
Чефалу, Музей Мандралиска.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Суд Париса.
Фреска IV стиля из Помпей (V. 2. 15).
45—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Надгробный памятник-наиск Аристонавта.
Пентелийский мрамор.
350—325 гг. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Свадьба Марса-Александра и Афродиты-Роксаны.
Фреска раннего IV стиля из Помпей (Дом Золотого Браслета, VI 17, 42).
Неаполь, Национальный археологический музей.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Дионис и Ариадна.
Фреска раннего IV стиля из Помпей (Дом Золотого Браслета, VI 17, 42).
Помпеи, Археологический парк Помпей.
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Ясон и Пелий.
Фреска из Помпей (Дом Роковой Любви, IX, 5, 18).
I в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXX.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Ахилл на Скиросе.
62—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXII.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Гай Юний
Рим, 149 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Ромы вправо, в крылатом шлеме, украшенном головой грифона; козырек тройной, заостренный; серьги из трех капель, средняя из которых удлиненная, и ожерелье; волосы уложены в три симметричных локона; позади X. Кайма из точек.
РЕВЕРС: ROMA (на таблице). Диоскуры на конях скачут вправо; каждый из них держит копье наперевес и одет в хламиду, панцирь и круглую шапку (pileus), увенчанную звездой; под конями C IVNI C F. Линейная кайма.
2. AE 34, бронза
Селевк II Каллиник
вероятно, Антиохия, 246—226 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Селевка II в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Царь в диадеме и хламиде на коне с копьем наперевес влево; внизу — монограмма ΔΕΛ.
3. Статер, серебро
Архелай
Эги, 413—399 гг. до н.э.
АВЕРС: Всадник, одетый в кавсию (македонский головной убор) и хламиду (одежда в виде плаща), влево, держит два копья; на задней части лошади — изображение кадуцея.
РЕВЕРС: ΑΡΧΕΛΑΟ — передняя часть козы вправо; все внутри рамки.
4. Секстант, медь
Марк Варгунтей
Рим, 130 г. до н.э.
АВЕРС: Бюст Меркурия, в хламиде и в крылатом петасе, вправо, с кадуцеем над плечом; сзади
РЕВЕРС: Корабельный нос вправо, наверху надпись M. VARG., внизу ROMA, перед носом
5. Секстант, медь
Сардиния, 211 г. до н.э.
АВЕРС: Бюст Меркурия, в хламиде и в крылатом петасе, вправо, с кадуцеем над плечом; наверху
РЕВЕРС: Корабельный нос вправо, наверху надпись ROMA, перед носом C, внизу
6. AE, бронза
Гиерон II
Сиракузы, 230—215 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Гиерона II, в диадеме, влево.
РЕВЕРС: Всадник, в шлеме и с развевающейся хламидой, с копьем наперевес, скачет галопом вправо; под ним буква Μ.
В обрезе: ΙΕΡΩΝΟΣ
7. AE 32, медь
Траян
ФРИГИЯ, Гиераполь, 98—117 гг.
АВЕРС: ΑΥ ΚΑΙ ϴΕΟΥ ΥΩ ΝΕΡΒΑ ΤΡΑΙΑΝΩϹ Ε ΓΕΡΜΑ — драпированный бюст Траяна в лавровом венке и в доспехах влево.
РЕВЕРС: ΙΕΡΑΠΟΛΕΙΤΩΝ — Афина, повернувшись вправо, и Гермес, повернувшись влево, стоят лицом друг к другу. Афина, в шлеме, держит в правой руке копье, левую положив на круглый щит, который стоит рядом с ней. Гермес, обнаженный, но с хламидой на левой руке, держит кошелек в правой руке и кадуцей в левой.
8. Гемидрахма, серебро
Гипата, 360—350 гг. до н.э.
АВЕРС: Бородатая голова Зевса, в лавровом венке, влево.
РЕВЕРС: ΑΙΝΙΑΝΩΝ — герой Фемий (Phemios), обнаженный, с коротким мечом в ножнах на перевязи и в хламиде, драпированной на его плече и левой руке, стоит влево с обращенной назад головой, занеся для броска копье в правой руке и держа в левой руке, словно щит, свой петас; на линии земли между его ног повернутая буква Φ (Фемий).
9. Денарий, серебро
Луций Юлий Цезарь
Рим, 141 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Ромы, обращенная вправо, в крылатом шлеме, украшенном головой грифона; забрало состоит из трех частей и поднято козырьком; спиралеобразная серьга с одной подвеской; позади головы XVI (= 16 ассам). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Диоскуры верхом на лошадях скачут вправо, у каждого в руке копье наперевес; оба одеты в хламиду, доспехи и пилей, над головой у каждого звезда. Под лошадьми L. IVLI. (Lucius Iulius). Кайма в виде линии.
В обрезе на табличке: ROMA.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА