Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ДЕМЕ́ТРА

Δη­μήτηρ, Ce­res, дочь Кро­но­са и Реи, сест­ра Зев­са (He­siod. theog. 454), в каче­стве боже­ст­вен­ной матуш­ки-зем­ли (Δη­μήτηρ = Γῆ-μή­τηρ) была покро­ви­тель­ни­цей рас­ти­тель­но­го цар­ства и пре­иму­ще­ст­вен­но хлеб­ных пло­дов. Это была мило­сти­вая, бла­го­дат­ная боги­ня, кор­ми­ли­ца людей. У Гоме­ра, вос­пе­ваю­ще­го вой­ну, сра­же­ния и даль­ние мор­ские пла­ва­ния, Демет­ра, как и Дио­нис, упо­ми­на­ет­ся ред­ко и не нахо­дит­ся в чис­ле олим­пий­ских богов. Он упо­ми­на­ет толь­ко про миф о Демет­ре и Иаси­оне (Od. 5, 125; ср. He­siod. theog. 969), по кото­ро­му они на трое­крат­но вспа­хан­ной зем­ле пло­до­нос­но­го ост­ро­ва Кри­та про­из­во­дят Плу­та (богат­ство); но Зевс из рев­но­сти уби­ва­ет Иаси­о­на мол­нией. Сре­дото­чие, на кото­ром вра­ща­ет­ся миф и культ Демет­ры, это — отно­ше­ние ее к доче­ри сво­ей Пер­се­фоне, похи­щен­ной Аидом (см. Pro­ser­pi­na). Гомер не упо­ми­на­ет об этом мифе, но он зна­ет о про­ис­хож­де­нии Пер­се­фо­ны от Зев­са и Демет­ры (Il. 14, 326. Od. 11, 217); в гоме­ров­ском же гимне (№ 4) в честь Демет­ры этот миф рас­ска­зы­ва­ет­ся подроб­но. Демет­ра ищет похи­щен­ную дочь девять дней; на деся­тый день она узна­ет от свет­ло­зор­ко­го Гелия, что она похи­ще­на Аидом. Удру­чен­ная печа­лью и испол­нен­ная гне­ва на Зев­са, с согла­сия кото­ро­го про­изо­шло похи­ще­ние ее доче­ри, она стран­ст­ву­ет по зем­ле до тех пор, пока не при­хо­дит в обра­зе ста­ру­хи по име­нем Део (Δηώ = ищу­щая) в Елев­син, в дом Келея (сына Елев­си­но­ва). Супру­га Келея, Мета­ней­ра, пору­ча­ет ей попе­че­ние о сво­ем малень­ком сыне Демо­фо­он­те. Боги­ня захо­те­ла сде­лать его бес­смерт­ным; с этой целью она сма­зы­ва­ла его амбро­си­ей и дер­жа­ла ночью в огне. Когда же Мета­ней­ра, застав ее за этим заня­ти­ем, вскрик­ну­ла от ужа­са, Демет­ра раз­гне­ва­лась и бро­си­ла свое наме­ре­ние; но Демо­фо­онт все-таки удо­сто­ил­ся веч­ных поче­стей за то, что поко­ил­ся на руках боги­ни. Демет­ра откры­лась боги­нею, пове­ле­ла воз­двиг­нуть себе храм у источ­ни­ка Кал­ли­хо­ра и научи­ла людей слу­жить себе. На Олимп, одна­ко, она не явля­лась и сде­ла­ла зем­лю непло­до­род­ною, пока Зевс не успо­ко­ил ее гне­ва, при­ка­зав вызвать Пер­се­фо­ну из под­зем­но­го мира. Две тре­ти года дочь с тех пор может оста­вать­ся у сво­ей мате­ри на зем­ле (см. Pro­ser­pi­na). Преж­де чем Демет­ра воз­вра­ти­лась со сво­ею доче­рью на Олимп, она научи­ла елев­син­ских пра­ви­те­лей Трип­то­ле­ма, Диок­ла, Евмол­па и Келея при­но­ше­нию свя­щен­ных жертв и елев­син­ским таин­ствам. Элев­син был древ­ней­шим местом почи­та­ния Демет­ры; ее чест­во­ва­ли здесь пре­иму­ще­ст­вен­но как учи­тель­ни­цу зем­леде­лия, при­учив­шую этим заня­ти­ем людей к осед­ло­сти и учредив­шую граж­дан­ский порядок, брак и мир­ную жизнь. Поэто­му она назы­ва­ет­ся Θεσ­μία, Θεσ­μο­φόρος, зако­но­да­тель­ни­цею. О совер­шав­ших­ся в честь ее елев­син­ских мисте­ри­ях см. Eleu­si­nia. Рарий­ское поле близ Елев­си­на еже­год­но тор­же­ст­вен­но вспа­хи­ва­лось на память о том, что здесь были посе­я­ны пер­вые хлеб­ные семе­на. Трип­то­лем, сын Елев­си­нов (или же Келе­ев, сле­до­ва­тель­но, заме­стив­ший Демо­фо­он­та), имел здесь алтарь и так назы­вае­мый трип­то­ле­мов ток; он, по пре­да­нию, изо­брел плуг и по пору­че­нию Демет­ры рас­про­стра­нил зем­леде­лие и соеди­нен­ную с ним куль­ту­ру, разъ­ез­жая по зем­ле в колес­ни­це на дра­ко­нах. И сама Демет­ра, стран­ст­вуя на поис­ках за сво­ею доче­рью, во мно­гих местах научи­ла людей зем­леде­лию. В каче­стве боги­ни зем­ли, выво­дя­щей из поч­вы рас­те­ния и осо­бен­но хлеб­ные посе­вы (Ἀνη­σιδώ­ρα, вос­сы­лаю­щая дары, Χλόη, зеле­не­ю­щая), Демет­ра вме­сте с тем была и под­зем­ною боги­ней (χθο­νία) и пото­му издрев­ле во мно­гих местах пред­став­ля­лась в брач­ном сою­зе с Посей­до­ном, пред­ста­ви­те­лем влаж­ной сти­хии. Слу­же­ние Демет­ре в древ­ние вре­ме­на пеласгов (поэто­му Πε­λασ­γίς) было рас­про­стра­не­но по всей Гре­ции, в Фес­са­лии, Бео­тии, Атти­ке, Мега­рах, Корин­фе, Пело­пон­не­се и т. д. Из Мегар и Корин­фа культ Демет­ры пере­не­сен был в Сици­лию, кото­рая по при­чине пло­до­род­ной поч­вы сде­ла­лась люби­мым место­пре­бы­ва­ни­ем боги­ни. Здесь в честь Демет­ры и похи­щен­ной Аидом доче­ри ее Пер­се­фо­ны справ­лял­ся целый ряд празд­неств по назва­ни­я­ми: Ἀνθεσ­φό­ρια, Θεογά­μια, Ἀνα­καλυπ­τή­ρια, Κύ­ρεια, Θεσ­μο­φόρια. Со вре­ме­ни пере­се­ле­ния дорян, вслед­ст­вие пере­ве­са дорий­ско­го обра­зо­ва­ния, мир­ный культ Демет­ры, не соот­вет­ст­во­вав­ший харак­те­ру это­го герой­ско­го пле­ме­ни, во мно­гих местах Гре­ции поте­рял свое зна­че­ние, пока ожив­шее вновь вли­я­ние ионий­ско­го пле­ме­ни мало-пома­лу не рас­про­стра­ни­ло ува­же­ние к нему повсюду и не пере­нес­ло его из Атти­ки опять в Пело­пон­нес в обнов­лен­ной фор­ме. Демет­ре при­но­си­лись в жерт­ву кро­ме быков и коров пре­иму­ще­ст­вен­но сви­ньи, по при­чине их пло­до­ро­дия, затем пло­ды и пче­ли­ные соты. Ей были посвя­ще­ны так­же коло­сья, мак, фрук­то­вые дере­вья и т. п. Искус­ство изо­бра­жа­ло ее напо­до­бие Геры, толь­ко с чер­та­ми лица более мате­рин­ски­ми, мяг­ки­ми и крот­ки­ми, с вен­ком из коло­сьев на голо­ве, с мисти­че­ским факе­лом и кор­зи­ною пло­дов (как на пом­пей­ской стен­ной живо­пи­си; см. рису­нок) или с коло­сья­ми и маком в руках. В позд­ней­шие вре­ме­на ста­ли сме­ши­вать ее с Геей и Реей-Кибе­лой.

Рим­ляне отож­дествля­ли Демет­ру с рим­ской боги­ней Цере­рой, Ce­res, и чти­ли ее совер­шен­но по гре­че­ско­му обряду (Cic. Balb. 24). Осо­бен­но ее чест­во­ва­ли пле­беи, кото­рые в весен­ний месяц, 11 или 12 апре­ля, совер­ша­ли празд­ник Ce­rea­lia. Тор­же­ст­вен­ным шест­ви­ем отправ­ля­лись в цирк, где устра­и­ва­ли кон­ские скач­ки, про­дол­жав­ши­е­ся 8 дней, наде­ва­ли белые пла­тья, пере­сы­ла­ли друг дру­гу вен­ки из цве­тов и устра­и­ва­ли у себя празд­нич­ные уго­ще­ния. Жерт­вен­ным живот­ным слу­жи­ла сви­нья. Перед жат­вою зем­леде­лец так­же при­но­сил богине в жерт­ву сви­нью (por­ca prae­ci­da­nea) и пер­вые собран­ные пло­ды (prae­me­tium). В Риме пер­вый храм в честь Цере­ры был постро­ен в 496 г. до Р. Х. во вре­мя голо­да Авлом Посту­ми­ем неда­ле­ко от Цир­ка, у подош­вы авен­тин­ско­го хол­ма, где жили пре­иму­ще­ст­вен­но пле­беи. В позд­ней­шие вре­ме­на рим­ляне сме­ши­ва­ли Цере­ру с Тел­лу­рой, Tel­lus.


См. также:
ДЕМЕТРА (Мифы народов мира)
ДЕМЕТРА (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 381—382.
См. по теме: ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ • ЭНИПЕЙ, ЕНИПЕЙ • ЭННОМ, ЕННОМ • ЭРАТО, ЕРАТО •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Ливия в образе Цереры.
Мрамор.
Рим (?). 15—45 гг. н. э.
Париж, Лувр.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Аллегория.
Нидерландский мастер XVI в.
Дерево, масло. 70 × 102,5 см.
Москва, Коллекция Л. И. Толстой.
3. КЕРАМИКА. Греция.
Элевсинские обряды.
Глиняная доска.
IV в. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
4. ГЛИПТИКА. Рим.
Германик и Агриппина в образе Триптолема и Деметры.
Сардоникс.
I в. до н. э. — I в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фронтальная панель саркофага со сценой похищения Персефоны Аидом.
Мрамор. Начало III в. н. э.
Вена, Музей истории искусств.
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Деметра, Персефона и Триптолем.
Фрагмент Великих Элевсинских мистерий.
В слепок с оригинального рельефа из Национального музея в Афинах вставлены десять мраморных фрагментов римской копии.
Мрамор, гипс.
Ок. 27 до н. э. — 14 н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
7. ГЛИПТИКА. Рим.
Камея «Клавдий и Мессалина на колеснице».
Сардоникс. Рим, середина I в. н. э.
Оправа работы Джосии Белле, XVII в.
Париж, Национальная библиотека, Кабинет медалей.
8. КЕРАМИКА. Греция.
Аид бросает семена во вспаханную Деметрой землю.
Амфора краснофигурная.
430—420 гг. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Деметра, Триптолем, Персефона.
Мрамор. 440—430 до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Рельеф с квадригой. Т. н. малая метопа из храма X в Селинунте.
Плотный известняк из Менфи.
560—550 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Гай Вибий Панса
Рим, 90 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо, сзади PANSA, впереди контрольная метка. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Церера (Деметра) в диадеме и длинной двойной тунике идет вправо, держит в каждой вытянутой руке по горящему факелу; перед ней свинья2; сзади C VIBIVS C F вниз. Кайма из точек.
2. Денарий, Серебро
Гай Юлий Цезарь
Африка*, 46 г. до н.э.
АВЕРС: COS. TERT. DICT. ITER. — голова Цереры в венке из колосьев вправо; ее волосы забраны назад и спадают на шею. Кайма из точек.
РЕВЕРС: AVGVR. PONT. MAX. M. — чаша (culullus), кропило (aspergillum), кувшин (capis) и авгурский жезл (lituus). Кайма из точек.
3. Денарий, Серебро
Гай Юлий Цезарь
Африка*, 46 г. до н.э.
АВЕРС: COS. TERT. DICT. ITER. — голова Цереры в венке из колосьев вправо; ее волосы забраны назад и спадают на шею. Кайма из точек.
РЕВЕРС: AVGVR. PONT. MAX. D. — чаша (culullus), кропило (aspergillum), кувшин (capis) и авгурский жезл (lituus). Кайма из точек.
4. Статер, золото
Лампсак, 360 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Деметры под покрывалом влево, на ней венок из цветков лотоса, серьга с подвеской и жемчужное ожерелье.
РЕВЕРС: Передняя часть крылатого коня вправо.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА