Мифы народов мира

ДЕМЕ́ТРА (Δη­μῆτηρ), в гре­че­ской мифо­ло­гии боги­ня пло­до­ро­дия и зем­леде­лия, дочь Кро­но­са и Реи (Hes. Theog. 453), сест­ра и супру­га Зев­са, от кото­ро­го она роди­ла Пер­се­фо­ну (912—914). Одно из самых почи­та­е­мых олим­пий­ских божеств. Древ­нее хто­ни­че­ское про­ис­хож­де­ние Демет­ры засвиде­тель­ст­во­ва­но её име­нем (букв. «зем­ля-мать»; греч. δα, δη-γῆ, «зем­ля»). Куль­то­вые обра­ще­ния к Демет­ре: Хлоя («зелень», «посев»), Кар­по­фо­ра («дари­тель­ни­ца пло­дов»), Фесмо­фо­ра с.365 («зако­но­да­тель­ни­ца», «устро­и­тель­ни­ца»), Сито («хлеб», «мука») ука­зы­ва­ют на функ­ции Демет­ры как боги­ни пло­до­ро­дия. Она бла­гост­ная к людям боги­ня, пре­крас­но­го обли­ка с воло­са­ми цве­та спе­лой пше­ни­цы, помощ­ни­ца в кре­стьян­ских трудах (Hom. Il. V 499—501). Она напол­ня­ет амба­ры зем­ледель­ца запа­са­ми (Hes. Opp. 300 след.). К Демет­ре взы­ва­ют, чтобы зёр­на вышли пол­но­вес­ны­ми и чтобы уда­лась пахота (465—468). Демет­ра научи­ла людей пахо­те и посе­ву, соче­тав­шись в свя­щен­ном бра­ке на три­жды вспа­хан­ном поле ост­ро­ва Крит с крит­ским богом зем­леде­лия Иаси­о­ном, и пло­дом это­го бра­ка был Плу­тос — бог богат­ства и изоби­лия (Hes. Theog. 969—974). Демет­ра научи­ла Трип­то­ле­ма, сына элев­син­ско­го царя, засе­вать поля пше­ни­цей и обра­ба­ты­вать их. Она пода­ри­ла Трип­то­ле­му колес­ни­цу с кры­ла­ты­ми дра­ко­на­ми и дала зёр­на пше­ни­цы, кото­ры­ми он засе­ял всю зем­лю (Apol­lod. I 5, 2). В мифе о Демет­ре отра­же­на так­же извеч­ная борь­ба жиз­ни и смер­ти. Она рису­ет­ся скор­бя­щей мате­рью, уте­ряв­шей дочь Пер­се­фо­ну, похи­щен­ную Аидом. В Гоме­ров­ском гимне «К Демет­ре» (Hymn. Hom. V) рас­ска­зы­ва­ет­ся о стран­ст­ви­ях и горе боги­ни в поис­ках доче­ри; при­няв образ доб­рой ста­руш­ки, Демет­ра при­хо­дит в сосед­ний с Афи­на­ми Элев­син в дом царя Келея и Мета­ни­ры. Её при­вет­ли­во встре­ча­ют в цар­ской семье и впер­вые после поте­ри доче­ри Демет­ра раз­ве­се­ли­лась от забав­ных шуток слу­жан­ки Ямбы. Она вос­пи­ты­ва­ет цар­ско­го сына Демо­фон­та и, желая сде­лать его бес­смерт­ным, нати­ра­ет маль­чи­ка амбро­си­ей и зака­ля­ет в огне. Но после того как Мета­ни­ра слу­чай­но увиде­ла эти маги­че­ские мани­пу­ля­ции Демет­ры, боги­ня уда­ля­ет­ся, открыв своё имя и при­ка­зав постро­ить в свою честь храм. Имен­но в нём вос­седа­ет печаль­ная боги­ня, горюя по доче­ри. На зем­ле насту­па­ет голод, гиб­нут люди, и Зевс при­ка­зы­ва­ет вер­нуть Пер­се­фо­ну мате­ри. Одна­ко Аид даёт сво­ей супру­ге Пер­се­фоне вку­сить гра­на­то­вое зёр­ныш­ко, чтобы она не забы­ла цар­ство смер­ти. Две тре­ти года дочь про­во­дит с Демет­рой и вся при­ро­да рас­цве­та­ет, пло­до­но­сит и лику­ет; одну треть года Пер­се­фо­на посвя­ща­ет Аиду. Пло­до­ро­дие зем­ли не мыс­лит­ся вне пред­став­ле­ния о неиз­беж­ной смер­ти рас­ти­тель­но­го мира, без кото­рой немыс­ли­мо его воз­рож­де­ние во всей пол­но­те жиз­нен­ных сил. (Гра­на­то­вое зёр­ныш­ко — сим­вол пло­до­ви­то­сти, но вла­дель­цем его явля­ет­ся бог смер­ти.)

Демет­ра — преж­де все­го боги­ня, почи­тав­ша­я­ся зем­ледель­ца­ми, но отнюдь не изне­жен­ной ионий­ской зна­тью. Её повсе­мест­но про­слав­ля­ют на празд­не­стве Фесмофо­рий как устро­и­тель­ни­цу разум­ных зем­ледель­че­ских поряд­ков. Демет­ра отно­сит­ся к чис­лу древ­них жен­ских вели­ких богинь (Гея, Кибе­ла, Вели­кая мать богов, Вла­ды­чи­ца зве­рей), дару­ю­щих пло­до­нос­ную силу зем­ле, живот­ным и людям. Демет­ра почи­та­ет­ся на этом празд­не­стве вме­сте с доче­рью Пер­се­фо­ной, их име­ну­ют «дву­мя боги­ня­ми» и кля­нут­ся име­нем «обе­их богинь» (ср. «Жен­щи­ны на празд­ни­ке Фесмофо­рий» Ари­сто­фа­на). Глав­ное свя­щен­ное место Демет­ры — Элев­син в Атти­ке, где в тече­ние 9 дней меся­ца боэд­ро­ми­о­на (сен­тяб­ря) про­хо­ди­ли Элев­син­ские мисте­рии, сим­во­ли­че­ски пред­став­ляв­шие горе Демет­ры, её стран­ст­вия в поис­ках доче­ри, тай­ную связь меж­ду живым и мёрт­вым миром, физи­че­ское и духов­ное очи­ще­ние; мать и дочь — «обе боги­ни» почи­та­лись сов­мест­но. Ста­рин­ные афин­ские семьи име­ли наслед­ст­вен­ное пра­во уча­стия в элев­син­ских свя­щен­но­дей­ст­ви­ях и пови­но­ва­лись обе­ту мол­ча­ния. Эсхил по тра­ди­ции поль­зо­вал­ся этим пра­вом и даже был изгнан из Афин яко­бы за раз­гла­ше­ние риту­аль­ных фак­тов, извест­ных толь­ко посвя­щён­ным. Элев­син­ские таин­ства, вос­при­ни­мав­ши­е­ся как «стра­сти» Демет­ры, счи­та­ют­ся одним из источ­ни­ков древ­не­гре­че­ской тра­гедии и тем самым сбли­жа­ют­ся с вак­ха­на­ли­я­ми Дио­ни­са. Пав­са­ний опи­сы­ва­ет храм Демет­ры Элев­син­ской в Тель­пу­се (Арка­дия), где рядом сосед­ст­ву­ют мра­мор­ные ста­туи Демет­ры, Пер­се­фо­ны и Дио­ни­са (VIII 25, 3). Руди­мен­ты хто­ни­че­ско­го пло­до­ро­дия ска­зы­ва­ют­ся в куль­те Демет­ры Эри­нии; с ней, пре­вра­тив­шей­ся в кобы­ли­цу, соче­тал­ся Посей­дон в обра­зе жереб­ца. «Гне­ваю­ща­я­ся и мстя­щая» Демет­ра (Эри­ния) омы­ва­ет­ся в реке и, очи­стив­шись, сно­ва ста­но­вит­ся бла­гост­ной боги­ней (VIII 25, 5—7). В Гер­ми­оне (Коринф) Демет­ра почи­та­лась как Хто­ния («зем­ля­ная») (II 35, 5) и Тер­ма­сия («жар­кая»), с.366 покро­ви­тель­ни­ца горя­чих источ­ни­ков (II 34, 6). В Фига­лее (Арка­дия) почи­та­лось древ­нее дере­вян­ное изо­бра­же­ние Демет­ры Мелай­ны («Чёр­ной») (VIII 5, 8). У Геси­о­да (Opp. 465 след.) Демет­ра «чистая» сосед­ст­ву­ет с Зев­сом «под­зем­ным», и им обо­им воз­но­сит зем­леде­лец свои моль­бы.

В рим­ской мифо­ло­гии Демет­ре соот­вет­ст­ву­ет Цере­ра.


Лит.: Die­te­rich A., Mut­ter Er­de, 2 Aufl., Lpz.—B., 1913; Al­theim F., Ter­ra ma­ter, Gießen, 1931; Méautis G., Les mys­tè­res d’Eleu­sis, P., 1938; Jung K. G., Ke­ré­nyi K., Ein­füh­rung in das Wesen der Mytho­lo­gie. Gottkindmy­thos. Eleu­si­ni­sche Mys­te­rien, Amst.—Lpz., 1941; Deichgrä­ber K., Eleu­si­ni­sche Fröm­mig­keit und ho­me­ri­sche Vorstel­lungswelt im ho­me­ri­schen De­me­ter­hym­nus, Mainz, [1950]; Ux­kull W. von, Die Eleu­si­ni­schen Mys­te­rien. Ver­such einer Re­konstruk­tion, Bü­din­gen—Get­ten­bach, 1957.

А. А. Тахо-Годи

Сре­ди памят­ни­ков антич­но­го изо­бра­зи­тель­но­го искус­ства: «Демет­ра Книд­ская» (ста­туя кру­га Бри­а­к­си­са). Сохра­ни­лись посвя­ти­тель­ные релье­фы, свя­зан­ные с элев­син­ски­ми таин­ства­ми, мно­го­чис­лен­ные терра­ко­то­вые ста­ту­эт­ки Демет­ры, а так­же её изо­бра­же­ния на пом­пей­ских фрес­ках и в рос­пи­сях, обна­ру­жен­ных в Север­ном При­чер­но­мо­рье (т. н. скле­пы Демет­ры в Боль­шой Близ­ни­це и в Кер­чи).

В сред­не­ве­ко­вых книж­ных иллю­ст­ра­ци­ях Демет­ра высту­па­ет в каче­стве покро­ви­тель­ни­цы сель­ских работ и как оли­це­тво­ре­ние лета. В живо­пи­си эпо­хи Воз­рож­де­ния Демет­ра часто изо­бра­жа­ет­ся обна­жён­ной; её атри­бу­ты — коло­сья, пло­ды, серп, ино­гда рог изоби­лия. Вопло­ще­ние обра­за Демет­ры в евро­пей­ском искус­стве 16—17 вв. было свя­за­но с про­слав­ле­ни­ем даров при­ро­ды (рисун­ки Дж. Ваза­ри и Х. Гол­ци­у­са, кар­ти­ны Я. Йор­дан­са «Жерт­во­при­но­ше­ние Цере­ре», П. П. Рубен­са «Ста­туя Цере­ры» и др.) или с вос­пе­ва­ни­ем радо­стей жиз­ни (кар­ти­ны «Вакх, Вене­ра и Цере­ра» Б. Шпран­ге­ра, Гол­ци­у­са, Рубен­са, Йор­дан­са, Н. Пус­се­на и др.). Осо­бен­но широ­кое рас­про­стра­не­ние полу­ча­ют ста­туи Демет­ры в садо­вой пла­сти­ке барок­ко.

Наи­бо­лее зна­чи­тель­ные про­из­веде­ния евро­пей­ской лите­ра­ту­ры, свя­зан­ные с мифом о Демет­ре, созда­ны в поэ­зии (Ф. Шил­лер, «Элев­син­ский празд­ник», А. Тен­ни­сон, «Демет­ра и Пер­се­фо­на»). Сре­ди опер — «Уми­ротво­рён­ная Демет­ра» Н. Йом­мел­ли. См. так­же Пер­се­фо­на.

См. также:
ДЕМЕТРА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
ДЕМЕТРА (Словарь античности)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 364—366.
Купить испытательную установку (вибростенд) Вы можете в компании РОСТЕХ
См. по теме: ЭНИПЕЙ, ЕНИПЕЙ • ЭННОМ, ЕННОМ • ЭРАТО, ЕРАТО • ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с о сценой мифа о похищении Прозерпины (фронтальная панель).
Мрамор. 200—220 гг. н. э.
Пиза, Кампосанто.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Деметра, Персефона и Триптолем.
Фрагмент Великих Элевсинских мистерий.
В слепок с оригинального рельефа из Национального музея в Афинах вставлены десять мраморных фрагментов римской копии.
Мрамор, гипс.
Ок. 27 до н. э. — 14 н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя, предположительно изображающая Клеопатру VII.
Мрамор.
Статуя — римская копия греческого оригинала конца V в. до н. э. Голова — гипсовый слепок с античной головы.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал греческого креста, 21.
4. КЕРАМИКА. Греция.
Аид бросает семена во вспаханную Деметрой землю.
Амфора краснофигурная.
430—420 гг. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Аллегория.
Нидерландский мастер XVI в.
Дерево, масло. 70 × 102,5 см.
Москва, Коллекция Л. И. Толстой.
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Деметра, Триптолем, Персефона.
Мрамор. 440—430 до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Рельеф с квадригой. Т. н. малая метопа из храма X в Селинунте.
Плотный известняк из Менфи.
560—550 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
8. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Рельеф с тремя божествами. Т. н. малая метопа из храма Y в Селинунте.
Плотный известняк из Менфи.
560—550 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
9. КЕРАМИКА. Греция.
Элевсинские обряды.
Глиняная доска.
IV в. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Ливии.
Мрамор. Нач. I в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Гай Вибий Панса
Рим, 90 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо, сзади PANSA, впереди контрольная метка. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Церера (Деметра) в диадеме и длинной двойной тунике идет вправо, держит в каждой вытянутой руке по горящему факелу; перед ней свинья2; сзади C VIBIVS C F вниз. Кайма из точек.
2. Денарий, Серебро
Гай Юлий Цезарь
Африка*, 46 г. до н.э.
АВЕРС: COS. TERT. DICT. ITER. — голова Цереры в венке из колосьев вправо; ее волосы забраны назад и спадают на шею. Кайма из точек.
РЕВЕРС: AVGVR. PONT. MAX. M. — чаша (culullus), кропило (aspergillum), кувшин (capis) и авгурский жезл (lituus). Кайма из точек.
3. Денарий, Серебро
Гай Юлий Цезарь
Африка*, 46 г. до н.э.
АВЕРС: COS. TERT. DICT. ITER. — голова Цереры в венке из колосьев вправо; ее волосы забраны назад и спадают на шею. Кайма из точек.
РЕВЕРС: AVGVR. PONT. MAX. D. — чаша (culullus), кропило (aspergillum), кувшин (capis) и авгурский жезл (lituus). Кайма из точек.
4. Статер, золото
Лампсак, 360 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Деметры под покрывалом влево, на ней венок из цветков лотоса, серьга с подвеской и жемчужное ожерелье.
РЕВЕРС: Передняя часть крылатого коня вправо.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА