Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЭПИТА́ФИЯ, ЕПИТАФИЯ

Ἐπι­τά­φιος (т. е. λό­γος), над­гроб­ная речь; так назы­ва­лась в Афи­нах осо­бен­но речь, кото­рую про­из­но­сил назна­чен­ный государ­ст­вом ора­тор во вре­мя тор­же­ст­вен­но­го погре­бе­ния пав­ших в слав­ном бою за оте­че­ство. Это пуб­лич­ное про­слав­ле­ние пав­ших долж­но было побуж­дать остав­ших­ся в живых к такой же храб­ро­сти. Ари­стид пер­вый, кажет­ся, про­из­не­се­ни­ем над­гроб­ной речи над пав­ши­ми при Пла­те­ях при­дал это­му тор­же­ству боль­шее и более общее зна­че­ние, а с тех пор зна­чи­тель­ней­шие ора­то­ры счи­та­ли за честь пору­че­ние им такой речи. Так, Перикл дер­жал над­гроб­ную речь над пав­ши­ми при Само­се и затем речь, сооб­щен­ную Фукидидом (2, 35), над уби­ты­ми в сра­же­ни­ях пер­вых лет пело­пон­нес­ской вой­ны. Мало-пома­лу дошло до того, что такие речи не толь­ко про­из­но­си­лись по пору­че­нию государ­ства, но сочи­ня­лись вооб­ще в память выдаю­щих­ся людей; так, нам извест­но, что Гор­гий, Лисий, Исо­крат, Гипе­рид и Демо­сфен состав­ля­ли такие речи. В позд­ней­шие вре­ме­на, когда обще­ст­вен­ная жизнь и обще­ст­вен­ные заслу­ги не дава­ли мате­ри­а­ла для таких речей, пред­ме­ты для них бра­лись из част­ных отно­ше­ний отдель­ных лич­но­стей. Этим мож­но объ­яс­нить мно­же­ство таких напы­щен­ных речей, извест­ных в древ­но­сти, и ту акку­рат­ность, с кото­рой их раз­би­ра­ли рито­ры. Тако­вы же и рим­ские lau­da­tio­nes fu­neb­res, кото­рые по сво­е­му пане­ги­ри­сти­че­ско­му харак­те­ру не были, конеч­но, досто­вер­ны­ми исто­ри­че­ски­ми источ­ни­ка­ми. Ср. Cic. Brut. 16, 61. legg. 2, 25.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 484—485.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ЭРАНЫ, ПИР • ОБЕД • ОБРАЗЧИК, ДЕИГМА • ПОДУШКА, КУБИТАЛ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 17 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надпись саркофага с изображением муз (известного как саркофаг папы Анаклета II).
Мрамор. III — нач. IV в. н. э.
Рим, Базилика Святого Павла за городскими стенами, клуатр.
2. НАДПИСИ. Рим.
Надгробный алтарь Гнея Помпея Магна, зятя императора Клавдия.
CIL. VI. 31722 = ILS. 955.
Мрамор. 47 г. н. э.
Инв. № 78163.
Рим, Национальный римский музей, Термы Диоклетиана.
3. НАДПИСИ. Рим.
Эпитафия Атистии, супруги Эврисака.
Мрамор. Ок. 30 г. до н. э.
CIL VI 1958 b = CIL I 1206.
Рим, Национальный римский музей, Термы Диоклетиана.
4. НАДПИСИ. Рим.
Эпитафия Корнелии Гэтулики.
Надпись на плите, закрывавшей нишу с урной для праха.
Рим, Гробница Сципионов.
5. НАДПИСИ. Рим.
Надгробный памятник Сальвии (деталь).
2-я половина I в. до н. э.
Санта-Мария-Капуа-Ветере, Археологический музей античной Капуи.
6. НАДПИСИ. Рим.
Надгробная надпись Лицинии Корнелии Волузии Торкваты.
CIL VI 31726.
1-я четверть II в. н. э.
Рим, Национальный римский музей, Термы Диоклетиана.
7. НАДПИСИ. Рим.
Эпитафия Феличе де Фредис.
1529 г.
Рим, Церковь Санта-Мария-ин-Арачели.
8. НАДПИСИ. Рим.
Надпись на саркофаге Луция Корнелия Сципиона Барбата (оригинал).
Гробница Сципионов на Аппиевой дороге.
Пеперино. 280 г. до н. э.
Инв. № 1191.
Рим, Ватиканские музеи, Квадратный вестибюль, 5.
9. НАДПИСИ. Рим.
Надгробная надпись Кальпурнии Лепиды.
CIL VI 14235.
Середина II в. н. э.
Рим, Национальный римский музей, Термы Диоклетиана.
10. НАДПИСИ. Рим.
Надгробная надпись Л. Кальпурния Пизона Фруги Лициниана и Верании Гемины.
CIL VI 31723.
97—100 гг. н. э.
Рим, Национальный римский музей, Термы Диоклетиана.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА