Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЭПИТА́ФИЯ, ЕПИТАФИЯ

Ἐπι­τάφιος (т. е. λό­γος), над­гроб­ная речь; так назы­ва­лась в Афи­нах осо­бен­но речь, кото­рую про­из­но­сил назна­чен­ный государ­ст­вом ора­тор во вре­мя тор­же­ст­вен­но­го погре­бе­ния пав­ших в слав­ном бою за оте­че­ство. Это пуб­лич­ное про­слав­ле­ние пав­ших долж­но было побуж­дать остав­ших­ся в живых к такой же храб­ро­сти. Ари­стид пер­вый, кажет­ся, про­из­не­се­ни­ем над­гроб­ной речи над пав­ши­ми при Пла­те­ях при­дал это­му тор­же­ству боль­шее и более общее зна­че­ние, а с тех пор зна­чи­тель­ней­шие ора­то­ры счи­та­ли за честь пору­че­ние им такой речи. Так, Перикл дер­жал над­гроб­ную речь над пав­ши­ми при Само­се и затем речь, сооб­щен­ную Фукидидом (2, 35), над уби­ты­ми в сра­же­ни­ях пер­вых лет пело­пон­нес­ской вой­ны. Мало-пома­лу дошло до того, что такие речи не толь­ко про­из­но­си­лись по пору­че­нию государ­ства, но сочи­ня­лись вооб­ще в память выдаю­щих­ся людей; так, нам извест­но, что Гор­гий, Лисий, Исо­крат, Гипе­рид и Демо­сфен состав­ля­ли такие речи. В позд­ней­шие вре­ме­на, когда обще­ст­вен­ная жизнь и обще­ст­вен­ные заслу­ги не дава­ли мате­ри­а­ла для таких речей, пред­ме­ты для них бра­лись из част­ных отно­ше­ний отдель­ных лич­но­стей. Этим мож­но объ­яс­нить мно­же­ство таких напы­щен­ных речей, извест­ных в древ­но­сти, и ту акку­рат­ность, с кото­рой их раз­би­ра­ли рито­ры. Тако­вы же и рим­ские lau­da­tio­nes fu­neb­res[1], кото­рые по сво­е­му пане­ги­ри­сти­че­ско­му харак­те­ру не были, конеч­но, досто­вер­ны­ми исто­ри­че­ски­ми источ­ни­ка­ми. Ср. Cic. Brut. 16, 61. legg. 2, 25.

  • ПРИМЕЧАНИЯ РЕДАКЦИИ САЙТА

  • [1]Над­гроб­ные хва­леб­ные речи.

  • «Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 484—485.
    См. по теме: ЭРАНЫ, ПИР • ОБЕД • ОБРАЗЧИК, ДЕИГМА • ПОДУШКА, КУБИТАЛ •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Надгробный памятник вольноотпущенников и их патрона.
    1-я половина I в. н. э.
    Санта-Мария-Капуа-Ветере, Археологический музей античной Капуи.
    2. НАДПИСИ. Рим.
    Надпись на саркофаге Луция Корнелия Сципиона, сына Барбата.

    Рим, Гробница Сципионов.
    3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Надгробие Вибиев.
    Известняк.
    2-я пол. I в. до н. э.
    Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, LIV. 21.
    4. НАДПИСИ. Рим.
    Надгробная надпись Цецилии Метеллы.
    3-я четверть I в. до н. э.
    CIL. VI. 1274 = CIL. VI. 31584 = ILS. 881.
    Рим, Гробница Цецилии Метеллы.
    5. НАДПИСИ. Причерноморье.
    Надгробная надпись с восхвалением консула Луция Корнелия Сципиона.
    Гипсовый слепок.
    Оригинал: ок. 230 г. до н. э.
    CIL VI 1287 = ILLRP 310b = ILS 3.
    Рим, Музей Римской культуры.
    6. НАДПИСИ. Рим.
    Надгробная надпись с восхвалением консула Луция Корнелия Сципиона.
    Плита с надписью, вырезанная из фронтальной стенки монолитного саркофага.
    Пеперино. Ок. 230 г. до н. э. Оригинал.
    CIL I/2 9 = CIL VI 1287 = ILLRP 310b = ILS 3.
    Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Квадратный вестибюль, 4.
    7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
    Развалины мавзолея Августа.
    Гравюра Джованни Баттиста Пиранези (1720—1778).
    1756 г.
    Рим, Марсово поле, Мавзолей Августа.
    8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Саркофаг-стригилато с эпитафией в tabula ansata.
    Мрамор. 170—300 гг. н. э.
    Остия, Археологический музей.
    9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Саркофаг Гнея Корнелия Сципиона Испанского.
    Аньенский туф.
    Рим, Гробница Сципионов.
    10. НАДПИСИ. Рим.
    Саркофаг Луция Корнелия Сципиона, сына Гиспалла.
    Монолит габийского камня. Ок. 180—170 гг. до н. э.
    Рим, Гробница Сципионов.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА