Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЭПИТА́ФИЯ, ЕПИТАФИЯ

Ἐπι­τάφιος (т. е. λό­γος), над­гроб­ная речь; так назы­ва­лась в Афи­нах осо­бен­но речь, кото­рую про­из­но­сил назна­чен­ный государ­ст­вом ора­тор во вре­мя тор­же­ст­вен­но­го погре­бе­ния пав­ших в слав­ном бою за оте­че­ство. Это пуб­лич­ное про­слав­ле­ние пав­ших долж­но было побуж­дать остав­ших­ся в живых к такой же храб­ро­сти. Ари­стид пер­вый, кажет­ся, про­из­не­се­ни­ем над­гроб­ной речи над пав­ши­ми при Пла­те­ях при­дал это­му тор­же­ству боль­шее и более общее зна­че­ние, а с тех пор зна­чи­тель­ней­шие ора­то­ры счи­та­ли за честь пору­че­ние им такой речи. Так, Перикл дер­жал над­гроб­ную речь над пав­ши­ми при Само­се и затем речь, сооб­щен­ную Фукидидом (2, 35), над уби­ты­ми в сра­же­ни­ях пер­вых лет пело­пон­нес­ской вой­ны. Мало-пома­лу дошло до того, что такие речи не толь­ко про­из­но­си­лись по пору­че­нию государ­ства, но сочи­ня­лись вооб­ще в память выдаю­щих­ся людей; так, нам извест­но, что Гор­гий, Лисий, Исо­крат, Гипе­рид и Демо­сфен состав­ля­ли такие речи. В позд­ней­шие вре­ме­на, когда обще­ст­вен­ная жизнь и обще­ст­вен­ные заслу­ги не дава­ли мате­ри­а­ла для таких речей, пред­ме­ты для них бра­лись из част­ных отно­ше­ний отдель­ных лич­но­стей. Этим мож­но объ­яс­нить мно­же­ство таких напы­щен­ных речей, извест­ных в древ­но­сти, и ту акку­рат­ность, с кото­рой их раз­би­ра­ли рито­ры. Тако­вы же и рим­ские lau­da­tio­nes fu­neb­res[1], кото­рые по сво­е­му пане­ги­ри­сти­че­ско­му харак­те­ру не были, конеч­но, досто­вер­ны­ми исто­ри­че­ски­ми источ­ни­ка­ми. Ср. Cic. Brut. 16, 61. legg. 2, 25.

  • ПРИМЕЧАНИЯ РЕДАКЦИИ САЙТА

  • [1]Над­гроб­ные хва­леб­ные речи.

  • «Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 484—485.
    См. по теме: ОБЕД • ЭРАНЫ, ПИР • ГОСТИНИЦЫ • ПОДУШКА, КУБИТАЛ •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Собрание латинских надписей Российской национальной библиотеки.

    Санкт-Петербург, Российская национальная библиотека (РНБ).
    2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Надпись в колумбарии, устанавливающая права собственности на стену с нишами для урн.
    Мрамор.
    42,8 х 30 см.
    CIL 06, 23400. ILS 7933a.
    Санкт-Петербург, Российская национальная библиотека (РНБ).
    3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Собрание древних надписей Российской национальной библиотеки.

    Санкт-Петербург, Российская национальная библиотека (РНБ).
    4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Надгробная надпись Гая Юлия Фелициона.
    Мрамор.
    1-50 г. н.э.
    38 x 9,2 см.
    CIL 06, 20153.
    Санкт-Петербург, Российская национальная библиотека (РНБ).
    5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Надгробная надпись Аннии Фесты.
    Мрамор.
    I-II в. н.э.
    32 x 20 см.
    CIL 06, 07474 (p 3852). EDR107599. ILS 8260.
    Санкт-Петербург, Российская национальная библиотека (РНБ).
    6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Надгробная надпись Клавдии Мирсины.
    Мрамор.
    27 х 25 см.
    CIL 06, 15511.
    Санкт-Петербург, Российская национальная библиотека (РНБ).
    7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Надгробная надпись Кратора.
    Мрамор.
    CIL 06, 16558.
    23,5 х 17,5 см.
    Санкт-Петербург, Российская национальная библиотека (РНБ).
    8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Табличка из колумбария с надгробной надписью повара.
    Мрамор.
    38 x 14 см.
    CIL 06, 09270.
    Санкт-Петербург, Российская национальная библиотека (РНБ).
    9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Надгробный рельеф Луция Антистия Саркулона и его жены Антистии Плутии.
    Мрамор.
    Ок. 30—10 BCE.
    Лондон, Британский музей.
    10. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Египет.
    Сосуд с надписью Небнетеру и эпитафией П. Клавдия Пульхра.
    Алебастр. Ок. IX—VIII вв. до н. э., Египет.
    Эпитафия: кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э., Рим.
    CIL VI 1282 = ILS 882.
    Париж, Лувр.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА