Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЭПИТА́ФИЯ, ЕПИТАФИЯ

Ἐπι­τάφιος (т. е. λό­γος), над­гроб­ная речь; так назы­ва­лась в Афи­нах осо­бен­но речь, кото­рую про­из­но­сил назна­чен­ный государ­ст­вом ора­тор во вре­мя тор­же­ст­вен­но­го погре­бе­ния пав­ших в слав­ном бою за оте­че­ство. Это пуб­лич­ное про­слав­ле­ние пав­ших долж­но было побуж­дать остав­ших­ся в живых к такой же храб­ро­сти. Ари­стид пер­вый, кажет­ся, про­из­не­се­ни­ем над­гроб­ной речи над пав­ши­ми при Пла­те­ях при­дал это­му тор­же­ству боль­шее и более общее зна­че­ние, а с тех пор зна­чи­тель­ней­шие ора­то­ры счи­та­ли за честь пору­че­ние им такой речи. Так, Перикл дер­жал над­гроб­ную речь над пав­ши­ми при Само­се и затем речь, сооб­щен­ную Фукидидом (2, 35), над уби­ты­ми в сра­же­ни­ях пер­вых лет пело­пон­нес­ской вой­ны. Мало-пома­лу дошло до того, что такие речи не толь­ко про­из­но­си­лись по пору­че­нию государ­ства, но сочи­ня­лись вооб­ще в память выдаю­щих­ся людей; так, нам извест­но, что Гор­гий, Лисий, Исо­крат, Гипе­рид и Демо­сфен состав­ля­ли такие речи. В позд­ней­шие вре­ме­на, когда обще­ст­вен­ная жизнь и обще­ст­вен­ные заслу­ги не дава­ли мате­ри­а­ла для таких речей, пред­ме­ты для них бра­лись из част­ных отно­ше­ний отдель­ных лич­но­стей. Этим мож­но объ­яс­нить мно­же­ство таких напы­щен­ных речей, извест­ных в древ­но­сти, и ту акку­рат­ность, с кото­рой их раз­би­ра­ли рито­ры. Тако­вы же и рим­ские lau­da­tio­nes fu­neb­res[1], кото­рые по сво­е­му пане­ги­ри­сти­че­ско­му харак­те­ру не были, конеч­но, досто­вер­ны­ми исто­ри­че­ски­ми источ­ни­ка­ми. Ср. Cic. Brut. 16, 61. legg. 2, 25.

  • ПРИМЕЧАНИЯ РЕДАКЦИИ САЙТА

  • [1]Над­гроб­ные хва­леб­ные речи.

  • «Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 484—485.
    См. по теме: ЭРАНЫ, ПИР • ОБЕД • ОБРАЗЧИК, ДЕИГМА • ПОДУШКА, КУБИТАЛ •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Надгробная стела Арриев в форме табернакля (балдахина).
    Истрийский известняк.
    Первая половина I в. н. э.
    Равенна, Национальный музей.
    2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Детский саркофаг с двускатной крышкой и эпитафией в tabula ansata.
    Мрамор. II—III вв. н. э.
    Остия, Археологический музей.
    3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Надгробная стела Фаллея.
    Песчаник.
    2-я пол. I в. н. э.
    Равенна, Национальный музей.
    4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Погребальная урна Корнелия Евтихия.
    Римская работа. Каррарский мрамор.
    Конец I в. н. э.
    Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
    5. НАДПИСИ. Рим.
    Надгробная надпись Лицинии Корнелии Волузии Торкваты.
    CIL VI 31726.
    1-я четверть II в. н. э.
    Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана.
    6. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
    Погребальная урна Титии Тертуллы.
    Песчаник.
    Ареццо, Городской археологический музей.
    7. НАДПИСИ. Рим.
    Надпись на саркофаге Публия Корнелия Сципиона, сына Сципиона Африканского.
    Копия.
    CIL VI 1288.
    Рим, Гробница Сципионов.
    8. НАДПИСИ. Рим.
    Надпись на саркофаге Луция Корнелия Сципиона Барбата.
    Гробница Сципионов на Аппиевой дороге.
    Пеперино. 280 г. до н. э.
    Рим, Гробница Сципионов.
    9. НАДПИСИ. Рим.
    Надгробная надпись Ампелионы и Зенона.
    Около 1—14 гг. н. э.
    CIL VI 4028.
    Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Галерея.
    10. НАДПИСИ. Рим.
    Надгробный алтарь Гнея Помпея Магна, зятя императора Клавдия.
    CIL. VI. 31722 = ILS. 955.
    Мрамор. 47 г. н. э.
    Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА