Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЭПИТА́ФИЯ, ЕПИТАФИЯ

Ἐπι­τάφιος (т. е. λό­γος), над­гроб­ная речь; так назы­ва­лась в Афи­нах осо­бен­но речь, кото­рую про­из­но­сил назна­чен­ный государ­ст­вом ора­тор во вре­мя тор­же­ст­вен­но­го погре­бе­ния пав­ших в слав­ном бою за оте­че­ство. Это пуб­лич­ное про­слав­ле­ние пав­ших долж­но было побуж­дать остав­ших­ся в живых к такой же храб­ро­сти. Ари­стид пер­вый, кажет­ся, про­из­не­се­ни­ем над­гроб­ной речи над пав­ши­ми при Пла­те­ях при­дал это­му тор­же­ству боль­шее и более общее зна­че­ние, а с тех пор зна­чи­тель­ней­шие ора­то­ры счи­та­ли за честь пору­че­ние им такой речи. Так, Перикл дер­жал над­гроб­ную речь над пав­ши­ми при Само­се и затем речь, сооб­щен­ную Фукидидом (2, 35), над уби­ты­ми в сра­же­ни­ях пер­вых лет пело­пон­нес­ской вой­ны. Мало-пома­лу дошло до того, что такие речи не толь­ко про­из­но­си­лись по пору­че­нию государ­ства, но сочи­ня­лись вооб­ще в память выдаю­щих­ся людей; так, нам извест­но, что Гор­гий, Лисий, Исо­крат, Гипе­рид и Демо­сфен состав­ля­ли такие речи. В позд­ней­шие вре­ме­на, когда обще­ст­вен­ная жизнь и обще­ст­вен­ные заслу­ги не дава­ли мате­ри­а­ла для таких речей, пред­ме­ты для них бра­лись из част­ных отно­ше­ний отдель­ных лич­но­стей. Этим мож­но объ­яс­нить мно­же­ство таких напы­щен­ных речей, извест­ных в древ­но­сти, и ту акку­рат­ность, с кото­рой их раз­би­ра­ли рито­ры. Тако­вы же и рим­ские lau­da­tio­nes fu­neb­res[1], кото­рые по сво­е­му пане­ги­ри­сти­че­ско­му харак­те­ру не были, конеч­но, досто­вер­ны­ми исто­ри­че­ски­ми источ­ни­ка­ми. Ср. Cic. Brut. 16, 61. legg. 2, 25.

  • ПРИМЕЧАНИЯ РЕДАКЦИИ САЙТА

  • [1]Над­гроб­ные хва­леб­ные речи.

  • «Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 484—485.
    См. по теме: ЭРАНЫ, ПИР • ОБЕД • ОБРАЗЧИК, ДЕИГМА • ПОДУШКА, КУБИТАЛ •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. НАДПИСИ. Рим.
    Эпитафия Феличе де Фредис.
    1529 г.
    Рим, Церковь Санта-Мария-ин-Арачели.
    2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Надгробный памятник преторианца.
    Мрамор.
    III в. н. э.
    Фьезоле, Городской археологический музей.
    3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Погребальная урна Корнелия Евтихия.
    Римская работа. Каррарский мрамор.
    Конец I в. н. э.
    Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
    4. СКУЛЬПТУРА. Южная Италия.
    Саркофаг с портретами супружеской пары в раковине и сценами из Старого и Нового Заветов (саркофаг Адельфии).
    Мрамор.
    Вторая четверть IV в. н. э.
    CIL X 7123.
    Сиракузы, Региональный археологический музей «Паоло Орси».
    5. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
    Саркофаг Ларции Сеянти.
    Терракота.
    Ок. 150 г. до н. э.
    Флоренция, Национальный археологический музей.
    6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Clipeus-саркофаг Луция Калтилия Салутариса, с изображением мифа о Ромуле и Реме.
    Мрамор.
    2-я половина II в.
    Остия, Археологический музей.
    7. НАДПИСИ. Рим.
    Надгробная надпись консула Гая Вибия Пансы Цетрониана, погибшего в Мутинской войне против Марка Антония (43 г. до н. э.).
    CIL. VI. 37077 = ILS. 8890 = ILLRP. 421.
    После 43 г. до н. э. Копия.
    Рим, Музей Римской культуры.
    8. НАДПИСИ. Рим.
    Плита, закрывавшая детскую погребальную нишу (loculus) в катакомбах. Деталь: святые апостолы Петр и Павел.
    Мрамор. IV в.
    Рим, Ватиканские музеи, Христианский музей Пия.
    9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Погребальная урна Юлии Фелицитаты.
    Римская работа. Мрамор.
    Ок. 69—98 гг. н. э. (эпоха Флавиев).
    Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
    10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Фронтальная панель саркофага Марка Корнелия Статия с изображением сцен из жизни ребенка.
    Мрамор.
    Ок. 150 г. н. э.
    Париж, Лувр.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА