ГЕРМЕС (Ἑρμῆς), в греческой мифологии вестник богов, покровитель путников, проводник душ умерших. Гермес — сын Зевса и Майи, одной из дочерей Атланта, рождённый ею в Аркадии в пещере Киллены (Hymn. Hom. III I—5). Олимпийское божество, хотя и догреческого, возможно, малоазийского происхождения. На фетишистскую древность Гермеса указывает его имя, понимаемое как производное от греч. ἕρμα — груда камней или каменный столб, которыми отмечались в древности места погребений. Гермы были путевыми знаками (Plat. Hipp. 228d—229a), фетишами — охранителями дорог, границ, ворот (отсюда Гермес «привратный» — «Пропилей») (Paus. II 38, 7); повреждение герм считалось страшным святотатством (Thuc. VI 27). Фетишистские рудименты бога обнаруживаются в таких непременных атрибутах Гермеса, как «амбросийные» (букв. «бессмертные») золотые крылатые сандалии и золотой жезл — средоточие магической силы (Hom. Od. V 44—50). В руках с этим жезлом, усыпляющим и пробуждающим людей, Гермес выполняет одну из своих древнейших функций проводника душ умерших в аид, «психопомпа» или помощника на пути в царство мёртвых (Hom. Od. XXIV 1—5). Гермес одинаково вхож в оба мира — жизни и смерти; он посредник между тем и другим, так же как и посредник между богами и людьми. Он ведёт богинь Геру, Афину и Афродиту на суд Париса (Eur. Andr. 274—287). Гермес — вестник богов, мужской коррелят вестницы богов Ириды. Изъявление божественной воли приходит иногда во сне, и Гермес насылает на людей сны с помощью своего жезла (Hymn. Hom. III 14). Водительство Гермеса на путях жизни и смерти переосмысливается в эпоху классической мифологии как покровительство героям. Он вручает Нефеле — матери Фрикса и Геллы златорунного барана, на котором они спасаются от мачехи (Apollod. I 9, 1). Основателю Фив Амфиону Гермес вручает лиру, и с её помощью герой строит стены города (III 5, 5); Персею он вручает меч для убийства Медузы (II 4, 2); Одиссею открывает тайну волшебной травы, чтобы спастись от колдовства Кирки (Hom. Od. X 227—306); Гермес спас бога Ареса от козней Алоадов. Гермес охраняет героев во время странствий (Hom. Il. XXIV 334). Он помог Приаму невредимым проникнуть в стан Ахилла (XXIV 339—447), причём здесь сказалось умение Гермеса открывать незримо любые узы (Hymn. Hom. III 410). Хитрость и ловкость Гермеса делают его покровителем плутовства и воровства. Описание воровских подвигов Гермеса и история кражи младенцем Гермесом прекрасного стада коров у Аполлона даётся в гомеровском «Гимне Гермесу» (III 68—94). Гермес обучил плутовству своего сына Автолика — деда Одиссея со стороны матери; хитроумие Одиссея — результат наследственности, полученной от божественного предка (Hom. Od. XIX 394—398). Благодаря хитрости и обману Гермес освободил Ио от чудовищного Аргоса и убил его. Надев шлем Аида, Гермес ловко убил одного из гигантов (Apollod. I 6, 2).

Функция Гермеса как покровителя пастушества, умножающего приплод в стадах вместе с Гекатой (Hes. Theog. 444), вторична (ср. Пан — сын Гермеса — бог стад). Гермес и Аполлон взаимно обменялись рядом важнейших функций или поделили их между собой. Согласно мифу, случайно (ибо все случайные находки посылаются Гермесом) найдя черепаху, Гермес впервые изготовил из её панциря семиструнную лиру и пел под её аккомпанемент. Аполлон уговорил его отдать ему лиру в обмен на коров (Hymn. Hom. III 413—502). В придачу Гермес вручил Аполлону свою свирель, за что получил от того золотой жезл и был им научен искусству гадания (Apollod. III 10, 2). В период поздней античности возник образ Гермеса Трисмегиста («трижды величайшего») в связи с близостью Гермеса потустороннему миру; с этим образом связывались оккультные науки и т.н. герметические (тайные, закрытые, доступные только посвящённым) сочинения.

Гермес почитался на анфестериях — празднике пробуждения весны и памяти умерших. В римской мифологии почитался под именем Меркурия — покровителя торговли.

Лит.: Radermacher L., Der homerische Hermeshymnus. Erläutert und untersucht, W., 1931; Raingeard P., Hermès ptychagogue. Essai sur les origines du culte d'Hermès, P., 1985; Kerényi K., Hermes der Seelenführer, Z., 1944; Brown O.N., Hermès — the thief, Madison, 1947; Moorsel G. v., The mysteries of Hermes Triemegistus, Utrecht, 1966.

А.А. Тахо-Годи

Среди дошедших до нас произведений античной пластики: статуя «Гермес с младенцем Дионисом» Праксителя. «Гермес» Поликлета известен в нескольких репликах, «Отдыхающий Гермес» Лисиппа — в римской копии; известны также т.н. «Гермес Лудовизи», «Гермес Фарнезе», «Гермес из Бельведера» и др.; в числе герм — пергамская копия произведения Алкамена; среди рельефов — «Гермес и хариты». Под влиянием античных изображений Гермеса с ягнёнком на плечах в раннехристианском искусстве сформировался иконографический тип «доброго пастыря». В средневековых книжных иллюстрациях Гермес изображается как символ планеты Меркурий (во многих европейских языках ртуть, которой в алхимии вплоть до 17 в. отводилась исключительно важная роль, носила имя этой планеты). Иногда Гермес изображался как бог красноречия. В символике эпохи Возрождения и барокко Гермес — проводник душ (рельеф Малатестианского храма в Римини; фреска Рафаэля «Гермес вводит Психею на Олимп»), посланец богов (статуя «Меркурий» Джамболонья), миротворец (картина П.П. Рубенса «Примирение Марии Медичи со своим сыном») и др. Гермеса изображали в обществе харит-граций (Я. Тинторетто «Меркурий и три грации»). В европейском искусстве 15—17 вв. особенно популярны сюжеты: «Меркурий обезглавливает Аргоса» (Рубенс, Я. Йорданс, Веласкес, Рембрандт и др.), «похищение Меркурием стад Адмета» (Доменикино, К. Лоррен и др.) и др. В искусстве 18 — нач. 19 вв. образ Гермеса находит воплощение главным образом в пластике (Г.Р. Доннер, Ж.В. Пигаль, Б. Торвальдсен и др.).


© Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах). Гл. ред. С.А. Токарев.— М.: «Советская энциклопедия», 1980. Т. I, с. 292—294.

ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ



ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА