О доходах

Хрестоматия по истории Древней Греции, М., 1964.
Перевод Э. Д. Фролова.
OCR Halgar Fenrirsson.

Неболь­шой трак­тат «О дохо­дах» напи­сан Ксе­но­фон­том, по-види­мо­му, око­ло 355 г. до н. э. Афин­ское государ­ство испы­ты­ва­ло в это вре­мя силь­ные финан­со­вые затруд­не­ния, и Ксе­но­фонт дает целый ряд прак­ти­че­ских сове­тов, как мож­но было бы уве­ли­чить государ­ст­вен­ные дохо­ды. Решаю­щее зна­че­ние он при­да­ет рацио­наль­ной экс­плуа­та­ции Лаврий­ских сереб­ря­ных руд­ни­ков. В свя­зи с этим он реко­мен­ду­ет Афин­ско­му государ­ству заку­пить боль­шое коли­че­ство рабов и затем отда­вать их вна­ем на работы в руд­ни­ки. Сочи­не­ние Ксе­но­фон­та пред­став­ля­ет исклю­чи­тель­ный инте­рес, посколь­ку оно дает воз­мож­ность судить о том, в каком направ­ле­нии шло раз­ви­тие гре­че­ской эко­но­ми­ки и гре­че­ской эко­но­ми­че­ской мыс­ли в IV в. до н. э.

Содер­жа­ние

Гла­ва 1. Введе­ние. При­ро­да Атти­ки

Гла­ва 2. Государ­ст­вен­ное покро­ви­тель­ство мете­кам

Гла­ва 3. Государ­ст­вен­ное покро­ви­тель­ство куп­цам и судо­вла­дель­цам

Гла­ва 4. Раз­ра­бот­ка сереб­ря­ных руд­ни­ков

Гла­ва 5. Необ­хо­ди­мость мира

Гла­ва 6. Заклю­че­ние


Гла­ва 1. Введе­ние. При­ро­да Атти­ки

Я все­гда при­дер­жи­ва­юсь того мне­ния, что како­вы пра­ви­те­ли, тако­вы и государ­ства. Посколь­ку, одна­ко, неко­то­рые из лиц, зани­маю­щих руко­во­дя­щее поло­же­ние в Афи­нах, выска­зы­ва­лись в том смыс­ле, что они ничуть не хуже дру­гих пони­ма­ют, что такое спра­вед­ли­вость, но что, мол, вслед­ст­вие бед­но­сти народ­ных масс они вынуж­де­ны все же посту­пать в какой-то сте­пе­ни неспра­вед­ли­во по отно­ше­нию к горо­дам1, то я решил посмот­реть, не могут ли афин­ские граж­дане каким-нибудь обра­зом про­кор­мить­ся за счет соб­ст­вен­ной стра­ны, что и было бы все­го спра­вед­ли­вее. Ибо я счи­таю, что если бы это ока­за­лось воз­мож­ным, то они одно­вре­мен­но смог­ли бы помочь сво­ей бед­но­сти и пере­ста­ли бы воз­буж­дать подо­зре­ние элли­нов.

Я начал думать над этим вопро­сом, и мне сра­зу же ста­ло ясно, что стра­на эта от при­ро­ды тако­ва, что спо­соб­на при­но­сить очень боль­шие дохо­ды. Чтобы дока­зать истин­ность моих слов, я рас­ска­жу сна­ча­ла о при­род­ных усло­ви­ях Атти­ки. О том, что кли­мат здесь самый мяг­кий, свиде­тель­ст­ву­ют уже сами про­из­веде­ния зем­ли. Во вся­ком слу­чае то, что во мно­гих местах не смог­ло бы даже про­из­рас­тать, здесь при­но­сит пло­ды. Подоб­но зем­ле и море, окайм­ля­ю­щее бере­га стра­ны, так­же в выс­шей сте­пе­ни бла­го­дат­но. И вооб­ще все бла­га, какие толь­ко боги посы­ла­ют людям в раз­лич­ные вре­ме­на года, все это здесь рань­ше все­го появ­ля­ет­ся и поз­же все­го кон­ча­ет­ся. Одна­ко эта стра­на не толь­ко изоби­лу­ет про­из­веде­ни­я­ми, цве­ту­щи­ми и созре­ваю­щи­ми в тече­ние года, она име­ет так­же и веч­ные бла­га. Ибо от при­ро­ды в ней име­ет­ся в изоби­лии камень2, из кото­ро­го дела­ют­ся пре­крас­ней­шие хра­мы, кра­си­вей­шие алта­ри, вели­ко­леп­ней­шие изва­я­ния богов. На него боль­шой спрос и со сто­ро­ны элли­нов, и со сто­ро­ны вар­ва­ров. Есть здесь и такая зем­ля, кото­рая, если засе­вать, не при­но­сит пло­дов, а если ее рас­ка­пы­вать, про­карм­ли­ва­ет зна­чи­тель­но боль­шее чис­ло людей, чем если бы на ней уро­дил­ся хлеб. Несо­мнен­но, она содер­жит сереб­ро по боже­ст­вен­но­му пред­опре­де­ле­нию. По край­ней мере ни в один из тех мно­го­чис­лен­ных горо­дов, кото­рые рас­по­ло­же­ны по сосед­ству (с Атти­кой) и на суше и на море, не про­хо­дит даже малень­кая жил­ка среб­ро­нос­ной поро­ды. Мож­но поду­мать так­же, что город афи­нян отнюдь не без цели рас­по­ло­жен у цен­тра Элла­ды и даже всей все­лен­ной. Ведь чем даль­ше от Афин, тем с боль­шим холо­дом или жарой при­хо­дит­ся стал­ки­вать­ся. И все те, кто наме­рен попасть из одно­го кон­ца Элла­ды в дру­гой, все они либо про­плы­ва­ют, либо про­хо­дят мимо Афин, как мимо цен­тра кру­га. Более того, хотя стра­на афи­нян и не со всех сто­рон омы­ва­ет­ся морем, тем не менее она подоб­но ост­ро­ву при помо­щи все­воз­мож­ных вет­ров при­во­зит все, в чем нуж­да­ет­ся, и выво­зит все, что поже­ла­ет; ибо с обе­их сто­рон она окру­же­на морем. И по суше она так­же полу­ча­ет мно­го това­ров бла­го­да­ря тор­гов­ле; ведь она — на мате­ри­ке. Нако­нец, боль­шин­ству дру­гих горо­дов мно­го хло­пот достав­ля­ют живу­щие рядом с ними вар­ва­ры, а соседя­ми афи­нян явля­ют­ся такие горо­да, кото­рые и сами более все­го уда­ле­ны от вар­ва­ров.

Гла­ва 2. Государ­ст­вен­ное покро­ви­тель­ство мете­кам

При­чи­ной все­го того, о чем я толь­ко что ска­зал, явля­ет­ся, на мой взгляд, сама стра­на. Если же гово­рить о тех сред­ствах, кото­рые могут быть исполь­зо­ва­ны поми­мо есте­ствен­ных богатств, то здесь на пер­вый план высту­па­ет покро­ви­тель­ство мете­кам. Эта ста­тья государ­ст­вен­ных дохо­дов явля­ет­ся, по мое­му мне­нию, одной из самых выгод­ных: ведь мете­ки сами содер­жат себя, и мно­го поль­зы при­но­сят государ­ствам, и при этом не толь­ко не полу­ча­ют ника­кой пла­ты, но, напро­тив, сами вно­сят метек­скую подать3. Мне кажет­ся, что заботы о мете­ках будет про­яв­ле­но доста­точ­но, если мы отме­ним то, что не при­но­сит ника­кой поль­зы государ­ству, а вме­сте с тем навле­ка­ет на мете­ков какое-то бес­че­стие; если мы отме­ним так­же обя­зан­ность мете­ков наравне с горо­жа­на­ми нести воен­ную служ­бу в каче­стве гопли­тов. Ибо вели­ка опас­ность для самих мете­ков, надол­го так­же они отры­ва­ют­ся от заня­тий ремеслом и сво­им хозяй­ст­вом. Одна­ко и для горо­да будет несо­мнен­ная поль­за, если граж­дане будут про­хо­дить воен­ную служ­бу вме­сте с граж­да­на­ми, а не так, как теперь, когда вме­сте с ними выст­ра­и­ва­ют­ся и лидий­цы, и фри­гий­цы, и сирий­цы, и про­чие вар­ва­ры, кото­рых так мно­го сре­ди мете­ков. Поми­мо той выго­ды, кото­рая про­изой­дет от осво­бож­де­ния мете­ков от обя­зан­но­сти сто­ять в строю вме­сте с граж­да­на­ми, к вящей сла­ве горо­да будет так­же и то, если ока­жет­ся, что афи­няне в бит­вах более пола­га­ют­ся на самих себя, неже­ли на ино­зем­цев. Рав­ным обра­зом мне кажет­ся, что, пре­до­став­ляя мете­кам воз­мож­ность участ­во­вать во всем, в чем их уча­стие было бы полез­но, и, в част­но­сти, при­вле­кая их к служ­бе в кон­ни­це, мы смог­ли бы вну­шить им боль­шую бла­го­же­ла­тель­ность и вме­сте с тем сде­ла­ли бы город более силь­ным и вели­ким. Далее, в пре­де­лах город­ских стен есть мно­го участ­ков пусту­ю­щей зем­ли. Если государ­ство пре­до­ста­вит пра­во застра­и­вать и при­об­ре­тать в соб­ст­вен­ность эти участ­ки тем мете­кам, кото­рые попро­сят об этом и кото­рые ока­жут­ся людь­ми достой­ны­ми, то я думаю, что вслед­ст­вие это­го мно­го хоро­ших людей ста­ло бы стре­мить­ся посе­лить­ся в Афи­нах. Нако­нец, если бы мы учреди­ли долж­ность попе­чи­те­лей мете­ков, подоб­но тому как есть попе­чи­те­ли сирот4, и уста­но­ви­ли бы соот­вет­ст­ву­ю­щее воз­на­граж­де­ние для тех, у кого на попе­че­нии ока­за­лось бы наи­боль­шее чис­ло мете­ков, то и это сде­ла­ло бы мете­ков более бла­го­же­ла­тель­ны­ми и, само собой разу­ме­ет­ся, все люди, лишен­ные оте­че­ства, ста­ли бы стре­мить­ся посе­лить­ся на пра­вах мете­ка в Афи­нах, а это в свою оче­редь при­ве­ло бы к уве­ли­че­нию государ­ст­вен­ных дохо­дов.

Гла­ва 3. Государ­ст­вен­ное покро­ви­тель­ство куп­цам и судо­вла­дель­цам

Теперь я рас­ска­жу о том, какие пре­иму­ще­ства и выго­ды пред­став­ля­ет город афи­нян и для заня­тия тор­гов­лей. Преж­де все­го, для кораб­лей он име­ет самые хоро­шие и самые надеж­ные гава­ни; в них мож­но укрыть­ся и спо­кой­но пере­ждать бур­ную пого­ду. Далее, куп­цам в боль­шин­стве дру­гих горо­дов при­хо­дит­ся выво­зить вза­мен сво­их това­ров какие-либо дру­гие, ибо эти горо­да поль­зу­ют­ся моне­той, не име­ю­щей хож­де­ния за их пре­де­ла­ми. В Афи­нах так­же куп­цам пре­до­став­ля­ет­ся воз­мож­ность вза­мен сво­их това­ров выво­зить огром­ное коли­че­ство дру­гих — таких, какие толь­ко люди поже­ла­ют. Но если куп­цы не захотят выво­зить вза­мен сво­их това­ров какие-либо дру­гие, то тогда, выво­зя одно толь­ко сереб­ро, они все рав­но будут выво­зить пре­крас­ный товар, ибо, где бы они ни про­да­ли его, везде полу­чат боль­ше, чем сами затра­ти­ли на его при­об­ре­те­ние. Если, с дру­гой сто­ро­ны, зара­нее опре­де­лить награ­ды для тех из вла­стей эмпо­рия5, кото­рые наи­бо­лее спра­вед­ли­во и вме­сте с тем наи­бо­лее быст­ро будут раз­би­рать спор­ные дела так, чтобы не задер­жи­вать желаю­ще­го отплыть, то в таком слу­чае еще боль­ше людей и с боль­шей охотой ста­нут вести тор­гов­лю в Афи­нах. Полез­но так­же награж­дать пер­вы­ми места­ми6 и при­гла­шать вре­мя от вре­ме­ни на госте­при­им­ные обеды7 тех куп­цов и судо­вла­дель­цев, отно­си­тель­но кото­рых будет при­зна­но, что они ока­зы­ва­ют горо­ду поль­зу и кораб­ля­ми, и това­ра­ми. Ведь если их будут почи­тать таким обра­зом, то они не толь­ко ради при­бы­ли, но и ради поче­стей поспе­шат в Афи­ны, как к сво­им дру­зьям. И конеч­но, чем боль­ше людей будет при­бы­вать в Афи­ны и селить­ся там, тем боль­ше това­ров будут вво­зить, выво­зить, отправ­лять и про­да­вать, тем боль­ше дохо­дов будут полу­чать част­ные лица и тем боль­ше нало­гов будет упла­чи­вать­ся государ­ству.

Для тако­го рода уве­ли­че­ния дохо­дов не тре­бу­ет­ся ника­ких пред­ва­ри­тель­ных затрат, необ­хо­ди­мы лишь гуман­ные поста­нов­ле­ния и соот­вет­ст­ву­ю­щее попе­че­ние. Что же каса­ет­ся дру­гих воз­мож­ных дохо­дов, то я знаю, что для это­го нужен извест­ный капи­тал. Одна­ко я не отча­и­ва­юсь и не думаю, что граж­дане не захотят вне­сти день­ги на такое дело. Я пом­ню, что государ­ство внес­ло мно­го денег, когда были посла­ны вой­ска под коман­до­ва­ни­ем Лиси­стра­та на помощь арка­дя­нам8, пом­ню так­же, что мно­го денег было вне­се­но и на экс­пе­ди­цию Геге­си­лея9. Я знаю, что государ­ство часто высы­ла­ет три­е­ры, сна­ря­же­ние кото­рых сопря­же­но с боль­ши­ми рас­хо­да­ми, при­чем совер­шен­но неиз­вест­но, будет ли от это­го государ­ству луч­ше или хуже, а ясно лишь одно, что граж­дане нико­гда не полу­чат обрат­но денег, кото­рые они внес­ли, и не будут участ­во­вать в том, ради чего они вно­си­ли эти день­ги. Напро­тив, ни от чего они не полу­чат столь боль­шой выго­ды, как от денег, кото­рые они выпла­тят в счет необ­хо­ди­мо­го капи­та­ла. Ведь у вся­ко­го, чей взнос будет равен деся­ти минам, при­рост соста­вит почти одну пятую, совсем как в ссудах под залог кораб­ля и гру­за, ибо такой чело­век будет полу­чать по три обо­ла в день. А у того, чей взнос будет равен пяти минам, при­рост соста­вит боль­ше одной тре­ти. Во вся­ком слу­чае боль­шин­ство афи­нян еже­год­но будет полу­чать боль­ше, чем они внес­ли. Ибо тот, кто выпла­тит одну мину, будет полу­чать почти две мины дохо­да, и это в горо­де, кото­рый счи­та­ет­ся самым надеж­ным и дол­го­веч­ным из все­го, что созда­но чело­ве­ком. Я думаю, что мно­гие чуже­зем­цы так­же внес­ли бы день­ги, если бы они зна­ли, что их про­воз­гла­сят «бла­го­де­те­ля­ми на веч­ные вре­ме­на». То же сде­ла­ли бы и неко­то­рые горо­да — из стрем­ле­ния к тако­го рода поче­сти. Я уве­рен, что даже цари, тира­ны и сатра­пы, по край­ней мере неко­то­рые из них, так­же возы­ме­ли бы жела­ние полу­чить свою долю в этой бла­го­дар­но­сти.

А когда соста­вит­ся необ­хо­ди­мый капи­тал, целе­со­об­раз­но будет постро­ить для судо­вла­дель­цев воз­ле гава­ней новые гости­ни­цы в допол­не­ние к уже суще­ст­ву­ю­щим. Полез­но будет так­же и для куп­цов обо­рудо­вать соот­вет­ст­ву­ю­щие места для куп­ли и про­да­жи, а для всех вооб­ще при­бы­ваю­щих — постро­ить государ­ст­вен­ные гости­ни­цы. Если же и для рыноч­ных тор­гов­цев будут соору­же­ны поме­ще­ния и лав­ки в Пирее и в горо­де, то и от это­го государ­ство одно­вре­мен­но будет иметь и укра­ше­ние, и мно­го дохо­дов. Мне кажет­ся так­же, что было бы хоро­шо попы­тать­ся выяс­нить, нель­зя ли, подоб­но тому как государ­ство име­ет государ­ст­вен­ные три­е­ры, при­об­ре­сти так­же и государ­ст­вен­ные гру­зо­вые суда и сда­вать их в арен­ду по пред­став­ле­нии пору­чи­те­лей всем желаю­щим точ­но так же, как это дела­ет­ся и с про­чим обще­ст­вен­ным досто­я­ни­ем. Ведь если бы и это ока­за­лось воз­мож­ным, то и отсюда был бы боль­шой доход государ­ству.

Гла­ва 4. Раз­ра­бот­ка сереб­ря­ных руд­ни­ков

Я счи­таю, одна­ко, что если будут раз­ра­ба­ты­вать­ся над­ле­жа­щим обра­зом сереб­ря­ные руд­ни­ки, то от них одних и без дру­гих дохо­дов будет посту­пать огром­ное коли­че­ство денег. Я хочу пояс­нить их воз­мож­но­сти тем, кто это­го не зна­ет, ибо тогда вы смо­же­те луч­ше решить, как сле­ду­ет их исполь­зо­вать. Итак, что сереб­ря­ные руд­ни­ки ста­ли раз­ра­ба­ты­вать­ся очень дав­но, ясно всем. Во вся­ком слу­чае никто даже не пыта­ет­ся ска­зать, когда имен­но при­сту­пи­ли к это­му. Тем не менее, хотя сереб­ря­ная руда уже дав­но отка­пы­ва­ет­ся и выно­сит­ся на поверх­ность, обра­ти­те вни­ма­ние, какую незна­чи­тель­ную часть по срав­не­нию с есте­ствен­ны­ми хол­ма­ми, содер­жа­щи­ми сереб­ро, состав­ля­ют кучи выбро­шен­ной нару­жу поро­ды. Мало того, среб­ро­нос­ные места, как вид­но, не толь­ко не сокра­ща­ют­ся, но, напро­тив, с тече­ни­ем вре­ме­ни все более и более уве­ли­чи­ва­ют­ся в раз­ме­рах. По край­ней мере, сколь­ко людей ни пере­бы­ва­ло в раз­ное вре­мя на руд­ни­ках, никто не испы­ты­вал недо­стат­ка в рабо­те; наобо­рот, все­гда работы было боль­ше, чем работаю­щих. И сей­час ни один из тех, кто име­ет рабов в руд­ни­ках, не сокра­ща­ет их чис­ла, но, напро­тив, все вре­мя при­об­ре­та­ет новых как мож­но боль­ше. Ведь когда рас­коп­ка­ми и поис­ка­ми зани­ма­ют­ся немно­гие, тогда, как мне извест­но, и богат­ства нахо­дят мало. А когда этим зани­ма­ют­ся мно­гие, тогда сереб­ря­ная поро­да обна­ру­жи­ва­ет­ся в зна­чи­тель­но боль­шем коли­че­стве. Поэто­му-то, насколь­ко мне извест­но, толь­ко в этой отрас­ли про­из­вод­ства никто не завиду­ет тем, кто осно­вы­ва­ет новые пред­при­я­тия. Далее, вла­дель­цы земель­ных участ­ков все­гда могут ска­зать, сколь­ко упря­жек скота и сколь­ко работ­ни­ков необ­хо­ди­мо на дан­ном участ­ке. Если же кто исполь­зу­ет рабо­чей силы боль­ше, чем тре­бу­ет­ся, то они счи­та­ют это убы­точ­ным. Напро­тив, в сереб­ря­ных руд­ни­ках, судя по тому, что гово­рят, все­гда не хва­та­ет работ­ни­ков. Ведь когда ока­зы­ва­ет­ся слиш­ком мно­го мед­ни­ков, то мед­ные изде­лия ста­но­вят­ся деше­вы­ми, а мед­ни­ки разо­ря­ют­ся; точ­но так же и с куз­не­ца­ми. Далее, когда быва­ет слиш­ком мно­го хле­ба и вина, то про­дук­ты ста­но­вят­ся деше­вы­ми, а заня­тие зем­леде­ли­ем ока­зы­ва­ет­ся невы­год­ным. Тогда мно­гие люди пере­ста­ют обра­ба­ты­вать зем­лю и обра­ща­ют­ся к круп­ной или мел­кой тор­гов­ле и к ростов­щи­че­ству. Напро­тив, чем боль­ше быва­ет обна­ру­же­но сереб­ря­ной поро­ды и чем боль­ше ока­зы­ва­ет­ся сереб­ра, тем боль­ше людей отправ­ля­ет­ся на эти работы. В самом деле, когда кто-либо при­об­ре­тет доста­точ­ное коли­че­ство утва­ри для сво­его дома, он боль­ше уже не поку­па­ет ее; но никто еще не при­об­рел столь­ко сереб­ра, чтобы боль­ше в нем не нуж­дать­ся. Напро­тив, если у кого его ста­но­вит­ся слиш­ком мно­го, то излиш­нее зары­ва­ют в зем­лю и при этом испы­ты­ва­ют не мень­шее удо­воль­ст­вие, чем если бы поль­зо­ва­лись им. И вооб­ще, когда горо­да нахо­дят­ся в цве­ту­щем состо­я­нии, все люди испы­ты­ва­ют живей­шую потреб­ность в сереб­ре: муж­чи­ны хотят тра­тить день­ги на кра­си­вое ору­жие и хоро­ших лоша­дей, на дома и рос­кош­ную обста­нов­ку; жен­щи­ны же стре­мят­ся к доро­гим туа­ле­там и золотым укра­ше­ни­ям. А когда горо­да стра­да­ют от недо­ро­дов или от вой­ны, то люди еще боль­ше нуж­да­ют­ся в день­гах и на про­ви­ант, так как зем­ля оста­ет­ся невозде­лан­ной, и на наем­ных сол­дат. Конеч­но, могут ска­зать, что и золо­то ничуть не менее цен­но, чем сереб­ро; я с этим не спо­рю. Одна­ко я знаю, что и золо­то, когда его появ­ля­ет­ся слиш­ком мно­го, так­же обес­це­ни­ва­ет­ся, а сереб­ро от это­го ста­но­вит­ся лишь доро­же. Все это я изло­жил для того, чтобы мы сме­ло мог­ли вести на работы в сереб­ря­ные руд­ни­ки как мож­но боль­шее чис­ло людей, чтобы сме­ло мог­ли зани­мать­ся раз­ра­бот­кой руд­ни­ков, будучи в пол­ной уве­рен­но­сти, что ни сереб­ря­ная жила нико­гда не исто­щит­ся, ни сереб­ро нико­гда не обес­це­нит­ся. Мне кажет­ся, одна­ко, что государ­ство зна­ло это и до меня. Во вся­ком слу­чае оно раз­ре­ша­ет зани­мать­ся раз­ра­бот­кой руд­ни­ков даже любо­му желаю­ще­му из ино­стран­цев при усло­вии упла­ты пода­тей наравне с граж­да­на­ми.

А чтобы яснее изло­жить свои мыс­ли насчет про­пи­та­ния для граж­дан, я рас­ска­жу теперь о том, как сле­ду­ет раз­ра­ба­ты­вать руд­ни­ки, чтобы они при­но­си­ли горо­ду как мож­но боль­ше выго­ды. Я вовсе не счи­таю, одна­ко, что на осно­ва­нии того, о чем я соби­ра­юсь гово­рить, мною сле­ду­ет вос­хи­щать­ся как чело­ве­ком, кото­рый сде­лал какое-либо слож­ное откры­тие. Ведь то, о чем я буду гово­рить, мы все либо и теперь еще можем видеть, либо же зна­ем пона­слыш­ке, что так дела­лось и в про­шлом. Нет, удив­лять­ся сле­ду­ет тому, что город, зная, как мно­го част­ных лиц обо­га­ща­ет­ся за его счет, не пыта­ет­ся им под­ра­жать. Ведь все мы, кто инте­ре­со­вал­ся этим вопро­сом, зна­ем, что когда-то Никий, сын Нике­ра­та, имел в сереб­ря­ных руд­ни­ках 1000 чело­век, кото­рых он отда­вал вна­ем фра­кий­цу Сосию на таких усло­ви­ях: Сосий дол­жен был упла­чи­вать ему за каж­до­го чело­ве­ка в день по чисто­му обо­лу, а он дол­жен был пре­до­став­лять Сосию все вре­мя рав­ное чис­ло рабов. У Гип­по­ни­ка10 так­же было 600 рабов, кото­рых он сда­вал точ­но таким же спо­со­бом и кото­рые при­но­си­ли ему чистую мину (дохо­да) в день; у Филе­мо­нида11 было 300 рабов, кото­рые при­но­си­ли ему соот­вет­ст­вен­но пол­ми­ны в день; у дру­гих — столь­ко, сколь­ко каж­до­му поз­во­ля­ли его воз­мож­но­сти. Одна­ко к чему гово­рить о том, что было дав­но? Ведь и теперь в сереб­ря­ных руд­ни­ках есть мно­го рабов, кото­рых сда­ют таким же спо­со­бом. Итак, при осу­щест­вле­нии моих пред­ло­же­ний новым ока­за­лось бы толь­ко то, что по при­ме­ру част­ных лиц, кото­рые при­об­ре­ли рабов и обес­пе­чи­ли себе таким обра­зом посто­ян­ный доход, государ­ство так­же ста­ло бы при­об­ре­тать государ­ст­вен­ных рабов до тех пор, пока их не ока­за­лось бы по три на каж­до­го афи­ня­ни­на. Воз­мож­но ли все то, о чем мы гово­рим, об этом вся­кий пусть судит после того, как рас­смот­рит в отдель­но­сти каж­дое из наших пред­ло­же­ний. Итак, преж­де все­го, что каса­ет­ся сбо­ра денег на покуп­ку рабов, то совер­шен­но оче­вид­но, что государ­ст­вен­ная каз­на рас­по­ла­га­ет в этом отно­ше­нии бо́льши­ми воз­мож­но­стя­ми, неже­ли част­ные лица. Далее, Сове­ту12, разу­ме­ет­ся, лег­че и сде­лать через гла­ша­тая объ­яв­ле­ние о том, чтобы вся­кий желаю­щий при­во­дил рабов на про­да­жу, и купить тех рабов, кото­рые будут при­веде­ны. А когда рабы будут куп­ле­ны, то неуже­ли их ста­нут мень­ше брать внай­мы у государ­ства, чем у част­ных лиц, при оди­на­ко­вых усло­ви­ях най­ма? Ведь сда­ют­ся же в арен­ду и участ­ки свя­щен­ной зем­ли, и свя­ти­ли­ща, и дома; и нало­ги берут­ся на откуп у государ­ства. А чтобы куп­лен­ные рабы оста­ва­лись в сохран­но­сти, государ­ство может тре­бо­вать пред­став­ле­ния пору­чи­те­лей от лиц, беру­щих внай­мы рабов, подоб­но тому как оно тре­бу­ет это­го от тех, кто берет на откуп нало­ги. К тому же совер­шить без­за­ко­ние лег­че имен­но откуп­щи­ку нало­гов, неже­ли лицу, беру­ще­му внай­мы рабов. Ведь как ули­чить како­го-нибудь чело­ве­ка в выво­зе государ­ст­вен­но­го сереб­ра, когда оно оди­на­ко­во с его соб­ст­вен­ным? Напро­тив, если заклей­мить рабов государ­ст­вен­ным клей­мом и напе­ред уста­но­вить нака­за­ния для тех, кто станет их про­да­вать и выво­зить, то как смо­жет тогда кто-нибудь их похи­тить? Итак, в пре­де­лах того, что было ска­за­но, ока­зы­ва­ет­ся воз­мож­ным для государ­ства и при­об­ре­тать рабов, и охра­нять их. Если же кто раз­мыш­ля­ет теперь над тем, каким обра­зом при нали­чии боль­шо­го чис­ла работ­ни­ков ока­жет­ся так­же доста­точ­ное чис­ло тех, кто поже­ла­ет взять их внай­мы, то пусть он не бес­по­ко­ит­ся. Ведь надо иметь в виду, что мно­гие из пред­при­ни­ма­те­лей охот­но будут брать внай­мы новых государ­ст­вен­ных рабов: воз­мож­но­стей для их исполь­зо­ва­ния мно­го; к тому же сре­ди тех, кто занят в руд­ни­ках, есть мно­го таких, кото­рые соста­ри­лись на рабо­те. Мно­го есть так­же и дру­гих, афи­нян и ино­стран­цев, кото­рые и не поже­ла­ли, и не смог­ли бы зани­мать­ся физи­че­ским трудом, но кото­рые охот­но ста­ли бы добы­вать себе необ­хо­ди­мые сред­ства к жиз­ни, работая в каче­стве управ­ля­ю­щих. Если бы для нача­ла ока­за­лось хотя бы 1200 рабов, то, веро­ят­но, уже на те дохо­ды, кото­рые они ста­нут при­но­сить, их чис­ло в тече­ние пяти или шести лет лег­ко мож­но будет дове­сти до 6000. От это­го чис­ла, если каж­дый раб станет при­но­сить в день по чисто­му обо­лу, общий доход соста­вит 60 талан­тов в год. Если теперь из этой сум­мы откла­ды­вать на покуп­ку новых рабов по 20 талан­тов, то осталь­ные 40 государ­ство смо­жет уже исполь­зо­вать на дру­гие свои нуж­ды, какие толь­ко ока­жут­ся. Когда же чис­ло рабов будет доведе­но до 10000, общий доход с них соста­вит уже 100 талан­тов. А что государ­ство полу­чит дохо­да во мно­го раз боль­ше этой сум­мы, это могут засвиде­тель­ст­во­вать, если толь­ко они еще живы, все те, кто пом­нит, сколь­ко дохо­да при­но­сил налог с рабов до собы­тий в Деке­лее13. Свиде­тель­ст­ву­ет об этом и то, что, несмот­ря на бес­чис­лен­ное мно­же­ство людей, работав­ших в сереб­ря­ных руд­ни­ках во все вре­ме­на, руд­ни­ки и сей­час оста­ют­ся теми же, каки­ми они были при жиз­ни наших пред­ков. Все, что про­ис­хо­дит сей­час, так­же под­твер­жда­ет, что нико­гда чис­ло рабов в руд­ни­ках не смо­жет пре­вы­сить того чис­ла, кото­ро­го тре­бу­ют работы, ибо рудо­ко­пы не обна­ру­жи­ва­ют ни кон­ца шах­ты, ни окон­ча­ния штре­ков. И уж во вся­ком слу­чае про­кла­ды­вать новые шах­ты сей­час мож­но ничуть не хуже, чем рань­ше, ибо никто не мог бы ска­зать с опре­де­лен­но­стью, где боль­ше среб­ро­нос­ной поро­ды: в уже про­ло­жен­ных шах­тах или в еще не нача­тых. Отче­го же тогда, могут меня спро­сить, мно­гие пред­при­ни­ма­те­ли не зани­ма­ют­ся теперь раз­ра­бот­кой новых место­рож­де­ний так же, как рань­ше? Поче­му они толь­ко недав­но нача­ли при­во­дить в порядок свои дела? При­чи­ной тому то, что люди, зани­маю­щи­е­ся раз­ра­бот­кой сереб­ря­ных руд­ни­ков, ста­ли теперь бед­нее, чем преж­де, а для вся­ко­го, кто начи­на­ет новую раз­ра­бот­ку, очень велик риск. Ведь тот, кто най­дет хоро­шую раз­ра­бот­ку, ста­но­вит­ся бога­тым, а тот, кто не най­дет, теря­ет все, что затра­тил. Так вот, на этот риск не очень-то хотят идти нынеш­ние гор­но­про­мыш­лен­ни­ки. Мне кажет­ся, одна­ко, что и в этом деле я мог бы дать совет отно­си­тель­но того, как мож­но было бы с наи­мень­шим риском начать новые раз­ра­бот­ки. Как извест­но, в Афи­нах есть 10 фил. Если государ­ство даст каж­дой из них рав­ное чис­ло рабов, а они, деля друг с дру­гом все уда­чи и неуда­чи, нач­нут новые раз­ра­бот­ки, то при таком обра­зе дей­ст­вий, если сереб­ро най­дет одна фила, это будет выгод­но и для всех дру­гих, а если его най­дут две, три, четы­ре или пять, это соот­вет­ст­вен­но сде­ла­ет работы еще более выгод­ны­ми. А чтобы все филы потер­пе­ли неуда­чу, это неве­ро­ят­но: ничто из преж­не­го опы­та не под­твер­жда­ет воз­мож­но­сти тако­го исхо­да. Вы види­те, что точ­но так же и част­ные лица, объ­еди­ня­ясь в ком­па­нии и деля друг с дру­гом все уда­чи и неуда­чи, мень­ше под­вер­га­ют­ся опас­но­сти в этом рис­ко­ван­ном пред­при­я­тии. И конеч­но, вы не долж­ны боять­ся того, что при таком спо­со­бе раз­ра­бот­ки руд­ни­ков государ­ство стес­нит част­ных лиц или, наобо­рот, част­ные лица стес­нят государ­ство. Напро­тив, подоб­но тому как союз­ни­ки, чем боль­ше их сой­дет­ся, тем силь­нее они дела­ют друг дру­га, так и здесь, чем боль­ше людей будет работать в сереб­ря­ных руд­ни­ках, тем боль­ше богат­ства будет ими най­де­но и полу­че­но.

Выше мною было ска­за­но, каким обра­зом сле­ду­ет устро­ить дела государ­ства, чтобы обес­пе­чить всех афи­нян пита­ни­ем на обще­ст­вен­ный счет. Если же по чьим-либо рас­че­там выхо­дит, что на все это потре­бу­ет­ся огром­ный капи­тал и что нико­гда поэто­му не будет вне­се­но в общий фонд доста­точ­но­го коли­че­ства денег, то я дол­жен ска­зать, что осно­ва­ний для тре­вог и в этом слу­чае нет, ибо дела вовсе не обсто­ят так, что необ­хо­ди­мо сра­зу же выпол­нять весь этот план в пол­ном объ­е­ме из опа­се­ния, что ина­че не будет от него ника­кой поль­зы. Нет, сколь­ко домов ни будет постро­е­но, сколь­ко ни будет соору­же­но кораб­лей или закуп­ле­но рабов, все это немед­лен­но станет при­но­сить поль­зу. К тому же выпол­не­ние пла­на по частям, а не сра­зу в пол­ном объ­е­ме выгод­нее еще и по сле­дую­щей при­чине. Ведь если мы не посте­пен­но, а сра­зу зай­мем­ся все­ми стро­и­тель­ны­ми работа­ми, то мы выпол­ним эти работы и с боль­ши­ми издерж­ка­ми и вооб­ще хуже. Рав­ным обра­зом, стре­мясь запо­лу­чить сра­зу же огром­ное коли­че­ство рабов, мы вынуж­де­ны будем поку­пать их без раз­бо­ра: пло­хих и по доро­гой цене. Меж­ду тем, выпол­няя все в соот­вет­ст­вии с наши­ми воз­мож­но­стя­ми, мы все­гда смо­жем пре­тво­рить в жизнь то, что будет при­зна­но полез­ным. Напро­тив, если будет совер­ше­на какая-нибудь ошиб­ка, мы все­гда смо­жем не допу­стить ее повто­ре­ния. Кро­ме того, если сра­зу будет выпол­нять­ся реши­тель­но все, то нам при­дет­ся сра­зу же достать и все необ­хо­ди­мое; если же мы ста­нем выпол­нять толь­ко часть, а часть отло­жим на буду­щее, то тогда налич­ный доход помо­жет обес­пе­чить все, что нуж­но. Быть может, по мне­нию всех, наи­бо­лее опас­ным явля­ет­ся то, что руд­ни­ки могут быть пере­пол­не­ны, если государ­ство при­об­ре­тет слиш­ком мно­го рабов. Одна­ко и от это­го опа­се­ния мы смо­жем осво­бо­дить­ся, если ста­нем еже­год­но направ­лять на работу в руд­ни­ки лишь столь­ко людей, сколь­ко потре­бу­ет сама работа. Во вся­ком слу­чае я при­дер­жи­ва­юсь тако­го мне­ния отно­си­тель­но выпол­не­ния все­го это­го пла­на: как удоб­нее, так и луч­ше. Конеч­но, вы може­те ска­зать, что вслед­ст­вие взно­сов, упла­чен­ных на нынеш­нюю вой­ну14, ника­кие новые взно­сы невоз­мож­ны. Но вы все-таки сде­лай­те так: сколь­ко денег при­но­си­ли нало­ги до заклю­че­ния мира, на эти день­ги управ­ляй­те государ­ст­вом и в насту­паю­щем году. А сколь­ко денег ста­нут при­но­сить нало­ги вслед­ст­вие заклю­че­ния мира, вслед­ст­вие покро­ви­тель­ства мете­кам и куп­цам, вслед­ст­вие сте­че­ния в Афи­ны боль­ше­го коли­че­ства людей и неиз­беж­но­го ввиду это­го уве­ли­че­ния вво­за и выво­за това­ров, нако­нец, вслед­ст­вие уве­ли­че­ния пор­то­вых сбо­ров и роста рыноч­ной тор­гов­ли, — все это вы исполь­зуй­те для того, чтобы появи­лось как мож­но боль­ше новых дохо­дов. Если же кто боит­ся, что все это пред­при­я­тие может ока­зать­ся напрас­ным в слу­чае, если раз­ра­зит­ся вой­на, то пусть он учтет, что при таких обсто­я­тель­ствах вой­на будет во мно­го раз страш­нее для тех, кто ее начнет, неже­ли для наше­го горо­да. В самом деле, что может быть полез­нее для веде­ния вой­ны, чем мно­же­ство людей? Люди, когда их мно­го, могут уком­плек­то­вать эки­па­жа­ми боль­шой флот; они могут тогда и на суше ока­зать­ся опас­ны­ми для про­тив­ни­ка, нуж­но лишь долж­ным обра­зом поза­бо­тить­ся о них.

Я счи­таю так­же, что в слу­чае вой­ны вполне воз­мож­но не остав­лять сереб­ря­ных руд­ни­ков вра­гу. В самом деле, в рай­оне руд­ни­ков есть две кре­по­сти: одна — на юге, в Анафли­сте, дру­гая — на севе­ре, в Фори­ке. Они отсто­ят друг от дру­га на рас­сто­я­нии око­ло 60 ста­дий. Если в про­ме­жут­ке меж­ду ними, на самой высо­кой вер­шине Бесы, соорудить третье укреп­ле­ние, то работы в руд­ни­ках мож­но будет сосре­дото­чить у одно­го из этих укреп­ле­ний и, если будет заме­че­но какое-либо про­дви­же­ние про­тив­ни­ка, каж­дый лег­ко смо­жет уйти в без­опас­ное место. Если же непри­я­тель дей­ст­ви­тель­но явит­ся, то, разу­ме­ет­ся, если он най­дет вне стен горо­да хлеб, вино или скот, он все это смо­жет забрать. Но если он завла­де­ет сереб­ря­ны­ми руд­ни­ка­ми, чем смо­жет он там вос­поль­зо­вать­ся, если не счи­тать кам­ней? Да и как вооб­ще смог­ли бы про­рвать­ся вра­ги к руд­ни­кам? Ведь бли­жай­ший по сосед­ству город Мега­ры отсто­ит от них более чем на 500 ста­дий, а сле­дую­щий самый близ­кий город — Фивы — более чем на 600. Если вра­ги дви­нут­ся откуда-нибудь из этих мест по направ­ле­нию к сереб­ря­ным руд­ни­кам, то им так или ина­че при­дет­ся про­хо­дить мимо наше­го горо­да, и, если их будет немно­го, они, разу­ме­ет­ся, будут уни­что­же­ны афин­ски­ми всад­ни­ка­ми и отряда­ми погра­нич­ной охра­ны. Высту­пить же с боль­шим вой­ском и тем самым ого­лить соб­ст­вен­ные гра­ни­цы — это было бы для них слиш­ком рис­ко­ван­но. Ведь в таком слу­чае город афи­нян будет бли­же к их горо­дам, неже­ли они сами, коль ско­ро они ока­жут­ся в рай­оне руд­ни­ков. К тому же, если бы они при­шли с боль­ши­ми сила­ми, как смог­ли бы они оста­вать­ся здесь, не рас­по­ла­гая про­ви­ан­том? Запа­сать­ся про­до­воль­ст­ви­ем через посред­ство лишь части войск опас­но как для тех, кто отправ­ля­ет­ся за ним, так и для тех, кто оста­ет­ся для веде­ния вой­ны. А если отправ­лять­ся за про­ви­ан­том каж­дый раз всем вой­ском, то так ско­рее очу­тишь­ся на поло­же­нии оса­ждае­мо­го, неже­ли оса­ждаю­ще­го.

Вооб­ще не толь­ко поступ­ле­ния с рабов уве­ли­чи­ли бы для граж­дан про­пи­та­ние; ввиду скоп­ле­ния в рай­оне руд­ни­ков боль­шо­го коли­че­ства людей воз­ник­ло бы мно­го новых дохо­дов — от тамош­не­го рын­ка, от домов, рас­по­ло­жен­ных близ руд­ни­ков и при­над­ле­жа­щих государ­ству, от пла­виль­ных печей и от все­го про­че­го. Силь­но воз­рос­ло бы насе­ле­ние и само­го горо­да, если бы руд­ни­ки ста­ли раз­ра­ба­ты­вать­ся пред­ло­жен­ным спо­со­бом. И уж конеч­но, у вла­де­ю­щих земель­ны­ми участ­ка­ми в этом рай­оне они были бы не в мень­шей цене, чем у тех, кто вла­де­ет участ­ка­ми в рай­оне горо­да. Я уве­рен, что по свер­ше­нии все­го того, о чем я ска­зал, граж­дане не толь­ко будут бога­че день­га­ми, но и ста­нут более послуш­ны­ми, более дис­ци­пли­ни­ро­ван­ны­ми и более рачи­тель­ны­ми в воен­ном деле. Ведь те, кому при­ка­жут выпол­нять гим­на­сти­че­ские упраж­не­ния, ста­нут с бо́льшим тща­ни­ем зани­мать­ся этим в гим­на­си­ях, коль ско­ро они будут полу­чать на свое содер­жа­ние боль­ше, чем гим­на­си­ар­хи на состя­за­ни­ях в беге с факе­ла­ми15. Рав­ным обра­зом те, кого назна­чат нести гар­ни­зон­ную служ­бу в кре­по­стях или зачис­лят в пель­та­сты и при­ка­жут обхо­дить дозо­ром стра­ну, — все они с бо́льшим рве­ни­ем ста­нут выпол­нять свои обя­зан­но­сти, коль ско­ро за выпол­не­ние каж­дой из этих работ им будут выда­вать­ся день­ги на про­пи­та­ние.

Гла­ва 5. Необ­хо­ди­мость мира

Совер­шен­но оче­вид­но, что, для того чтобы все дохо­ды посту­па­ли в изоби­лии, нужен мир. Но в таком слу­чае не сле­ду­ет ли учредить долж­ность миро­хра­ни­те­лей? Ведь избра­ние таких долж­ност­ных лиц будет спо­соб­ст­во­вать тому, что все люди с боль­шей охотой и в боль­шем чис­ле ста­нут при­бы­вать в наш город. Если же кое-кто счи­та­ет, что, посто­ян­но про­во­дя мир­ную поли­ти­ку, государ­ство станет менее силь­ным, менее слав­ным и менее вли­я­тель­ным в Элла­де, то я дол­жен ска­зать, что он заблуж­да­ет­ся: Ведь неда­ром же гово­рят, что самые счаст­ли­вые государ­ства те, кото­рые доль­ше всех живут в мире; а из всех государств Афи­ны обла­да­ют наи­боль­шей спо­соб­но­стью раз­ви­вать­ся в мир­ное вре­мя. В самом деле, начи­ная с судо­вла­дель­цев и куп­цов, кто толь­ко не поже­ла­ет вос­поль­зо­вать­ся пре­иму­ще­ства­ми наше­го горо­да, коль ско­ро он будет жить в мире! Люди, бога­тые хле­бом или вином; люди, рас­по­ла­гаю­щие боль­шим коли­че­ст­вом мас­ла или скота; люди, спо­соб­ные извлечь при­быль из сво­его ума или из сво­их денег, — масте­ра, софи­сты и фило­со­фы; поэты и те, кто изу­ча­ет их тво­ре­ния; люди, горя­щие жела­ни­ем увидеть или услы­шать все, что есть заме­ча­тель­но­го в делах боже­ст­вен­ных или чело­ве­че­ских; нако­нец, те, кто хочет быст­ро про­дать или купить боль­шое коли­че­ство това­ров, — где лег­че они добьют­ся все­го это­го, как не в Афи­нах? По-види­мо­му, про­тив это­го никто не станет воз­ра­жать. Если же кто-нибудь, желая, чтобы государ­ство вновь обре­ло утра­чен­ную геге­мо­нию, счи­та­ет, что это­го мож­но было бы добить­ся ско­рее вой­ной, неже­ли миром, то пусть он обра­тит­ся преж­де к эпо­хе пер­сид­ских войн и посмот­рит, каким обра­зом, наси­ли­я­ми или бла­го­де­я­ни­я­ми по отно­ше­нию к элли­нам, мы доби­лись тогда руко­вод­ства над фло­том и долж­но­сти обще­эл­лин­ских каз­на­че­ев16. Далее, когда наше государ­ство ста­ло, по обще­му мне­нию, слиш­ком суро­во обра­щать­ся с элли­на­ми и вслед­ст­вие это­го лиши­лись вла­сти, то раз­ве и тогда не ока­за­лись мы сно­ва с согла­сия ост­ро­ви­тян руко­во­ди­те­ля­ми флота, коль ско­ро ста­ли воз­дер­жи­вать­ся от неспра­вед­ли­вых поступ­ков?17 Рав­ным обра­зом фиван­цы, испы­ты­вая бла­го­де­я­ния со сто­ро­ны афи­нян, так­же при­зна­ли над собой их геге­мо­нию. Нако­нец, лакеде­мо­няне так­же не за наси­лия, а за бла­го­де­я­ния пре­до­ста­ви­ли нам воз­мож­ность решить вопрос с геге­мо­ни­ей по соб­ст­вен­но­му усмот­ре­нию. Ныне же вслед­ст­вие царя­щей в Элла­де сму­ты государ­ству наше­му, как мне кажет­ся, пред­став­ля­ет­ся удоб­ный слу­чай без трудов, опас­но­стей и рас­хо­дов вновь под­чи­нить элли­нов сво­е­му вли­я­нию. В самом деле, мож­но сде­лать вот како­го рода попыт­ку: начать мирить вою­ю­щие друг с дру­гом горо­да; а если в них есть какие-либо враж­дую­щие груп­пи­ров­ки, мож­но начать мирить и их. С дру­гой сто­ро­ны, если станет извест­но, что вы забо­ти­тесь о том, чтобы свя­ти­ли­ще в Дель­фах было, как и рань­ше, неза­ви­си­мым, если станет извест­но, что вы стре­ми­тесь к это­му не путем вой­ны, а путем пере­го­во­ров с эллин­ски­ми государ­ства­ми, то, я думаю, не будет ниче­го уди­ви­тель­но­го, если вы най­де­те у всех элли­нов сочув­ст­вие и под­держ­ку, скреп­лен­ную общей клят­вой и сою­зом про­тив тех, кто попы­та­ет­ся теперь, после ухо­да фокидян, захва­тить храм18. Нако­нец, если станет извест­но, что вы вооб­ще забо­ти­тесь о том, чтобы на всей зем­ле и на море был мир, то, я уве­рен, все тогда будут желать бла­го­по­лу­чия после сво­его род­но­го горо­да более все­го Афи­нам. А если кто-нибудь дума­ет, что по край­ней мере в делах обо­га­ще­ния вой­на более выгод­на для государ­ства, чем мир, то я уве­рен, что луч­ше все­го этот вопрос мож­но было бы решить сле­дую­щим обра­зом: надо вновь обра­тить­ся к ана­ли­зу собы­тий про­шло­го и посмот­реть, как обыч­но закан­чи­ва­лись они для государ­ства. Вся­кий най­дет тогда, что и в ста­ри­ну в мир­ное вре­мя мно­го денег посту­па­ло в каз­ну государ­ства, а во вре­мя вой­ны все они пол­но­стью рас­хо­до­ва­лись. С дру­гой сто­ро­ны, вся­кий, кто станет наблюдать, лег­ко обна­ру­жит, что и ныне из-за вой­ны мно­го дохо­дов иссяк­ло, а те, что посту­пи­ли, пол­но­стью были израс­хо­до­ва­ны на раз­лич­ные нуж­ды воен­но­го вре­ме­ни. Напро­тив, после того как на море насту­пил мир, и дохо­ды уве­ли­чи­лись, и граж­дане полу­чи­ли воз­мож­ность исполь­зо­вать их по сво­е­му усмот­ре­нию. Конеч­но, меня могут спро­сить при этом: «Ну а если кто-нибудь станет чинить обиду наше­му горо­ду, ты ска­жешь, что и по отно­ше­нию к нему тоже сле­ду­ет соблюдать мир?» Нет, я это­го не ска­жу. Напро­тив, я утвер­ждаю, что мы ско­рее смо­жем ото­мстить нашим обид­чи­кам, если сами напе­ред нико­го не будем оби­жать: ведь тогда наши про­тив­ни­ки ни в ком не смо­гут най­ти себе союз­ни­ка.

Гла­ва 6. Заклю­че­ние

Одна­ко, если толь­ко ничто из ска­зан­но­го не явля­ет­ся ни невоз­мож­ным, ни труд­ным, а при свер­ше­нии все­го это­го мы ста­нем более любез­ны­ми элли­нам, будем без­опас­нее жить, при­об­ре­тем боль­шую сла­ву; если народ полу­чит в изоби­лии необ­хо­ди­мое про­пи­та­ние, а бога­тые осво­бо­дят­ся от несе­ния рас­хо­дов на вой­ну; если, рас­по­ла­гая избыт­ком средств, мы будем еще пыш­нее, чем теперь, справ­лять празд­ни­ки, отре­мон­ти­ру­ем хра­мы, вос­ста­но­вим город­ские сте­ны и вер­фи; если мы воз­вра­тим оте­че­ские пра­ва и при­ви­ле­гии жре­цам, Сове­ту, вла­стям и всад­ни­кам, то раз­ве не сле­ду­ет как мож­но ско­рее при­нять­ся за все это, с тем чтобы еще при нашей жиз­ни мы смог­ли увидеть государ­ство бла­го­ден­ст­ву­ю­щим и счаст­ли­вым? Если вам угод­но будет занять­ся осу­щест­вле­ни­ем моих пред­ло­же­ний, то я посо­ве­то­вал бы отпра­вить посоль­ства в Додо­ну и в Дель­фы и вопро­сить богов, полез­но ли будет для наше­го государ­ства как в насто­я­щий момент, так и на буду­щее про­ве­сти подоб­ные пре­об­ра­зо­ва­ния. Если бы боги одоб­ри­ли этот план, сле­до­ва­ло бы спро­сить еще раз, каких имен­но богов нам необ­хо­ди­мо рас­по­ло­жить в свою поль­зу, чтобы совер­шить все заду­ман­ное как мож­но луч­ше. Каких богов ора­ку­лы ука­жут, тех и сле­ду­ет почтить жерт­во­при­но­ше­ни­я­ми и уж затем при­ни­мать­ся за дело. Ведь если все будет совер­шать­ся при под­держ­ке богов, то дея­тель­ность наша, есте­ствен­но, все вре­мя будет идти на поль­зу государ­ству.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Речь идет, по-види­мо­му, о горо­дах, вхо­див­ших во Вто­рой Афин­ский мор­ской союз.
  • 2Име­ет­ся в виду мра­мор, кото­рым осо­бен­но были бога­ты гор­ные отро­ги Пен­те­ли­ко­на и Гимет­та.
  • 3Афин­ское государ­ство взи­ма­ло с мете­ков спе­ци­аль­ную подать: 12 драхм в год с муж­чи­ны и 6 драхм с оди­но­кой жен­щи­ны.
  • 4Заботы о сиротах (речь идет, разу­ме­ет­ся, толь­ко о детях граж­дан) были воз­ло­же­ны в Афи­нах на пер­во­го архон­та. Упо­мя­ну­тые здесь долж­ност­ные лица, оче­вид­но, дей­ст­во­ва­ли под его нача­лом.
  • 5Име­ет­ся в виду преж­де все­го Пирей — глав­ная гавань Афин.
  • 6Пре­до­став­ле­ние пер­вых мест при посе­ще­нии теат­раль­ных пред­став­ле­ний, игр и празд­неств счи­та­лось у гре­ков осо­бен­но почет­ной награ­дой.
  • 7Уго­ще­ния на государ­ст­вен­ный счет и, в част­но­сти, госте­при­им­ные обеды для ино­стран­цев так­же счи­та­лись весь­ма почет­ной награ­дой.
  • 8По-види­мо­му, в 364 г. до н. э. Арка­дяне вели тогда вой­ну про­тив элей­цев и спар­тан­цев.
  • 9Геге­си­лей был послан на помощь анти­бео­тий­ской коа­ли­ции в Пело­пон­не­се и участ­во­вал в сра­же­нии при Ман­ти­нее (362 г. до н. э.).
  • 10По-види­мо­му, речь идет о Гип­по­ни­ке, отце небезыз­вест­но­го Кал­лия — одно­го из глав­ных пер­со­на­жей Ксе­но­фон­то­ва «Пира».
  • 11Лицо неиз­вест­ное.
  • 12Име­ет­ся в виду афин­ский Совет пяти­сот.
  • 13Захват спар­тан­ца­ми Деке­леи в послед­ний пери­од Пело­пон­нес­ской вой­ны (413 г. до н. э.) при­вел к пол­ной дез­ор­га­ни­за­ции афин­ской эко­но­ми­ки: в част­но­сти, к непри­я­те­лю пере­бе­жа­ло более 20 тыс. рабов.
  • 14По-види­мо­му, речь идет о так назы­вае­мой Союз­ни­че­ской войне, закон­чив­шей­ся рас­па­дом Вто­ро­го Афин­ско­го мор­ско­го сою­за (357—355 гг. до н. э.).
  • 15Бег с факе­ла­ми — осо­бый вид состя­за­ния, про­во­див­ше­го­ся в честь богов Гефе­ста, Афи­ны, Про­ме­тея, а впо­след­ст­вии так­же Пана и Арте­ми­ды.
  • 16Заве­до­ва­ние каз­ной в Пер­вом Афин­ском мор­ском сою­зе с само­го нача­ла при­над­ле­жа­ло афи­ня­нам, кото­рым было пре­до­став­ле­но пра­во назна­чать 10 обще­эл­лин­ских каз­на­че­ев.
  • 17Име­ет­ся в виду созда­ние Вто­ро­го Афин­ско­го мор­ско­го сою­за (378/377 г. до н. э.).
  • 18В этой фра­зе содер­жит­ся, по-види­мо­му, намек на нача­ло так назы­вае­мой Свя­щен­ной вой­ны, пово­дом к кото­рой послу­жил захват фокидя­на­ми каз­ны дель­фий­ско­го хра­ма Апол­ло­на (355 г. до н. э.).
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1260010220 1260010232 1260010233 1316001000 1316002000 1316003000