52. (53) 138 Согласно священным книгам этрусков, есть девять богов, которые посылают молнии, молний же имеется 11 родов, ибо Юпитер посылает три рода молний. В римской [традиции] из всех этих родов молний сохранилось только два: дневные молнии, связываемые с Юпитером, и ночные, приписываемые Сумману 95 и конечно, более редкие, потому что небо ночью холоднее. Этруски полагают, что есть также «нижние » молнии, бьющие из-под Земли, и они особенно свирепы и ужасны в глухую зимнюю пору. Потому что они считают, что природа всего земного — не общего [земному с небесным] и не приходящего от звезд — близка к [человеческой и] безудержна. Это явно доказывается тем, что все падающее с неба, которое над нами, падает наклонно, в то время как «земное » наносит отвесные удары.
139 [Молнии], которые падают из близлежащей материи 96, мыслятся при этом как земные, поскольку будучи отраженными, они не оставляют никакого следа. Однако это доказывает только перпендикулярное направление удара, а не его подземное [происхождение]. Те, кто глубже вникают в вопрос, думают, что эти молнии приходят с Сатурновой звезды, а сжигающие — с Марсовой, как та, которая [вызвала пожар], целиком сжегший Вольсинии, самый богатый из этрусских городов. Так называемые семейные молнии предсказывают судьбу человека на всю его жизнь — это первые молнии, которые падают [поблизости от него,] когда он только что обзавелся семьей. Впрочем, предполагается, что события частной жизни по этим молниям можно предсказывать не более чем на десять лет вперед. Исключение составляют те молнии, которые падают в самый день первого бракосочетания или в дни рождения. То, что касается публичной деятельности человека, можно [по тем же молниям] предсказать не более чем на тридцать лет, за исключением событий, связанных с основанием городов.
|
52. (53) [138] Tuscorum litterae novem deos emittere fulmina existimant, eaque esse undecim generum; Iovem enim trina iaculari. Romani duo tantum ex iis servavere, diurna attribuentes Iovi, nocturna Summano, rariora sane eadem de causa frigidioris caeli. Etruria erumpere terra quoque arbitratur, quae infera appellat, brumali tempore facta saeva maxime et exsecrabilia, cum sint omnia, quae terrena existimant, non illa generalia nec a sideribus venientia, sed ex proxima atque turbidiore natura. argumentum evidens, quod omnia superiora e caelo decidentia obliquos habent ictus, haec autem, quae vocant terrena, rectos.
[139] et quae ex propiore materia cadunt, ideo creduntur e terra exire, quoniam ex repulsu nulla vestigia edunt, cum sit illa ratio non inferi ictus, sed adversi. a Saturni ea sidere proficisci subtilius ista consectati putant, sicut cremantia a Martis, qualiter cum Volsinii, oppidum Tuscorum opulentissimum, totum concrematum est fulmine. vocant et familiaria in totam vitam fatidica, quae prima fiunt familiam suam cuique indepto. ceterum existimant non ultra decem annos portendere privata, praeterquam aut primo patrimonio facta aut natali die, publica non ultra tricesimum annum, praeterquam in deductione oppidi.
|