53. (54) 140 В анналах сохраняется память о том, как удавалось с помощью определенных обрядов и заклинаний заставить небо послать молнию, или же вымолить ее. Древние этрусские предания гласят, что таким образом царь Порсенна вымолил молнию, чтобы она поразила чудовище по имени Вольта, которое опустошило окрестности Вольсиний и подступило уже к самому городу. Ранее Порсенны молнии часто вызывал Нума Помпилий, как сообщает в первой книге своих «Анналов » Л. Писон, весьма солидный автор. Тулл Гостилий подражал Нуме, но не соблюл ритуала и был поражен молнией. И у нас есть священные рощи, алтари и обряды, [связанные с молниями], в том числе посвященные Юпитеру — Хранителю, Громовержцу и Победоносцу. Юпитера призываем также и как Молниедарителя 97.
141 По этому жизненно важному вопросу есть различные мнения, у каждого в соответствии с его характером. Дерзкий верит, что может повелевать природой; несмысленный будет отрицать, что приношения [богам] могут принести удачу. Между тем наука с помощью бесчисленных наблюдений из области как публичной, так и частной жизни так далеко продвинулась уже в истолковании молний, что может предсказывать, в какой точно день молния упадет и убьет ли кого, или скорее откроет новые пути судьбы, которые пока таятся от нас. Поэтому пусть все это остается, как угодно природе вещей, точным или сомнительным, доказанным или с негодованием отвергнутым, мы же не опустим в этих сюжетах ничего, что достойно быть упомянутым.
|
53. (54) [140] Exstat annalium memoria sacris quibusdam et precationibus vel cogi fulmina vel impetrari. vetus fama Etruriae est, impetratum Volsinios urbem depopulatis agris subeunte monstro, quod vocavere Oltam, evocatum a Porsina suo rege. et ante eum a Numa saepius hoc factitatum in primo annalium suorum tradidit L. Piso, gravis auctor, quod imitatum parum rite Tullum Hostilium ictum fulmine. lucosque et aras et sacra habemus interque Statores ac Tonantes et Feretrios Elicium quoque accepimus Iovem.
[141] varia in hoc vitae sententia et pro cuiusque animo. imperare naturae sacra audacis est credere, nec minus hebetis beneficiis abrogare vires, quando in fulgurum quoque interpretatione eo profecit scientia, ut ventura alia finito die praecinat et an peremptura sint factum aut prius alia facta quae lateant, innumerabilibus in utroque publicis privatisque experimentis. quam ob rem sint ista ut rerum naturae libuit, alias certa alias dubia, aliis probata aliis damnanda: nos de cetero quae sunt in his memorabilia non omittemus.
|