НРАВСТВЕННЫЕ ПИСЬМА К ЛУЦИЛИЮ
ПИСЬМО LXIX

Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М., Издательство «Наука», 1977.
Перевод, примечания, подготовка издания С. А. Ошерова. Отв. ред. М. Л. Гаспаров.
1 2 3 4 5 6

Сене­ка при­вет­ст­ву­ет Луци­лия!

(1) Мне не хочет­ся, чтобы ты стран­ст­во­вал и ска­кал с места на место: во-пер­вых, частые пере­езды — при­знак нестой­ко­сти духа, кото­рый, пока не пере­станет блуж­дать да ози­рать­ся вокруг, не смо­жет утвер­дить­ся в при­выч­ке к досу­гу. Чтобы дер­жать в узде душу, спер­ва оста­но­ви бег тела. (2) Во-вто­рых, чем дли­тель­нее лече­ние, тем боль­ше от него поль­зы; нель­зя пре­ры­вать покой, при­но­ся­щий забве­ние преж­ней жиз­ни. Дай гла­зам отучить­ся смот­реть, дай ушам при­вык­нуть к спа­си­тель­но­му сло­ву. Как толь­ко ты дви­нешь­ся с места, так еще по пути что-нибудь попа­дет­ся тебе — и вновь рас­па­лит твои вожде­ле­ния. (3) Как влюб­лен­ным, чтобы изба­вить­ся от сво­ей стра­сти, сле­ду­ет избе­гать все­го, напо­ми­наю­ще­го о люби­мом теле (ведь ничто не крепнет лег­че, чем любовь), так вся­ко­му, кто хочет пога­сить в себе преж­ние вожде­ле­нья, сле­ду­ет отвра­щать и взор, и слух от поки­ну­то­го, но еще недав­но желан­но­го. (4) Страсть сра­зу под­ни­ма­ет мятеж: куда она ни обер­нет­ся, тот­час же увидит рядом какую-нибудь при­ман­ку для сво­их при­тя­за­ний. Нет зла без задат­ка: жад­ность сулит день­ги, похот­ли­вость — мно­же­ство раз­ных наслаж­де­ний, често­лю­бие — пур­пур, и руко­плес­ка­ния, и полу­чен­ное через них могу­ще­ство, и все, что это могу­ще­ство может. (5) Поро­ки соблаз­ня­ют тебя награ­дой; а тут тебе при­дет­ся жить без­воз­мезд­но. И за сто лет нам не добить­ся, чтобы поро­ки, взра­щен­ные столь дол­гим потвор­ст­вом, поко­ри­лись и при­ня­ли ярмо, а если мы еще будем дро­бить столь корот­кий срок, — и подав­но. Толь­ко непре­стан­ное бде­ние и усер­дие дово­дят любую вещь до совер­шен­ства, да и то с трудом.

(6) Если хочешь меня послу­шать­ся, думай об одном, готовь­ся к одно­му: встре­тить смерть, а если под­ска­жут обсто­я­тель­ства, и при­бли­зить ее. Ведь нет ника­кой раз­ни­цы, она ли к нам при­дет, мы ли к ней. Вну­ши себе, что лжет общий голос невежд, утвер­ждаю­щих, буд­то «самое луч­шее — уме­реть сво­ей смер­тью». Чужой смер­тью никто не уми­ра­ет. И поду­май еще вот о чем: никто не уми­ра­ет не в свой срок. Сво­его вре­ме­ни ты не поте­ря­ешь: ведь что ты остав­ля­ешь после себя, то не твое. Будь здо­ров.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
1327007031 1327008013 1327009001 1346570070 1346570071 1346570072