О знаменитых людях

Фрагменты

Из книги «О поэтах»

Текст приводится по изданию: Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. Москва. Изд-во «Наука», 1993.
Перевод М. Л. Гаспарова.
Издание подготовили М. Л. Гаспаров, Е. М. Штаерман. Отв. ред. С. Л. Утченко. Ред. изд-ва Н. А. Алпатова.
Разделения на параграфы издание Ростаньи не дает; в биографиях Теренция и Вергилия сохранено традиционное деление, а в остальных введено впервые для удобства ссылок.
1 2 3 4 5

ТЕРЕНЦИЙ1

(1) Пуб­лий Терен­ций Афр, уро­же­нец Кар­фа­ге­на, был в Риме рабом у сена­то­ра Терен­ция Лука­на; за ода­рен­ность и кра­соту он полу­чил у него обра­зо­ва­ние как сво­бод­ный чело­век, а вско­ре и вовсе был отпу­щен на волю. Неко­то­рые дума­ют, что он был плен­ни­ком, но Фене­стел­ла ука­зы­ва­ет, что это невоз­мож­но, ибо он и родил­ся и умер в про­ме­жут­ке меж­ду кон­цом Вто­рой пуни­че­ской вой­ны и нача­лом Третьей2; не мог он так­же быть захва­чен у нумидов или гету­лов и попасть к рим­ско­му пол­ко­вод­цу, пото­му что тор­го­вые сно­ше­ния меж­ду ита­лий­ца­ми и афри­кан­ца­ми нача­лись толь­ко после раз­ру­ше­ния Кар­фа­ге­на.

Он был в друж­бе со мно­ги­ми знат­ны­ми людь­ми, осо­бен­но же со Сци­пи­о­ном Афри­кан­ским и Гаем Лели­ем. Дума­ют, что он при­влек их сво­ей кра­сотой; впро­чем, Фене­стел­ла и это оспа­ри­ва­ет, утвер­ждая, что Терен­ций был стар­ше их обо­их, хотя и Непот счи­тал их всех сверст­ни­ка­ми, и Пор­ций подо­зре­вал их в любов­ной свя­зи, гово­ря об этом так:


Он, похвал раз­врат­ной зна­ти лжи­вых домо­гав­ший­ся,
Он, впи­вав­ший жад­ным слу­хом мне­нья Сци­пи­о­но­вы,
Он, обедав­ший у Фила и кра­сав­ца Лелия,
Он, чьей на Аль­бан­ской вил­ле наслаж­да­лись юно­стью, —
С высоты бла­жен­ства сно­ва пав в пучи­ну бед­но­сти,
С глаз долой ско­рее скрыл­ся в Гре­цию дале­кую
И в Стим­фа­ле арка­дий­ском умер, не дождав­ши­ся
Помо­щи от Сци­пи­о­на, Лелия иль Фурия,
Меж­ду тем как эти трое жизнь вели при­воль­ную.
Даже доми­ка не нажил он у них, куда бы раб
При­не­сти бы мог изве­стье о кон­це хозя­и­на3.

(2) Он напи­сал шесть комедий. Когда он пред­ло­жил эди­лам первую из них, «Девуш­ку с Анд­ро­са»4, ему веле­ли про­честь ее Цеци­лию. Гово­рят, что он явил­ся к нему во вре­мя обеда, бед­но оде­тый, и сидя на ска­мей­ке воз­ле обеден­но­го ложа, про­чел ему нача­ло пье­сы; но после пер­вых же строк Цеци­лий при­гла­сил его воз­лечь и обедать с ним вме­сте, а потом выслу­шал все осталь­ное с вели­ким вос­тор­гом. Как эта, так и пять после­дую­щих комедий понра­ви­лись так­же и пуб­ли­ке, хотя Вол­ка­ций, пере­чис­ляя их, и пишет:


«Све­к­ровь»5, шестая пье­са — исклю­че­ние.

«Евнух» был даже постав­лен два раза в один день и полу­чил такую награ­ду, какой нико­гда не полу­ча­ла ничья комедия — 8000 сестер­ци­ев, так что об этом сооб­ща­ет­ся и в под­за­го­лов­ке6. А нача­ло «Бра­тьев» Варрон даже пред­по­чи­та­ет нача­лу Менанд­ра.

(3) Небезыз­вест­но мне­ние, буд­то Терен­цию помо­га­ли писать Лелий и Сци­пи­он. Терен­ций и сам содей­ст­во­вал такой мол­ве, почти не пыта­ясь это­го отри­цать, — напри­мер, в про­ло­ге «Бра­тьев»7 он пишет:


…А что твер­дят
Завист­ни­ки о том, что люди знат­ные
Явля­ют­ся помощ­ни­ка­ми авто­ру
И разде­ля­ют труд его писа­тель­ский, —
Им это бра­нью самой силь­ной кажет­ся,
А авто­ру — хва­лою вели­чай­шею:
Для тех людей он, зна­чит, при­вле­ка­те­лен
Кото­рые и вам всем при­вле­ка­тель­ны,
И горо­ду все­му, — ведь к их-то помо­щи
В войне ли, в мире, в важ­ных ли делах каких,
Забыв­ши гор­дость, всяк при­бег­нул в свой черед.

По-види­мо­му, сам он защи­щал­ся столь нере­ши­тель­но толь­ко пото­му, что знал, что такая мол­ва при­ят­на Лелию и Сци­пи­о­ну; одна­ко она рас­про­стра­ня­лась все шире, и дошла до позд­ней­ше­го вре­ме­ни. Гай Мем­мий в речи, про­из­не­сен­ной в свою защи­ту, гово­рит: «Пуб­лий Афри­кан­ский, поль­зу­ясь личи­ной Терен­ция, ста­вил на сцене под его име­нем пье­сы, кото­рые писал дома для раз­вле­че­ния». Непот пере­да­ет, ссы­ла­ясь на досто­вер­ный источ­ник, рас­сказ о том, как одна­жды в Путе­о­лан­ском поме­стье в мар­тов­ские кален­ды8 жена Лелия попро­си­ла мужа не опазды­вать к обеду, но он велел не мешать ему; а потом, вой­дя в сто­ло­вую поз­же обыч­но­го, заявил, что ред­ко слу­ча­лось ему так хоро­шо писать; его попро­си­ли про­честь напи­сан­ное, и он про­из­нес сти­хи из «Само­ис­тя­за­те­ля»9:


Сир, обе­щав мне десять мин, завлек доволь­но дерз­ко
Меня сюда…

(4) Сан­тра пола­га­ет, что если бы Терен­ций и нуж­дал­ся в помощ­ни­ках при сочи­не­нии, то он обра­щал­ся бы не к Сци­пи­о­ну и Лелию, кото­рые были еще юно­ша­ми, а ско­рее к Гаю Суль­пи­цию Гал­лу, чело­ве­ку уче­но­му, в чье кон­суль­ство он впер­вые высту­пил с комеди­ей на Мега­ле­сий­ских играх10, или к Квин­ту Фабию Лабео­ну или Мар­ку Попи­лию, кото­рые оба были кон­су­ля­ра­ми и поэта­ми; пото­му-то он и ука­зы­ва­ет, что ему, по слу­хам, помо­га­ли не юно­ши, а зре­лые люди, чью помощь народ испы­тал «в войне ли, в мире, в важ­ных ли делах каких».

Издав эти комедии, в воз­расте не более два­дца­ти пяти лет, он уехал из Рима — то ли для раз­вле­че­ния, то ли избе­гая спле­тен, буд­то он выда­ет чужие сочи­не­ния за свои, то ли для озна­ком­ле­ния с бытом и нра­ва­ми гре­ков, кото­рые он опи­сы­вал слиш­ком неточ­но, — и более туда не воро­тил­ся. Вол­ка­ций так сооб­ща­ет о его кон­чине:


Поста­вив шесть комедий, Афр поки­нул Рим,
И с той поры, как он отча­лил в Азию,
Его никто не видел: вот конец его.

(5) Квинт Кос­ко­ний гово­рит, что он погиб в море11, воз­вра­ща­ясь из Гре­ции со ста восе­мью комеди­я­ми12, пере­де­лан­ны­ми из менан­дро­вых. Осталь­ные сооб­ща­ют, что он умер в арка­дий­ском Стим­фа­ле или на Лев­ка­де, в кон­суль­ство Гнея Кор­не­лия Дола­бел­лы и Мар­ка Фуль­вия Ноби­ли­о­ра, заболев от горя и уны­ния, когда погиб­ли его вещи, послан­ные впе­ред с кораб­лем, и сре­ди них его новые пье­сы.

Был он, гово­рят, сред­не­го роста, строй­ный и смуг­лый. После него оста­лась дочь, кото­рая потом вышла замуж за рим­ско­го всад­ни­ка, а так­же два­дцать юге­ров сада по Аппи­е­вой доро­ге воз­ле хра­ма Мар­са. Тем уди­ви­тель­ней, что Пор­ций пишет:


…не дождав­ши­ся
Помо­щи от Сци­пи­о­на, Лелия иль Фурия, —
Даже доми­ка не нажил он у них, куда бы раб
При­не­сти бы мог изве­стье о кон­це хозя­и­на.

Афра­ний ста­вит Терен­ция выше всех осталь­ных коми­ков, заяв­ляя в комедии «Ком­пи­та­лии»:


Терен­цию не назо­ву подоб­но­го.

Вол­ка­ций13, напро­тив, счи­та­ет его ниже не толь­ко Невия, Плав­та и Цеци­лия, но и Лици­ния с Ати­ли­ем. Цице­рон в сочи­не­нии «Луг»14 так вос­хва­ля­ет Терен­ция:


Так­же и ты, о Терен­ций, кото­рый изыс­кан­ным сло­гом
Пре­об­ра­зив и латин­скою выра­зив речью, Менанд­ра
К нам, сидя­щим вокруг, сдер­жав дыха­нье, выво­дишь,
Ты, кото­рый так часто изя­щен и всюду при­я­тен.

А Гай Цезарь так:


Так­же и ты, о полу-Менандр, сто­ишь по заслу­гам
Выше всех осталь­ных, люби­тель чистей­ше­го сло­га.
Если бы к неж­ным тво­им сти­хам при­ба­ви­лась сила,
Чтобы пол­ны они были таким же коми­че­ским духом,
Как и у гре­ков, и ты не терял­ся бы, с ними рав­ня­ясь!
Это­го ты и лишен, и об этом я пла­чу, Терен­ций.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Сохра­не­но Дона­том в нача­ле ком­мен­та­рия к Терен­цию.
  • 2Вто­рая пуни­че­ская вой­на закон­чи­лась в 201 г. до н. э., третья нача­лась в 149 г. и закон­чи­лась раз­ру­ше­ни­ем Кар­фа­ге­на в 146 г.
  • 3В сти­хотвор­ной цита­те испор­чен 4 стих; пере­вод по конъ­ек­ту­ре Рич­ля, при­ня­той боль­шин­ст­вом изда­те­лей.
  • 4Хро­но­ло­ги­че­ская неувяз­ка: «Девуш­ка с Анд­ро­са» постав­ле­на в 166 г., а Цеци­лий Ста­ций, по Све­то­нию-Иеро­ни­му, умер в 167 г.
  • 5«Све­к­ровь», дей­ст­ви­тель­но, при пер­вых двух поста­нов­ках (165 и 160 гг.) потер­пе­ла неуда­чу и име­ла успех толь­ко в тре­тий раз.
  • 6Под­за­го­ло­вок — дидас­ка­лия, крат­кие дан­ные о вре­ме­ни напи­са­ния и обсто­я­тель­ствах поста­нов­ки пьес. После это­го сло­ва воз­мож­на лаку­на (срав­не­ние пьес Терен­ция с их гре­че­ски­ми образ­ца­ми).
  • 7Терен­ций, Бра­тья, 15—21 (пер. А. В. Артюш­ко­ва).
  • 8Мар­тов­ские кален­ды — празд­ник Мат­ро­на­лий (см. к Весп., при­меч. 52).
  • 9Терен­ций. Само­ис­тя­за­тель, 722 (пер. А. В. Артюш­ко­ва).
  • 10Мега­ле­сий­ские игры — 4—10 апре­ля, в честь Мате­ри богов.
  • 11Смерть Терен­ция — 159 г. до н. э.; Менандр, по пре­да­нию, так­же погиб в море.
  • 12Сто восемь комедий состав­ля­ли все наследие Менанд­ра; здесь эта циф­ра — явное недо­ра­зу­ме­ние (может быть, было: «со 108 комеди­я­ми Менанд­ра»).
  • 13Вол­ка­ций — име­ет­ся в виду извест­ный «канон 10 комедио­гра­фов» (из кни­ги Вол­ка­ция Седи­ги­та «О поэтах»), сохра­нен­ный Гел­ли­ем (XV, 24): луч­шим назван Цеци­лий, затем — Плавт, Невий, Лици­ний, Ати­лий, Терен­ций, Тур­пи­лий, Тра­бея, Лус­ций, Энний.
  • 14«Луг» — см. к Гр. при­меч. 20. Это сочи­не­ние Цице­ро­на не сохра­ни­лось; оди­на­ко­вое нача­ло отрыв­ков Цице­ро­на и Цеза­ря застав­ля­ет думать, что в осно­ве их — какие-то школь­ные сти­хотвор­ные упраж­не­ния.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1364004306 1364004307 1364004309 1365014235 1365015224 1365023376