Описание Эллады

Книга I, гл. 22

Павсаний. Описание Эллады. Т. 1. Ладомир / АСТ, Москва, 2002.
Перевод и примечания С. П. Кондратьева под редакцией Е. В. Никитюк.
Ответственный редактор проф. Э. Д. Фролов.

Нумерация параграфов: в квадратных скобках (в книге — на полях, иногда неточно, здесь исправлено) — по Беккеру (Диндорфу), в тексте — по Фациусу (Гитцигу и Блюмнеру). Квадратные скобки [] заключают слова, считающиеся не принадлежащими Павсанию; остроконечные <> обозначают вставки конъектур и дополнений, отсутствующих в греч. тексте; круглые () — для объяснения предыд. слова; отточия (. . .) в середине текста указывают на испорченное место.

Греч. текст: Pausanias. Pausaniae Graeciae Descriptio, 3 vols. Ed. F. Spiro. Leipzig, Teubner. 1903.
СКРЫТЬ ГРЕЧЕСКИЙ ТЕКСТ
1 2 3 4 5 6 7 8

[1] 1. За хра­мом Аскле­пия, если идти этой доро­гой в акро­поль, встре­ча­ет­ся храм Феми­ды. Перед ним насы­па­на моги­ла Иппо­ли­та. При­чи­ной его кон­чи­ны, как гово­рят, было про­кля­тие (отца). Всем, даже вар­ва­рам, знаю­щим гре­че­ский язык, извест­на любовь к нему Фед­ры и реши­мость кор­ми­ли­цы, захо­тев­шей услу­жить ей. 2. Есть моги­ла Иппо­ли­та и в Тре­зене, и там суще­ст­ву­ет об этом такой рас­сказ. [2] Когда Тесей заду­мал женить­ся на Фед­ре, то, не желая, чтобы в слу­чае, если у него родят­ся дети, Иппо­лит был под их вла­стью или чтобы он цар­ст­во­вал вме­сто них, он отсы­ла­ет его к Пит­фею, чтобы тот вос­пи­тал его и чтобы он цар­ст­во­вал в Тре­зене. Но затем Пал­лант с сыно­вья­ми вос­стал про­тив Тесея. Убив их, Тесей отправ­ля­ет­ся в Тре­зен с целью очи­ще­ния, и тут Фед­ра впер­вые увида­ла Иппо­ли­та и, влю­бив­шись в него, замыс­ли­ла все то, что при­ве­ло впо­след­ст­вии к смер­ти обо­их. У тре­зен­цев есть мир­то­вое дере­во, все листья кото­ро­го по все­му дере­ву име­ют дыроч­ки. Гово­рят, что оно не было таким с само­го нача­ла, но что это про­изо­шло от того, что Фед­ра, не удо­вле­тво­рен­ная в сво­ей люб­ви, про­ко­ло­ла их той булав­кой, кото­рую она носи­ла в воло­сах. [3] 3. Покло­не­ние Афро­ди­те Пан­де­мос (Все­на­род­ной) было введе­но Тесе­ем, когда он свел всех афи­нян из сель­ских демов в один город, рав­но и богине Пей­то (Убеж­де­ния). Древ­них изо­бра­же­ний в мое вре­мя уже не было, но при мне там были про­из­веде­ния худож­ни­ков очень про­слав­лен­ных. Есть там и храм Геи Куротро­фос (Зем­ли-Вос­пи­та­тель­ни­цы) и Демет­ры Хлои (Зеле­не­ю­щей). Что каса­ет­ся их наиме­но­ва­ний, то это мож­но узнать, всту­пив в бесе­ду со жре­ца­ми.

[4] 4. На акро­поль есть один толь­ко вход; вто­ро­го нет, так как весь акро­поль — отвес­ная ска­ла и обне­сен он креп­кой сте­ной. Про­пи­леи96 име­ют кры­шу из бело­го мра­мо­ра и по кра­со­те и вели­чине кам­ня до сих пор нет ниче­го луч­ше­го. Отно­си­тель­но изо­бра­же­ний всад­ни­ков97 я не могу точ­но ска­зать, явля­ют­ся ли они фигу­ра­ми сыно­вей Ксе­но­фон­та или про­сто сде­ла­ны для укра­ше­ния. Напра­во от Про­пи­лей нахо­дит­ся храм Ники Апте­рос (Бес­кры­лой Победы)98. 5. Отсюда вид­но море и, гово­рят, Эгей кон­чил жизнь само­убий­ст­вом, бро­сив­шись отсюда в море. [5] Дело в том, что корабль, отво­зив­ший на Крит юно­шей и деву­шек, ходил под чер­ны­ми пару­са­ми. Когда Тесей решил­ся поплыть с ними, чтобы сра­зить­ся с так назы­вае­мым Мино­тав­ром, он обе­щал отцу, что под­ни­мет белые пару­са, если поплы­вет назад, победив это­го быка. Но так как он вез с собой похи­щен­ную им Ари­ад­ну, он забыл об этом обе­ща­нии. Поэто­му Эгей, когда увидал, что корабль идет под чер­ны­ми пару­са­ми, счи­тая, что его сын умер, бро­сил­ся в море и погиб; и у афи­нян есть так назы­вае­мое свя­ти­ли­ще Эгея99. [6] 6. Нале­во от Про­пи­лей нахо­дит­ся зда­ние с кар­ти­на­ми100; на тех, кото­рым вре­мя не суди­ло еще стать неузна­вае­мы­ми, изо­бра­же­ны Дио­мед и Одис­сей; послед­ний на Лем­но­се похи­ща­ет лук Фил­ок­те­та, а пер­вый уно­сит из Или­о­на изо­бра­же­ние Афи­ны. Тут же (на кар­ти­нах) изо­бра­жен Орест, уби­ваю­щий Эгис­фа, и Пилад, уби­ваю­щий сыно­вей Нав­плия, при­шед­ших на помощь Эгис­фу. Тут же кар­ти­на, изо­бра­жаю­щая, как рядом с моги­лой Ахил­ла гото­вит­ся к закла­нию Полик­се­на101. Пре­крас­но сде­лал Гомер, что про­пу­стил это столь кро­ва­вое дело; и мне кажет­ся, что он так­же хоро­шо сде­лал, гово­ря, что Ски­рос был заво­е­ван Ахил­лом, в про­ти­во­по­лож­ность тем, кото­рые гово­рят, буд­то Ахилл вос­пи­ты­вал­ся на Ски­ро­се вме­сте с девуш­ка­ми, как это нари­со­вал в сво­ей кар­тине и Полиг­нот102. У него есть и дру­гая кар­ти­на: Одис­сей, сто­я­щий у реки перед девуш­ка­ми, полос­кав­ши­ми белье вме­сте с Нав­си­ка­ей, совер­шен­но так, как напи­сал в сво­ей поэ­ме Гомер. [7] Есть там и дру­гие кар­ти­ны, меж­ду про­чим и Алки­ви­ад103: эта кар­ти­на была изо­бра­же­ни­ем победы его коней на Немей­ских играх. Есть тут и Пер­сей, воз­вра­щаю­щий­ся в Сериф, несу­щий Полидек­ту голо­ву Меду­зы. Что каса­ет­ся Меду­зы, я не соби­ра­юсь рас­ска­зы­вать об этом при опи­са­нии Атти­ки. 7. Если про­пу­стить кар­ти­ны: «Маль­чик, несу­щий кув­шин с водою» и «Борец», кото­ро­го напи­сал Тименет, то там есть изо­бра­же­ние Мусея104. Я читал ска­за­ния, в кото­рых гово­рит­ся, что Мусей летал, полу­чив этот дар от Борея, но мне кажет­ся, что это сочи­нил Оно­макрит. От Мусея не сохра­ни­лось ниче­го твер­до уста­нов­лен­но­го, если толь­ко не счи­тать гим­на к Демет­ре у Лико­мидов. [8] 8. Уже у само­го вхо­да в акро­поль нахо­дит­ся Гер­мес, кото­ро­го назы­ва­ют Про­пи­лей­ским, и Хари­ты, кото­рых, гово­рят, сде­лал Сократ, сын Софро­нис­ка105, о кото­ром Пифия свиде­тель­ст­во­ва­ла, что он самый муд­рый из людей, чего она не ска­за­ла об Ана­хар­си­се106, а он это­го очень хотел и из-за это­го при­хо­дил в Дель­фы.

22. με­τὰ δὲ τὸ ἱερὸν τοῦ Ἀσκλη­πιοῦ ταύτῃ πρὸς τὴν ἀκρό­πολιν ἰοῦσι Θέ­μιδος ναός ἐστι. κέ­χωσ­ται δὲ πρὸ αὐτοῦ μνῆ­μα Ἱπ­πο­λύτῳ: τοῦ δέ οἱ βίου τὴν τε­λευτὴν συμ­βῆ­ναι λέ­γου­σιν ἐκ κα­ταρῶν. δῆ­λα δέ, καὶ ὅστις βαρ­βά­ρων γλῶσ­σαν ἔμα­θεν Ἑλ­λή­νων, ὅ τε ἔρως τῆς Φαίδ­ρας καὶ τῆς τρο­φοῦ τὸ ἐς τὴν διακο­νίαν τόλ­μη­μα. ἔστι δὲ καὶ Τροιζη­νίοις Ἱπ­πο­λύτου τά­φος: ἔχει δέ σφι­σιν ὧδε ὁ λό­γος. [2] Θη­σεὺς ὡς ἔμελ­λεν ἄξεσ­θαι Φαίδ­ραν, οὐκ ἐθέ­λων εἴ οἱ γέ­νοιν­το παῖδες οὔτε ἄρχεσ­θαι τὸν Ἱπ­πό­λυτον οὔτε βα­σιλεύειν ἀντ᾽ αὐτῶν, πέμ­πει πα­ρὰ Πιτ­θέα τρα­φησό­μενον αὐτὸν καὶ βα­σιλεύσον­τα Τροιζῆ­νος. χρό­νῳ δὲ ὕστε­ρον Πάλ­λας καὶ οἱ παῖδες ἐπα­νέσ­τη­σαν Θη­σεῖ: τούτους κτείνας ἐς Τροιζῆ­να ἔρχε­ται κα­θαρ­σίων ἕνε­κα, καὶ Φαίδ­ρα πρώ­τη ἐνταῦθα εἶδεν Ἱπ­πό­λυτον καὶ τὰ ἐς τὸν θά­νατον ἐρασ­θεῖ­σα ἐβούλευ­σε. μυρ­σί­νη δέ ἐστι Τροιζη­νίοις τὰ φύλ­λα διὰ πά­σης ἔχου­σα τετ­ρυ­πημέ­να: φῦναι δὲ οὐκ ἐξ ἀρχῆς αὐτὴν λέ­γου­σιν, ἀλλὰ τὸ ἔργον γε­γενῆσ­θαι τῆς ἐς τὸν ἔρω­τα ἄσης καὶ τῆς πε­ρόνης ἣν ἐπὶ ταῖς θριξὶν εἶχεν ἡ Φαίδ­ρα. [3] Ἀφρο­δίτην δὲ τὴν Πάν­δη­μον, ἐπεί τε Ἀθη­ναίους Θη­σεὺς ἐς μίαν ἤγα­γεν ἀπὸ τῶν δή­μων πό­λιν, αὐτήν τε σέ­βεσ­θαι καὶ Πει­θὼ κα­τέσ­τη­σε: τὰ μὲν δὴ πα­λαιὰ ἀγάλ­μα­τα οὐκ ἦν ἐπ᾽ ἐμοῦ, τὰ δὲ ἐπ᾽ ἐμοῦ τεχ­νι­τῶν ἦν οὐ τῶν ἀφα­νεσ­τά­των. ἔστι δὲ καὶ Γῆς Κου­ροτ­ρό­φου καὶ Δή­μητ­ρος ἱερὸν Χλόης: τὰ δὲ ἐς τὰς ἐπω­νυμίας ἔστιν αὐτῶν δι­δαχ­θῆ­ναι τοῖς ἱερεῦ­σιν ἐλθόν­τα ἐς λό­γους.

[4] ἐς δὲ τὴν ἀκρό­πολίν ἐστιν ἔσο­δος μία: ἑτέ­ραν δὲ οὐ πα­ρέχε­ται, πᾶ­σα ἀπό­τομος οὖσα καὶ τεῖ­χος ἔχου­σα ἐχυ­ρόν. τὰ δὲ προ­πύλαια λί­θου λευ­κοῦ τὴν ὀροφὴν ἔχει καὶ κόσ­μῳ καὶ με­γέθει τῶν λί­θων μέχ­ρι γε καὶ ἐμοῦ προεῖχε. τὰς μὲν οὖν εἰκό­νας τῶν ἱπ­πέων οὐκ ἔχω σα­φῶς εἰπεῖν, εἴτε οἱ παῖδές εἰ­σιν οἱ Ξε­νοφῶν­τος εἴτε ἄλ­λως ἐς εὐπρέ­πειαν πε­ποιημέ­ναι: τῶν δὲ προ­πυλαίων ἐν δε­ξιᾷ Νί­κης ἐστὶν Ἀπτέ­ρου ναός. ἐντεῦθεν ἡ θά­λασ­σά ἐστι σύ­νοπ­τος, καὶ ταύτῃ ῥί­ψας Αἰγεὺς ἑαυτὸν ὡς λέ­γου­σιν ἐτε­λεύτη­σεν. [5] ἀνή­γετο μὲν γὰρ ἡ ναῦς μέ­λα­σιν ἱστίοις ἡ τοὺς παῖδας φέ­ρουσα ἐς Κρή­την, Θη­σεὺς δὲ — ἔπλει γὰρ τόλ­μης τι ἔχων ἐς τὸν Μί­νω κα­λούμε­νον ταῦρον — πρὸς τὸν πα­τέρα προεῖπε χρή­σεσ­θαι τοῖς ἱστίοις λευ­κοῖς, ἢν ὀπί­σω πλέῃ τοῦ ταύρου κρα­τήσας: τούτων λή­θην ἔσχεν Ἀριάδ­νην ἀφῃρη­μένος: ἐνταῦθα Αἰγεὺς ὡς εἶδεν ἱστίοις μέ­λασι τὴν ναῦν κο­μιζο­μένην, οἷα τὸν παῖδα τεθ­νά­ναι δο­κῶν, ἀφεὶς αὑτὸν διαφ­θείρε­ται: καί οἱ πα­ρὰ Ἀθη­ναίοις ἐστὶ κα­λούμε­νον ἡρῷον Αἰγέως. [6] — ἔστι δὲ ἐν ἀρισ­τερᾷ τῶν προ­πυλαίων οἴκη­μα ἔχον γρα­φάς: ὁπό­σαις δὲ μὴ κα­θέσ­τη­κεν ὁ χρό­νος αἴτιος ἀφα­νέ­σιν εἶναι, Διομή­δης ἦν, ὁ μὲν ἐν Λήμ­νῳ τὸ Φιλοκ­τή­του τό­ξον, ὁ δὲ τὴν Ἀθη­νᾶν ἀφαι­ρούμε­νος ἐξ Ἰλίου. ἐνταῦθα ἐν ταῖς γρα­φαῖς Ὀρέσ­της ἐστὶν Αἴγισ­θον φο­νεύων καὶ Πυ­λάδης τοὺς παῖδας τοὺς Ναυπ­λίου βοηθοὺς ἐλθόν­τας Αἰγίσ­θῳ: τοῦ δὲ Ἀχιλ­λέως τά­φου πλη­σίον μέλ­λου­σά ἐστι σφά­ζεσ­θαι Πο­λυξέ­νη. Ὁμή­ρῳ δὲ εὖ μὲν πα­ρείθη τό­δε τὸ ὠμὸν οὕτως ἔργον: εὖ δέ μοι φαίνε­ται ποιῆσαι Σκῦρον ὑπὸ Ἀχιλ­λέως ἁλοῦ­σαν, οὐδὲν ὁμοίως καὶ ὅσοι λέ­γου­σιν ὁμοῦ ταῖς παρ­θέ­νοις Ἀχιλ­λέα ἔχειν ἐν Σκύ­ρῳ δίαιταν, ἃ δὴ καὶ Πο­λύγ­νω­τος ἔγρα­ψεν. ἔγρα­ψε δὲ καὶ πρὸς τῷ πο­ταμῷ ταῖς ὁμοῦ Ναυ­σικᾷ πλυ­νούσαις ἐφισ­τά­μενον Ὀδυσ­σέα κα­τὰ τὰ αὐτὰ κα­θὰ δὴ καὶ Ὅμη­ρος ἐποίησε. γρα­φαὶ δέ εἰσι καὶ ἄλ­λαι καὶ Ἀλκι­βιάδης, [7] ἵπ­πων δέ οἱ νί­κης τῆς ἐν Νε­μέᾳ ἐστὶ ση­μεῖα ἐν τῇ γραφῇ: καὶ Περ­σεύς ἐστιν ἐς Σέ­ριφον κο­μιζό­μενος, Πο­λυδέκτῃ φέ­ρων τὴν κε­φαλὴν τὴν Με­δούσης. καὶ τὰ μὲν ἐς Μέ­δουσαν οὐκ εἰμὶ πρό­θυμος ἐν τοῖς Ἀττι­κοῖς ση­μῆναι: ἔτι δὲ τῶν γρα­φῶν πα­ρέν­τι τὸν παῖδα τὸν τὰς ὑδρίας φέ­ρον­τα καὶ τὸν πα­λαιστὴν ὃν Τι­μαίνε­τος ἔγρα­ψεν, ἐστὶ Μου­σαῖος. ἐγὼ δὲ ἔπη μὲν ἐπε­λεξά­μην, ἐν οἷς ἐστι πέ­τεσ­θαι Μου­σαῖον ὑπὸ Βο­ρέου δῶ­ρον, δο­κεῖν δέ μοι πε­ποίηκεν αὐτὰ Ὀνο­μάκ­ρι­τος καὶ ἔστιν οὐδὲν Μου­σαίου βε­βαίως ὅτι μὴ μό­νον ἐς Δή­μητ­ρα ὕμνος Λυ­κομί­δαις.

[8] κα­τὰ δὲ τὴν ἔσο­δον αὐτὴν ἤδη τὴν ἐς ἀκρό­πολιν Ἑρμῆν ὃν Προ­πύλαιον ὀνο­μάζου­σι καὶ Χά­ρι­τας Σωκ­ρά­την ποιῆσαι τὸν Σωφ­ρο­νίσ­κου λέ­γου­σιν, ᾧ σοφῷ γε­νέσ­θαι μά­λισ­τα ἀνθρώ­πων ἐστὶν ἡ Πυ­θία μάρ­τυς, ὃ μηδὲ Ἀνά­χαρ­σιν ἐθέ­λον­τα ὅμως καὶ δι᾽ αὐτὸ ἐς Δελ­φοὺς ἀφι­κόμε­νον προ­σεῖπεν.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 96Про­пи­леи — кры­тый вход на Акро­поль — были созда­ни­ем архи­тек­то­ра Мне­сик­ла 437—432 гг. до н. э., заме­нив­шие преж­ние, писи­стра­тов­ские Про­пи­леи. См.: Коло­бо­ва, 158—164.
  • 97Изо­бра­же­ние всад­ни­ков — это были, по над­пи­сям, Лакеде­мон (веро­ят­но, сын Кимо­на) и Ксе­но­фонт (откуда и про­ис­хо­дит ошиб­ка Пав­са­ния) — тво­ре­ние Ликия, сына Миро­на. Их поста­нов­ка свя­зы­ва­ет­ся с заво­е­ва­ни­ем Эвбеи в 446 г. до н. э. Впо­след­ст­вии мно­го раз меня­ли места для ста­туи и над­пи­си на них (на одной, напри­мер, впо­след­ст­вии встре­ча­ет­ся имя Гер­ма­ни­ка).
  • 98Ника Апте­рос — см. III, 15, 7. Так как кро­ме Пав­са­ния никто об этой ста­туе не гово­рит, воз­мож­но, что это было оли­це­тво­ре­ние Афи­ны. Она изо­бра­жа­лась с гра­на­то­вым ябло­ком в пра­вой руке и со шле­мом в левой. Этот малень­кий и изящ­ный хра­мик несколь­ко в сто­роне от Про­пи­лей, сто­яв­ший в юго-запад­ной части Акро­по­ля, запол­няя пустое про­стран­ство ска­лы, вызвал огром­ную лите­ра­ту­ру.
  • 99О свя­ти­ли­ще Эгея упо­ми­на­ет еще ора­тор Динарх. Место­рас­по­ло­же­ние его неиз­вест­но.
  • 100Кар­тин­ная гале­рея (Пина­ко­те­ка) Про­пи­лей состав­ля­ла их север­ную при­строй­ку. Свет про­ни­кал туда через две­ри и два окна. Обыч­но счи­та­ет­ся, что эти кар­ти­ны были нари­со­ва­ны на сте­нах, хотя суще­ст­ву­ет мне­ние, что рисун­ки дела­лись и на дос­ках, как посвя­ти­тель­ные дары. Об этой Пина­ко­те­ке упо­ми­на­ют и дру­гие «опи­са­те­ли» (Поле­мон).
  • 101Кар­ти­ны, упо­ми­нае­мые здесь, нам извест­ны из вазо­вой живо­пи­си. Смерть Полик­се­ны изо­бра­жа­ет­ся в Пала­тин­ской Анто­ло­гии, допол­не­ние Пла­нуды, 150.
  • 102О взя­тии Ски­ро­са Ахил­лом см. Гомер, Или­а­да, IX, 668. О кар­тине «Ахилл на ост­ро­ве Ски­ро­се» см. Фило­страт Млад­ший. Кар­ти­ны, I, 3—4.
  • 103Об этой кар­тине гово­рит Плу­тарх (Алки­ви­ад, 16), при­пи­сы­вая ее Ари­сто­фон­ту, и Афи­ней (XII, 534d), счи­тая ее работой Аглао­фон­та, отца Полиг­нота, и Ари­сто­фон­та. Алки­ви­ад был тут изо­бра­жен сидя­щим на коле­нях у боги­ни Немеи, алле­го­рии Немей­ских игр в Арго­лиде, где Алки­ви­ад одер­жи­вал победы в кон­ных состя­за­ни­ях.
  • 104Мусей. По-види­мо­му, на кар­тине он был изо­бра­жен с кры­лья­ми, что каса­ет­ся этой подроб­но­сти, то для зри­те­ля неза­чем было ее ука­зы­вать. Даль­ней­шие ука­за­ния об Оно­макри­те см. у Геро­до­та (VII, 6).
  • 105Хотя об этом упо­ми­на­ют мно­гие писа­те­ли, под­чер­ки­вая, что Хари­ты были изо­бра­же­ны «оде­ты­ми в пла­тье» (при­знак арха­и­че­ской скульп­ту­ры), при­над­леж­ность их фило­со­фу Сокра­ту вызы­ва­ет мно­го сомне­ний.
  • 106Скиф Ана­хар­сис, совре­мен­ник Соло­на, изве­стен сво­и­ми путе­ше­ст­ви­я­ми. Счи­та­ет­ся одним из семи муд­ре­цов — см. Геро­дот, IV, 76—77.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1364004212 1364004233 1364004257 1385000123 1385000124 1385000125