Перевод с латинского, вступительная статья и примечания А. Л. Смышляева.
Текст приводится по изданию: Вестник древней истории. 1985, № 4, с. 221—233, 1986, № 1, с. 194—214.
В круглых скобках даются пояснения переводчика, а в квадратных — предполагаемые глоссемы и интерполяции. Названия глав, взятые в скобки, принадлежат О. Ленелю, без скобок — самому Ульпиану. Ссылки на Дигесты даются без указания источника.
Книга I
2142 (1. 16. 4. pr. — 5) Как предписали наш император со своим отцом1 Авфидию Севериану, проконсул должен заботиться о том, чтобы (не слишком) обременять провинцию (требованиями) о предоставлении жилья для постоя (ему и его свите). (1) Ни один проконсул не может иметь служителей из числа своих людей2, но в провинциях их обязанности исполняют воины. (2) Отправляться (на место службы) проконсулу, конечно, лучше без жены, но можно с женой, имея при этом в виду, что по постановлению сената, принятому в консульство Котты и Мессалы3, в случае, если жены отправляющихся на службу (в провинцию) совершают правонарушение, ответственность и наказание за это несут их мужья. (3) Прежде чем вступить в пределы назначенной ему провинции, проконсулу надлежит послать эдикт о своем прибытии, содержащий рекомендующие его сведения, даже если у него есть друзья и родственники среди провинциалов. Очень важно, (чтобы в этом же эдикте) была бы настоятельная просьба к провинциалам не выезжать ему навстречу ни в качестве частных лиц, ни в качестве послов, ибо должно, чтобы каждый принимал его в своем отечестве. (4) (Проконсул) поступит правильно и в соответствии с установленным порядком, если он пошлет эдикт своему предшественнику и укажет (в нем), в какой день он вступит в пределы (провинции). Ведь неопределенность и неожиданность (приезда) обычно приводят в замешательство провинциалов и мешают ведению дел. (5) (Проконсулу) следует, проявив осмотрительность, вступить (в провинцию) именно там, где этого требует обычай, и тем самым соблюсти то, что у греков называется прибытие или приплытие4, т. е. право определенных городов первыми принимать прибывающих по суше или морю (проконсулов). Ведь провинциалы придают большое значение тому, чтобы этот обычай и прерогативы подобного рода у них сохранялись. Существует даже такой (обычай), чтобы проконсул прибывал в некоторые провинции только морем, как, например, в (провинцию) Азию; вплоть до того, что наш император Антонин Август5 по просьбам азийцев постановил в своем рескрипте, что проконсулу обязательно следует добираться в Азию по морю и вступать раньше в Эфес, чем в какую-либо иную метрополию6.
2143 (1. 16. 4. 6) После этого, вступив в провинцию, проконсул должен предоставить юрисдикцию своему легату и не делать этого раньше, чем окажется в провинции. [Ведь совершенно абсурдно, чтобы (проконсул) сам, еще не получив юрисдикции, наделял бы другого тем, чего у него еще нет, поскольку он получает юрисдикцию не раньше, чем прибудет в свою провинцию]. Но если даже он сделает это предварительно и, вступив в провинцию, не переменит своего решения, то, видимо, следует считать, что легат обладает юрисдикцией, но не с того времени, когда она была ему вручена, а с того, когда проконсул вступил в провинцию.
2144 (1. 16. 6 pr. — 2 = 50. 17. 70) Обычно (проконсулы) поручают следствие по делам находящихся под стражей легатам, с тем, чтобы они, выслушав арестантов, отсылали их к проконсулам, дабы проконсул сам осуществлял освобождение невиновных. Но этот род поручения является чрезвычайным, ведь никто не может передать другому данное ему право выносить смертные приговоры или назначать какие-либо другие наказания, а следовательно, и право освобождения обвиняемых, в том случае, если им не может быть предъявлено обвинение в его (проконсула) присутствии. (1) Так как от проконсула зависит, наделять или не наделять (кого-либо) юрисдикцией, то и лишать (кого-либо) данной (ему) юрисдикции дозволено проконсулу же, но он не должен этого делать, не посоветовавшись с принцепсом. (2) Легатам не следует обращаться с запросами к принцепсу, а (подобает обращаться) к своему проконсулу, который (в свою очередь) обязан отвечать на запросы легатов.
2145 (1. 16. 6. 3) Полностью отказываться от подарков проконсул, конечно, не должен, но в этом случае следует соблюдать меру, чтобы, с одной стороны, не проявлять мелочности, отвергая (все), а с другой — не впадать в жадность, теряя чувство меры при приеме подарков. Божественный Север и император Антонин в своем изящнейшем письме разъяснили этот вопрос. Вот дословно, что там написано: «Что же касается подарков, знай, каково наше мнение: древняя поговорка гласит: Не все, не всегда, не от всех. Ибо не принимать ни от кого — неучтивость, но брать всюду — неприличие, а брать все подряд — ненасытность». И согласно (императорским) мандатам, ни сам проконсул, ни какое-либо другое официальное лицо не должны принимать в качестве подарка или дара или (даже) покупать что-либо из того, что превышает потребность в дневном пропитании8. Это относится не к гостинцам, а ко всему, что выходит за пределы ежедневного пропитания. Но и подарки не должны доводиться до размеров дарений.
2146 (1. 3. 33) Давно укоренившийся обычай принято соблюдать как право и закон в тех случаях, когда (речь идет) о том, что не вытекает из писаного закона.
Книга II
2147 (1. 16. 7 pr. — 1) Если проконсул прибудет в какой-либо город, который ничем не знаменит и не является столицей провинции, то он должен позволить (гражданам) вверить их город под его покровительство и благосклонно выслушать (их) похвалы, так как провинциалы считают это для себя честью, и он должен назначить празднества в соответствии с нравами (жителей) и издавна соблюдавшимся обычаем. (1) Он должен обойти храмы и общественные здания, чтобы проверить, находятся ли они в хорошем состоянии, исправна ли крыша и не требуется ли (какого-нибудь) иного ремонта. А если начата какая-нибудь стройка, то он должен позаботиться о ее завершении, если ресурсы города позволяют; для этого (проконсулу) следует, соблюдая формальности, назначить кураторами в этих работах добросовестных (людей)9, а если потребуется, то дать им в помощь служащих из числа военных10.
2148 (1. 16. 7. 2) Поскольку проконсул наделен всеобъемлющей юрисдикцией, он один осуществляет (в провинции) полномочия всех лиц, которые в Риме вершат суд в качестве магистратов или в экстраординарном порядке (1. 16. 9 pr.), и нет в провинции такого (дела), которое не мог бы решить он сам. Однако если имеется денежная тяжба, связанная с фиском, которая входит в компетенцию прокуратора принцепса, то проконсул поступит более правильно, если не станет в это вмешиваться.
2149 (1. 16. 9. 1) В тех случаях, когда необходимо судебное постановление, проконсул не может решить дело без судебного разбирательства (только) на основании жалобы (истца) (= 50. 17. 71), ведь все дела, требующие судебного разбирательства, не могут решаться только на основании прошения (истца) (27. 1. 25). Опекун не может отказаться от своих обязанностей посредством прошений.
2150 (1. 16. 9. 2) Проконсул должен проявлять терпимость по отношению к адвокатам, однако с умом, чтобы не показалось, что им можно пренебрегать, — так, например, ему не следует смотреть сквозь пальцы (dîssimulare) на тех (из них), кто является устроителем или откупщиком тяжеб11, и только тем должен он разрешать возбуждение судебного дела, кому это дозволено его эдиктом.
2151 (1. 16. 9. 3) Без судебного разбирательства проконсул может решать следующие (дела): повелеть, чтобы оказывалось почтение родителям, патронам, детям патронов, пригрозить сыну доставленному отцом, и припугнуть его, если известно, что он дурно себя ведет, и равным образом усмирить непослушного вольноотпущенника — либо внушением, либо наказанием палками (48. 2. 6). Незначительные правонарушения проконсулу следует разбирать и решать внесудебным порядком и либо освобождать тех, кого в чем-либо упрекают, либо наказывать (низших) палками, (а) рабов плетьми.
2152 (1. 16. 9. 4—
2153 (4. 4. 42) Презид провинции может восстановить несовершеннолетнего (minorem) в прежнем состоянии даже вопреки вынесенному им или его преемником приговору. Ведь то, что совершеннолетним предоставляет обжалование приговора, несовершеннолетним полагается по возрасту.
2154 (40. 13. 1) Те, кто старше 20 лет, лишены права на иск о возвращении (себе) свободы только в том случае, если деньги достались тому самому, кого продали (в рабство)13. В остальных же случаях разрешается предъявлять иск о возвращении свободы (даже) и тем, кто был продан в рабство в возрасте старше 20 лет. (1) Тем, кто не достиг 20-летнего возраста, нельзя отказывать в праве на иск о возвращении свободы даже и по вышеупомянутой причине; а когда (такой человек), пребывая в рабстве, достигает 20-летнего возраста, то следует отказать ему в праве на иск о возвращении свободы, поскольку он принимал участие в дележе.
2155 (47. 1. 3) Если кто-либо захочет вчинить иск по поводу преступления, то если он стремится получить денежную компенсацию, его следует адресовать в суд по гражданским делам (ad ius ordinarium)14, а не принуждать в подаче письменного обвинения; если же он все-таки пожелает, чтобы по его делу было назначено уголовное наказание, в этом случае ему будет необходимо подать письменное обвинение.
2156 (48. 3. 1)15. Проконсул обычно решает вопрос, как именно следует содержать под стражей обвиняемого: заключить ли его в тюрьму, приставить ли воина, доверить ли поручителям, либо самому установить над ним надзор. При решении обычно принимается во внимание как характер преступления, которое инкриминируется обвиняемому, так и общественное положение, значительное состояние, хорошая репутация и личные достоинства.
Книга III
2158 (26. 5. 12) Проконсулу следует назначать попечителя лицам, находящимся в таком положении, когда они не способны управлять своими делами. (1) Без колебаний следует назначать сына попечителем отца, хотя Цельс17 и многие другие против (этого), указывая на то, что как-то неприлично отцу быть под управлением сына. Тем не менее божественный Пий в рескрипте Инстию Целеру, а также божественные братья18 постановили, что при назначении попечителя следует сына, если он живет воздержанно, предпочесть постороннему лицу. (2) Божественный Пий по рассмотрении жалобы матери на сыновей-расточителей дал разрешение назначить им попечителя. Дословное содержание ответа: «Как известно, бывает, что некоторые, казалось бы, находятся, судя по их речам, в здравом уме, однако так обращаются со своим имуществом, что если им не прийти на помощь, доведут себя до нищеты. Ведь справедливость требует от нас заботиться и о тех, кто по отношению к своему имуществу ведет себя как умалишенный».
2159 (27. 2. 5) В обязанность презида входит в случае спора определять по рассмотрении дела19, где следует помещать или воспитывать малолетних, нуждающихся в опеке. При рассмотрении дела следует отстранять тех, кто способен покуситься на целомудрие малолетнего (impuberi)20.
2160 (27. 9. 11) Если желательно отчуждение имений того, кому нет еще 25 лет, то презид провинции по рассмотрении дела должен это разрешить. То же самое следует соблюдать и тогда, когда попечители хотят произвести отчуждение имений умалишенного или расточителя и тому подобных.
2161 (50. 2. 3) Вообще следует придерживаться утверждения, что тот, кто получил за правонарушение, обычно караемое временной высылкой, более легкое наказание, должен радоваться мягкости приговора и не получать назад место декуриона. (1) Но если кто-либо по обвинению в обмане или за что-то более серьезное приговорен не к временной высылке, а к временному исключению из сословия декурионов, то это дает основание, чтобы он мог (потом) вернуться в это сословие. Император Антонин эдиктом установил, что если человек почему-либо был временно исключен из сословия декурионов или отстранен от участия в судебной защите либо от иной обязанности, то по прошествии (указанного) срока он может, как и прежде, занимать почетную должность и исполнять свои обязанности21. И это правильно, ибо нельзя увеличивать наказание, предусмотренное приговором, который поставил предел (вышеуказанному) запрещению. (2) Не может быть никакого сомнения, что незаконнорожденный имеет право вступать в сословие (декурионов), но если другим претендентом будет рожденный в законном браке, то предпочесть следует (именно) его, — это постановили божественные братья в рескрипте Лолиану Авиту, президу Вифинии. Если же таких претендентов нет, то в число декурионов принимаются даже незаконнорожденные, обладающие приличным состоянием и ведущие достойный образ жизни. Это, во всяком случае, не будет пятнать сословие (декурионов), так как его интересам отвечает, чтобы оно всегда поддерживалось в полном числе. (3) Тем, кто придерживается иудейского суеверия, [Божественные] Север и Антонин разрешили получать почетные должности, возложив на них и обязанности, которые не оскорбляли бы их суеверия22.
2162 (50. 3. 1) Список декурионов должен составляться так, как это предписывает закон муниципия, но если таковой отсутствует, то следует принимать во внимание ранги, то есть, составляя список, следовать той очередности, в которой каждый из них занимал высшую должность в муниципии. Например, (сначала идут) те, кто занимал пост дуумвира, если эта должность является главной, а среди бывших дуумвиров другим предшествует тот, кто занимал эту должность всех раньше, затем идут те, кто занимал в городе пост, следующий по значению за постом дуумвира, потом — те, кто занимал третий по значению пост и так далее; и уже за ними — те, кто не занимал в городе никакого поста, (причем они стоят в списке) в зависимости от времени вступления в сословие (декурионов). Также и при подаче мнений (в совете) следует соблюдать тот же самый порядок, то есть чтобы декурионы высказывались, соблюдая установленную при составлении списка очередность.
Книга IV
2163 (50. 4. 6 pr. — 2) Рескрипт божественных братьев к Рутилию Лупу гласит следующее: «Правило, которое предписывает, чтобы каждый получал магистратуру в зависимости от того, когда он был назначен декурионом, следует соблюдать лишь в тех случаях, когда все, к кому оно относится, являются людьми надежными и обеспеченными. Но если (среди декурионов) имеются люди настолько бедные и нуждающиеся, что они не только не способны занимать общественные должности, но и сами едва могут прокормиться, то поручать им должности магистратов и бесполезно, и совершенно недостойно, в особенности, когда есть те, кто может быть избран (на должности), в соответствии с этим правилом, с их состоянием и общественным достоинством. Итак, пусть богачи знают, что они не должны использовать этот закон как предлог (для уклонения от магистратур) и что необходимо выяснить время приема в курию только тех лиц, состояние которых позволяет им достойно занимать почетные должности»23. (1) Совершенно ясно, что нельзя призывать к занятию почетных должностей должников города, прежде чем они не выплатят городу все, что должны. Следует допускать (к занятию должностей) только тех должников города, которые оказались в долгу вследствие управления (городом). Впрочем, если они не стали должниками вследствие управления (городом), но тем не менее сделали у него заем, то это не является основанием для лишения их должности. Как постановили божественные братья в своем рескрипте Авфидию Геренниану, вместо выплаты долга городу вполне достаточно представить в виде обеспечения подходящий залог или надежных поручителей. Но если долг взят только под обязательство, которое нельзя было не принять, то в этом случае их следует лишить должности. (2) Если против человека нет обвинителя, то ему нельзя запретить (занимать) почетные должности, так же как и тому человеку, чей обвинитель отказался от своего обвинения, ибо это постановили в своем рескрипте наш император со своим божественным отцом.
2164 (50. 4. 6. 3—
2165 (Modest. 2 excus. (27. 1. 6. 6)) Ульпиан в IV книге трактата «Об обязанностях проконсула» пишет следующее: «Наш император со (своим) отцом в рескрипте к Лелию Бассу постановили, что город (res publica) может отвергнуть врача, даже если ранее он и одобрил (его кандидатуру)».
2166 (49. 18. 4) Как указано в рескрипте ветерану Юлию Соссиану, ветераны не имеют освобождения от повинности по мощению дорог. Ведь всем известно, что от податей, которые связаны с (земельными) владениями, ветераны не освобождены25. (1) Но также и на их корабли можно наложить повинность по перевозке государственных грузов, как указано в рескрипте ветеранам Элию Фирму и Антонию Клару.
2167 (50. 6. 2) Если какие-то люди взяли на себя исполнение повинностей или почетных должностей на определенном условии, причем другим путем их нельзя было заставить принять эти должности вопреки их желанию, то необходимо добросовестно соблюдать условие, на котором они согласились взять на себя эти повинности или почетные должности.
2168 (50. 6. 3) Как объявлено в рескрипте к Венидию Руфу, легату Киликии, несовершеннолетних не следует допускать к занятию почетных должностей, как бы ни понуждала к этому необходимость, вызванная нехваткой (подходящих) людей.
2169 (50. 7. 7) Сыну вследствие посольства отца не дается освобождение от посольства. Наш император со (своим) отцом постановил это в рескрипте Клавдию Каллисту в следующих словах: «То, чего ты желаешь, (а именно), чтобы тебя освободили от посольства вследствие посольства твоего отца, правильно соблюдается, (когда речь идет) о промежутке между почетными должностями, которые сопряжены с расходами; что же касается промежутка между посольствами, связанными только со службой26, то это иное дело».
2170 (1. 3. 34) Когда кто-либо хочет опереться на принятый в городе или провинции обычай, то, как я считаю, прежде всего следует выяснить, не был ли этот обычай закреплен решением суда по какому-либо спору.
Книга V
2171 (50. 1. 7) Если кто-либо отпущен на волю несколькими (господами), его родиной считаются (отечества) всех патронов27.
2172 (50. 6. 4) Те, кто старше 70 лет, освобождаются от опекунства и личных повинностей, но те, кому идет
2173 (26. 7. 20) Следует принудить опекуна или попечителя приступить к исполнению своих обязанностей, если их апелляция признана необоснованной или не принят их отказ (от назначения на этот пост).
2174 (50. 12. 6) В отношении личности наследника обещание (оставившего наследство) теряет силу всякий раз, когда оно сделано не в связи с (оказанной) почестью. Но если оно сделано в связи с (оказанной) почестью, оно рассматривается, так же как взятые в долг деньги, и не теряет силы в отношении личности наследников. Если кто-нибудь обещал28 деньги за (оказанную) почесть и начал их выплачивать, то он, как постановил в рескрипте наш император Антонин, обязан (их выплатить) как бы в силу начатого труда. Следует знать, что не только мужчины, но также и женщины, если они что-либо обещали за (оказанную) почесть, должны выполнить обещание. Так сказано в рескрипте нашего императора и его божественного отца. Если город возложил обязанность возведения статуй принцепса на того, кто этого не обещал, то он не обязан повиноваться, как указано в рескрипте нашего императора и его божественного отца.
2175 (5. 1. 79) Если выяснится, что кто-либо необдуманно вызвал кого-нибудь в суд, то он должен возместить своему противнику дорожные и судебные издержки. Президы должны отвечать на запросы судей, у которых имеются сомнения по вопросам права, но судьям, обращающимся за советом по поводу фактических обстоятельств дела, президы не должны его предоставлять, но (должны) повелеть судьям вынести такой приговор, какой им подсказывает совесть, ведь такое дело иногда бесчестит (презида) и дает повод для потворства или пристрастия.
2176 (47. 11. 5) Если выяснится, по чьему наущению раб искал убежища у статуи (императора) с целью опозорить господина, то подстрекателю грозит кроме иска о порче раба, который предъявляют на основании постоянного эдикта, (еще также) суровое наказание.
Книга VI
2177 (47. 22. 2) Каждый, кто организует недозволенную коллегию, подвергается тому же наказанию, которое применяется в отношении людей, захватывающих вооруженной силой общественные места или храмы.
2178 (27. 10. 8) (Проконсул) должен назначать попечителя для управления имуществом находящегося в чреве и приказать, чтобы в соответствии с третейским решением честного мужа попечитель предоставил в качестве обеспечения (свое) нерасстроенное имущество. Но это требуется, если попечитель назначен не по решению суда, а если — по решению суда, то обеспечение не предоставляется.
2179 (36. 1. 36) Если наследницей назначена умалишенная, и от нее требуют выдать наследство (фидеикомиссарию)29, то, как установлено приговором божественного Пия, ее попечитель может после вступления — согласно завещанию во владение (наследственным) имуществом, переуступить права на него (фидеикомиссарию).
2180 (40. 2. 11; 13) Если кто-либо моложе 20 лет отпускает (рабов) на волю, то при этом признаются основания такого рода: если (отпущенный на волю) является родным сыном или дочерью, либо родным братом или сестрой (господина)30, (13) либо если это — его молочный брат или воспитатель, или педагог31, или кормилица, либо сын или дочь кого-нибудь из них, либо если это его воспитанник или капсарий [то есть тот, кто носит книги]32, либо же если он отпускает кого-либо на волю, чтобы тот стал (его) прокуратором33, причем последнему не должно быть меньше 18 лет. Кроме того, требуется, чтобы у того, кто отпускает на волю, не был бы всего лишь один раб. Также, если с целью вступления в брак на волю отпускается девица или женщина, то предварительно берется клятва, что (патрон) в течение шести месяцев должен будет жениться на ней, ибо так постановил сенат34.
Книга VII
2181 (1. 18. 13 pr.) Хорошему и достойному президу надлежит заботиться о том, чтобы провинция, которой он управляет, была мирной и спокойной. Этого нетрудно будет добиться, если он постарается очистить провинцию от злонамеренных лиц и примет меры к их розыску. Ведь он должен разыскивать святотатцев, разбойников, похитителей людей36, воров и карать их сообразно с виной каждого. Следует наказывать и укрывателей, без которых разбойник не может долго скрываться.
2182 (11. 4. 3) По рескрипту божественного Пия желающий произвести розыск (своего) беглого (раба) в чужих имениях может обратиться к президу для получения письма, а если дело этого потребует, и аппаритора37, чтобы тем самым иметь разрешение туда входить и производить там розыск. И презид должен установить наказание для того, кто не позволяет производить розыск (в своем имении). А божественный Марк38 речью, прочитанной в сенате, предоставил желающим разыскивать (своих) беглых (рабов) возможность вступать на территорию имений и Цезаря, и сенаторов, и сельских жителей (paganorum), чтобы отыскивать убежища и следы скрывающихся.
2183 (1. 18. 13. 1) Если умалишенных уже не способны обуздать их родственники, то презид должен принять против них соответствующие меры, а именно заключить их в тюрьму. Таков рескрипт божественного Пия. По мнению божественных братьев, в случае отцеубийства (parricidium) надо внимательно рассмотреть личность преступника: симулировал ли он безумие в момент убийства или и в самом деле не был в здравом уме. И в случае притворства он должен быть покаран, а в случае настоящего безумия содержаться в тюрьме.
2184 (48. 2. 7 pr. — 3) Если кому-нибудь предъявляется обвинение в преступлении, то этому должна предшествовать письменная жалоба. Это введено с той целью, чтобы к обвинению прибегали с меньшей легкостью, зная, что клеветническое обвинение не останется безнаказанным. (1) Таким образом, отдельные лица будут соблюдать осмотрительность в предъявлении обвинения и придерживаться его вплоть до вынесения приговора. (2) Презид не должен допускать повторного предъявления обвинения лицу, уже оправданному по тому же делу, как и ответил божественный Пий в рескрипте Сальвию Валенту, но нужно разобраться в том, запрещено ли (повторное) обвинение (только) тому же самому (обвинителю) или также и другому. Я тоже полагал бы, что поскольку решение судебного спора между двумя лицами не может приносить вред третьему лицу, постольку, если тот, кто в данный момент выступает обвинителем, движим собственной печалью, и если он докажет, что ему не известно обвинение, ранее представленное другим, то в случае важности (его) дела он должен быть допущен к обвинению. (3) Наконец, если лицо, выступившее с клеветническим обвинением, (затем) обвиняет того же самого человека в другом преступлении, то, по моему мнению, едва ли может быть допущен к обвинению тот, кто однажды (уже) оказался клеветником. Хотя, как божественный Пий постановил в рескрипте Юлию Кандиду, сын обвинителя должен быть допущен, если он выдвигает другое обвинение против того, кого когда-то (безуспешно) обвинял его отец.
2185 (48. 16. 14) Божественный Адриан в рескрипте проконсулу Крита Сальвию Кару ответил, что если опекун предъявил обвинение от имени малолетнего, то в случае кончины подопечного не следует принуждать опекуна доводить это дело до конца.
2186 (48. 2. 7. 4—
2187 (48. 3. 3) Божественный Пий, отвечая по-гречески на письмо антиохийцев, написал, что не следует заключать в оковы того, кто изъявил готовность представить поручителей, разве только о нем известно, что он совершил тягчайшее преступление, не позволяющее вверить его ни поручителям, ни воинам, и он должен перед (установленной приговором) карой претерпеть само наказание тюрьмой.
2188 (2. 12. 9) Божественный Траян в рескрипте к Миницию Наталу постановил, что праздники освобождают (презида) только от судебных разбирательств на форуме, что же касается дел, имеющих отношение к военной дисциплине, то они должны разбираться даже и в праздничные дни. Это относится и к судебному следствию по делам тюремных стражников.
2189 (48. 19. 5 pr. — 1) Как постановил божественный Траян в рескрипте к Юлию Фронтону, нельзя выносить приговор за преступления в отсутствие обвиняемого. И не следует осуждать кого бы то ни было на основании подозрений, как постановил божественный Траян в рескрипте Адсидию Северу: «Ибо лучше, чтобы остался без наказания виновный в совершении преступления, чем был бы осужден невиновный». Однако, что касается упорствующих, которые не повинуются ни вызовам в суд, ни эдиктам президов, то в отношении их можно выносить приговор даже в их отсутствие сообразно обычаю, существующему в гражданском судопроизводстве. Кто-нибудь может утверждать, что в этом случае отсутствуют аргументы противной стороны. Что из этого следует? Для отсутствующих лучше устанавливать наказания, заключающиеся в каких-либо денежных штрафах или касающиеся гражданской чести. В случае упорного неповиновения и отсутствия на суде после повторных вызовов можно установить наказание, доходящее вплоть до высылки, однако если речь идет о более тяжелом наказании, например о рудниках или о смертной казни, то (такой приговор) не нужно выносить отсутствующим. (1) Следует, однако, сказать, что в отношении отсутствующего обвинителя иногда можно установить более тяжелое наказание, чем то, которое предусмотрено Турпиллианским сенатусконсультом40.
2190 (48. 13. 7) Строже или мягче карать за святотатство41 — это проконсул должен решать, сообразуясь с личностью (преступника), с обстоятельствами дела и времени (а также) с возрастом и полом (преступника). Я знаю, что многих приговаривают к бою со зверями на арене, некоторых даже к сожжению живьем, а иных к распятию на кресте. Однако следует свести наказание к бою со зверями на арене тем, кто ночью совершает в храме кражу со взломом и уносит (оттуда) приношения божеству. А если кто-нибудь днем из храма вынес что-то не очень значительное, то его следует карать, приговорив к рудникам, если же он по происхождению принадлежит к почтенным, то его следует сослать на остров.
2191 (Lactant. Div. Inst. 5. 11) Домиций в VII книге (трактата) «Об обязанностях проконсула» собрал нечестивые рескрипты принцепсов, чтобы научить тому, какие наказания следует претерпеть признающим себя почитателем бога.
2192 (Coll. 15. 2) (1) Кроме того, запрещены изощренный обман астрологов и их упрямая приверженность к распространению этой мнимой науки. Впервые было решено запретить это не в наше время, а (еще) в старину. Так, например, имеется сенатусконсульт, принятый в консульство Помпония и Руфа42, где указывается, что астрологи, маги, ворожеи и прочие, занимающиеся подобными вещами, если они являются римскими гражданами, приговариваются к изгнанию из отечества и к конфискации всего имущества, если же они — чужеземцы, то к смертной казни. (2) Однако возникал вопрос, что подлежит наказанию — знания людей такого рода или их занятия и ремесло. Древние (юристы) считали, что запрет должен налагаться на ремесло, а не на знания. Впоследствии же этот вопрос трактовался по-разному. Не следует смотреть сквозь пальцы на то, что иногда (эти люди) ухитряются практиковать (свое ремесло) и даже делают (его) своей профессией и публично демонстрируют свои знания. Это происходит не потому, что это разрешено, а скорее из-за упорства и легкомыслия лиц, желающих вопрошать (астрологов) и пользоваться (их советами). (3) Однако почти все принцепсы многократно запрещали заниматься такими нелепостями и тех, кто это делал, карали в зависимости от характера вопроса. Так, если вопрос был о здоровье принцепса, то приговаривали к смерти или к иному тяжелейшему наказанию, а если о собственном здоровье или о здоровье кого-либо из близких, то наказание было, конечно, более мягкое. (3а) Бывает, что объявляются и лжепророки, их также следует наказывать, потому что их заслуживающие запрещения плутни порой направлены против общественного спокойствия и власти римского народа. (4) Как раз (по этому поводу) имеется постановление божественного Пия к легату Лугдунской провинции Пакату. Этот рескрипт пространен, и поэтому я вместо того, (чтобы его цитировать), сказал здесь вкратце о его цели. Наконец, и божественный Марк выслал на остров Сирос того, кто во время Кассиева мятежа43 пророчествовал и говорил многое как бы по наущению богов. Безусловно, не должны оставаться безнаказанными подобные люди, которые под предлогом передачи указания богов распускают слухи, сеют беспокойство или притворяются знающими что-либо (о воле) богов44.
2193 (48. 4. 1) Ближе всего к святотатству стоит преступление, которое называют (оскорблением) величия. (1) (Оскорбление) величия имеет место тогда, когда совершается что-либо против народа римского или против его безопасности. К ответственности за это преступление привлекаются (в следующих случаях): когда чьи-либо действия становятся побуждением или началом для злого умысла, когда без приказа принцепса убивают заложников, когда в городе вооружаются камнями и дротиками, собираются для действий против государства и занимают общественные места или храмы, когда созывается собрание или сходка, чтобы призвать людей к мятежу. По этому же закону привлекается к суду всякий, чьи действия станут побуждением или началом преступного заговора с целью убийства магистрата народа римского, облеченного высшей военной и гражданской властью, всякий, кто поднимет оружие против государства, кто врагам народа римского пошлет весть или письмо, либо злоумышленно подаст условный знак или поможет врагам народа римского советом против государства, всякий, кто возбуждает и подстрекает воинов и кто готовит мятеж или бунт против государства.
2194 (Coll. 1. 3) В первой главе Корнелиева закона об убийцах предусматривается, чтобы претор или замещающее его лицо, которому по жребию достанется судебная комиссия по делам об убийствах, совершенных в Риме или не далее мили от него, рассматривал бы вместе с судьями, каковых согласно закону предоставит ему жребий, уголовное дело того, кто ходил, имея при себе оружие ради человекоубийства и грабежа, или совершил убийство, или по чьему злому умыслу оно было совершено и так далее. О смысле этого закона Ульпиан говорит в следующих словах: Этот закон карает не всякого, кто ходит с оружием, но лишь того, кто носил оружие ради человекоубийства и грабежа. Этот закон карает и того, кто убил человека, но не добавляет, о человеке какого положения идет речь, так что этот закон, видимо, относится и к (убийству) раба и к (убийству) перегрина46.
2195 (48. 8. 4 pr) По Корнелиеву закону об убийцах несет ответственность всякий, кто, занимая пост магистрата, допустил бы в отношении умерщвления людей что-либо не дозволенное законами.
2196 (Coll. 1. 6) (1) В рескрипте Адриана утверждается, что в случае убийства устанавливают различие между несчастным случаем и намеренным преступлением. (2) Слова рескрипта: «И того, кто совершил человекоубийство, бывает, оправдывают, разумеется, если он сделал это без намерения убить, и, (напротив), тот, кто не совершил человекоубийства, но хотел убить, осуждается как убийца. (3) Стало быть, необходимо установить — каким именно железным орудием воспользовался для убийства Эпафродит. Так, если он использовал меч или дротик, то можно ли усомниться в наличии намерения убить? Если же он действовал засовом или котлом в пылу сильной ссоры, то хотя он совершил убийство и железным орудием, но без умысла. (4) Итак, исследуйте это, и если намерение убить было — прикажите распять его на кресте как раба-убийцу».
2197 (Coll. 1. 11. 1 = 48. 8. 4. 1) (1) Для случая, когда кто-либо по шалости окажется виновником (чьей-нибудь) смерти, существует одобренное божественным Адрианом решение проконсула Бетики Тавриния Эгнация, который приговорил такого (убийцу) к высылке на пять лет. (2) Вот дословно содержание запроса и рескрипта. (Запрос:) «Лучший император, я провел следствие по делу Клавдия и Эвариста (которое заключается в том), что Клавдия, сына Лупа, во время пира подбрасывали на плаще и по вине Мария Эвариста его так плохо поймали, что спустя четыре дня он умер. Ясно было, что у Эвариста не было с ним никакой вражды, но я полагал, что заслуживает наказания провинность, заключающаяся в пристрастии (к опасной игре), дабы это послужило к исправлению других юношей такого же возраста. И по этой причине я запретил Эваристу на пять лет пребывание в Городе, Италии (и) провинции Бетике и постановил, чтобы он заплатил в возмещение издержек 2 тыс. сестерциев отцу (умершего), потому что бедность его была (всем) очевидна. Не соизволишь ли ответить». (3) (И вот) дословное содержание рескрипта: «Наказание Марию Эваристу ты, Таврин, определил правильно в соответствии с характером его вины (= 48. 19. 5. 2). Ведь также и при более серьезных преступлениях имеет значение, совершено ли что-нибудь (противозаконное) преднамеренно или случайно». (4) И в самом деле, (при рассмотрении) всех преступлений всегда следует отделять (преднамеренные от непреднамеренных) и (одни) карать по всей справедливости, а в отношении других проявлять умеренность.
2198 (48. 8. 4. 2) Божественный Адриан предписал в своем рескрипте: «Оскопление людей запрещено императорскими постановлениями, и более того — виновные в этом преступлении должны нести ответственность по Корнелиеву закону с изъятием их имущества в пользу моего фиска. К рабам, участвовавшим в оскоплении другого человека, до́лжно применить высшее наказание. В случае отсутствия обвиняемых в этом преступлении на суде приговор следует вынести и отсутствующим, так же как если бы Корнелиев закон соблюдался полностью47. Конечно, если те, кто претерпел такое надругательство, сами предъявили претензии, то презид провинции должен выслушать потерпевших, ведь никто не должен оскоплять свободного или раба против ли их воли или с разрешения их самих, и никто не должен добровольно допускать (свое) оскопление. И если кто-либо нарушит мой эдикт, то подлежит уголовному наказанию и врач, и само лицо, добровольно подвергшееся этой операции».
2199 (48. 6. 6) Похититель свободнорожденного мальчика должен нести наказание, как постановил в рескрипте (Гемину) божественный Пий в следующих словах: «Я приказал, чтобы (тебе) передали копию жалобы, врученной мне Домицием Сильваном от имени его дяди Домиция Сильвана. Он утверждает, что его свободнорожденного сына, совсем юного, похитили, заточили и довели до гибели побоями и истязаниями. Я потрясен этой жалобой и желал бы, чтобы ты, дражайший Гемин, выслушал (этого человека) и, если все подтвердится, сурово покарал за это преступление».
2200 (48. 13. 8) Если те, кто работает в государственном монетном дворе, чеканят для себя монету вынесенным оттуда государственным штемпелем или крадут отчеканенную монету, то считается, что они совершили не подделку монеты, а кражу государственных денег. Это преступление приравнивается к казнокрадству49. Лица, совершившие кражу золота или серебра из императорских рудников, караются на основании эдикта божественного Пия изгнанием или рудниками в зависимости от их ранга. Лицо, предоставляющее убежище вору, также считается вором и карается бесчестьем как и при осуждении за явную кражу50. К четырехкратному штрафу приговаривается лицо, выплавившее золото из противозаконно присвоенной породы.
2201 (48. 10. 8) За обрезывание и подделку золотых монет следует приговаривать свободного — к бою на арене со зверями, а раба — к смерти.
Книга VIII
2202 (48. 6. 7) Всякий, кто, обладая высшей военной или гражданской властью, нарушит право провокации52 и убьет, станет бичевать римского гражданина или прикажет сделать такое, или наденет ему что-либо на шею, чтобы подвергнуть пытке, несет ответственность по Юлиеву закону о публичном насилии. То же относится к его легатам, посланцам и комитам; если кто-нибудь из них учинит избиение или совершит противоправную обиду, он подлежит обвинению.
2203 (Coll. 9. 2) В главах 87 и 88 того же закона запрещается привлекать в качестве свидетелей некоторых в любом случае, а некоторых против их воли. (2) Дословное содержание (главы 88): «В силу этого закона не могут привлекаться в качестве свидетелей против обвиняемого следующие лица: получивший [воль]ную от обвиняемого или его отца, либо от их отпущенника [или] отпущенницы; малолетний; осужденный [за уголовное преступление] и не восстановленный (затем) в прежнем состоянии; пребывающий в оковах или в государственной тюрьме, завербовавшийся в гладиаторы или подрядившийся или подряжающийся для участия в травле зверей на арене53, за исключением того, кто послан или будет послан в Город метать копье (на травле зверей); женщина, открыто промышляющая или промышлявшая своим телом54; осужденный вследствие того, что он за плату давал свидетельские показания [или отказывался признавать себя свидетелем на суде]. Никто из вышеперечисленных лиц в силу этого закона не может давать свидетельские показания против обвиняемого». (3) В главе 87 (говорится): «Не должны привлекаться против своей воли свидетелями обвинения следующие лица: двоюродный брат обвиняемого; (человек), связанный с ним близким кровным родством, (а также) его тесть, зять, отчим или пасынок». И так далее.
2204 (48. 9. 6) Может возникнуть вопрос, только ли отцеубийцы несут наказание за умерщвление родителей или также и их соучастники. По мнению Мециана56, до́лжно карать одинаково и отцеубийц, и (их) соучастников. Следовательно, соучастники, даже посторонние, должны быть подвергнуты тому же наказанию.
2205 (48. 10. 9 pr. — 2) По Корнелиеву закону (о подлогах) несут ответственность те, кто портит золото добавками и чеканит фальшивые серебряные монеты. (1) Той же каре подвергается даже лицо, которое не воспрепятствовало подобному поступку, имея возможность это сделать. (2) Этот же закон обуздывает того, кто захочет со злым умыслом покупать или продавать монеты, сделанные из свинца и покрытые (золотым или серебряным) сплавом.
2206 (Coll. 8. 7. 1) Сверх того, в консульство Статилия Тавра [и Скрибония Либона]58 был издан сенатусконсульт, предусматривающий наказание по Корнелиеву закону для тех (= 48. 10. 9. 3), кто сознательно и злоумышленно подписал лично (в качестве свидетеля) или содействовал подписанию какого-либо подложного документа, даже и не являющегося завещанием, а также для тех, кто по злому умыслу вступил в сговор для подделывания документов, удостоверяемых свидетелями, либо для дачи или подписания фальшивых свидетельских показаний. (2) На основании сенатусконсульта, принятого в консульство Котты и Мессаллы59, караются также и лица, которые за плату подстраивают решения гражданских дел с помощью судебной защиты или свидетельских показаний, либо (с той же целью) вступают в сговор, находят себе соучастников или дают подобного рода обязательства. (3) В консульство обоих Геминов60 был издан сенатусконсульт, предусматривающий наказание по закону Корнелия и для тех, кто за плату дал свидетельские показания, либо уклонился от дачи их, либо отказался от данных ранее показаний. И так далее.
2207 (48. 10. 9. 4) Лицо, (тайно) подославшее обвинителя в денежном деле, наказывается так же, как и эти (обвинители), берущие деньги за возбуждение тяжб.
2208 (22. 5. 19) Публиканов, а также того, кто уедет не с целью уклониться от дачи свидетельских показаний, а по государственной надобности, и того, кто возьмет какой-либо подряд для армии, не заставляют давать свидетельские показания (на суде) против их воли. (1) Малолетнего также нельзя вызвать в суд в качестве свидетеля.
2209 (48. 18. 1 pr. — 20) При расследовании преступлений обычно полагаются на пыточный допрос. Рассмотрим, однако, — когда и в какой мере так следует поступать. Божественный Август постановил, что не нужно ни начинать следствие с пыток, ни слишком на них полагаться62. Об этом же говорится и в письме божественного Адриана. (1) Содержание рескрипта таково: «К пыткам рабов следует приступать лишь тогда, когда обвиняемый внушает подозрение и прочие доказательства в такой степени уличают его в преступлении, что недостающим представляется только признание рабов». (2) Сходным образом божественный Адриан постановил в рескрипте Клавдию Квартину предписывающем, чтобы следствие начиналось бы с лица наиболее подозрительного от которого, по мнению судьи, легче добиться показаний. (3) В рескрипте божественных братьев, адресованном Луцию Тибериану, объявлено, что не следует вызывать на пыточный допрос тех, кого привел из своего дома обвинитель, и не надо чересчур доверять (показаниям) привлеченной (им женщины), которая, как говорят, была любимой дочерью для обоих родителей63. (4) Они также ответили Корнелию Прокулу, что не нужно относиться с доверием к обвиняемому на основании пыточного допроса одного-единственного раба, а надо исследовать все доказательства по делу. (5) Божественный Антонин и божественный Адриан постановили в рескрипте к Сеннию Сабину, что в случае поступления доноса на рабов, похищавших золото и серебро вместе с господином, нельзя допрашивать рабов о господине. И даже если они донесут (на господина) что-нибудь еще, это не должно ему повредить. (6) В рескрипте Лелиану Лонгину божественные братья написали, что при расследовании дел о наследстве не следует подвергать пыточному допросу раба наследников даже в случае (какого-нибудь) подозрения, поскольку считается, что наследник в силу акта воображаемой продажи64 (уже) приобрел собственность на этого раба. (7) (В рескриптах принцепсов) неоднократно указывалось, что в деле о гражданах муниципия можно подвергать муниципального раба пыткам, поскольку он принадлежит не этим (гражданам), а городской общине. То же следует сказать и о рабах (любой) корпорации, поскольку они являются не рабами ее многочисленных членов, а ее самой. (8) Если раб принадлежит мне вследствие добросовестного заблуждения и, стало быть, у меня нет на него права собственности, то можно сказать, что не следует такого раба подвергать пытке по моему делу. То же касается и свободного человека, который пребывает в рабстве вследствие добросовестного заблуждения. (9) (В постановлениях принцепсов) было указано, что отпущенника65 нельзя пытать по делу его патрона. (10) Наш император со своим божественным отцом указали в рескрипте, что нельзя привлекать к пытке брата против брата, добавив, что не следует применять пытку против тех, кого нельзя вопреки их воле заставить давать свидетельские показания (на суде). (11) Божественный Траян в рескрипте Сернию Кварту указал, что раба мужа можно подвергать пытке по делу его жены. (12) Также в рескрипте Муммию Лолиану он постановил, что рабов осужденного можно подвергнуть пытке по его делу, поскольку они ему уже не принадлежат. (13) Божественный Пий постановил, что если раб был отпущен на волю для того, чтобы его нельзя было пытать по делу хозяина, его можно подвергнуть пыткам (по этому делу)66. (14) Божественные братья постановили, что можно по делу хозяина пытать раба, который был отчужден на время дознания, хотя бы потом он и был к нему обратно возвращен. (15) Если будет сказано, что покупка (раба) не имеет законной силы, его можно подвергнуть пытке по делу хозяина не прежде, чем будет доказано, что продажа (этого раба) не имела законной силы. Так постановили наш император со своим божественным отцом. (16) Север также предписал в своем рескрипте Спицию Антигону следующее: «Нельзя применять пыточный допрос рабов (для получения показаний) против господ, а если это все же случилось, эти показания не должны воздействовать на решение того, кто выносит приговор. Стало быть, доносы рабов на господ и подавно не следует принимать». (17) Божественный Север рескриптом постановил, что не стоит доверять обвиняемым, признающимся в совершении расследуемых преступлений, если в распоряжении добросовестного судьи нет никаких (иных) подтверждений (их вины). (18) Когда некто был готов заплатить цену раба, чтобы того пытали против (его) хозяина, наш император со своим отцом не допустили этого. (19) Божественный Траян постановил в своем рескрипте, что если рабов подвергли пыткам как соучастников преступления и среди их показаний оказалось что-либо против (их) господина, то приговор ему следует вынести в зависимости от характера дела. Из этого рескрипта следует, что показания рабов могут причинять вред (их) господам. Однако более поздние постановления демонстрируют отход от (положений) этого рескрипта. (20) В деле, касающемся (поступления) налогов, которые, несомненно, являются становой жилой государства, пусть осознание опасности (своего положения) также определяет показание раба; ведь рабу, соучастнику обмана (казны), угрожает серьезное уголовное наказание.
2210 (48. 18. 1. 21—
2211 (48. 18. 1. 23—
2212 (48. 18. 1. 27) Если кто-либо без всякого принуждения признается в преступлении, ему не всегда следует верить. Ведь бывает, что на себя доносят из страха или по иной причине. Существует письмо божественных братьев к Воконию Саксе, в котором было указано, что следует освобождать признавшего себя виновным, если после осуждения выяснилось, что он не виноват. Дословное содержание письма таково: «Дражайший Сакса, в отношении осужденного тобою раба Примитива, который был заподозрен в том, что он наговорил на себя, придумав убийство, из страха, как бы его не вернули господину, и (по той же причине) упорствовал в (этих) ложных показаниях, ты поступил благоразумно и исключительно гуманно, решив допросить его под пыткой насчет его сообщников, также вымышленных, чтобы добиться от него более правдивых показаний, чем данные им против себя самого. Твое столь разумное решение принято не напрасно, поскольку благодаря пыткам установлено, что у него не было тех сообщников и сам он зря возвел на себя поклеп. Вследствие этого ты можешь отменить (свой) приговор и приказать через (своих) служащих продать (Примитива) с условием никогда не возвращать под власть (бывшего) господина. Мы не сомневаемся, что последний, получив покупную цену, охотно расстанется с таким рабом». В этом письме указывается, что если осужденный раб был бы восстановлен (в прежнем состоянии), он принадлежал бы тому, кому принадлежал прежде, чем был осужден. Но презид провинции не может восстановить (в прежнем состоянии) того, кто им осужден, так как он не имеет права отменить свой приговор (даже) в денежной тяжбе. Что же из этого следует? Следует, что в случае установления невиновности лица, считавшегося виноватым, презид должен написать принцепсу.
2213 (1. 6. 2 = Coll. 3. 3. 1—
2214 (Coll. 3. 3. 5). А также божественный Пий к прошению Альфия Юлия приписал так: «Повиновение рабов следует обеспечивать не только властью, но и умеренностью, и достаточным содержанием, и справедливыми (требованиями) работы. Следовательно, ты сам должен (об этом) заботиться и обходиться с рабами справедливо и умеренно, чтобы тебе легче было и от них требовать (должного). Если же окажется, что тебе не под силу расходы (на их содержание) или что ты господствуешь над ними с жестокостью, то светлейший муж проконсул обязан предупредить, чтобы против тебя не было учинено чего-либо мятежного, и принудить тебя моим именем продать их. (Написано) в консульство Глабриона и Омулла»69.
2215 (47. 9. 12 pr.) Известно, что кораблекрушение позволяет каждому в отдельности безнаказанно собирать свое (добро). Это постановили в рескрипте император Антонин с его божественным отцом.
2216 (Coll. 12. 5). Хотя закон Корнелия повелевает карать поджигателей изгнанием из отечества, наказания к ним применяются различные. (= 47. 9. 12. 1) Если совершившие преднамеренный поджог в городе принадлежат к низшим, то их обычно приговаривают к бою на арене. Если поджигатели — другого ранга и сделали они это в Риме, то им следует смертная казнь или по меньшей мере ссылка на остров. Но того, кто вызвал пожар непреднамеренно, чаще всего прощают, кроме случаев особой неосторожности или озорства.
2217 (47. 11. 6) Дарданарии обычно чрезвычайно взвинчивают цену на хлеб. (Императорские) мандаты и постановления противодействуют их алчности. В мандатах указывается буквально следующее: «Кроме того, ты должен следить, чтобы у дарданариев не имелось какого-либо товара и чтобы не поднимали цену на продовольствие ни те, кто утаивает скупленные товары, ни богачи, не желающие продавать урожай своих имений по справедливым ценам, поскольку (они) дожидаются недорода». Наказания за это устанавливаются различные: чаще всего, если (провинившиеся) — оптовые торговцы, им только запрещается заниматься торговлей; бывает, что их приговаривают к высылке, а низших присуждают к каторжным работам. (1) Цену на продовольствие поднимают также (имеющие) фальшивые весы. Относительно этих (людей) божественный Траян издал эдикт, в котором установил для них наказание по Корнелиеву закону о (подлоге) завещания, приравняв их к тем, кто был осужден за то, что составлял, подписывал и публично зачитывал подложное завещание. (2) Божественный Адриан (человека), пользовавшегося фальшивыми мерами (для измерения продовольствия), сослал на остров.
2218 (Coll. 11. 7 pr. = 47. 14. 1) Относительно наказаний для похитителей скота божественный Адриан в рескрипте (провинциальному) собранию Бетики предписал следующее: «Так как похитителей скота наказывают строжайшим образом, их обычно приговаривают к мечу (ad gladium), однако строжайшим образом их наказывают не везде, а там, где этот род преступлений встречается чаще; в противном случае их приговаривают к каторжным работам, (причем) иногда только к временным. (2) Поэтому я считаю, что вашему суду достаточно (назначать) тот род наказания, который обычно является наиболее тяжелым за такое преступление, — то есть приговаривать похитителя скота к мечу или даже, если кто-либо был столь известным и столь закоренелым похитителем скота, что его уже прежде подвергли какому-либо наказанию за это преступление, то его следует (за повторное преступление) приговорить к рудникам». (3) Рескрипт божественного Адриана гласит, что наиболее тяжелым наказанием (в таких случаях) являются рудники, если только божественный Адриан, говоря о приговоре к мечу, не подразумевает под этим приговор к бою на арене71. (4) Но существует различие между теми, кто приговорен к мечу, и приговоренными к бою на арене. Ведь приговоренные к мечу должны гибнуть немедленно или, по крайней мере, в течение года, ведь именно так говорится в (императорских) мандатах. А приговоренные к бою на арене в действительности не только не погибают непременно, но могут даже спустя определенное время получить вольную и освобождение от службы гладиатора. Поскольку их разрешено через пять лет отпускать на волю, через три же года (после этого) освобождать от службы гладиатора72. (5) В этом же рескрипте божественного Адриана тщательнейшим образом определено, что не во всех случаях похитителей скота подвергают одинаковым наказаниям.
2219 (Coll. 11. 8. 1—
2220 (Coll. 11. 8. 3—
2221 (47. 14. 1. 4) Угнавших скот, собственность на который является предметом судебной тяжбы, следует направлять в суд по гражданским делам, как пишет по этому поводу Сатурнин73. Но при этом только следует проверить, не искал ли (обвиняемый, заводя судебную тяжбу,) повода для похищения скота, или он на самом деле считал (этот скот) своим, руководствуясь справедливыми основаниями.
2222 (Coll. 7. 4 = 47. 17. 1) Дневных воров следует доставлять на форум74, ночных же нужно допросить в экстраординарном порядке и после судебного разбирательства наказать; приговаривая их к временным каторжным работам, не следует превышать меру. То же относится и к ворам в банях. В случае если воры или взломщики или им подобные станут защищаться, используя оружие, но никого при этом не убьют, следует приговорить низших к рудникам, а почтенных — к высылке.
2223 (47. 18. 1) Божественные братья предписали в (своем) рескрипте Эмилию Тирону, что следует казнить тех, кто бежал после взлома тюрьмы. Сатурнин же полагает, что следует казнить (лишь) тех, кто бежал, либо выломав двери (тюрьмы), либо вступив в заговор с остальными (заключенными), находившимися в той же тюрьме, поскольку если побег совершен из-за нерадивости стражников, наказание должно быть мягче. (1) Грабители — это более опасные воры (таково значение слова «грабители»). Их обычно приговаривают к бессрочным или временным каторжным работам, а почтенных (в этом случае) обычно исключают на время из (привилегированного) сословия или заставляют покинуть пределы отечества. Поскольку для них в императорских рескриптах не установлено особое наказание, тот, кто вершит суд, разобрав дело, может назначить наказание по своему усмотрению. (2) Подобным образом следует назначать наказания охотникам за кошельками и деректариям75, так же как и взломщикам. Однако божественный Марк приговорил римского всадника, который совершал кражу денег со взломом, продырявив стену, к пятилетнему изгнанию из провинции Африки, откуда тот был родом, запретив ему также пребывание в Риме и Италии. По рассмотрении дела (президу) следует наказывать взломщиков и прочих вышеупомянутых (преступников) точно так же, в зависимости от тяжести содеянного, лишь бы плебею не было назначено более тяжелое наказание, чем каторжные работы, а почтенному — чем высылка.
2224 (47. 20. 3) Обвинение в мошенничестве разбирается в суде презида. (1) Необходимо иметь в виду, что в мошенничестве можно обвинять тех, кто совершит что-либо с целью обмана, разумеется, если это не вызывает обвинения в чем-либо ином. Ведь то, что в частном судопроизводстве вызывает иск по поводу обмана, в случае (совершения) преступлений влечет судебное преследование по обвинению в мошенничестве. Итак, в том случае, если (совершенное) преступление не подходит под категорию (уже существующих преступлений), мы всегда предъявляем обвинение в мошенничестве. Однако чаще всего (это преступление) имеет место, когда (кто-либо), отдав однажды (свою) вещь в залог одному (лицу), нарушив с помощью хитрости (принятое) обязательство, продаст (ее) другому (лицу) или отдаст в обмен, либо в уплату (долга). Все такие (поступки) представляют собой разновидности мошенничества. Обвинять в мошенничестве следует и того, кто подменит товары или похитит (товары), отданные в залог, или испортит их. Также, если кто-либо совершит обман или заключит тайное соглашение во вред другому (лицу), то (обманщик) может быть обвинен в мошенничестве. И так как незачем перечислять все разновидности (мошенничества), я дал бы (такое) общее определение: «Это преступление имеет место (в тех случаях), когда оно не подходит подкатегорию (уже существующих преступлений)». (2) В законах не установлено наказание за мошенничество, поскольку нет закона, посвященного этому преступлению. Таким образом, наказание за это (преступление) назначают в экстраординарном порядке. Не следует только, чтобы для плебеев это наказание было более тяжелым, чем работа в рудниках. Тех же, кто принадлежит к почтенным, надо приговаривать (не более чем) к временной высылке или к исключению из (привилегированного) сословия. (3) В особенности подлежит обвинению в этом преступлении тот, кто похитит (отданные в залог) товары.
Книга IX
2225 (37. 14. 1) Президы должны выслушивать жалобы патронов на отпущенников и тщательно разбирать их, поскольку недопустимо оставлять безнаказанной неблагодарность (по отношению к патрону). Если окажется, что отпущенник не исполняет своих обязанностей по отношению к патрону, патроне и их детям, то (президу) следует подвергнуть его только телесному наказанию и отпустить, пригрозив наказать его более строго, если он снова даст основание для жалобы. А если отпущенник причинит им обиду или нанесет словесное оскорбление, его до́лжно присудить даже к временному изгнанию; если же он нанесет оскорбление действием, его следует приговорить к рудникам. То же самое, если он (патронов) оклевещет или натравит на них доносчика, или попытается возбудить против них какое-нибудь судебное дело.
2226 (47. 11. 7) Следует строже, чем (простых) воров, наказывать охотников за кошельками, которые, пользуясь своим запрещенным искусством, выкрадывают или утаскивают кошельки, а также так называемых деректариев, то есть тех, кто отправляется в чужие жилища с намерением красть76. Поэтому их или приговаривают к временной каторге, или наказывают палками и отпускают, или присуждают к временной высылке.
2227 (47. 15. 2) (Следует знать, что) в настоящее время те, кто занимается преварикацией, подвергаются экстраординарным наказаниям.
2228 (47. 19. 2) Если предъявлено обвинение в расхищении наследства, (то это дело) презид провинции должен разбирать самолично, ибо всякий раз, когда (в этом случае) нельзя вчинить иск о воровстве, только презид может оказать защиту (пострадавшим). (1) Ведь ясно, что обвинение в расхищении наследства может быть предъявлено (только) в том случае, когда нельзя вчинить иск по поводу воровства, то есть до принятия наследства или же после того как наследство уже принято, но наследник еще не вступил во владение им. Ибо, как всем известно, в этом случае (пострадавший) не имеет права на иск по поводу воровства, хотя известно, что он может вчинить иск о предъявлении (вещи), если тот, кто намеревается востребовать по суду свою вещь, желает, чтобы она была (сначала) предъявлена.
2229 (Coll. 13. 3) Божественный Адриан в рескрипте Теренцию Генциану, (написанном) в его третье консульство за 17 дней до сентябрьских календ78, постановил, что нельзя безнаказанно перемещать межевые знаки, и определил различные виды наказаний (за это преступление). Дословное содержание рескрипта таково: «Несомненно, самым злонамеренным образом поступили те, кто унес межевые знаки, поставленные для обозначения границ (между полями). Однако мера наказания должна устанавливаться в первую очередь исходя из личности (обвиняемого) и его намерений. Ведь если в этом уличены высокопоставленные79, то я не сомневаюсь, что они совершили это для захвата чужих владений. Этих лиц можно наказать временной высылкой, при условии, что это позволяет их возраст. Если же (уличено) лицо, которое ведет имущественные дела другого (человека) или состоит (у него) в услужении, то можно наказывать и (иначе), например назначая им каторжные работы на два или три года. А если межевые знаки были сдвинуты вследствие невежества или же камни украдены были случайно, чтобы их использовать, то достаточно назначить (виновникам) телесное наказание».
2230 (48. 12. 2) Юлиев закон о хлебе80 устанавливает наказание для тех, кто причиняет вред снабжению хлебом или входит в товарищество с целью повысить цену на хлеб. Этот же закон запрещает задерживать корабль (с зерном) или корабельщика или злоумышленно учинять что-либо для того, чтобы задержать (их) подольше. В наказание закон устанавливает штраф в [20 золотых]81.
2231 (Coll. 14. 3) В судах президов часто происходит разбирательство дел на основании Фабиева закона, хотя некоторые прокураторы Цезаря самолично выносят приговоры по этим делам как в Риме, так и в провинциях83. (2) Однако в Риме в силу конституций (принцепсов) судебное разбирательство на основании этого закона должен проводить только префект Города, если (преступление) совершено в Италии в пределах 100 миль (от Рима), а если за пределами 100 миль, то — префекты претория. В провинциях же (соответствующее) судебное разбирательство проводят (именно) президы. Так что в обязанности прокуратора Цезаря оно входит только в том случае, (если) он выполняет в провинции обязанности презида84. Стало быть, обязанности прокуратора начинаются уже после вынесения приговора по (закону Фабия). (3) Хотя обычно прокуратору, управляющему определенной провинцией вместо презида85, не разрешается проводить судебное разбирательство серьезных преступлений86, все же император Антонин постановил, что он может проводить судебное разбирательство на основании Фабиева закона. По конституциям императора Антонина прокуратор получил также (право проводить) судебное разбирательство на основании Юлиева закона о наказании за прелюбодеяние. (4) На основании же Фабиева закона несет ответственность всякий, кто прячет, заключает (или) держит в оковах, продает (или) покупает свободнорожденного римского гражданина, а также лицо, отпущенное на свободу в Италии, либо же пособник в подобных делах. Согласно первой главе того же самого закона в наказание назначается (штраф) в
2232 (48. 15. 2) [Необходимо иметь в виду, что Фабиев закон]87 не распространяется на того, кто продал (своих) рабов в их отсутствие. Ведь одно дело — не иметься в наличии, другое — быть в бегах. (1) Также он не имеет отношения к тому, кто поручил (кому-либо) разыскать и продать (своего) беглого раба, ведь (в этом случае) продают не сбежавшего, (а уже пойманного раба). (2) И сверх того, следует отметить, что сенатусконсульт не имеет силы, когда кто-либо поручит Тицию поймать (своего) беглого раба, с тем, чтобы (Тиций) купил бы его, если поймает. (3) В этом же сенатусконсульте говорится также о господах, которые продают своих сбежавших рабов88.
2233 (47. 11. 8) Сверх того имеются и (другие) преступления, которые разбираются в суде презида; так, например, если кто-либо заявляет, что (письменные) доказательства (по его делу) вероломно выданы (его противнику). Ведь божественные братья поручили судебное разбирательство такого дела префекту Города.
2234 (47. 11. 9) Существуют (преступления), в отношении которых принято назначать наказание по обычаю провинций, как, например, в отношении (преступления), которое в провинции Аравии называют скопелирование. Оно заключается вот в чем: многие скопелируют участки своих недругов, то есть устанавливают на них камни, на которых написано, что всякий, кто станет обрабатывать это поле, погибнет мучительной смертью от рук тех, кто этот камень поставил. Это вызывает такой страх, что к наделу никто не смеет приблизиться, боясь тех, кто поставил (такой) камень. Обычно президы назначают по такому делу суровое наказание вплоть до смертной казни, поскольку оно содержит угрозу смерти.
2235 (47. 11. 10) Также в экстраординарном порядке наказывают тех, кто в Египте повредит или разрушит хоматы, то есть плотины, которые обычно удерживают воду Нила. В зависимости от статуса преступников и меры содеянного зла одних приговаривают к каторге, других же — к рудникам, причем к последним приговаривают в соответствии с общественным положением преступника. А если кто-либо погубит тутовое дерево, то и за это назначается в экстраординарном порядке немалое наказание. Ведь тутовые деревья укрепляют нильские плотины, при помощи которых распределяют и регулируют приток и отток воды. А те, кто нанесет вред плотинам и прорытым в них оросительным каналам, подвергаются наказаниям.
2236 (48. 3. 4) Поручитель, не представивший обвиняемого в суд, в наказание платит штраф. Полагаю, однако, что его следует наказать в экстраординарном порядке, если он сделал это преднамеренно. В случае, когда размер штрафа не указан в договоре о поручительстве или в декрете презида и не удалось выяснить, какую сумму полагается платить по обычаю, презид должен постановить — сколько следует заплатить.
2237 (48. 19. 6 pr.) (В том случае), если кто-либо только для того, чтобы избежать смертной казни, заявит, что он располагает (какими-либо сведениями), касающимися благополучия принцепса, следует подумать — нужно ли отослать его к принцепсу или нет. Многие из президов столь осторожны, что даже после вынесения обвиняемому приговора задерживают приведение его в исполнение, что бы они ни услышали; другие (президы) совершенно нетерпимо относятся к тем, кто ссылается на что-либо подобное. Некоторые (же из президов) не соглашаются отсылать (обвиняемых к принцепсу) в любом случае, но и не отказывают им во что бы то ни стало, а вместо этого выясняют, что именно собираются они сказать принцепсу и какими именно сведениями, касающимися благополучия принцепса, они располагают. И лишь после этого (такие президы) решают — стоит ли задержать приведение приговора в исполнение. Такой образ действий представляется наиболее разумным и умеренным. Впрочем, по моему мнению, выслушивать (обвиняемых) после вынесения приговора вообще не следует, на что бы они ни ссылались. Ведь кто усомнится в необходимости наказания тех, кто во избежание кары пользуется таким приемом и после упорного молчания похваляется, будто знает что-то, касающееся благополучия принцепса. Ибо они не должны были так долго молчать о столь важном деле.
2238 (48. 19. 6. 1) Когда проконсул выявляет вину (рабов) своих комитов или легата, то возникает вопрос — наказать ли их ему самому или оставить (это) преемнику. Однако существует много примеров, когда проконсулы наказывали не только (рабов) своих оффициалов89 или (рабов) более высокопоставленных подчиненных, но и собственных рабов, что и следует делать, чтобы (рабы), устрашенные примером, допускали бы меньше правонарушений.
2239 (48. 19. 6. 2. 8 pr). Теперь нам следует перечислить виды наказаний, которые президы могут назначать каждому (преступнику). Существуют наказания, которые влекут за собой лишение жизни, обращение в рабство, утрату гражданства, изгнание, порку, уплату штрафа, связанного с бесчестьем, потерю какого-либо звания или запрещение заниматься каким-либо делом.
2240 (48. 19. 8. 1—
2241 (48. 19. 8. 4—
2242 (48. 22. 6) В числе (прочих) наказаний существует также ссылка на остров, которая влечет за собой утрату римского гражданства. Однако президы провинций не имеют право назначать в наказание ссылку на остров. Как указано в письме божественного Севера к префекту Города Фабию Цилону, это наказание может назначать (только) префект Города. Поэтому президы провинций, если сочтут нужным сослать кого-либо на остров, должны всякий раз вносить такого человека в список осужденных, (предназначенный) для принцепса, разумеется, записав при этом имя (преступника) и то, что его желательно сослать на остров. Затем, написав так принцепсу, презид должен отослать (ему) подробное донесение (об этом деле), чтобы он установил, нужно ли утвердить мнение (презида) о ссылке на остров. На протяжении того времени, пока ведется переписка, (обвиняемый) должен по приказу презида находиться в тюрьме. (2) Как постановили божественные братья, декурионов городов за серьезные преступления96 следует приговаривать к ссылке или высылке. Поэтому они приказали сослать на остров Приска прямо сознавшегося на суде в совершении убийства и в поджоге.
Книга X
2243 (48. 22. 7 pr. — 19) (Существует) два рода высланных: (во-первых), это — те, кто выслан на остров, (а во-вторых), — те, кому просто запрещено находиться в своей провинции, но не приказано отправиться в ссылку на остров. (1) Однако президы провинций могут высылать на остров (только) в том случае, если (этот) остров находится под их властью, то есть входит в пределы той провинции, которой они управляют, и они имеют возможность указать, на какой именно остров они высылают (осужденного). Если же под властью (президов) нет островов, а они уже объявили в приговоре, что они высылают (подсудимого) на остров, то им следует написать императору, чтобы он сам назначил (какой-либо) остров (как место ссылки)97. Как бы то ни было, (президы) не могут приговорить к высылке на остров, не принадлежащий к их провинции. К приговоренному к высылке следует приставить воина, до тех пор пока император не назначит (какой-либо) остров. (2) Различие между сосланными и высланными заключается в том, что высылать кого-либо на остров можно и на (определенный) срок и бессрочно. (3) (Причем) высланный и на срок и бессрочно сохраняет как римское гражданство, так и право (составления и принятия) завещания. (4) У высланных на (определенный) срок не следует конфисковывать их имущество ни полностью, ни частично, как указано в некоторых (императорских) рескриптах. В них же приговоры тех, кто полностью или частично конфисковал имущество высланных на (определенный) срок, порицаются, однако не настолько, чтобы отменять эти приговоры. (5) В провинции Египет имеется некий род наказаний, аналогичный высылке на остров, — (это) высылка в Оазис98. (6) Подобно тому как (презид) не может выслать на какой-либо остров, находящийся не под его властью, он не имеет права высылки и в провинцию, которой управляет кто-либо другой, то есть презид Сирии, (например), не сможет выслать кого-либо в Македонию. Он может выслать просто за пределы своей провинции. (8) Также (презид) может приговорить к высылке в определенную часть провинции, так чтобы осужденный не покидал определенный город или не выходил за пределы определенного округа. (9) Впрочем, мне известно, что президы обычно высылают в наиболее безлюдные части провинции. (10) Божественные братья постановили в своем рескрипте, что презид может запретить пребывание в своей провинции, но не в чужой. Отсюда следует, что тот, кто был выслан из той провинции, где проживал (в качестве поселенца), может жить у себя на родине. Но наш император со своим божественным отцом предусмотрели этот случай. Ибо в своем рескрипте президу провинции Испании Мецию Пробу они постановили, что тот, кто управляет провинцией, где проживает (осужденный), может запретить пребывание даже в той провинции, откуда он родом. Справедливо обращаться к авторитету этого рескрипта и в отношении тех, кто совершил правонарушение в той провинции, в которой он не проживает в качестве поселенца. (11) Вызывает сомнение, может ли презид провинции, в которой проживает (осужденный) в качестве поселенца, запретить ему пребывание в провинции, откуда он родом, если не запретил (ему) пребывание в своей провинции, как обычно запрещают пребывать в Италии тем, кому не запрещено пребывание в своем отечестве, и не следует ли из этого с необходимостью, что презид должен запретить также и пребывание во вверенной ему провинции. Последнее заслуживает одобрения в большей мере. (12) И наоборот, презид, управляющий провинцией, откуда высланный родом, не имеет права запрещать ему пребывание в той провинции, в которой он живет в качестве поселенца. (13) Стало быть, если принять допущение, что совершивший преступление в чужой провинции может быть выслан ее президом, то получается, что любому высланному нужно запретить пребывание, кроме Италии, еще в трех провинциях: где совершено преступление, там, где преступник проживает в качестве поселенца и там, откуда он родом. И если окажется, что его родиной считаются несколько различных провинций, вследствие статуса его самого либо патронов его отца99, то, по нашему мнению, ему, следовательно, и нужно запретить пребывание в нескольких провинциях. (14) Но некоторым президам, как, например, президам Сирии и Дакий, все же разрешено запрещать пребывание во многих провинциях. (15) Согласно (императорским) постановлениям, тот, кому запрещено пребывание в отечестве, не должен жить в Городе; напротив того, отнюдь не считается, что высланный из Города не может жить в своем отечестве. И об этом говорится во многих (императорских) постановлениях. (16) Если кому-нибудь ясно запрещено пребывание не в его отечестве, но в каком-то городе, то следует рассмотреть, не запретить ли ему пребывание даже в его отечестве, а равно и в Городе, но это чрезмерно. (17) Президы могут устанавливать и обычно устанавливают для высылаемых день изгнания, поскольку объявлять об этом (в приговоре) принято так: «Я высылаю такого-то из такой-то провинции и таких-то островов, и он должен удалиться в такой-то день». (18) Как с полной ясностью предписали божественные братья, высланный может подать прошение принцепсу. (19) В некоторых приговорах принято добавлять, чтобы высланные не пребывали на территории отечества или в пределах городских стен, либо, напротив, чтобы они не покидали пределов отечества или чтобы пребывали в каких-то деревнях100.
2244 (48. 22. 7. 20—
2245 (48. 22. 9)102 Презид может вынести приговор, запрещающий любому лицу покидать свой дом.
2246 (48. 19. 9 pr. — 8) Президы также имеют обыкновение запрещать (кому-либо) выступать в качестве адвоката. (Причем) в иных случаях запрещают навсегда, а порой только на (определенный) срок — то есть на (несколько) лет или даже на время своего управления провинцией. (1) Можно также запретить кому-либо выступать в качестве судебного ходатая за определенных лиц. (2) Запрещено может быть и выступление с судебным ходатайством в суде презида, однако (при этом) не запрещается вести защиту в суде легата или прокуратора. (3) Но если было запрещено выступление с судебным ходатайством в суде легата, то, (как) я полагаю, вследствие этого (осужденный) не имеет права выступать с судебным ходатайством и перед президом. (4) Иногда запрещается не выступление в качестве адвоката, а ведение судебных дел. Однако запрещение вести судебные дела является более тяжелым (наказанием), чем запрещение выступать в качестве адвоката, по крайней мере (в том случае), если (осужденному) не позволяется посвящать себя каким бы то ни было занятиям, связанным с ведением судебных дел. Обычно же (осужденного) в таком случае отстраняют от деятельности правоведа или адвоката, или нотариуса, или судебного консультанта103. (5) Зачастую бывает запрещено также составление каких бы то ни было документов, запись прошений и свидетельских показаний. (6) Обычны и приговоры, запрещающие (осужденному) находиться в том месте, где хранятся официальные документы, то есть в архиве или в (каком-либо другом) хранилище документов. (7) Нередко запрещается также составлять, записывать и запечатывать завещания. (8) Бывает также наказание, заключающееся в запрещении принимать участие в общественных делах; разумеется, в этом случае не возбраняется вмешательство в судебные тяжбы частных лиц, не разрешается (только) вести судебные тяжбы от имени города. Обычно таким (осужденным) предписано приговором держаться вдали от общественных дел.
2247 (48. 18. 9. 9—
2248 (48. 22. 11) Иногда на тех, кто принимает у себя высланных, налагается в наказание денежный штраф, а иногда высылают даже их самих. По крайней мере (в том случае), когда (получившие помощь) были высланы за тяжелое преступление.
2249 (48. 19. 9. 11—
2250 (48. 20. 6) Божественный Адриан в рескрипте Аквилию Брадуе постановил следующее: «Как именно надо понимать (выражение:) “дело о панникулярии”, явствует из самого (этого) слова108. Ведь неверно скажет тот, кто будет называть (словом) “панникулярия” имущество осужденных. И если осужденный имел поясной кошелек, никто не должен требовать его себе (в качестве панникулярии). Но (в это понятие входит) одежда, которая будет на осужденном, мелкие деньги на пропитание, находящиеся в его поясе, или легкие кольца, то есть такое имущество, которое стоит не больше пяти золотых. Но если у какого-нибудь осужденного будет на пальце (перстень) с сардониксом или с другим драгоценным камнем большой стоимости, или если у кого-либо будет за пазухой (долговая) расписка на большую сумму денег, то нет такого правила, по которому это можно будет удержать в качестве панникулярии». Панникулярия — это то, что заключенный принес с собой в тюрьму, это (та) одежда, в которую он облачен, когда его ведут на казнь, как показывает само (ее) название. [И пусть ни спекуляторы, ни опционы не требуют того, что было надето (на осужденном) в тот момент, когда он был наказан.] Президы не должны рассматривать этот разряд (имущества) как свою прибыль, однако им не следует также допускать, чтобы этим имуществом пользовались опционы или комментариенсы109. Но из этих средств следует покрывать (расходы), которые обычно делаются по праву президов, так, например, из этого (фонда) выдавать деньги на пергамент некоторым оффициалам или на награду воинам, если они совершат какой-либо подвиг, а также чтобы одарять оттуда варваров, прибывающих к (президу) или в составе посольства, или по какому-нибудь другому поводу110. Часто даже накопленные (в этом фонде) деньги президы пересылают в фиск, что является чрезмерной щепетильностью, так как было бы (вполне) достаточно, если бы они (просто) не использовались никем для собственных нужд, а употреблялись бы на служебные надобности.
2251 (1. 16. 10) Следует помнить, что проконсул обязан исполнять все свои функции до приезда преемника, поскольку есть только один проконсулат, и для блага провинции требуется, чтобы был кто-либо, через кого провинциалы могли бы решать свои дела, следовательно, он должен вершить суд до приезда преемника. Как указывается в законе Юлия о вымогательствах111 и в рескрипте божественного Адриана к проконсулу Ахайи Кальпурнию Руфу, (проконсул) до собственного отъезда из провинции не должен отпускать своего легата.
ПРИМЕЧАНИЯ