Сборник Харьковского историко-филологического общества в честь проф.
Перевод А. А. Захарова.
I | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 |
II | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 |
III | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 |
1. Об афинском же государственном устройстве, которое они избрали для себя, этот род устройства я не хвалю, потому что, выбрав себе его, они выбрали, что подлая чернь находится в лучшем положении, чем честные граждане: поэтому-то я и не хвалю его. Но раз оно кажется им таким, как хорошо они поддерживают свое государственное устройство и как хорошо справляются они со всем прочим, в чем по мнению прочих Эллинов поступают ошибочно, это я покажу.
2. Прежде всего я буду говорить, что вполне правильно здесь (т. е. в Афинах) бедные и народ имеют большее значение, чем знатные и богатые, ибо народ служит во флоте и придает государству могущество: кормчие, начальники гребцов, пентеконтархи, помощники кормчих, кораблестроители, все они придают государству его мощь гораздо в большей степени, чем гоплиты, благородные и честные. А раз положение дел таково, то кажется справедливым, что в занятии высших государственных должностей и в жеребьевке и в голосовании участвуют все. И всякому желающему из граждан предоставлена свобода слова.
3. Далее, ни одна из должностей, которые, будучи занимаемы знатными людьми, приносят пользу всему народу, а занимаемые незнатными — вред, не составляет предмета притязаний народа, и афиняне не думают, что им следует занимать должности стратегов или гиппархов, так как народ знает, что большую пользу получит он в том случае, когда не сам будет занимать эти должности, а лица наиболее могущественные. Какие же должности оплачиваются жалованьем и выгодны с имущественной стороны, эти должности народ стремится занять.
4. Затем некоторые удивляются, что везде афиняне дают преимущество подлой черни, беднякам и сторонникам демократии, а не честным людям, но в этом-то и обнаруживается их стремление к поддержке демократии. Ведь, бедняки, люди толпы и дурные люди, имея успех и сделавшись многочисленными, возвышают демократию. Если же богатые и достойные люди имеют успех, то сторонники демократии оказывают им сильное противодействие.
5. Во всякой стране существует противодействие демократии со стороны лучших граждан, потому что среди них существует наименьшая распущенность и несправедливость и наибольшее стремление к доблестным делам, в народе же существует величайшее невежество, отсутствие дисциплины и лень: ибо бедность более побуждает их к постыдным делам, чем невоспитанность и невежество, которыми вследствие недостатка средств страдают некоторые из людей.
6. Могут сказать, что следует, чтобы не все вместе могли выступать с речами и быть членами совета, но самые умные и лучшие. Они и теперь дают самые лучшие советы, позволяя говорить и дурным людям. Потому что то, что́ говорили бы и советовали честные люди, было бы для лиц подобных им хорошим, а для сторонников демократии нехорошим. Теперь же дурной человек, поднявшись с желанием (говорить), изыскивает хорошее для него и для ему подобных.
7. Кто-нибудь скажет: итак что же хорошего для себя или для народа может придумать такой человек? Но они полагают, что его невежество, порочность и ласкательство выгоднее добродетели, мудрости и неприязни честного человека.
8. Государство может сделаться могущественным не такими средствами, но демократия в громадном большинстве случаев таким образом спасается. Ведь, когда государство находится в благоприятном положении, народ не желает быть рабом, а свободным и властвовать; дурные же законы мало его заботят. То, что мы считаем отсутствием хороших законов, это самое укрепляет народ и делает его свободным.
9. Если же ты ищешь хороших законов, то прежде всего увидишь, что достойнейшие люди устанавливают законы для себя, затем честные люди будут сдерживать негодяев, совещаться о государстве и не позволять безумцам ни участвовать в совете, ни произносить речи, ни принимать участия в народном собрании. Именно, благодаря этим хорошим средствам народ всего скорее попадает в рабство.
10. С другой же стороны распущенность рабов и метэков в Афинах достигает высшей степени. Здесь нельзя побить раба, или и он не уступит вам. Я объясню, ради чего это вошло в обычай. Если бы закон позволял, чтобы раб, или метэк, или вольноотпущенник получал побои от свободного, то много раз, подумав, что это раб, били бы афинянина, ибо народ здесь носит одежду не лучше рабов и метэков и по виду нисколько не лучше их.
11. Если же удивятся тому, что здесь позволяют рабам быть избалованными и что некоторые из них ведут роскошный образ жизни, то это также имеет основание. Ведь, где существует морское могущество, основанное на деньгах, там господам необходимо покоряться рабам, чтобы мы получали оброк с их труда, и предоставлять им свободу действий. Где же есть богатые рабы, там вовсе невыгодно, чтобы мог раб тебя бояться. В Лакедемоне же мой раб тебя боится.
12. Если же твой раб меня боится, то будет опасность, что он отдаст и свое имущество, лишь бы не бояться за себя, поэтому мы ввели и равноправие для рабов сравнительно с свободными, а для метэков — с гражданами, так как благодаря множеству ремесл и морскому делу государство нуждается и в метэках. Поэтому-то мы, естественно, и метэкам дали равноправие.
13. Если же народ запрещает им занятие музыкой и гимнастическим искусством, то потому, что считает эти занятия нехорошим делом, свойственным только людям могущественным; в хорегиях же, гимназиархиях и триерархиях, как известно, богатые принимают активное участие, а народ пассивное, триерархами и гимназиархами бывают богатые, а народ служит на триерах под их начальством и упражняется в гимназиях под их руководством. Ведь народ считает для себя достойным брать деньги за исполнение песен, за состязания в беге, за пляску и плавание на кораблях, чтобы самому иметь их, и чтобы богатые становились беднее.
В судах же народ менее заботится о справедливости, чем о собственной выгоде.
14. Относительно же того, что, плавая, афиняне доносят о настроении союзников, и ненавидят честных людей, то и это они делают разумно, зная, что правитель по необходимости вызывает ненависть со стороны управляемого; если же в государствах будут иметь значение богатые и честные люди, то господству афинского народа наступит весьма скоро конец. Поэтому-то афиняне и подвергают честных людей атимии, отнимают у них имущества, изгоняют и убивают, негодяев же возвеличивают. Честные же афинские люди спасают честных людей в союзных государствах, зная что для них всегда полезно спасать самых выдающихся лиц в государствах.
15. Могут сказать, что само афинское государство сильно, если союзники будут в состоянии вносить деньги, но сторонникам демократии кажется лучшим, чтобы каждый в отдельности афинянин имел союзнические состояния, а союзники только необходимое для жизни и работы, и чтобы они не были в состоянии злоумышлять.
16. По-видимости афинский народ принял дурное решение и тогда, когда принудил союзников являться на суд в Афины. Но сторонники демократии принимают в расчет, сколько в этом заключается выгоды для афинского народа. Прежде всего он получает в течение года жалование из судебных пошлин; затем, сидя дома, и не посылая кораблей, афиняне управляют союзными государствами, и сторонников демократии спасают, а противников ее губят в судах: если бы каждый из союзников имел суд дома, то в досаде на афинян, они губили бы тех из своих сограждан, которые наиболее расположены к афинскому народу.
17. Сверх того, афинский народ получает и следующие выгоды от разбора в Афинах дел союзников: ведь, прежде всего в пользу города получается большое количество пирейских пошлин в
18. Кроме того, если бы союзники не являлись в суд, то они уважали бы только афинян, приплывающих к ним: стратегов, триерархов и послов; теперь же каждый из союзников в отдельности принужден льстить афинскому народу, зная, что ему должно решать свои споры, приезжая в Афины, не перед кем другим, как перед народом, являющимся законом в Афинах, и они принуждены бить челом в судах и, являясь туда, опираться на толпу. Благодаря этому союзники более становятся рабами афинского народа.
19. Кроме того, благодаря имуществу в чужих странах и властям, посылаемым в чужую страну, и сами афиняне и их слуги незаметно приучаются служить гребцами на кораблях: ведь необходимо, чтобы человек, плавающий много раз, брался за весло и сам он и его слуги и чтобы он изучил названия, употребляющиеся в морском деле.
20. Благодаря же опытности и упражнению в мореплавании они становятся хорошими кормчими; одни стали опытны в управлении транспортными судами, другие — грузовыми, оные отсюда переходят в триеры. Многие же могут прямо, явившись на корабль, взяться за весла, так как заранее привыкли ко всяким жизненным условиям.
1. Тяжело вооруженное войско, которое, кажется, у Афин находится в наименее хорошем положении, в таком положении находится с намерением. Они полагают, что сами они и многочисленнее и малочисленнее врагов; из союзников, вносящих подать, они на суше самые сильные, и они считают достаточным свое тяжеловооруженное войско, если они будут сильнее союзников.
2. Сверх того, и обстоятельства случайно сложились для них удачно: властвующим на суше возможно сражаться, объединившись из малых городов под одно начальствование: для властвующих же на море, сколько бы ни было островитян, невозможно соединить свои государства в одно целое, потому что море находится на середине, господами же положения являются господствующие на море. Если бы и возможно было для островитян тайно собраться на один остров, то они погибнут от голода.
3. Из государств же на материке, управляемых афинянами, крупные управляются с помощью страха, мелкие с помощью выгод. Потому что нет ни одного государства, которое не нуждалось бы во ввозе и вывозе чего-либо. А этого не будет у него, если оно не будет подвластно владыкам моря.
4. Затем государствам, господствующим на море, возможно всегда делать то, что господствующие на суше могут делать лишь иногда, именно грабить страну более сильных; ведь возможно приплыть и высадиться там, где нет никакого врага или где он малочислен; если же придет более многочисленный неприятель, то отплыть, севши на корабли. И делающий это менее нуждается, чем являющийся на помощь на суше.
5. Затем господствующим на море возможно отплывать от своей страны на столько, на сколько они хотят плыть; господствующим же на суше нельзя удаляться от своей страны на много дней пути, потому что передвижение по суше медленно и пехоте невозможно иметь хлеб на продолжительное время. Пехоте приходится идти по дружественной стране или победить в сражении, морскому же войску, когда оно сильнее, возможно высадиться на сушу, а в противном случае, плыть мимо, пока придут в дружественную страну или к уступающим им (силой).
6. Затем неурожай, который бывает от Зевса, государства, сильные на суше, переносят с трудом, господствующие же на море — легко. Ведь не вся же земля одновременно дает неурожай, так что господствующим на море (припасы) привозятся из урожайных мест.
7. Если же должно вспомнить и о менее важном, то благодаря господству на море прежде всего встречаясь в разных местах и с разными… они узнали всяческие вещи для пиров
или на Кипре, или в Египте, или в Лидии, или на Понте, или в Пелопоннесе, или где-нибудь в другом месте, все это собирается в одно место благодаря господству на море.
8. Затем, слушая всякую речь, афиняне выбрали из одной одно, из другой другое. И в то время как прочие Эллины более пользуются и собственным говором и собственным образом жизни, и собственной одеждой, у афинян все смешанное от эллинов и варваров.
9. Жертвы фимиамов, жертвоприношения, праздники и святыни, народ, зная, что нельзя каждому из бедных приносить жертвы, пировать, приобретать жертвенных животных и населять прекрасный и богатый город, нашел каким образом это будет. Государство на общественный счет приносит обильные жертвы, народ же является пирующим и делящим по жребию жертвы
10. И гимназии, и бани, и раздевальни есть особые у некоторых богачей, сам же народ себе воздвигает много собственных палестр, раздевален и бань, и более пользуется ими чернь, чем немногие состоятельные лица.
11. Из эллинов и варваров, одни только афиняне могут иметь богатство. Ведь если какой-нибудь город богат кораблестроительным лесом, куда будет он сбывать его, если не убедит господ моря купить? Если же какой-нибудь город богат железом, медью или льном, куда он будет сбывать все это, если не убедит владык моря. Из этого-то у нас и корабли: от одного дерево, от другого железо, от третьего медь, от четвертого льняная материя, от пятого воск.
12. Кроме того, тем, кто является нашими противниками, мы или воспрепятствуем продаже на сторону, или они будут пользоваться не морем. А я, не делая ничего, из чужой страны все это имею благодаря морю, ведь ни одно государство не имеет одновременно двух из этих вещей, в нем не бывает сразу лес и лен, но та страна, где всего больше льна, ровна и безлесна; в одном и том же государстве не бывает железа и меди, или чего другого два или три в одном государстве, но в одном бывает одно, в другом другое.
13. При этом еще вдоль всякого берега бывает или выдающийся вперед мыс или лежащий вблизи остров, или какое-нибудь узкое место, так что господствующий на море, блокируя здесь, может вредить жителям материка.
14. В одном только у них недостаток: если бы афиняне были господами моря, живя на островах, то они могли бы делать зло по желанию, без всякого риска, пока они господствуют над морем, и не бояться, чтобы их земля была опустошена высадившимися врагами, теперь же землевладельцы, богатые афиняне, более льстят врагам; а народ, так как хорошо знает, что враги у него ничего не сожгут и не разрушат, живет без страха и не льстя им.
15. Кроме того, афиняне освободились бы и от другого страха, если бы жили на острове, именно, их город никогда не был бы изменнически выдан немногими, ворота не были бы открыты и враг не напал бы на них врасплох. В самом деле, как могло бы случиться это с жителями острова? Ни одна часть граждан не бунтовала бы против народа, если бы они жили на острове; тогда как теперь, если бы стали враждовать, то враждовали бы в надежде на помощь со стороны врагов, рассчитывая призвать их себе по суше. Если же они жили бы на острове, то и с этой стороны они были бы спокойны.
16. Так как с начала им не пришлось жить на острове, то они теперь делают следующее: все свое могущество они возлагают на острова, веря в господство на море, и равнодушно смотрят на разграбление Аттики, зная, что, если они будут жалеть о ней, то лишатся большего количества других благ.
17. Еще же для государств, имеющих олигархический образ правления, необходимо твердо соблюдать союзы и клятвы; ведь если они не остаются верными договорам или переступают клятвы, то терпящий несправедливость знает, от кого он ее терпит, потому что невозможно прикрываться именами других лиц или отвратить обвинение от немногих, которые сделали постановление. Все же, что́ постановляет народ, возможно ему тотчас уничтожить одной исефизмой, приписать вину оратору или внесшему предложение и отрицать свою вину, в других случаях они не были тогда в собрании и им не нравится то постановление. И если это окажется невыгодно для народа, то являются тысячи предлогов, чтобы не делать того, чего не хотят. И если случится какое-нибудь несчастие от народного постановления, то народ обвиняет, что немногие люди, делая вопреки ему, причинили вред, если же произойдет что хорошее, то он приписывает это себе.
18. И они не позволяют выводить в комедиях и злословить народ, чтобы самим не слушать злословия, частные же нападки поощряют; если кто-нибудь захочет вывести в комедии кого-нибудь, то они хорошо знают, что представленный в комедии будет по большей части не из народа и не из толпы, но или богатый, или знатный, или могущественный. Из бедных и сторонников демократии в комедии выводятся только немногие, которые мешаются не в свои дела и стараются чем-нибудь выдаваться над народом, так что они не огорчаются, что в комедии представляются подобные лица.
19. Итак, я утверждаю, что афинский народ знает, кто из граждан честные люди и кто негодяи, и, зная это, они любят людей удобных и полезных для них самих, даже если те негодяи, честных же людей более ненавидят, так как думают, что добродетель у них служит для собственной пользы, но на зло народу……
И наоборот, некоторые, узнав, какова в действительности природа демократии, являются ее противниками……
20. Я прощаю самому народу его демократичность, потому что всякому извинительно делать себе полезное. Кто же, не будучи расположен к народу, предпочитает жить в демократическом государстве, а не в олигархическом, тот делает это с злым умыслом, зная, что злодею легче остаться безнаказанным в демократическом государстве, чем в олигархическом.
1. И относительно афинского государственного устройства, этот род его я не хвалю; но раз они решили ввести демократию, то, мне кажется, что они хорошо охраняют ее, применяя вышеуказанные средства.
Некоторые, я замечаю, порицают афинян еще и за то, что иногда здесь нельзя человеку, ожидающему даже год, вступить в сношение с советом или народным собранием. И это в Афинах происходит не по чему другому, как потому, что вследствие множества дел занимающиеся ими не могут удовлетворить всех.
2. В самом деле, как это может быть, когда прежде всего нужно справлять столько праздников, сколько не справляет ни одно греческое государство; в праздники же с меньшим удобством можно исполнять только некоторые из государственных дел. Затем должно рассмотреть столько общественных и частных жалоб и отчетов, сколько не рассматривает никто. А совет решает много дел и о войне, и о денежных доходах, и о законодательстве, и текущие городские и государственные дела, и дела о союзниках, о приеме подати, заботится о верфях и о храмах. Что же удивительного, если при таком количестве дел невозможно удовлетворить всех людей?
3. Некоторые говорят, что если кто явится в совет или народное собрание с деньгами, дело того решается. Я бы согласился с ними, что в Афинах многое совершается с помощью денег, и еще больше бы совершилось, если бы давали больше денег. Однако я хорошо знаю, что город не способен удовлетворить всем нуждающимся в суде, сколько бы кто ни давал афинянам золота и серебра.
4. Должно судить и в тех случаях, если кто не снарядил должным образом свой корабль или если истратил на постройки что-нибудь из общественных сумм. Кроме того надо произвести докимасию хорегов при Дионисиях, Фаргелиях, Панафинеях…… Прометеях и Гефестеях каждый год. Каждый год назначается 400 триерархов и нужно относительно желающих из них произвести докимасию из года в год. Кроме того, надо произвести докимасию относительно властей, произвести разведки относительно сирот и назначить стражу для узников.
5. По временам приходится судить дела по войску или если случится какое-нибудь другое внезапное несправедливое дело, если кто-нибудь совершит необычайное преступление или если явятся безбожники. Очень многое я еще пропускаю. Главнейшим делом затем считается назначение дани, и это бывает, как большая часть дел, каждый пятый год.
6. Что же? всего этого не должно, вы думаете, разбирать? В самом деле пусть скажут, чего не следовало подвергать разбирательству здесь, в Афинах? Если же придется согласиться, что все это нужно подвергать разбирательству здесь, то это необходимо (делать) в течение года, а не как теперь, когда, творя суд в течение года, делают так, что ввиду массы людей отпускают на свободу поступающих несправедливо.
7. На это кто-нибудь скажет, что производить суд, конечно, надо, но судей слишком мало. Итак, необходимо, если оказывается мало дикастериев, увеличить их число, если же увеличить их число, то в каждом суде будет мало судей, так что легче будет и хитростью приготовляться к немногочисленным судьям и подкупить, ибо надо согласиться, что меньшее число судей судит гораздо несправедливее.
8. Кроме того, нужно подумать и о том, что афинянам приходится справлять праздники, в которые нельзя производить суд, а они справляют праздников вдвое больше чем другие.
А я причисляю Афины к городам справляющим наименьшее число праздников.
Раз обстоятельства находятся в таком положении, я утверждаю, что в Афинах нельзя вести дела иным образом, чем теперь, исключая самых незначительных изменений; значительного же ничего нельзя изменить без того, чтобы чего-нибудь не отнять у демократии.
9. Ведь действительно можно найти многое, чтобы улучшить государственный строй, но чтобы могла оставаться демократия в достаточной степени, и чтобы при этом улучшился и государственный строй, это нелегко придумать, разве, как я только что сказал, что-нибудь отнять или прибавить из мелочей.
10. Мне кажется, что афиняне неправильно постановляют решения, что в возмутившихся государствах принимают сторону худших людей; они делают это с намерением, потому что, если бы они становились на сторону лучших, то они принимали бы сторону лиц, нисколько не заботящихся о них самих. Ведь ни в одном государстве лучшая часть населения не сочувствует демократии…… но во всяком государстве ей сочувствует самая худшая часть, потому что свой своему поневоле брат.
11. Поэтому афиняне выбирают подходящее для самих себя; всякий же раз как они пытались принимать сторону лучшей части населения, это не приносило им пользу, но…… скоро народ стал рабом…… Беотийцам…… Когда они приняли сторону лучших людей Милета, вскоре они, отложившись, ниспровергли демократию…… Когда же они приняли сторону лакедемонян против мессенцев, то лакедемоняне, подчинив мессенцев, вскоре начали войну с афинянами.
12. Кто-нибудь может предположить, что никто в Афинах не лишался несправедливо гражданских прав. Я же утверждаю, что есть некоторые люди, которые были лишены прав несправедливо, хотя они и немногочисленны. Но нет недостатка в многих нападавших на афинскую демократию.
13. Так как обычно не обращают никакого внимания на людей, которые справедливо подверглись лишению прав, а обращают внимание на подвергнувшихся этому несправедливо, то несправедливо может подумать кто-нибудь, что в Афинах многие лишаются прав, когда народ является господином власти. В Афинах лишены прав бывают за злоупотребление властью и за несправедливые слова или поступки. Нужно принять это во внимание, чтобы не считать, что в Афинах есть что-то ужасное со стороны лишенных прав.