Философские трактаты

О природе богов. О дивинации. О судьбе.

Предметный указатель

Текст приводится по изданию:
Марк Туллий Цицерон. Философские трактаты. М., «Наука», 1985.
Перевод с латинского и комментарии М. И. Рижского.
Отв. редактор, составитель и автор вступит. статьи доктор философ. наук Г. Г. Майоров.

[П — «О при­ро­де богов», Д — «О диви­на­ции», С — «О судь­бе».
Рим­ская циф­ра ука­зы­ва­ет кни­гу, араб­ская — пара­граф.]

Авгу­рии, ауспи­ции П I, 14; II, 9, 11; III, 5; Д I, 3, 25—26, 28—29, 30—33, 77, 105; II, 70—74, 76—78, 81

вынуж­ден­ные Д I, 27—28; II, 73

истин­ность нау­ки П II, 10

кри­ти­ка авгу­рий Д II, 70—80

у раз­ных наро­дов Д I, 90; II, 76

и суе­ве­рия Д I, 105; II, 70—80

пре­не­бре­жи­тель­ное отно­ше­ние к авгу­ри­ям П II, 7, 9, Д I, 28—30, 105; II, 76—77

Авгу­ры, авгур­ские

древ­ние Д I, 3, 87, 88, 107

искус­ство Д II, 80

кни­ги П II, 11; Д I, 72

кол­ле­гии П II, 11; Д I, 28

нау­ка П II, 11; Д II, 70, 76

пти­цы П II, 160; Д I, 12, 20, 120; II, 72, 79—80

цари Д I, 3, 88—90

объ­ект насме­шек Д I, 105

раз­но­гла­сия Д II, 82

Авто­ри­тет П I, 10

Ака­де­мия (Ста­рая, Сред­няя, Новая), ака­де­ми­ки П I, 1, 6, II, 13, 72, 80; II, 1—2, 20, 147; Д I, 5, 7

метод П I, 1, 6, 11—12, Д II, 150; С 4

Акси­о­мы

опре­де­ле­ние С, 1

истин­ные, лож­ные С, 20

ни истин­ные, ни лож­ные С, 20

Анти­ци­па­ция

опре­де­ле­ние П I, 43

о богах П I, 44

Аст­ро­ло­гия (аст­ро­но­мия) Д I, 1, 285; II, 146

как древ­няя нау­ка Д I, 2, 36

и пред­опре­де­ле­ние Д I, 85, С, 11

по мне­нию раз­ных уче­ных и фило­со­фов Д II, 87, 88, 90

кри­ти­ка аст­ро­ло­гии Д II, 87—99

Ате­изм, ате­и­сты, сомне­ваю­щи­е­ся в суще­ст­во­ва­нии богов, раз­ру­шаю­щие рели­гию П I, 2, 61—63, 117—119; III, 89

Ата­ра­к­сия, без­мя­теж­ность П I, 53

богов П I, 45, 51, 102

Ато­мы, неде­ли­мые (по Эпи­ку­ру)

плот­ные и неде­ли­мые тель­ца П II, 93

бес­чис­лен­ные носят­ся в про­стран­стве П I, 54; II, 93

спла­чи­ва­ют­ся и обра­зу­ют все тела П I, 54

обра­зо­ва­ли и обра­зу­ют бес­чис­лен­ные миры П II, 93

и их фор­мы П I, 66

и их откло­не­ние П I, 69; С, 18


Безмя­теж­ность (см. Ата­ра­к­сия)

Бес­ко­неч­ность, бес­ко­неч­ное П I, 28

вре­мя П I, 2, 22

про­стран­ство П I, 73

Бес­пре­дель­ность, бес­пре­дель­ное

про­стран­ства П I, 54, 73

Бес­те­лес­ность

бога по Пла­то­ну П I, 30

Бес­чис­лен­ность

миров П I, 73

Бла­го­че­стие П I, 3, 14

опре­де­ле­ние П I, 116

важ­ность П I, 3

име­ет смысл, если есть от богов возда­я­ние П I, 115—116

Бла­жен­ство, бла­жен­ный(е)

богов по Эпи­ку­ру П I, 45, 50—52, 95, 106

Бог, боги, боже­ство, при­ро­да богов, уче­ние о богах

как пред­мет фило­со­фии П I, 1

труд­ность и тем­нота вопро­са П I, 1, 17; III, 93

по Эпи­ку­ру П I, 18—56

дока­за­тель­ства суще­ст­во­ва­ния П I, 43—44

име­ют чело­ве­че­ский образ П I, 46—48

бес­смерт­ны, веч­ны П I, 44—45, 47, 50—51

оби­та­ют меж­ду мира­ми П I, 18, Д II, 40

без­мя­теж­ны, не име­ют забот П I, 45, 50, 51

ниче­го не дела­ют П I, 51

бла­жен­ны П I, 44, 48, 50—51

не пекут­ся о чело­ве­че­ских делах П I, 3

заслу­жи­ва­ют покло­не­ния из-за совер­шен­ства их при­ро­ды П I, 56

пости­га­ют­ся не чув­ства­ми, а умом П I, 49 (см. так­же Ате­изм, Кри­ти­ка)

по уче­нию сто­и­ков:

дока­за­тель­ство суще­ст­во­ва­ния П II, 4—16

есть мир в целом П II, 21, 36, 37, 39, 45, 60 (см. так­же Мир)

звезды долж­ны быть при­чис­ле­ны к богам П II, 42

обо­жест­влен­ные доб­ле­сти, доб­ро­де­те­ли и дру­гие поня­тия П II, 61

обо­жест­влен­ные люди П II, 38, 62

обо­жест­влен­ные при­род­ные бла­га П I, 38

это глав­ная сущ­ность (prin­ci­pa­tum) мира, кото­рая заклю­ча­ет­ся в его уме и разу­ме П I, 39

и про­виде­ние П II, 77

разум­ны и доб­ро­де­тель­ны П II, 78—79

устро­и­ли мир и управ­ля­ют миром П II, 73—77

про­яв­ля­ют доб­роту к людям П II, 60, 164; Д II, 103

созда­ли для людей мир и его бла­га П I, 4, 21; II, 133, 154, 158

обра­зо­ва­ли тело чело­ве­ка совер­шен­ным П II, 34 (см. так­же Чело­век)

даро­ва­ли людям ум и доб­ро­де­те­ли П II, 79

откры­ли людям диви­на­цию П II, 162—163 (см. так­же Диви­на­ция)

пекут­ся о роде чело­ве­че­ском и об отдель­ных людях П II, 60, 164—167

пекут­ся о вели­ком, малым пре­не­бре­га­ют П II, 167

выду­ман­ные П II, 70

народ­ные П I, 32

при­род­ные П I, 32

раз­ных наро­дов П I, 81, 101; III, 39, 47

(см. так­же Ате­изм, Звезды, Мир, Кри­ти­ка)


Вдох­но­ве­ние Д I, 4114

боже­ст­вен­ное Д 1, 12, 38, 89

Вера П I, 4

Веро­ят­ность, веро­ят­ное П I, 12

Веч­ность П I, 22

Вле­че­ния, стрем­ле­ния П II, 57

Воля, сво­бо­да воли, дей­ст­вий, С, 9—11

и необ­хо­ди­мость, и при­чин­ность, и судь­ба П I, 69; С, 8, 10—11, 20, 23—24, 31, 39—45

Вре­мя П I, 21—22

и веч­ность П I, 22

бес­ко­неч­ное П I, 22

про­дви­га­ет­ся напо­до­бие раз­ма­ты­ваю­ще­го­ся кана­та Д I, 127

Всё (om­ne), сово­куп­ность все­го, Все­лен­ная

обла­да­ет умом и бес­ко­неч­но (по Ксе­но­фа­ну) П I, 28

есть бог П I, 28

Все­лен­ная (uni­ver­sum) П I, 24; II, 30

Выска­зы­ва­ния

истин­ные, лож­ные, С, 17—20, 28, 37


Гармо­ния

и все­об­щая согла­со­ван­ность и вза­и­мо­связь в мире П II, 19; Д II, 34

Гаруспи­ции

как нау­ка, искус­ство П II, 91—92; Д II, 50—51

пере­ня­ты рим­ля­на­ми от этрус­ков П II, 10, 92

по мне­нию раз­ных фило­со­фов и уче­ных Д II, 30, 35

при­ду­ма­ны людь­ми Д I, 33

заслу­жи­ва­ют почте­ния из ува­же­ния к государ­ству и обще­ст­вен­ной рели­гии Д II, 28

Гаруспи­ки Д I, 33, 36, 85

этрус­ки Д I, 19

тол­ку­ют по-раз­но­му пока­за­ния внут­рен­но­стей Д II, 28

мно­го раз под­во­ди­ли Д II, 53

ино­гда пред­ска­за­ния сбы­ва­лись слу­чай­но Д II, 63

Гео­мет­рия П II, 48; Д II, 10

Год вели­кий Д II, 51

Гори­зонт Д II, 92

Горо­скоп(ы) Д II, 87—98

кри­ти­ка веры в горо­ско­пы Д II, 90—96


Демо­ний (Сокра­та) Д I, 122

Диа­лек­ти­ка(и) П I, 70, 89; Д I, 11; II, 103, 115

Диви­на­ция П I, 55; II, 162

эти­мо­ло­гия сло­ва Д I, 1

опре­де­ле­ние П II, 163; Д I, 1, 9; II, 13, 130

пред­мет Д II, 9

и нау­ка Д I, 12

дока­за­тель­ства суще­ст­во­ва­ния Д I, 1, 2—3, 84

древ­ность Д I, 25, 37

про­ис­хож­де­ние Д I, 25

виды П II, 7, 9, 11—12

есте­ствен­ная Д I, 11—12, 34, 37, 110

искус­ст­вен­ная Д I, 11—12, 72, 125

у раз­ных наро­дов Д I, 2—3, 25, 47, 90, 91—92

и ора­ку­лы Д I, 37—38 (см. так­же Ора­ку­лы)

и сны Д I, 39—63 (см. так­же Сны, сно­виде­ния)

и отно­ше­ние к ней раз­ных фило­со­фов Д I, 5, 12, 52—53, 62—64, 70—72, 81—82, 86—87, 102, 113, 125; II, 35, 40, 100, 101—110, 130

и гада­ния Д I, 72

и тол­ко­ва­ние Д I, 72—73

невоз­мож­на Д II, 15—17, 20, 21, 22

бес­по­лез­на Д II, 9

Доб­ро­де­тель(и), доб­лесть (vir­tus) П I, 3

не может быть без разу­ма П I, 48

дея­тель­на П I, 110

Дух, душа

мира, Все­лен­ной П I, 27, 39

чело­ве­че­ская заим­ст­во­ва­на от внеш­ней боже­ст­вен­ной П III, 27; Д I, 70, 110; II, 119

суще­ст­во­ва­ла извеч­но Д I, 115, 131

пре­бы­ва­ла в обще­нии с бес­чис­лен­ны­ми душа­ми Д I, 84, 115; Д II, 119

воздух напол­нен бес­смерт­ны­ми душа­ми Д I, 64; II, 119

во сне пол­на жиз­ни и энер­гии Д I, 63

во сне про­видит буду­щее Д I, 63; осо­бен­но перед смер­тью Д I, 63, 65

заклю­ча­ет в себе некий ора­кул Д II, 100

остав­ля­ет тело при исступ­ле­нии Д I, 66

после смер­ти навсе­гда остав­ля­ет тело Д I, 63

части души Д I, 60—61, 70

дви­же­ния души С, 25

бес­при­чин­ное дви­же­ние С, 24

пустое дви­же­ние П I, 106

само­про­из­воль­ные дви­же­ния С, 25

сво­бод­ное и неза­ви­си­мое дви­же­ние Д I, 4


Есте­ство­зна­ние (phy­sio­lo­gia) П I, 20, 41


Жизнь

счаст­ли­вая (по Эпи­ку­ру) П I, 53

счаст­ли­ва, если доб­ро­де­тель сама в себе нахо­дит удо­вле­тво­ре­ние Д II, 2

Жре­бий, гада­ние по жре­бию

нуме­рий­ский Д II, 86

может иметь боже­ст­вен­ный харак­тер Д I, 34

выду­ман гада­те­ля­ми из коры­сти или по суе­ве­рию Д II, 85

выхо­дит из употреб­ле­ния Д II, 85—87


Закон(ы) П I, 44; II, 79; III, 148; Д I, 19

боже­ст­вен­ный П I, 36

есте­ствен­ный (na­tu­ra­lis) П I, 36

Затме­ния Солн­ца, Луны (см. Солн­це, Луна)

име­ют есте­ствен­ное объ­яс­не­ние Д II, 17

могут быть пред­ска­за­ны Д I, 112; II, 17

как зна­ме­ние Д I, 18

Звезды

блуж­даю­щие и непо­движ­ные, их пути и дви­же­ния П II, 49, 53, 54, 103; Д II, 10

лож­ные, лишен­ные разу­ма, падаю­щие (см. Метео­ры)

вра­ща­ют­ся П II, 117

про­изо­шли из эфи­ра, рож­да­ют­ся в эфи­ре П II, 42

име­ют огнен­ную при­ро­ду П II, 117

име­ют шаро­об­раз­ную фор­му П II, 117

неиз­ме­ри­мой вели­чи­ны П II, 92

дви­жут­ся по сво­ей воле, соб­ст­вен­ным побуж­де­ни­ем П II, 43

живые, спо­соб­ны чув­ст­во­вать и мыс­лить П II, 42

ока­зы­ва­ют вли­я­ние на судь­бы людей Д I, 18 (см. так­же Аст­ро­ло­гия, Горо­ско­пы)

долж­ны быть при­чис­ле­ны к богам П II, 42, 57

и диви­на­ция (см. Диви­на­ция)

Зем­ле­тря­се­ния — при­чи­ны их невоз­мож­но знать Д II, 31

пред­виден­ные Д I, 112

как зна­ме­ние Д I, 18; 97

Зем­ля(и)

плот­ная, шаро­об­раз­ная П II, 98

рас­по­ло­же­на в цен­траль­ной части мира П II, 91, 98

сама собой округ­ле­на тяго­те­ни­ем П II, 98

все ее части тянут­ся к цен­тру силой тяже­сти и веса П II, 116

сво­и­ми испа­ре­ни­я­ми пита­ет воздух и эфир П II, 83

полу­ча­ют пита­ние от выше рас­по­ло­жен­ных при­род П II, 83

опи­са­ние П II, 91, 98—100

смер­то­нос­ные, нездо­ро­вые, здо­ро­вые Д I, 79

Зна­ме­ния П II, 162; Д I, 3, 13—23, 25, 34—36, 53

кри­ти­ка диви­на­ции по зна­ме­ни­ям Д II, 54—59, 65—70, 83

Зна­ние(я), позна­ние (scien­tia, cog­ni­tio)

верх совер­шен­ства даже в боже­стве П II, 147

име­ет вели­кую силу П II, 147

пред­ва­ри­тель­но зало­жен­ные (in­si­tae) и врож­ден­ные (in­na­tae) П I, 44 (см. так­же Анти­ци­па­ция)

Зоди­ак П II, 52, 53


Игры

бро­са­ние играль­ных костей Д I, 23, 85

в паль­цы Д II, 85

посвя­щен­ные богам Д I, 55

олим­пий­ские Д II, 144

Исо­но­мия (рав­но­мер­ное рас­пре­де­ле­ние) П I, 50, 109

Искус­ство П II, 57, 87

крас­но­ре­чия П II, 148

авгу­рий Д II, 80

гаруспи­ций Д II, 50—51

Исти­на, истин­ное П I, 12; С, 13

и веро­ят­ное П I, 12

и лож­ное П I, 12

извеч­ная П I, 40, 55; С, 33

Исступ­ле­ние Д I, 1, 3, 34, 66, 80

и поэты Д I, 80, 114, 115, 117


Киник(и) П III, 83

Кире­на­и­ки П I, 2

Коме­ты («воло­са­тые звезды»)

как зна­ме­ние П II, 14; Д I, 18

Крас­но­ре­чие

вла­ды­чи­ца мира П II, 148

Кра­сота мира П II, 18, 95—96

чело­ве­ка П I, 47—48, 76

Кри­ти­ка уче­ний Эпи­ку­ра (с пози­ций Новой Ака­де­мии)

об ато­мах и пусто­те П I, 65—67, 69, 73, 110

об откло­не­нии ато­мов П I, 69; С, 18

о дока­за­тель­ствах суще­ст­во­ва­ния богов П I, 62—64, 100, 109

о бес­смер­тии богов П I, 68, 71

о место­пре­бы­ва­нии богов П I, 103

о теле бога П I, 71, 74

о чело­ве­че­ском обли­ке богов П I, 76, 89—99

об ата­ра­к­сии богов П I, 102

о бла­жен­стве богов П I, 68, 86, 89, 110—114

Кри­ти­ка уче­ния сто­и­ков (с пози­ций Новой Ака­де­мии)

о дока­за­тель­ствах суще­ст­во­ва­ния богов П III, 14—17

о том, что мир — это бог П III, 20—30

о боже­ст­вен­но­сти звезд, про­слав­лен­ных людей, неоду­шев­лен­ных вещей и явле­ний П III, 40—41, 51

о том, что боги обла­да­ют разу­мом и доб­ро­де­те­лью П III, 38—39

о тол­ко­ва­нии имен богов П III, 62

о разу­ме, как бла­го­де­тель­ном даре людям от богов П III, 66—80

о том, что боги пекут­ся о людях и возда­ют им по заслу­гам П III, 80—90


Логи­ка

как искус­ство рас­суж­де­ния С, 1


Маг, маги

и их вымыс­лы П I, 43

тол­ко­ва­те­ли снов Д I, 46—47

авгу­ры Д I, 90—91

Мегар­ская шко­ла С, 10

Меди­ци­на

и диви­на­ция Д I, 24; 112

Меж­ду­ми­рия (Эпи­ку­ро­вы) П I, 18

Метео­ры («лож­ные звезды»)

лише­ны разу­ма П II, 56

носят­ся ниже луны П II, 56

пада­ют на зем­лю П II, 56

как зна­ме­ние (факел Феба) Д I, 97; II, 18

Мило­сер­дие

и гнев богу чуж­ды (по Эпи­ку­ру) П I, 45, 121

людям свой­ст­вен­но П I, 121—122

Мир, миры, Все­лен­ная, Всё, при­ро­да вещей

это ато­мы и пустота П I, 73

бес­ко­не­чен Д II, 103

бес­чис­лен­ное мно­же­ство П I, 53, 73

создан(ы) при­ро­дою П I, 53

име­ют раз­ные фор­мы П II, 48

рож­да­ют­ся и гиб­нут П I, 73 (см. так­же При­ро­да)

целое, при­спо­соб­лен­ное для сохра­не­ния сво­его суще­ст­во­ва­ния П II, 115

име­ет фор­му шара П I, 24; II, 47 (ср. Шар)

име­ет край и конец Д I, 91

вра­ща­ет­ся П I, 24; II, 46; Д I, 18

наде­лен чув­ства­ми и душою П I, 18; II, 22, 47

живое суще­ство П II, 22

обла­да­ет совер­шен­ным разу­мом П II, 18, 21, 32—36, 38, 77

обла­да­ет доб­ро­де­те­лью П II, 39

мудр, бла­жен и вечен П II, 21, 36

есть бог П II, 21, 36, 39, 45, 47

создан для богов и людей П II, 133, 158—160

устро­ен и управ­ля­ет­ся про­виде­ни­ем богов П II, 73—75

сго­рит в миро­вом пожа­ре и воз­ро­дит­ся П I, 20; II, 118 (см. так­же Бог, Звезды, Кри­ти­ка, Солн­це)

Мол­нии

при­чи­ны Д II, 44,

как зна­ме­ние П II, 14; Д I, 18—20, 82, 98

и диви­на­ция Д II, 42, 74, 81

и кри­ти­ка диви­на­ции по мол­нии Д II, 42, 44—45

Мораль С, 1

Музы­ка

и диви­на­ция Д I, 114


Набож­ность (sancti­tas) П I, 8, 4, 113, 123

опре­де­ле­ние П I, 113

Наслаж­де­ния духов­ные, телес­ные, чув­ст­вен­ные П I, 29, 111, 113

богов П I, 20, 111

как выс­шее бла­го Д II, 81

Нача­ло, нача­ла

гла­вен­ст­ву­ю­щее в чело­ве­ке, во всей при­ро­де П II, 29

оду­шев­лен­ные П II, 76

Неве­же­ство П II, 48, 72

Необ­хо­ди­мость П II, 76

есте­ствен­ная Д II, 17

фаталь­ная П I, 40, 55

и сво­бо­да воли (см. Воля)

Нече­стив­цы П I, 63; II, 6


Обеты П III, 93

Обо­готво­ре­ние, обо­жест­вле­ние П I, 101, 118—119; II, 62

Образ, обра­зы П I, 26, 29, 47, 48, 73, 106—109; II, 76

пере­хо­дя­щие от богов и людей (по уче­нию Демо­кри­та и Эпи­ку­ра) П I, 49, 106—110; Д II, 120

богов по уче­нию Демо­кри­та Д II, 137

Огонь

миро­вой (fe­ruor mun­di) П II, 30

все­про­ни­каю­щий, под­дер­жи­ва­ет все части мира П 11, 25

воз­буж­да­ет в при­ро­де силу про­из­во­дить и рож­дать П II, 26

гла­вен­ст­ву­ю­щее нача­ло (prin­ci­pa­tum) всей при­ро­ды П II, 29

душа мира П II, 33

Одоб­ре­ние С, 40, 42, 44

Ора­кул, ора­ку­лы

Аммо­на, Дель­фий­ский, Додон­ский Д I, 3

Апол­ло­на, Пифии Д I, 3, 37, 42; Д II, 115

в кни­гах этрус­ков Д I, 20

дву­смыс­лен­ные, тем­ные Д II, 115—116

в душе чело­ве­ка Д II, 100

во сне или в состо­я­нии боже­ст­вен­но­го исступ­ле­ния Д I, 34, 38

и тол­ко­ва­те­ли их Д I, 34


Память Д I, 127

Пери­па­те­ти­ки П I, 16; Д I, 5; II, 100

Пифа­го­рей­цы

и их уче­ние о боге П I, 27

и их отно­ше­ние к авто­ри­те­ту учи­те­ля П I, 10

Пифия (см. так­же Ора­ку­лы) Д I, 79, 81; II, 117

под­куп­лен­ная Д II, 118

Пла­не­ты (см. Звезды блуж­даю­щие)

Пожар миро­вой П I, 20; II, 118

Покло­не­ние (cul­tus) П I, 3

Поро­ки

богов (выду­ман­ные поэта­ми) П I, 42

людей, избав­ле­ние от них зави­сит от нашей воли С, 11

Поэты

мно­го позор­но­го выду­ма­ли о богах П I, 42; III, 91

и их вымыс­лы о богах П III, 77

Прав­до­по­доб­ное П I, 2

Пра­во есте­ствен­ное П III, 45

Пра­во­судие богов П III, 90

Пред­зна­ме­но­ва­ния Д I, 77—79; II, 83 (см. так­же Про­гно­сти­ка)

Пред­зна­ние о богах П I, 44

Пред­чув­ст­вие Д II, 15

боже­ст­вен­ное у Сокра­та Д I, 123

заклю­че­но в нас бога­ми Д I, 66

уми­раю­щих Д I, 63—64

Пред­ска­за­ние, про­ри­ца­ния Д II, 63, 65

ино­гда не сбы­ва­ет­ся Д I, 24

При­ро­да, при­ро­да вещей П I, 2, 17; Д II, 29, 33, 103; С, 33

по Эпи­ку­ру:

в нее все вхо­дит Д II, 103

есть тела и пустота, и то, что им при­су­ще П II, 82

без­душ­ная П II, 76

без разу­ма П I, 53; II, 82

созда­ла и созда­ет бес­чис­лен­ные миры П I, 53

вло­жи­ла в людей пред­став­ле­ние о богах П I, 45

по уче­нию сто­и­ков:

мыс­ля­щая, чув­ст­ву­ю­щая П II, 76

разум­ная, посту­паю­щая как бы целе­со­об­раз­но П II, 81

тво­рец и худож­ник П II, 57

управ­ля­ет миром П II, 80

по опре­де­ле­нию Зено­на П II, 57

При­ро­да богов (см. Бог, боги)

При­чи­ны

опре­де­ле­ние С, 35—36

вспо­мо­га­тель­ные и бли­жай­шие С, 41

абсо­лют­ные и изна­чаль­ные С, 41

есте­ствен­ные и пред­ше­ст­ву­ю­щие С, 9—11

извеч­ный ряд С, 20

слу­чай­ные С, 28

и сво­бо­да воли С, 9—11, 20

и судь­ба С, 20

Про­виде­ние П I, 18, 20—22; II, 73—80; III, 65

богов устро­и­ло мир и пра­вит миром П II, 74—75

не управ­ля­ет, не опе­ка­ет людей П III, 78—93

про­виде­ние при­ро­ды П II, 140

Про­гно­сти­ка Д I, 13—15; II, 47

Про­ро­ки, про­вид­цы, про­ри­ца­те­ли Д I, 19, 34, 115; II, 9—11, 13—14, 48, 113

древ­ние Д I, 34, 115

сти­ха­ми Д I, 114—115

вдох­нов­ля­лись музы­кой Д I, 114

по вдох­но­ве­нию Д I, 19

в исступ­ле­нии Д I, 17, 128

Пустота (ina­ne) П I, 73, С, 46

Пси­хо­ман­тия Д I, 132


Разум, рас­судок (ra­tio)

может быть толь­ко у чело­ве­ка П I, 48

при­сущ миру П II, 18

Рели­гия (re­li­gio) П I, 1, 3, 4, 14

эти­мо­ло­гия сло­ва П II, 71

опре­де­ле­ние П I, 117

при­чи­ны воз­ник­но­ве­ния П I, 117

роль П I, 4, 117; II, 8

име­ет смысл, если есть от богов возда­я­ние П I, 116, 123

сле­ду­ет под­дер­жи­вать Д II, 149

и вели­чие Рима П II, 8

и суе­ве­рия П I, 117; Д II, 148, 149

и раз­ру­шаю­щие ее П I, 1, 115, 117, 119, 120 (см. так­же Ате­изм, Боги, Кри­ти­ка)


Сад Эпи­ку­ра П I, 93, 120

Сво­бо­да воли (см. Воля)

Связь нераз­рыв­ная, все­об­щая согла­со­ван­ность и гар­мо­ния в при­ро­де П II, 19, 119; III, 28 (см. так­же Сим­па­тия)

Свя­тотат­ство, свя­тотат­цы П I, 63; III, 83

не нака­зы­ва­ют­ся бога­ми П III, 83—84

Сим­па­тия в при­ро­де П III, 28; Д II, 34, 142

Сивил­ла, сивил­ли­ны

вдох­нов­ля­лась по при­ро­де Д I, 79

Эритрей­ская Д I, 34

кни­ги Д I, 97; II, 110, 112

сти­хи Д I, 97; тем­ны и дву­смыс­лен­ны, в них боль­ше искус­ства, чем вдох­но­ве­ния Д II, 110—111

Слу­чай, слу­чай­ное, слу­чай­но­сти Д I, 23; II, 13, 14, 15, 48, 109

друг измен­чи­во­сти, враг посто­ян­ства П II, 43

и истин­ное Д I, 23

может ино­гда ско­пи­ро­вать дей­ст­ви­тель­ность Д II, 49

невоз­мож­но пред­чув­ст­во­вать и пред­ска­зать Д II, 15, 19

Смерть чело­ве­ка

и сон (срав­не­ние) Д I, 63

когда душа покида­ет тело Д I, 63

и пред­чув­ст­вие ее Д I, 63

богов (по вымыс­лам поэтов) П I, 42

Сно­виде­ния, сны Д I, 39—61

вещие, истин­ные, вер­ные П III 93; Д I, 60, 64; II, 119—127

лож­ные, тем­ные, пустые Д I, 60; II, 127

и их при­чи­ны Д I, 60, 64; II, 128, 139—140

сны и вли­я­ние на них пищи Д I, 60—62; II, 119

и вли­я­ние на них раз­ных частей души Д I, 60, 61

и диви­на­ция Д I, 39—46, 48—60

и тол­ко­ва­ние их Д I, 39, 43, 46, 58; II, 144

Совесть П III, 85

Созвездия (и их назва­ния и опи­са­ние) П I, 104—115

Солн­це

глав­ная из звезд П II, 92

раз­ме­ра­ми во мно­го раз пре­вос­хо­дит Зем­лю П II, 92, 102

вра­ща­ет­ся вокруг Зем­ли П II, 102

живое (по уче­нию сто­и­ков) П II, 41

как зна­ме­ние П II, 14; Д I, 97 (см. так­же Затме­ния, Звезды, Зна­ме­ния)

Софиз­мы «Лжец», «Сорит» Д II, 11; «Лени­вый» С, 29

Софи­сты П I, 63

Спра­вед­ли­вость П I, 4

Сто­и­ки П I, 15; III, 91

и их уче­ние о богах П II, 4—167

и их уче­ние о диви­на­ции Д I, 16—88

и пери­па­те­ти­ки П I, 16; Д I, 5 (см. так­же Кри­ти­ка)

Судь­ба

это то, что все­гда, извеч­но было истин­ным П III, 14; Д I, 125

извеч­ная при­чи­на все­го, что про­изо­шло, про­ис­хо­дит и про­изой­дет (по уче­нию сто­и­ков) Д I, 125; С, 20

и сво­бо­да воли (см. Воля)

не боже­ство П III, 61

и боги Д II, 25

и диви­на­ция Д II, 20—21, 25

не все про­ис­хо­дит от судь­бы С, 31

Суе­ве­рия (su­persti­tio­nes)

эти­мо­ло­гия сло­ва П II, 72

и рели­гия П II, 72; Д II, 148—149

долж­ны быть вырва­ны Д II, 149 (см. так­же Зна­ме­ния, Сно­виде­ния, Чудес­ное)


Ум (mens) П I, 25—27

бес­ко­неч­ный П I, 26

богов П I, 4

боже­ст­вен­ный Д I, 120

Все­лен­ной П I, 39

мира П II, 38

чело­ве­че­ский — гла­вен­ст­ву­ю­щее нача­ло в чело­ве­ке П II, 29


Физик (уче­ный есте­ство­ис­пы­та­тель) П I, 74; II, 48, 83; Д I, 11, 131; II, 11, 37

Физио­ло­гия (см. Есте­ство­зна­ние)

Физио­гно­мик С, 10

Фило­со­фия, фило­со­фы, фило­соф­ские П I, 1—7, 11—13, 14; Д II, 1, 7

ее важ­ность для государ­ства и обще­ства П I, 7

все ее пред­пи­са­ния при­ме­ни­мы к жиз­ни П I, 7

долж­на изго­нять заблуж­де­ния П III, 64

долж­на давать отве­ты на вопро­сы, что такое доб­ро? что такое зло? Д II, 2, 10

долж­на иметь дело не с вымыс­ла­ми, а с фак­та­ми П III, 77


Халдеи

народ­ность Д II, 87

аст­ро­ло­ги Д II, 87

сла­вят­ся сво­и­ми зна­ни­я­ми о звездах и сво­ей муд­ро­стью Д I, 91

и их «чуде­са» Д II, 87

мне­ния о них раз­ных фило­со­фов и уче­ных Д II, 87

верить им — безу­мие Д II, 87

пред­ска­за­ния их нико­гда не сбы­ва­лись Д II, 99

Хра­мы П I, 14

под­вер­гав­ши­е­ся раз­граб­ле­нию П I, 83, 84


Чело­век, чело­ве­че­ство П I, 3—4

по при­ро­де сво­ей пре­вос­хо­дит все про­чие живые суще­ства П II, 153

при­ро­да его совер­шен­на П II, 134

един­ст­вен­ное суще­ство, поль­зу­ю­ще­е­ся разу­мом П II, 133

равен богу во всем, кро­ме бес­смер­тия П II, 153

рож­да­ет­ся для того, чтобы созер­цать мир, раз­мыш­лять и дей­ст­во­вать П II, 37

спо­со­бен (по уче­нию сто­и­ков), не спо­со­бен (по уче­нию Новой Ака­де­мии) чув­ства­ми и разу­мом позна­вать внеш­ний мир П II, 147

все в мире сде­ла­но для него П II, 37, 133, 154

власт­ву­ет над при­ро­дой, созда­ет в ней как бы вто­рую при­ро­ду П II, 152 (см. так­же Сво­бо­да воли, Судь­ба)

Чув­ства, ощу­ще­ния (sen­sus), орга­ны чувств (у чело­ве­ка)

тол­ко­ва­те­ли и вест­ни­ки П II, 140

дают пока­за­ния все лож­ные (по Арке­си­лаю), не все лож­ные (по Зено­ну), все вер­ные (по Эпи­ку­ру) П I, 70

и устрой­ство орга­нов, их совер­шен­ство П II, 140—147 (см. так­же Чело­век)

Чудо, Чуде­са, Чудес­ное

как зна­ме­ния Д I, 31—32, 74—75, 92, 98, 121

хал­де­ев Д II, 87

и их тол­ко­ва­ние Д II, 92

кри­ти­ка веры в них Д II, 49, 61, 67, 68


Эпику­ре­ец, эпи­ку­рей­цы, эпи­ку­рей­ское П I, 15, 56, 66, 111

кри­ти­ку­ет уче­ния о богах дру­гих фило­со­фов П I, 18—44

изла­га­ет уче­ние об ато­мах, богах и мире П I, 44—56

уче­ние о вер­но­сти пока­за­ний чувств П I, 70

уче­ние о наслаж­де­ни­ях П I, 111—113 (см. так­же Наслаж­де­ния)

Эфир П II, 39—42, 65—66, 91, 92, 101, 112

сло­во заим­ст­во­ва­но у гре­ков П II, 91

край­ний пре­дел и гра­ни­ца мира П II, 101, 117

огнен­ная сти­хия, выше все­го нахо­дя­ща­я­ся и все охва­ты­ваю­щая П I, 37

поро­дил Солн­це и звезды П II, 41—42

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
1364004404 1364004408 1364004409 1423060633 1423774816 1423775001