Философские трактаты
О природе богов. О дивинации. О судьбе.
Предметный указатель
Марк Туллий Цицерон. Философские трактаты. М., «Наука», 1985.
Перевод с латинского и комментарии
Отв. редактор, составитель и автор вступит. статьи доктор философ. наук
Римская цифра указывает книгу, арабская — параграф.]
—вынужденные Д I, 27—
—истинность науки П II, 10
—критика авгурий Д II, 70—
—у разных народов Д I, 90; II, 76
—и суеверия Д I, 105; II, 70—
—пренебрежительное отношение к авгуриям П II, 7, 9, Д I, 28—
Авгуры, авгурские
—древние Д I, 3, 87, 88, 107
—искусство Д II, 80
—книги П II, 11; Д I, 72
—коллегии П II, 11; Д I, 28
—наука П II, 11; Д II, 70, 76
—птицы П II, 160; Д I, 12, 20, 120; II, 72, 79—
—цари Д I, 3, 88—
—объект насмешек Д I, 105
—разногласия Д II, 82
Авторитет П I, 10
Академия (Старая, Средняя, Новая), академики П I, 1, 6, II, 13, 72, 80; II, 1—
—метод П I, 1, 6, 11—
Аксиомы
—определение С, 1
—истинные, ложные С, 20
—ни истинные, ни ложные С, 20
Антиципация
—определение П I, 43
—о богах П I, 44
Астрология (астрономия) Д I, 1, 285; II, 146
—как древняя наука Д I, 2, 36
—и предопределение Д I, 85, С, 11
—по мнению разных ученых и философов Д II, 87, 88, 90
—критика астрологии Д II, 87—
Атеизм, атеисты, сомневающиеся в существовании богов, разрушающие религию П I, 2, 61—
Атараксия, безмятежность П I, 53
—богов П I, 45, 51, 102
Атомы, неделимые (по Эпикуру)
—плотные и неделимые тельца П II, 93
—бесчисленные носятся в пространстве П I, 54; II, 93
—сплачиваются и образуют все тела П I, 54
—образовали и образуют бесчисленные миры П II, 93
—и их формы П I, 66
—и их отклонение П I, 69; С, 18
Безмятежность (см. Атараксия)
Бесконечность, бесконечное П I, 28
—время П I, 2, 22
—пространство П I, 73
Беспредельность, беспредельное
—пространства П I, 54, 73
Бестелесность
—бога по Платону П I, 30
Бесчисленность
—миров П I, 73
Благочестие П I, 3, 14
—определение П I, 116
—важность П I, 3
—имеет смысл, если есть от богов воздаяние П I, 115—
Блаженство, блаженный(е)
—богов по Эпикуру П I, 45, 50—
Бог, боги, божество, природа богов, учение о богах
—как предмет философии П I, 1
—трудность и темнота вопроса П I, 1, 17; III, 93
—по Эпикуру П I, 18—
—доказательства существования П I, 43—
—имеют человеческий образ П I, 46—
—бессмертны, вечны П I, 44—
—обитают между мирами П I, 18, Д II, 40
—безмятежны, не имеют забот П I, 45, 50, 51
—ничего не делают П I, 51
—блаженны П I, 44, 48, 50—
—не пекутся о человеческих делах П I, 3
—заслуживают поклонения из-за совершенства их природы П I, 56
—постигаются не чувствами, а умом П I, 49 (см. также Атеизм, Критика)
—по учению стоиков:
—доказательство существования П II, 4—
—есть мир в целом П II, 21, 36, 37, 39, 45, 60 (см. также Мир)
—звезды должны быть причислены к богам П II, 42
—обожествленные доблести, добродетели и другие понятия П II, 61
—обожествленные люди П II, 38, 62
—обожествленные природные блага П I, 38
—это главная сущность (principatum) мира, которая заключается в его уме и разуме П I, 39
—и провидение П II, 77
—разумны и добродетельны П II, 78—
—устроили мир и управляют миром П II, 73—
—проявляют доброту к людям П II, 60, 164; Д II, 103
—создали для людей мир и его блага П I, 4, 21; II, 133, 154, 158
—образовали тело человека совершенным П II, 34 (см. также Человек)
—даровали людям ум и добродетели П II, 79
—открыли людям дивинацию П II, 162—
—пекутся о роде человеческом и об отдельных людях П II, 60, 164—
—пекутся о великом, малым пренебрегают П II, 167
—выдуманные П II, 70
—народные П I, 32
—природные П I, 32
—разных народов П I, 81, 101; III, 39, 47
(см. также Атеизм, Звезды, Мир, Критика)
—божественное Д 1, 12, 38, 89
Вера П I, 4
Вероятность, вероятное П I, 12
Вечность П I, 22
Влечения, стремления П II, 57
Воля, свобода воли, действий, С, 9—
—и необходимость, и причинность, и судьба П I, 69; С, 8, 10—
Время П I, 21—
—и вечность П I, 22
—бесконечное П I, 22
—продвигается наподобие разматывающегося каната Д I, 127
Всё (omne), совокупность всего, Вселенная
—обладает умом и бесконечно (по Ксенофану) П I, 28
—есть бог П I, 28
Вселенная (universum) П I, 24; II, 30
Высказывания
—истинные, ложные, С, 17—
—и всеобщая согласованность и взаимосвязь в мире П II, 19; Д II, 34
Гаруспиции
—как наука, искусство П II, 91—
—переняты римлянами от этрусков П II, 10, 92
—по мнению разных философов и ученых Д II, 30, 35
—придуманы людьми Д I, 33
—заслуживают почтения из уважения к государству и общественной религии Д II, 28
Гаруспики Д I, 33, 36, 85
—этруски Д I, 19
—толкуют по-разному показания внутренностей Д II, 28
—много раз подводили Д II, 53
—иногда предсказания сбывались случайно Д II, 63
Геометрия П II, 48; Д II, 10
Год великий Д II, 51
Горизонт Д II, 92
Гороскоп(ы) Д II, 87—
—критика веры в гороскопы Д II, 90—
Диалектика(и) П I, 70, 89; Д I, 11; II, 103, 115
Дивинация П I, 55; II, 162
—этимология слова Д I, 1
—определение П II, 163; Д I, 1, 9; II, 13, 130
—предмет Д II, 9
—и наука Д I, 12
—доказательства существования Д I, 1, 2—
—древность Д I, 25, 37
—происхождение Д I, 25
—виды П II, 7, 9, 11—
—естественная Д I, 11—
—искусственная Д I, 11—
—у разных народов Д I, 2—
—и оракулы Д I, 37—
—и сны Д I, 39—
—и отношение к ней разных философов Д I, 5, 12, 52—
—и гадания Д I, 72
—и толкование Д I, 72—
—невозможна Д II, 15—
—бесполезна Д II, 9
Добродетель(и), доблесть (virtus) П I, 3
—не может быть без разума П I, 48
—деятельна П I, 110
Дух, душа
—мира, Вселенной П I, 27, 39
—человеческая заимствована от внешней божественной П III, 27; Д I, 70, 110; II, 119
—существовала извечно Д I, 115, 131
—пребывала в общении с бесчисленными душами Д I, 84, 115; Д II, 119
—воздух наполнен бессмертными душами Д I, 64; II, 119
—во сне полна жизни и энергии Д I, 63
—во сне провидит будущее Д I, 63; особенно перед смертью Д I, 63, 65
—заключает в себе некий оракул Д II, 100
—оставляет тело при исступлении Д I, 66
—после смерти навсегда оставляет тело Д I, 63
—части души Д I, 60—
—движения души С, 25
—беспричинное движение С, 24
—пустое движение П I, 106
—самопроизвольные движения С, 25
—свободное и независимое движение Д I, 4
Естествознание (physiologia) П I, 20, 41
—счастливая (по Эпикуру) П I, 53
—счастлива, если добродетель сама в себе находит удовлетворение Д II, 2
Жребий, гадание по жребию
—нумерийский Д II, 86
—может иметь божественный характер Д I, 34
—выдуман гадателями из корысти или по суеверию Д II, 85
—выходит из употребления Д II, 85—
Закон(ы) П I, 44; II, 79; III, 148; Д I, 19
—божественный П I, 36
—естественный (naturalis) П I, 36
Затмения Солнца, Луны (см. Солнце, Луна)
—имеют естественное объяснение Д II, 17
—могут быть предсказаны Д I, 112; II, 17
—как знамение Д I, 18
Звезды
—блуждающие и неподвижные, их пути и движения П II, 49, 53, 54, 103; Д II, 10
—ложные, лишенные разума, падающие (см. Метеоры)
—вращаются П II, 117
—произошли из эфира, рождаются в эфире П II, 42
—имеют огненную природу П II, 117
—имеют шарообразную форму П II, 117
—неизмеримой величины П II, 92
—движутся по своей воле, собственным побуждением П II, 43
—живые, способны чувствовать и мыслить П II, 42
—оказывают влияние на судьбы людей Д I, 18 (см. также Астрология, Гороскопы)
—должны быть причислены к богам П II, 42, 57
—и дивинация (см. Дивинация)
Землетрясения — причины их невозможно знать Д II, 31
—предвиденные Д I, 112
—как знамение Д I, 18; 97
Земля(и)
—плотная, шарообразная П II, 98
—расположена в центральной части мира П II, 91, 98
—сама собой округлена тяготением П II, 98
—все ее части тянутся к центру силой тяжести и веса П II, 116
—своими испарениями питает воздух и эфир П II, 83
—получают питание от выше расположенных природ П II, 83
—описание П II, 91, 98—
—смертоносные, нездоровые, здоровые Д I, 79
Знамения П II, 162; Д I, 3, 13—
—критика дивинации по знамениям Д II, 54—
Знание(я), познание (scientia, cognitio)
—верх совершенства даже в божестве П II, 147
—имеет великую силу П II, 147
—предварительно заложенные (insitae) и врожденные (innatae) П I, 44 (см. также Антиципация)
Зодиак П II, 52, 53
—бросание игральных костей Д I, 23, 85
—в пальцы Д II, 85
—посвященные богам Д I, 55
—олимпийские Д II, 144
Исономия (равномерное распределение) П I, 50, 109
Искусство П II, 57, 87
—красноречия П II, 148
—авгурий Д II, 80
—гаруспиций Д II, 50—
Истина, истинное П I, 12; С, 13
—и вероятное П I, 12
—и ложное П I, 12
—извечная П I, 40, 55; С, 33
Исступление Д I, 1, 3, 34, 66, 80
—и поэты Д I, 80, 114, 115, 117
Киренаики П I, 2
Кометы («волосатые звезды»)
—как знамение П II, 14; Д I, 18
Красноречие
—владычица мира П II, 148
Красота мира П II, 18, 95—
—человека П I, 47—
Критика учений Эпикура (с позиций Новой Академии)
—об атомах и пустоте П I, 65—
—об отклонении атомов П I, 69; С, 18
—о доказательствах существования богов П I, 62—
—о бессмертии богов П I, 68, 71
—о местопребывании богов П I, 103
—о теле бога П I, 71, 74
—о человеческом облике богов П I, 76, 89—
—об атараксии богов П I, 102
—о блаженстве богов П I, 68, 86, 89, 110—
Критика учения стоиков (с позиций Новой Академии)
—о доказательствах существования богов П III, 14—
—о том, что мир — это бог П III, 20—
—о божественности звезд, прославленных людей, неодушевленных вещей и явлений П III, 40—
—о том, что боги обладают разумом и добродетелью П III, 38—
—о толковании имен богов П III, 62
—о разуме, как благодетельном даре людям от богов П III, 66—
—о том, что боги пекутся о людях и воздают им по заслугам П III, 80—
—как искусство рассуждения С, 1
—и их вымыслы П I, 43
—толкователи снов Д I, 46—
—авгуры Д I, 90—
Мегарская школа С, 10
Медицина
—и дивинация Д I, 24; 112
Междумирия (Эпикуровы) П I, 18
Метеоры («ложные звезды»)
—лишены разума П II, 56
—носятся ниже луны П II, 56
—падают на землю П II, 56
—как знамение (факел Феба) Д I, 97; II, 18
Милосердие
—и гнев богу чужды (по Эпикуру) П I, 45, 121
—людям свойственно П I, 121—
Мир, миры, Вселенная, Всё, природа вещей
—это атомы и пустота П I, 73
—бесконечен Д II, 103
—бесчисленное множество П I, 53, 73
—создан(ы) природою П I, 53
—имеют разные формы П II, 48
—рождаются и гибнут П I, 73 (см. также Природа)
—целое, приспособленное для сохранения своего существования П II, 115
—имеет форму шара П I, 24; II, 47 (ср. Шар)
—имеет край и конец Д I, 91
—вращается П I, 24; II, 46; Д I, 18
—наделен чувствами и душою П I, 18; II, 22, 47
—живое существо П II, 22
—обладает совершенным разумом П II, 18, 21, 32—
—обладает добродетелью П II, 39
—мудр, блажен и вечен П II, 21, 36
—есть бог П II, 21, 36, 39, 45, 47
—создан для богов и людей П II, 133, 158—
—устроен и управляется провидением богов П II, 73—
—сгорит в мировом пожаре и возродится П I, 20; II, 118 (см. также Бог, Звезды, Критика, Солнце)
Молнии
—причины Д II, 44,
—как знамение П II, 14; Д I, 18—
—и дивинация Д II, 42, 74, 81
—и критика дивинации по молнии Д II, 42, 44—
Мораль С, 1
Музыка
—и дивинация Д I, 114
Набожность (sanctitas) П I, 8, 4, 113, 123
—определение П I, 113
Наслаждения духовные, телесные, чувственные П I, 29, 111, 113
—богов П I, 20, 111
—как высшее благо Д II, 81
Начало, начала
—главенствующее в человеке, во всей природе П II, 29
—одушевленные П II, 76
Невежество П II, 48, 72
Необходимость П II, 76
—естественная Д II, 17
—фатальная П I, 40, 55
—и свобода воли (см. Воля)
Нечестивцы П I, 63; II, 6
Обоготворение, обожествление П I, 101, 118—
Образ, образы П I, 26, 29, 47, 48, 73, 106—
—переходящие от богов и людей (по учению Демокрита и Эпикура) П I, 49, 106—
—богов по учению Демокрита Д II, 137
Огонь
—мировой (feruor mundi) П II, 30
—всепроникающий, поддерживает все части мира П 11, 25
—возбуждает в природе силу производить и рождать П II, 26
—главенствующее начало (principatum) всей природы П II, 29
—душа мира П II, 33
Одобрение С, 40, 42, 44
Оракул, оракулы
—Аммона, Дельфийский, Додонский Д I, 3
—Аполлона, Пифии Д I, 3, 37, 42; Д II, 115
—в книгах этрусков Д I, 20
—двусмысленные, темные Д II, 115—
—в душе человека Д II, 100
—во сне или в состоянии божественного исступления Д I, 34, 38
—и толкователи их Д I, 34
Перипатетики П I, 16; Д I, 5; II, 100
Пифагорейцы
—и их учение о боге П I, 27
—и их отношение к авторитету учителя П I, 10
Пифия (см. также Оракулы) Д I, 79, 81; II, 117
—подкупленная Д II, 118
Планеты (см. Звезды блуждающие)
Пожар мировой П I, 20; II, 118
Поклонение (cultus) П I, 3
Пороки
—богов (выдуманные поэтами) П I, 42
—людей, избавление от них зависит от нашей воли С, 11
Поэты
—много позорного выдумали о богах П I, 42; III, 91
—и их вымыслы о богах П III, 77
Правдоподобное П I, 2
Право естественное П III, 45
Правосудие богов П III, 90
Предзнаменования Д I, 77—
Предзнание о богах П I, 44
Предчувствие Д II, 15
—божественное у Сократа Д I, 123
—заключено в нас богами Д I, 66
—умирающих Д I, 63—
Предсказание, прорицания Д II, 63, 65
—иногда не сбывается Д I, 24
Природа, природа вещей П I, 2, 17; Д II, 29, 33, 103; С, 33
—по Эпикуру:
—в нее все входит Д II, 103
—есть тела и пустота, и то, что им присуще П II, 82
—бездушная П II, 76
—без разума П I, 53; II, 82
—создала и создает бесчисленные миры П I, 53
—вложила в людей представление о богах П I, 45
—по учению стоиков:
—мыслящая, чувствующая П II, 76
—разумная, поступающая как бы целесообразно П II, 81
—творец и художник П II, 57
—управляет миром П II, 80
—по определению Зенона П II, 57
Природа богов (см. Бог, боги)
Причины
—определение С, 35—
—вспомогательные и ближайшие С, 41
—абсолютные и изначальные С, 41
—естественные и предшествующие С, 9—
—извечный ряд С, 20
—случайные С, 28
—и свобода воли С, 9—
—и судьба С, 20
Провидение П I, 18, 20—
—богов устроило мир и правит миром П II, 74—
—не управляет, не опекает людей П III, 78—
—провидение природы П II, 140
Прогностика Д I, 13—
Пророки, провидцы, прорицатели Д I, 19, 34, 115; II, 9—
—древние Д I, 34, 115
—стихами Д I, 114—
—вдохновлялись музыкой Д I, 114
—по вдохновению Д I, 19
—в исступлении Д I, 17, 128
Пустота (inane) П I, 73, С, 46
Психомантия Д I, 132
—может быть только у человека П I, 48
—присущ миру П II, 18
Религия (religio) П I, 1, 3, 4, 14
—этимология слова П II, 71
—определение П I, 117
—причины возникновения П I, 117
—роль П I, 4, 117; II, 8
—имеет смысл, если есть от богов воздаяние П I, 116, 123
—следует поддерживать Д II, 149
—и величие Рима П II, 8
—и суеверия П I, 117; Д II, 148, 149
—и разрушающие ее П I, 1, 115, 117, 119, 120 (см. также Атеизм, Боги, Критика)
Свобода воли (см. Воля)
Связь неразрывная, всеобщая согласованность и гармония в природе П II, 19, 119; III, 28 (см. также Симпатия)
Святотатство, святотатцы П I, 63; III, 83
—не наказываются богами П III, 83—
Симпатия в природе П III, 28; Д II, 34, 142
Сивилла, сивиллины
—вдохновлялась по природе Д I, 79
—Эритрейская Д I, 34
—книги Д I, 97; II, 110, 112
—стихи Д I, 97; темны и двусмысленны, в них больше искусства, чем вдохновения Д II, 110—
Случай, случайное, случайности Д I, 23; II, 13, 14, 15, 48, 109
—друг изменчивости, враг постоянства П II, 43
—и истинное Д I, 23
—может иногда скопировать действительность Д II, 49
—невозможно предчувствовать и предсказать Д II, 15, 19
Смерть человека
—и сон (сравнение) Д I, 63
—когда душа покидает тело Д I, 63
—и предчувствие ее Д I, 63
—богов (по вымыслам поэтов) П I, 42
Сновидения, сны Д I, 39—
—вещие, истинные, верные П III 93; Д I, 60, 64; II, 119—
—ложные, темные, пустые Д I, 60; II, 127
—и их причины Д I, 60, 64; II, 128, 139—
—сны и влияние на них пищи Д I, 60—
—и влияние на них разных частей души Д I, 60, 61
—и дивинация Д I, 39—
—и толкование их Д I, 39, 43, 46, 58; II, 144
Совесть П III, 85
Созвездия (и их названия и описание) П I, 104—
Солнце
—главная из звезд П II, 92
—размерами во много раз превосходит Землю П II, 92, 102
—вращается вокруг Земли П II, 102
—живое (по учению стоиков) П II, 41
—как знамение П II, 14; Д I, 97 (см. также Затмения, Звезды, Знамения)
Софизмы «Лжец», «Сорит» Д II, 11; «Ленивый» С, 29
Софисты П I, 63
Справедливость П I, 4
Стоики П I, 15; III, 91
—и их учение о богах П II, 4—
—и их учение о дивинации Д I, 16—
—и перипатетики П I, 16; Д I, 5 (см. также Критика)
Судьба
—это то, что всегда, извечно было истинным П III, 14; Д I, 125
—извечная причина всего, что произошло, происходит и произойдет (по учению стоиков) Д I, 125; С, 20
—и свобода воли (см. Воля)
—не божество П III, 61
—и боги Д II, 25
—и дивинация Д II, 20—
—не все происходит от судьбы С, 31
Суеверия (superstitiones)
—этимология слова П II, 72
—и религия П II, 72; Д II, 148—
—должны быть вырваны Д II, 149 (см. также Знамения, Сновидения, Чудесное)
—бесконечный П I, 26
—богов П I, 4
—божественный Д I, 120
—Вселенной П I, 39
—мира П II, 38
—человеческий — главенствующее начало в человеке П II, 29
Физик (ученый естествоиспытатель) П I, 74; II, 48, 83; Д I, 11, 131; II, 11, 37
Физиология (см. Естествознание)
Физиогномик С, 10
Философия, философы, философские П I, 1—
—ее важность для государства и общества П I, 7
—все ее предписания применимы к жизни П I, 7
—должна изгонять заблуждения П III, 64
—должна давать ответы на вопросы, что такое добро? что такое зло? Д II, 2, 10
—должна иметь дело не с вымыслами, а с фактами П III, 77
—народность Д II, 87
—астрологи Д II, 87
—славятся своими знаниями о звездах и своей мудростью Д I, 91
—и их «чудеса» Д II, 87
—мнения о них разных философов и ученых Д II, 87
—верить им — безумие Д II, 87
—предсказания их никогда не сбывались Д II, 99
Храмы П I, 14
—подвергавшиеся разграблению П I, 83, 84
Человек, человечество П I, 3—
—по природе своей превосходит все прочие живые существа П II, 153
—природа его совершенна П II, 134
—единственное существо, пользующееся разумом П II, 133
—равен богу во всем, кроме бессмертия П II, 153
—рождается для того, чтобы созерцать мир, размышлять и действовать П II, 37
—способен (по учению стоиков), не способен (по учению Новой Академии) чувствами и разумом познавать внешний мир П II, 147
—все в мире сделано для него П II, 37, 133, 154
—властвует над природой, создает в ней как бы вторую природу П II, 152 (см. также Свобода воли, Судьба)
Чувства, ощущения (sensus), органы чувств (у человека)
—толкователи и вестники П II, 140
—дают показания все ложные (по Аркесилаю), не все ложные (по Зенону), все верные (по Эпикуру) П I, 70
—и устройство органов, их совершенство П II, 140—
Чудо, Чудеса, Чудесное
—как знамения Д I, 31—
—халдеев Д II, 87
—и их толкование Д II, 92
—критика веры в них Д II, 49, 61, 67, 68
Эпикуреец, эпикурейцы, эпикурейское П I, 15, 56, 66, 111
—критикует учения о богах других философов П I, 18—
—излагает учение об атомах, богах и мире П I, 44—
—учение о верности показаний чувств П I, 70
—учение о наслаждениях П I, 111—
Эфир П II, 39—
—слово заимствовано у греков П II, 91
—крайний предел и граница мира П II, 101, 117
—огненная стихия, выше всего находящаяся и все охватывающая П I, 37
—породил Солнце и звезды П II, 41—