Афинская полития

Гл. 7

Текст приводится по изданию: Аристотель. Афинская полития. 2-е изд.
Государственное социально-экономическое издательство. М., 1937. С. 5—131.
Перевод и примечания С. И. Радцига.
Книжная нумерация примечаний по разделам в электронной публикации заменена на сквозную, с сохранением книжного номера в квадратных скобках.
Греч. текст: Athenaion Politeia, ed. Kenyon. Oxford. 1920.
СКРЫТЬ ГРЕЧЕСКИЙ ТЕКСТ
1 2 3 4

7. Государ­ст­вен­ный строй, кото­рый уста­но­вил Солон, и зако­ны, кото­рые он издал, были новые; зако­ны же Дра­кон­та пере­ста­ли при­ме­нять, за исклю­че­ни­ем зако­нов об убий­ствах. Напи­сав эти зако­ны на кир­бах24, афи­няне поста­ви­ли их в «цар­ском пор­ти­ке»25, и все покля­лись их соблюдать. Девять же архон­тов, при­но­ся при­ся­гу у кам­ня26, дава­ли обет посвя­тить золотую ста­тую, если пре­сту­пят какой-нибудь из зако­нов. Вот поче­му они и теперь еще дают такую клят­ву.

(2) Солон уста­но­вил эти зако­ны на сто лет и дал государ­ству сле­дую­щее устрой­ство. (3) На осно­ва­нии оцен­ки иму­ще­ства он ввел разде­ле­ние на четы­ре клас­са, како­вое разде­ле­ние было уже и рань­ше27, — на пен­та­ко­сио­медим­нов, всад­ни­ков, зев­ги­тов и фетов28. При­том все вооб­ще долж­но­сти он пре­до­ста­вил исправ­лять граж­да­нам из пен­та­ко­сио­медим­нов, всад­ни­ков и зев­ги­тов — долж­но­сти девя­ти архон­тов, каз­на­че­ев29, поле­тов30, один­на­дца­ти31 и кола­кре­тов32. Каж­до­му клас­су он пре­до­ста­вил долж­ность сооб­раз­но с вели­чи­ной иму­ще­ст­вен­ной оцен­ки33, а тем, кото­рые при­над­ле­жат к клас­су фетов, дал уча­стие толь­ко в Народ­ном Собра­нии и судах.

(4) К пен­та­ко­сио­медим­нам дол­жен был при­над­ле­жать вся­кий, кто со сво­ей зем­ли полу­ча­ет 500 мер в сово­куп­но­сти сухих и жид­ких про­дук­тов34; к всад­ни­кам — полу­чаю­щие 300 или, по утвер­жде­нию неко­то­рых, такие люди, кото­рые мог­ли содер­жать коня. В дока­за­тель­ство они при­во­дят, во-пер­вых, назва­ние это­го клас­са, уста­но­вив­ше­е­ся буд­то бы от это­го фак­та, а во-вто­рых, древ­ние посвя­ще­ния. На Акро­по­ле, напри­мер, сто­ит изо­бра­же­ние, на кото­ром напи­са­но сле­дую­щее:
с.16

Дифи­лов35 Анфе­ми­он дар сей богам посвя­тил,
Как из про­стых батра­ков всад­ни­ком сде­лал­ся он.

И воз­ле сто­ит конь, явно свиде­тель­ст­вуя о том, что всад­ни­че­ский ценз име­ет в виду этот при­знак. Впро­чем вер­нее, что этот класс харак­те­ри­зо­вал­ся по коли­че­ству мер дохо­да, так же как класс пен­та­ко­сио­медим­нов. К клас­су зев­ги­тов долж­ны были при­над­ле­жать те, кото­рые полу­ча­ли 200 мер того и дру­го­го вме­сте, а осталь­ные — к клас­су фетов, и эти послед­ние не име­ли досту­па ни к какой государ­ст­вен­ной долж­но­сти. Поэто­му и теперь, когда пред­седа­тель­ст­ву­ю­щий36 спро­сит у чело­ве­ка, кото­рый хочет изби­рать­ся по жре­бию на какую-нибудь долж­ность, к како­му клас­су он при­над­ле­жит, никто не ска­жет, что к фетам.

7. πο­λιτείαν δὲ κα­τέσ­τη­σε καὶ νό­μους ἔθη­κεν ἄλ­λους, τοῖς δὲ Δρά­κον­τος θεσ­μοῖς ἐπαύ­σαν­το χρώ­μενοι πλὴν τῶν φο­νικῶν. ἀναγ­ρά­ψαν­τες δὲ τοὺς νό­μους εἰς τοὺς κύρ­βεις ἔστη­σαν ἐν τῇ στοᾷ τῇ βα­σιλείῳ καὶ ὤμο­σαν χρή­σεσ­θαι πάν­τες. οἱ δ᾽ ἐν­νέα ἄρχον­τες ὀμνύν­τες πρὸς τῷ λί­θῳ κα­τεφά­τιζον ἀνα­θήσειν ἀνδριάν­τα χρυ­σοῦν, ἐάν τι­να πα­ραβῶ­σι τῶν νό­μων· ὅθεν ἔτι καὶ νῦν οὕτως ὀμνύουσι. [2] κα­τέκ­λει­σεν δὲ τοὺς νό­μους εἰς ἑκα­τὸν ἔτη καὶ διέτα­ξε τὴν πο­λιτείαν τόν­δε τὸν τρό­πον· [3] τι­μήμα­τι διεῖλεν εἰς τέτ­τα­ρα τέ­λη, κα­θάπερ διῄρη­το καὶ πρό­τερον, εἰς πεν­τα­κοσιομέ­διμ­νον καὶ ἱπ­πέα καὶ ζευ­γίτην καὶ θῆ­τα. καὶ τὰς μὲν ἄλ­λας ἀρχὰς ἀπέ­νειμεν ἄρχειν ἐκ πεν­τα­κοσιομε­δίμ­νων καὶ ἱπ­πέων καὶ ζευ­γιτῶν, τοὺς ἐν­νέα ἄρχον­τας καὶ τοὺς τα­μίας καὶ τοὺς πω­λητὰς καὶ τοὺς ἕνδε­κα καὶ τοὺς κω­λακ­ρέ­τας, ἑκάσ­τοις ἀνά­λογον τῷ με­γέθει τοῦ τι­μήμα­τος ἀπο­διδοὺς τὴν ἀρχήν· τοῖς δὲ τὸ θη­τικὸν τε­λοῦ­σιν ἐκκλη­σίας καὶ δι­κασ­τη­ρίων με­τέδω­κε μό­νον. [4] ἔδει δὲ τε­λεῖν πεν­τα­κοσιομέ­διμ­νον μέν, ὃς ἂν ἐκ τῆς οἰκείας ποιῇ πεν­τα­κόσια μέτ­ρα τὰ συ­νάμ­φω ξη­ρὰ καὶ ὑγρά, ἱπ­πά­δα δὲ τοὺς τριακό­σια ποιοῦν­τας — ὡς δ᾽ ἔνιοί φα­σι τοὺς ἱπ­ποτ­ρο­φεῖν δυ­ναμέ­νους· ση­μεῖον δὲ φέ­ρουσι τό τε ὄνο­μα τοῦ τέ­λους, ὡς ἂν ἀπὸ τοῦ πράγ­μα­τος κεί­μενον, καὶ τὰ ἀνα­θήμα­τα τῶν ἀρχαίων· ἀνά­κειται γὰρ ἐν ἀκρο­πόλει εἰκὼν Δι­φίλου, ἐφ᾽ ᾗ ἐπι­γέγ­ραπται τά­δε·

Δι­φίλου Ἀνθε­μίων τήνδ᾽ ἀνέ­θηκε θεοῖς . . .
θη­τικοῦ ἀντὶ τέ­λους ἱπ­πάδ᾽ ἀμει­ψάμε­νος —

καὶ πα­ρέσ­τη­κεν ἵπ­πος ἐκμαρ­τυ­ρῶν, ὡς τὴν ἱπ­πά­δα τοῦ­το ση­μαίνου­σαν. οὐ μὴν ἀλλ᾽ εὐλο­γώτε­ρον τοῖς μέτ­ροις διῃρῆσ­θαι, κα­θάπερ τοὺς πεν­τα­κοσιομε­δίμ­νους — ζευ­γίσιον δὲ τε­λεῖν τοὺς διακό­σια τὰ συ­νάμ­φω ποιοῦν­τας. τοὺς δ᾽ ἄλ­λους θη­τικόν, οὐδε­μιᾶς με­τέχον­τας ἀρχῆς. διὸ καὶ νῦν ἐπει­δὰν ἔρη­ται τὸν μέλ­λον­τα κλη­ροῦσ­θαί τιν᾽ ἀρχήν, ποῖον τέ­λος τε­λεῖ, οὐδ᾽ ἂν εἷς εἴποι θη­τικόν.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 24[6] Дере­вян­ные выбе­лен­ные дос­ки высотой при­бли­зи­тель­но в рост чело­ве­ка, состав­лен­ные в виде приз­мы, кото­рая вра­ща­лась на оси для удоб­ства чте­ния. Как вид­но из Плу­тар­ха, их было не менее 16 (Солон, 19, 23, 24).
  • 25[7] В цар­ском пор­ти­ке Στοὰ βα­σίλειος, где заседал басилевс; место­по­ло­же­ние неиз­вест­но.
  • 26[8] См. ниже, гл. 55, 5. Дума­ют, что эта ста­туя в рост чело­ве­ка долж­на была изо­бра­жать само­го винов­но­го. Одна­ко сомни­тель­но, чтобы винов­ный уве­ко­ве­чи­вал­ся таким обра­зом. Ско­рее, дело идет о ста­туе кого-нибудь из богов.
  • 27[9] Сло­ва «како­вое разде­ле­ние было уже и рань­ше» неко­то­рые счи­та­ют позд­ней­шей встав­кой.
  • 28[10] Фет — бук­валь­но «батрак», что и пока­зы­ва­ет соци­аль­ное зна­че­ние этой части граж­дан.
  • 29[11] См. ниже, гл. 8, 1, и 47, 1.
  • 30[12] См. ниже, гл. 47, 2.
  • 31[13] См. ниже, гл. 52.
  • 32[14] Кола­кре­ты — пер­во­на­чаль­но при­служ­ни­ки при обще­ст­вен­ных жерт­во­при­но­ше­ни­ях и обедах, потом — финан­со­вая долж­ность; каз­на­чеи нав­кра­рий при Перик­ле заве­до­ва­ли разда­чей жало­ва­нья судьям. После 403 г. об этой долж­но­сти нет ника­ких упо­ми­на­ний.
  • с.102
  • 33[15] Таким обра­зом, на долж­ность архон­тов изби­ра­ют­ся толь­ко пен­та­ко­сио­медим­ны; зев­ги­ты пер­во­на­чаль­но допус­ка­лись толь­ко на низ­шие долж­но­сти, к выс­шим допу­ще­ны толь­ко позд­нее (см. гл. 26, 2).
  • 34[16] Мерой сыпу­чих тел явля­ет­ся медимн (51,84 лит­ра), мерой жид­ких тел — мет­рет (око­ло 39 лит­ров).
  • 35[17] Т. е. сын Дифи­ла.
  • 36[18] Обыч­но один из фесмо­фе­тов. Тео­ре­ти­че­ски, феты нико­гда не име­ли пра­ва на заня­тие этой долж­но­сти, но со вто­рой поло­ви­ны V в. на это ста­ли смот­реть сквозь паль­цы и таким обра­зом фак­ти­че­ски полу­чи­ли доступ и феты.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1364004404 1364004408 1364004409 1443001008 1443001009 1443001010