А. Ф. Лосев

Вводные замечания к тому 1 сочинений Платона

Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 1 // Философское наследие, т. 112. Академия Наук СССР, Институт философии. М.: Мысль, 1990. С. 64—69.

с.64 Выбор и рас­пре­де­ле­ние про­из­веде­ний Пла­то­на в 1-м томе дает­ся на осно­ве неко­то­рых стро­гих прин­ци­пов.

Во-пер­вых, в 1-й том вошли ран­ние про­из­веде­ния Пла­то­на, про­из­веде­ния пере­ход­но­го пери­о­да и началь­но­го пери­о­да созна­тель­но­го объ­ек­тив­но­го иде­а­лиз­ма, т. е. все то, что мож­но отне­сти к 90-м и 80-м годам IV в. до н. э.

Во-вто­рых, мы стро­го сто­им на точ­ке зре­ния пони­ма­ния Пла­то­на не про­сто как объ­ек­тив­но­го иде­а­ли­ста, но имен­но как антич­но­го объ­ек­тив­но­го иде­а­ли­ста. Антич­ная же фило­со­фия в срав­не­нии с фило­со­фи­ей ново­го и новей­ше­го вре­ме­ни была бес­ко­неч­но про­ще, наив­нее и бли­же к народ­но­му миро­воз­зре­нию. Поэто­му даже уче­ния Пла­то­на и Ари­сто­те­ля весь­ма часто нахо­дят­ся в явной или неяв­ной свя­зи с тра­ди­ци­он­ной для гре­ков мифо­ло­ги­ей, хотя они как пред­ста­ви­те­ли фило­соф­ско­го миро­воз­зре­ния, а не про­сто мифо­ло­ги­че­ско­го веро­уче­ния, часто весь­ма энер­гич­но борют­ся с тра­ди­ци­он­ной мифо­ло­ги­ей, ста­ра­ясь заме­нить ее муд­рые про­зре­ния логи­че­ски про­ду­ман­ны­ми кон­струк­ци­я­ми.

В-третьих, необ­хо­ди­мо еще раз под­черк­нуть, что если бы у Пла­то­на была толь­ко одна мифо­ло­гия, то он не был бы ни фило­со­фом-иде­а­ли­стом, ни, в част­но­сти, объ­ек­тив­ным иде­а­ли­стом. Рас­пре­де­ляя про­из­веде­ния Пла­то­на в хро­но­ло­ги­че­ском поряд­ке (в соот­вет­ст­вии с дан­ны­ми совре­мен­ной клас­си­че­ской фило­ло­гии), мы не можем не заме­тить, как в его диа­ло­гах тра­ди­ци­он­ная бук­валь­ная мифо­ло­гия посте­пен­но усту­па­ет место тем или дру­гим фило­соф­ским кон­струк­ци­ям, кото­рые то про­ти­во­ре­чат ей, то ста­ра­ют­ся с ней объ­еди­нить­ся, то оста­ют­ся ней­траль­ны­ми.

Вот поче­му при рас­пре­де­ле­нии сочи­не­ний Пла­то­на мы име­ли в виду по пре­иму­ще­ству назре­ва­ние тех гно­сео­ло­гии, онто­ло­гии и диа­лек­ти­ки, кото­рые осно­вы­ва­лись на раз­ви­тии уче­ния об иде­ях как о прин­ци­пах кон­струи­ро­ва­ния кос­мо­са и все­го, что в кос­мо­се, на с.65 струк­тур­ном харак­те­ре иде­аль­ных прин­ци­пов, мораль­ных и субъ­ек­тив­ных, обще­ст­вен­но-поли­ти­че­ских и объ­ек­тив­ных, нако­нец, кос­ми­че­ских основ жиз­ни.

Ясно, в-чет­вер­тых, что пер­вое место в этом томе долж­ны занять те ран­ние про­из­веде­ния («Апо­ло­гия Сокра­та», «Кри­тон», «Феаг», «Алки­ви­ад II» и др.), кото­рые не выхо­дят еще за пре­де­лы фило­со­фии Сокра­та, учи­те­ля и вос­пи­та­те­ля Пла­то­на.

Поло­же­ние дела доволь­но замет­но меня­ет­ся в трех диа­ло­гах, кото­рые обыч­но тоже трак­ту­ют­ся как «сокра­ти­че­ские», а имен­но в «Ионе», «Гип­пии боль­шем» и «Про­та­го­ре». Здесь, несо­мнен­но, нали­цо уже спе­ци­аль­но фило­соф­ские про­бле­мы, и преж­де все­го про­бле­мы гно­сео­ло­ги­че­ско­го харак­те­ра, хотя они и ста­вят­ся в свя­зи с про­бле­ма­ми эти­че­ски­ми, эсте­ти­че­ски­ми или эсте­ти­ко-эти­че­ски­ми.

Уже в «Ионе» ста­вит­ся вопрос о том, что такое точ­ное зна­ние и нау­ка. И уже здесь Пла­тон бес­по­щад­но бичу­ет обы­ва­тель­ское пред­став­ле­ние о муд­ро­сти и зна­нии как о чем-то сверхъ­есте­ствен­ном, вдох­нов­лен­ном свы­ше, ирра­цио­наль­ном. Несмот­ря на внешне совсем нефи­ло­соф­скую обста­нов­ку диа­ло­га и его тема­ти­ку, здесь ста­вит­ся корен­ная про­бле­ма зна­ния.

Одна­ко уже в «Гип­пии боль­шем» Пла­тон не оста­нав­ли­ва­ет­ся на про­стом отме­же­ва­нии точ­ной фило­соф­ской нау­ки от дру­гих, близ­ких к ней обла­стей. В этом диа­ло­ге появ­ля­ет­ся сакра­мен­таль­ный пла­то­нов­ский тер­мин «эйдос» (или «идея»), кото­ро­му отныне суж­де­но было остать­ся во всей после­дую­щей фило­со­фии, хотя и в самых раз­но­об­раз­ных смыс­лах. Ана­ли­зи­руя то, что́ имен­но нуж­но счи­тать пре­крас­ным, Пла­тон неопро­вер­жи­мо дока­зы­ва­ет ту про­стую, но ради­каль­ней­шую мысль, что зна­ние все­гда есть обоб­ще­ние, что оно все­гда есть уста­нов­ле­ние общих зако­но­мер­но­стей, и исполь­зу­ет не сле­пые и смут­ные ощу­ще­ния и вос­при­я­тия, но созна­тель­но и точ­но уста­нов­лен­ные общие идеи. Уче­ние о гно­сео­ло­ги­че­ском при­ма­те обще­го над еди­нич­ным, как мы это хоро­шо зна­ем, при­над­ле­жит уже Сокра­ту; в этом смыс­ле в «сокра­ти­че­ских» диа­ло­гах Пла­то­на как буд­то нет ниче­го ново­го. Одна­ко новое здесь все-таки есть. Это уста­нов­ле­ние тер­ми­на «эйдос» как вполне точ­но­го фило­соф­ско­го тер­ми­на: ведь сам Сократ мало инте­ре­со­вал­ся логи­че­ски­ми и тер­ми­но­ло­ги­че­ски­ми уста­нов­ка­ми, кото­рые чет­ко фик­си­ро­ва­ли бы его фило­со­фию. Само собой с.66 разу­ме­ет­ся, тут пока еще нет объ­ек­тив­но­го иде­а­лиз­ма, посколь­ку общим иде­ям здесь еще не при­пи­сы­ва­ет­ся абсо­лют­но­го и сверх­при­род­но­го суще­ст­во­ва­ния. Но ясно, что без такой гно­сео­ло­гии идей не мог­ло бы воз­ник­нуть и объ­ек­тив­но-иде­а­ли­сти­че­ской онто­ло­гии.

«Про­та­гор» — про­из­веде­ние чрез­вы­чай­но труд­ное, запу­тан­ное по сво­ей струк­ту­ре и тре­бу­ю­щее от ком­мен­та­то­ра боль­ших уси­лий для фор­му­ли­ров­ки его основ­ной идеи. В про­из­веде­ни­ях Пла­то­на нас инте­ре­су­ет эво­лю­ция его объ­ек­тив­но­го иде­а­лиз­ма. Поэто­му, ана­ли­зи­руя диа­лог «Про­та­гор», мы преж­де все­го ста­вим себе вопрос о том, что он дает ново­го на путях раз­ви­тия тео­рии идей. Этот ана­лиз при­во­дит нас к весь­ма ощу­ти­тель­ным резуль­та­там. Ока­зы­ва­ет­ся, что идея здесь уже не про­сто общее как закон для еди­нич­но­го. Идея доб­ро­де­те­ли (фор­маль­но «Про­та­гор» посвя­щен вопро­су о том, что такое доб­ро­де­тель) заклю­ча­ет­ся не в чем ином, как в осо­бо­го рода «изме­ри­тель­ном искус­стве» (в обла­сти как позна­ния, так и пере­де­лы­ва­ния жиз­ни). Это обсто­я­тель­ство застав­ля­ет нас при­знать, что кон­цеп­ция идеи выхо­дит за рам­ки про­бле­мы обще­го как зако­на для еди­нич­но­го и смы­ка­ет­ся с про­бле­мой струк­тур­но­го пре­об­ра­зо­ва­ния эти­че­ской обла­сти, поче­му мы и счи­та­ем нуж­ным гово­рить здесь об идее как о прин­ци­пе смыс­ло­вой струк­ту­ры. Уже тут пла­то­нов­скую идею с пол­ным осно­ва­ни­ем мож­но назвать моде­лью тех или дру­гих сто­рон дей­ст­ви­тель­но­сти.

В-пятых, поме­щае­мые у нас далее диа­ло­ги «Гор­гий» и «Менон», дати­ров­ка кото­рых неяс­на, по сво­е­му содер­жа­нию, несо­мнен­но, явля­ют­ся важ­ней­ши­ми веха­ми на том пути, кото­рый при­вел Пла­то­на от нега­тив­но­го, опи­са­тель­но­го и чисто логи­че­ско­го пони­ма­ния тео­рии идей к пря­мо­му, объ­ек­тив­но­му иде­а­лиз­му, т. е. к пря­мо­му онто­ло­ги­зи­ро­ва­нию этих идей. В «Гор­гии» общая про­бле­ма­ти­ка все еще иссле­ду­ет­ся на поч­ве сокра­ти­че­ских диа­ло­гов ран­не­го пери­о­да. Но уже и здесь эта про­бле­ма­ти­ка очень рас­ши­ря­ет­ся, и преж­няя мифо­ло­гия начи­на­ет испы­ты­вать фило­соф­ско-онто­ло­ги­че­скую пере­ра­бот­ку. Одна­ко если в «Гор­гии» пла­то­нов­ская идея пере­ста­ет быть про­сто родо­вым поня­ти­ем, прин­ци­пом для еди­нич­но­го и пре­вра­ща­ет­ся в уни­вер­саль­ную струк­ту­ру и модель всей чело­ве­че­ской жиз­ни, вклю­чая так­же и поту­сто­рон­нее суще­ст­во­ва­ние, то в «Меноне» это поту­сто­рон­нее суще­ст­во­ва­ние уже пря­мо объ­яв­ле­но цар­ст­вом идей. При этом идеи, о кото­рых гово­рит «Менон», с.67 это не про­сто гипо­ста­зи­ро­ван­ное абстракт­ное поня­тие, не про­сто уны­лая мета­фи­зи­ка родо­вых обоб­ще­ний; эти отне­сен­ные к поту­сто­рон­не­му миру идеи на самом деле трак­ту­ют­ся здесь как необ­хо­ди­мей­шие прин­ци­пы точ­ной нау­ки и демон­стри­ру­ют­ся на точ­ней­ших гео­мет­ри­че­ских при­ме­рах.

В-шестых, твер­до встав на путь объ­ек­тив­но­го иде­а­лиз­ма, Пла­тон про­дол­жал все даль­ше и даль­ше раз­ви­вать его фило­соф­скую осно­ву, кото­рая в «Меноне» была лишь очер­че­на.

«Кра­тил» — одно из самых труд­ных и запу­тан­ных про­из­веде­ний Пла­то­на, напол­нен­ное, как это часто быва­ет у Пла­то­на, бес­ко­неч­ны­ми откло­не­ни­я­ми в сто­ро­ну и повто­ре­ни­я­ми; при этом нет струк­тур­ной ясно­сти обще­го пла­на иссле­до­ва­ния.

Одна­ко нет ника­кой воз­мож­но­сти, да в насто­я­щем изда­нии нет и ника­кой необ­хо­ди­мо­сти ана­ли­зи­ро­вать диа­лог «Кра­тил» все­сто­ронне, посколь­ку он отно­сит­ся не толь­ко к исто­рии фило­со­фии, но и, может быть еще боль­ше того, к исто­рии антич­ной лите­ра­ту­ры и антич­но­го язы­ко­зна­ния. И в отно­ше­нии это­го диа­ло­га мы будем про­дол­жать нашу общую мето­до­ло­ги­че­скую линию, т. е. наблюдать и иссле­до­вать раз­ви­тие уче­ния об иде­ях. В этом смыс­ле «Кра­тил» дает, как нам пред­став­ля­ет­ся, доста­точ­но ося­зае­мый мате­ри­ал. «Кра­тил» посвя­щен не чему ино­му, как рас­смот­ре­нию субъ­ек­тив­но-чело­ве­че­ско­го функ­ци­о­ни­ро­ва­ния тех идей, объ­ек­тив­ную реаль­ность кото­рых Пла­тон уста­но­вил в «Меноне». Мы поэто­му пред­ла­га­ем чита­те­лю ана­лиз поня­тия идеи в «Кра­ти­ле» в свя­зи с пони­ма­ни­ем вещи, типа вещи, обра­за вещи, име­ни вещи, а так­же точ­но­го позна­ния сущ­но­сти вещи.

Нако­нец (в-седь­мых), для помо­щи чита­те­лю при изу­че­нии всех этих дале­ко не про­стых тво­ре­ний Пла­то­на (а в сле­дую­щих томах будут поме­ще­ны еще более труд­ные диа­ло­ги) необ­хо­ди­мо самым крат­ким обра­зом и по воз­мож­но­сти яснее фор­му­ли­ро­вать общий фило­соф­ский резуль­тат всех ран­них диа­ло­гов Пла­то­на, вошед­ших в дан­ный том. Меж­ду про­чим, чита­тель убедит­ся, что перед нами здесь не толь­ко про­из­веде­ния с чисто фило­соф­ским содер­жа­ни­ем, но иной раз и вещи менее все­го фило­соф­ские. Пла­тон — пред­мет изу­че­ния не толь­ко исто­рии фило­со­фии, но не мень­ше того и исто­рии лите­ра­ту­ры и даже исто­рии куль­ту­ры вооб­ще. Поэто­му фило­соф­ская сто­ро­на его с.68 про­из­веде­ний — это толь­ко одна из сто­рон, и ино­гда ее при­хо­дит­ся выде­лять из твор­че­ства Пла­то­на не без неко­то­ро­го уси­лия. Тем не менее в насто­я­щем изда­нии сочи­не­ний Пла­то­на нас инте­ре­су­ет в первую оче­редь фило­соф­ское содер­жа­ние его про­из­веде­ний; поэто­му вопрос сто­ит так: как мож­но его опре­де­лить в отно­ше­нии к сочи­не­ни­ям, поме­щае­мым в дан­ном томе?

При всем раз­но­об­ра­зии содер­жа­ния диа­ло­гов Пла­то­на, при всей пест­ро­те их сти­ля, при всей труд­но­сти и неустой­чи­во­сти его фило­соф­ской пози­ции в этот ран­ний пери­од мы все же обя­за­ны ска­зать, что цен­траль­ным уче­ни­ем или если не уче­ни­ем, то во вся­ком слу­чае тен­ден­ци­ей явля­ет­ся здесь у Пла­то­на опре­де­ле­ние того, что такое идея.

Наш ком­мен­та­рий к отдель­ным диа­ло­гам Пла­то­на пока­жет, как посте­пен­но и часто не очень твер­до, как раз­но­об­раз­но Пла­тон под­хо­дил к этой кон­цеп­ции. Сей­час же мы фор­му­ли­ру­ем толь­ко обще­фи­ло­соф­ский резуль­тат про­из­веде­ний Пла­то­на, вклю­чен­ных в этот том, исхо­дя из его кон­цеп­ции идеи.

Идея пони­ма­ет­ся Пла­то­ном как обра­зец мате­ри­аль­ной вещи, как ее смыс­ло­вая струк­ту­ра, как прин­цип ее кон­струи­ро­ва­ния. Более точ­но мож­но ска­зать: идея Пла­то­на есть исхо­дя­щая из мифо­ло­ги­че­ских недр, объ­ек­тив­но, само­сто­я­тель­но суще­ст­ву­ю­щая кон­струк­тив­ная модель вещи, — модель, кото­рая пред­став­ля­ет собой струк­тур­ный прин­цип порож­де­ния всех бес­ко­неч­но малых ее суще­ст­во­ва­ний и сдви­гов, и в част­но­сти прин­цип веч­но­го кру­го­во­рота чело­ве­че­ской и кос­ми­че­ской дей­ст­ви­тель­но­сти.

Вот эту-то кон­цеп­цию Пла­тон и обра­ба­ты­ва­ет в про­из­веде­ни­ях, состав­ля­ю­щих 1-й том его сочи­не­ний; на нее он никак не нара­ду­ет­ся, укра­ша­ет ее все­ми мифо­ло­ги­че­ски­ми и поэ­ти­че­ски­ми крас­ка­ми и трак­ту­ет ее как свое под­лин­ное и лич­ное фило­соф­ское откры­тие. В кон­цеп­ции Пла­то­на дей­ст­ви­тель­но содер­жа­лось под­лин­ное науч­но-фило­соф­ское откры­тие обще­го как зако­на для еди­нич­но­го, хотя Пла­тон и мифо­ло­ги­зи­ру­ет этот закон и хотя мы и будем на каж­дом шагу отме­чать его одно­сто­рон­ность, его непол­ную про­ду­ман­ность, его пре­уве­ли­че­ния и отсут­ст­вие в нем систе­ма­ти­че­ски раз­ра­ботан­но­го кон­струк­тив­но-логи­че­ско­го аппа­ра­та (несмот­ря на посто­ян­ное и напря­жен­ное его иска­ние). Не забудем, что мыс­ли эти про­ду­мы­ва­лись у Пла­то­на почти за две с поло­ви­ной тыся­чи лет до с.69 наше­го вре­ме­ни. Разъ­яс­не­ни­ем и уточ­не­ни­ем этой слож­ной про­бле­ма­ти­ки обще­го и еди­нич­но­го, этих тон­чай­ших про­блем модель­но­го кон­струи­ро­ва­ния дей­ст­ви­тель­но­сти Пла­тон будет зани­мать­ся в дру­гих сво­их диа­ло­гах, состав­ля­ю­щих после­дую­щие тома это­го изда­ния сочи­не­ний фило­со­фа.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
1496002021 1496002023 1496002029 1507157013 1534001000 1534002000