Текст приводится по изданию: Сульпиций Север. Сочинения. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1999.
Перевод А. И. Донченко.
Пресвитер Север, по прозвищу Сульпиций, из провинции Аквитания, муж известный как происхождением, так и литературными трудами, а также бедностью своей и смирением, высоко чтимый такими святыми мужами, как епископ Мартин Турский и Паулин Ноланский, написал ряд значительных произведений. Так, им написаны послания о любви к Богу и презрении к миру, а также многочисленные увещевания к своей сестре, которые тоже весьма известны. Еще написал он два послания вышеупомянутому Паулину Ноланскому, и другим — несколько, но так как у многих его знакомых была в нем нужда, то невозможно сказать [точно, кому еще было написано]. Составил он также и хронику. Написал для многих начинающих [христиан] житие блаженного Мартина, монаха и епископа, мужа выдающегося своими добродетелями, чудесами и знамениями; а также достоверно отобразил в виде двух отдельных диалогов диспут Постумиана и Галла [состоявшийся] в его присутствии, где поведал об образе жизни восточных монахов и жизни самого Мартина, а также предшествующем времени от постановления Александрийского собора об Оригене2, но постигать их следует осторожно, причем людям лучшим от людей знающих и не следует допускать к ним менее устойчивых ко злу. В старости своей он был введен в заблуждение пелагианами3 и, признав за собой грех пустословия, до самой своей смерти хранил молчание, дабы прегрешение, произошедшее из-за обилия слов, загладить полным молчанием4.
ПРИМЕЧАНИЯ
1Геннадий — пресвитер массилийский (марсельский), современник папы Геласия I (492—496). Среди произведений этого автора, дошедших до нашего времени, числится продолжение труда бл. Иеронима (340/350—420) «De viris illustribus» (О выдающихся мужах).
2Ориген — (ок. 185 — 253/254) — один из выдающихся раннехристианских богословов. Родился в Александрии. С 217 г. возглавлял христианскую школу в этом же городе. Его богословские изыскания не встретили всеобщей поддержки и породили обширную и многовековую полемику (подробнее см.: Христианство. М., 1995. Т. 2. С. 253, 256). В данном случае Геннадий имеет в виду поместный собор, созванный епископом Александрийским Феофилом в начале 400 г. и осудивший Оригена (подробнее см.: Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви. М., 1994. Т. 4. С. 160—162).
3Пелагианство — ересь, возникшая на рубеже IV—V в. и названная так по имени ее создателя монаха Пелагия (ум. после 418 г.). Пелагианство отрицало божественное предопределение, считало, что первородный грех не до конца извратил положительные качества человеческой души, утверждало свободу воли, преуменьшало значение благодати и личной веры для спасения и преувеличивало значение добрых дел. Это учение было подвергнуто критике бл. Августином и в 431 г. на Эфесском соборе предано анафеме.
4В Кузанском кодексе после этих слов добавлено: «Антиохийцам написал одно, но весьма обширное, произведение о корыстолюбии и во время [этой] работы ослеп, однако Спаситель опять наделил его зрением; составил гомилию (т. е. письменную проповедь, рассуждение — А. Д.) об очищающей силе страха Божьего и совершенстве смирения. Умер во времена императора Аркадия (т. е. между 395 и 408 гг. — А. Д.)».