Краткая биография Сульпиция Севера
из собрания жизнеописаний выдающихся мужей Геннадия1

Текст приводится по изданию: Сульпиций Север. Сочинения. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1999.
Перевод А. И. Донченко.

Пре­сви­тер Север, по про­зви­щу Суль­пи­ций, из про­вин­ции Акви­та­ния, муж извест­ный как про­ис­хож­де­ни­ем, так и лите­ра­тур­ны­ми труда­ми, а так­же бед­но­стью сво­ей и сми­ре­ни­ем, высо­ко чти­мый таки­ми свя­ты­ми мужа­ми, как епи­скоп Мар­тин Тур­ский и Пау­лин Нолан­ский, напи­сал ряд зна­чи­тель­ных про­из­веде­ний. Так, им напи­са­ны посла­ния о люб­ви к Богу и пре­зре­нии к миру, а так­же мно­го­чис­лен­ные уве­ще­ва­ния к сво­ей сест­ре, кото­рые тоже весь­ма извест­ны. Еще напи­сал он два посла­ния выше­упо­мя­ну­то­му Пау­ли­ну Нолан­ско­му, и дру­гим — несколь­ко, но так как у мно­гих его зна­ко­мых была в нем нуж­да, то невоз­мож­но ска­зать [точ­но, кому еще было напи­са­но]. Соста­вил он так­же и хро­ни­ку. Напи­сал для мно­гих начи­наю­щих [хри­сти­ан] житие бла­жен­но­го Мар­ти­на, мона­ха и епи­ско­па, мужа выдаю­ще­го­ся сво­и­ми доб­ро­де­те­ля­ми, чуде­са­ми и зна­ме­ни­я­ми; а так­же досто­вер­но ото­б­ра­зил в виде двух отдель­ных диа­ло­гов дис­пут Посту­ми­а­на и Гал­ла [состо­яв­ший­ся] в его при­сут­ст­вии, где поведал об обра­зе жиз­ни восточ­ных мона­хов и жиз­ни само­го Мар­ти­на, а так­же пред­ше­ст­ву­ю­щем вре­ме­ни от поста­нов­ле­ния Алек­сан­дрий­ско­го собо­ра об Ори­гене2, но пости­гать их сле­ду­ет осто­рож­но, при­чем людям луч­шим от людей знаю­щих и не сле­ду­ет допус­кать к ним менее устой­чи­вых ко злу. В ста­ро­сти сво­ей он был введен в заблуж­де­ние пела­ги­а­на­ми3 и, при­знав за собой грех пусто­сло­вия, до самой сво­ей смер­ти хра­нил мол­ча­ние, дабы пре­гре­ше­ние, про­изо­шед­шее из-за оби­лия слов, загла­дить пол­ным мол­ча­ни­ем4.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Ген­на­дий — пре­сви­тер мас­си­лий­ский (мар­сель­ский), совре­мен­ник папы Гела­сия I (492—496). Сре­ди про­из­веде­ний это­го авто­ра, дошед­ших до наше­го вре­ме­ни, чис­лит­ся про­дол­же­ние труда бл. Иеро­ни­ма (340/350—420) «De vi­ris il­lustri­bus» (О выдаю­щих­ся мужах).
  • 2Ори­ген — (ок. 185 — 253/254) — один из выдаю­щих­ся ран­не­хри­сти­ан­ских бого­сло­вов. Родил­ся в Алек­сан­дрии. С 217 г. воз­глав­лял хри­сти­ан­скую шко­лу в этом же горо­де. Его бого­слов­ские изыс­ка­ния не встре­ти­ли все­об­щей под­держ­ки и поро­ди­ли обшир­ную и мно­го­ве­ко­вую поле­ми­ку (подроб­нее см.: Хри­сти­ан­ство. М., 1995. Т. 2. С. 253, 256). В дан­ном слу­чае Ген­на­дий име­ет в виду помест­ный собор, созван­ный епи­ско­пом Алек­сан­дрий­ским Фео­фи­лом в нача­ле 400 г. и осудив­ший Ори­ге­на (подроб­нее см.: Боло­тов В. В. Лек­ции по исто­рии древ­ней церк­ви. М., 1994. Т. 4. С. 160—162).
  • 3Пела­ги­ан­ство — ересь, воз­ник­шая на рубе­же IV—V в. и назван­ная так по име­ни ее созда­те­ля мона­ха Пела­гия (ум. после 418 г.). Пела­ги­ан­ство отри­ца­ло боже­ст­вен­ное пред­опре­де­ле­ние, счи­та­ло, что пер­во­род­ный грех не до кон­ца извра­тил поло­жи­тель­ные каче­ства чело­ве­че­ской души, утвер­жда­ло сво­бо­ду воли, пре­умень­ша­ло зна­че­ние бла­го­да­ти и лич­ной веры для спа­се­ния и пре­уве­ли­чи­ва­ло зна­че­ние доб­рых дел. Это уче­ние было под­верг­ну­то кри­ти­ке бл. Авгу­сти­ном и в 431 г. на Эфес­ском собо­ре пре­да­но ана­фе­ме.
  • 4В Кузан­ском кодек­се после этих слов добав­ле­но: «Антио­хий­цам напи­сал одно, но весь­ма обшир­ное, про­из­веде­ние о коры­сто­лю­бии и во вре­мя [этой] работы ослеп, одна­ко Спа­си­тель опять наде­лил его зре­ни­ем; соста­вил гомилию (т. е. пись­мен­ную про­по­ведь, рас­суж­де­ние — А. Д.) об очи­щаю­щей силе стра­ха Божье­го и совер­шен­стве сми­ре­ния. Умер во вре­ме­на импе­ра­то­ра Арка­дия (т. е. меж­ду 395 и 408 гг. — А. Д.)».
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1496002023 1496002029 1496002030 1535000100 1535000200 1536208668