Оригинал: мрамор, высота 24,5 см.
Правление Августа (реплика), 2-я четверть I в. до н. э. (прототип).Мюнхен, Музей копий классической скульптуры
Марк Лициний Красс (консул 70, 55 гг. до н. э.).
Оригинал: мрамор, высота 24,5 см.
Правление Августа (реплика), 2-я четверть I в. до н. э. (прототип).
Мюнхен, Музей копий классической скульптуры.
Напротив, пряди на голове из Лувра объединены в обширные плоскости, разделённые обычно параллельными надрезами. Волосы на лбу сдвинуты вместе и образуют прямую линию. Наслоение и градуирование прядей встречаются редко; а там, где они задуманы, пряди как будто вдавлены в мягкое основание.
Лоб бюста из Копенгагена выглядит плоским; впадины обнаруживаются только на висках и в центре лба; морщины на лбу параллельны друг другу. Движение щёк мягкое и плавное. Создатель головы из Лувра придавал больше значения чёткой структуре. Лоб выглядит подвижным за счёт выпуклостей и впадин; морщины не параллельны. В области глаз морщины на коже присутствуют даже во внутренних углах. Строение щёк более подчёркнуто и линейно. Морщины перед ушами, а также челюстная складка в левой части лица, едва заметные на копенгагенском бюсте, здесь чётко выражены. Подбородок острее и тоньше, обвисшая кожа более дряблая. Бросается в глаза разная форма рта, который на обеих репликах вытянут в длину и при этом уплощён. Но если губы бюста полные и изогнутые, то губы парижской головы узкие как ниточка.
О копии из Петуорт Хауса теперь можно судить более уверенно благодаря новым поступлениям в Научный архив римской пластики (илл. 31—
Таким образом, можно считать, что парижский «Гальба» с более подвижным лбом, более дряблой кожей на щеках и шее, более резкими складками, удлинёнными нитевидными губами и плотно лежащими на лбу волосами достовернее передаёт архетип и может использоваться как исходная точка для его датировки. Его можно сопоставить с надгробным рельефом со Статилиевой дороги85, который, судя по причёске женщины, должен датироваться не позднее середины I в. до н. э. На обоих лицах складки в нижней части лба переходят в горизонтальные, выпуклые брови, тоже чуть сведённые и образующие над носом очерченный складками треугольник. «Птичьи лапки» возле глаз, складки на щеках и нитевидные губы тоже очень похожи. Обе головы созданы с использованием одного и того же образного языка, хотя можно уверенно исключить возможность того, что этот язык предназначался именно для надгробных рельефов86. Таким образом, прообраз типа Париж—
Говоря о датировке копий, следует предполагать существенные различия. Волосы на шее головы из Лувра (илл. 28), поверхность которых чётко очерчена, разделена на параллельные ряды и в основном скошена вниз, напоминают головы эпохи Августа; особенно близки к ним волосы Луция Цезаря из Аквилеи90. Однако волосы на шее копенгагенского бюста (илл. 26) стилизованы иначе: они разделены на мелкие завитки в форме полумесяцев, изолированные или объединённые в крупные группы, так что отдельные пряди не выделяются. При этом была предпринята попытка придать некоторым завиткам разную рельефную высоту. Промежутки между ними маленькие и имеют различную форму; волосы выглядят растрёпанными и естественными. Учитывая заданные архетипом границы, это соответствует описанию волос портрета кат. № 599 и свидетельствует в пользу датировки эпохой Тиберия. Бюст указывает на конец этого периода, так как его размер явно превосходит размеры августовских бюстов91. Более выраженные выемки по краю бюста обнаруживаются также на мраморном бюсте Калигулы в Нью-Йорке92. Но поскольку подробное исследование развития формы бюстов ещё не проводилось, весомость этого аргумента является сомнительной.
[…]
с. 284 Бюст кат. № 655, поскольку все четыре реплики происходят из Рима и его окрестностей, должен изображать знаменитого римлянина второй половины I в. до н. э., которого следует искать среди предков Лициниев Крассов Фруги105. Таким образом, рассматривать следует Лициниев, Кальпурниев и Скрибониев поколения Помпея с. 285 и Цезаря. Значительное число сохранившихся реплик предполагает, что они изображают самого знаменитого после Помпея предка этой семьи — триумвира Марка Лициния Красса, консула 70 и 55 г. до н. э. Славу этой семьи основали два триумвира, как отмечает Тацит в рассказе о том, как император Гальба усыновил Кальпурния Пизона Фруги Лициниана106. Поэтому портрет знаменитого Красса должен был стоять в гробнице Лициниев как пара к портрету Помпея, и можно предположить, что это дошедший до нас кат. № 655. Источники не сообщают ничего определённого о его внешности; монетные изображения отсутствуют. На основании смутного намёка Цицерона некоторые современные авторы биографий Красса предполагают, что он был лысым. Однако кто на самом деле имеется в виду в этом отрывке, остаётся неясным108.
80Poulsen V. Les portraits romains. Vol. 1. Copenhague, 1973. P. 106f., 156 № 67 Ill. 113f.; высота 45 см, высота головы 25 см, высота лица 17,5 см; ширина бюста 30 см, ширина лица 17,5 см; расстояние между внешними уголками глаз 9 см, между внутренними — 3,5 см. — Кончик носа дополнен. Известковые потёки на волосах, бюсте, крае бюста и подбородке. Поверхность лица слегка потёрта вследствие современной очистки; брови и морщины у глаз размыты. 81Fabbricotti E. Galba. Roma, 1976. P. 57 Ill. 7.2: высота головы 24,5 см, высота лица 17,7 см; ширина лица 16,2 см. — С виллы Альбани, где голова засвидетельствована не позднее 1785 г., ср.: Beck H., Bol P. C. Forschungen zur Villa Albani. Berlin, 1982. S. 370 (A 495) и указатель на с. 409. Дополнены: кончик носа, левое ухо, бо́льшая часть шеи, левая бровь. 82Visconti C. L. Les monuments de sculpture antique du Musée Torlonia. Rome, 1884. P. 105 f. Nr. 142 («Приобретение Торлония»): дополнены нос, средняя часть лба, часть затылка. Морщины на лбу и вокруг глаз сглажены. 83Wyndham M. Catalogue of the Collection of Greek and Roman Antiquities in the Possession of Lord Leconfield. London, 1915. P. 126 Nr. 75 Taf. 75. — Высота от макушки до подбородка 29 см. Нос дополнен. Приобретён в Риме между 1750 и 1760 гг., ср. Oehler H. Foto und Skulptur: Romische Antiken in englischen Schlössern. Köln, 1980. S. 80; Howard S. Bartolomeo Cavaceppi, Eighteenth-Century Restorer. New York, 1982. P. 45 ff. 84Poulsen V. Op. cit. P. 106. 85Рим, Дворец Консерваторов, инв. № 2142. Высота 181 см. Mustilli D. Il Museo Mussolini. Roma, 1939. P. 102 Nr. 9 Taf. 56 f.; Vessberg O. Studien zur Kunstgeschichte der römischen Republik. Lund; Leipzig, 1941. S. 186 ff., 249f., 265 Taf. 271; Schweitzer B. Die Bildniskunst der römischen Republik. Leipzig; Weimar, 1948. S. 85, 87, 89; von Heintze H. // Helbig W. Führer durch die öffentlichen Sammlungen klassischer Altertümer in Rom. 4 Aufl. Bd. 2. Tubingen, 1966. Nr. 1631; Trillmich W. Das Torlonia-Mädchen: zu Herkunft und Entstehung des kaiserzeitlichen Frauenporträts. Göttingen, 1976. S. 39 Anm. 127a; 59 Taf. 19, 1.2; Gazda E.K. Etruscan Influence in the Funerary Reliefs of Late Republican Rome: A Study of Roman Vernacular Portraiture // ANRW. Tl. I. Bd. 4. 1973. P. 867f. Ill. 11ff.; Frenz
Boschung D. Überlegungen zum Liciniergrab // Jahrbuch des Deutschen Archäologischen Instituts. Bd. 101. 1986. S. 276—
de Kersauson K. Musée du Louvre. Les portraits romains. T. 1. Paris, 1986. P. 106 f. № 47.
© 2020 г. Перевод: О. В. Любимова.