Словарь античности

АИД (греч. Aides, так­же Ha­des, Aido­neus, веро­ят­но — невиди­мый), мрач­ный царь под­зем­но­го мира, сын Кро­но­са и Реи, брат Зев­са, Посей­до­на, Геры, Демет­ры и Гестии, супруг Пер­се­фо­ны. При разде­ле мира он полу­чил под­зем­ное цар­ство, неумо­ли­мо и без­жа­лост­но управ­лял мерт­вы­ми, поэто­му назы­вал­ся так­же Zeus ka­tach­tho­nios (под­зем­ный Зевс). Посколь­ку Аид не давал воз­мож­но­сти мерт­вым воз­вра­щать­ся из его цар­ства, он был стра­шен и нена­ви­стен людям. После Гоме­ра Аида ино­гда отож­дествля­ли с Плу­то­ном, в более позд­нее вре­мя под Аидом пони­ма­ли так­же его цар­ство, сам под­зем­ный мир. В искус­стве часто изо­бра­жа­лось похи­ще­ние Аидом Пер­се­фо­ны.

См. также:
АИД, ГАДЕС (Мифы народов мира)
АИДОНЕЙ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭЛИЦИЙ • ДИАБАТЕРИЯ • ДИМАС • ДРИАДЫ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Одиссей в Царстве мертвых.
Иоганн Георг Хильтеншпергер (1806—1890).
Настенная панель, 1845—1848 гг.
№ LVII.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, Галерея истории древней живописи, 57.
2. ТОРЕВТИКА. Рим.
Чаша с аллегорией плодородия.
Серебро, позолота.
2-я пол. I в. до н. э.
Вена, Музей истории искусств.
3. КЕРАМИКА. Греция.
Аид бросает семена во вспаханную Деметрой землю.
Амфора краснофигурная.
430—420 гг. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о Протесилае и Лаодамии.
Мрамор. Конец II в.
Неаполь, Церковь Санта-Кьяра.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о Протесилае и Лаодамии.
Фронтальная панель.
Мрамор. Конец II в.
Неаполь, Церковь Санта-Кьяра.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Основание колонны с дионисийскими рельефами (передняя сторона). Сцена собрания богов.
Мрамор. Эпоха Северов.
Салерно, Кафедральный собор.
7. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер с изображением путешествия Орфея в Загробный мир.
Краснофигурный кратер с волютами. Апулия.
Мастер Загробного мира (Trendall).
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой мифа о похищении Персефоны (фронтальная панель).
Мелкозернистый мрамор, вероятно, италийского происхождения.
160—180 гг. н. э.
Флоренция, Галерея Уффици.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Плутона.
Мрамор мелкозернистый, прозрачный, плащ из черного античного мрамора. Римская копия.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Погребальная урна Марка Ульпия Флорида со сценой похищения Прозерпины.
Мрамор. Начало II в. н. э. Рим (?).
Перуджа, Национальный археологический музей Умбрии.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА