Словарь античности

БРОНЗА. В 12—11 вв. до н. э. на сме­ну древним брон­зо­вым куль­ту­рам в эгей­ском и ита­лий­ском реги­о­нах при­шли куль­ту­ры желез­но­го века. Одна­ко брон­за, как и тех­но­ло­ги­че­ские при­е­мы ее обра­бот­ки (ков­ка, чекан­ка, гра­ви­ров­ка и пр.), нахо­ди­ла широ­кое при­ме­не­ние в изготов­ле­нии сосудов, утва­ри, сто­ло­вых при­бо­ров, укра­ше­ний, скульп­тур и релье­фов. В част­но­сти, в Гре­ции актив­но раз­ви­вал­ся при­ме­няв­ший­ся в 8 в. до н. э. для изготов­ле­ния мел­ких изде­лий из брон­зы метод сплош­ной отлив­ки. В 6 в. до н. э. в изготов­ле­нии боль­ших ста­туй встре­ча­ет­ся метод пусто­те­лой отлив­ки, изо­бре­те­ние кото­ро­го гре­ки (оши­боч­но) при­пи­сы­ва­ли литей­щи­кам Рой­ку и Фео­до­ру из Само­са. Для отлив­ки круп­ных брон­зо­вых изде­лий брон­зо-пла­виль­ная печь долж­на была вме­щать око­ло 300—500 кг руды и иметь высоту не менее 5—6 м, чтобы рас­плав­лен­ный металл еще до затвер­де­ния мог запол­нить все изги­бы фор­мы, вклю­чая и самые мель­чай­шие. Наи­бо­лее слож­ной явля­лась отлив­ка брон­зо­во­го изде­лия по частям, т. к. она тре­бо­ва­ла соблюде­ния стро­гой про­пор­ции каж­дый раз вновь сме­ши­вае­мой ших­ты, опре­де­ляв­шей сов­па­де­ние цве­то­вых оттен­ков буду­щих дета­лей. Добав­ле­ние мед­ных и оло­вян­ных (4—32 %) при­са­док, а так­же часто варьи­ро­вав­ших­ся при­са­док цин­ка, свин­ца и мышья­ка опре­де­ля­лось пред­на­зна­че­ни­ем изде­лия и его желае­мой окрас­кой; в част­но­сти, при изготов­ле­нии зер­кал основ­ной при­сад­кой явля­лось оло­во, для монет — сви­нец. Стан­дар­ти­зи­ро­ван­ные спла­вы, поль­зо­вав­ши­е­ся высо­ким спро­сом, про­из­во­ди­лись в Корин­фе, Дело­се и Эгине. Осно­вы­ва­ясь на том, что в таких местах, как Олим­пия, Делос, Дель­фы, Коринф, Афи­ны и Родос, насчи­ты­ва­лось при­мер­но по 3000 брон­зо­вых ста­туй в каж­дом, путем неслож­но­го рас­че­та мож­но прий­ти к выво­ду, что в Гре­ции в пери­од ее рас­цве­та изготав­ли­ва­лось не менее одной боль­шой ста­туи еже­днев­но. Позд­нее, в эпо­ху элли­низ­ма, на этой осно­ве раз­ви­ва­лось изготов­ле­ние колос­саль­ных ста­туй. Дости­же­ния этрус­ков в обла­сти брон­зо­во­го литья были так­же весь­ма зна­чи­тель­ны (напри­мер, брон­зо­вая ста­туя рим­ско­го ора­то­ра Авла Метел­ла). Изде­лия этрус­ско­го брон­зо­во­го про­из­вод­ства дохо­ди­ли даже до Скан­ди­на­вии. Медь этрус­ки добы­ва­ли в место­рож­де­ни­ях око­ло г. Вола­тер­ра, оло­во импор­ти­ро­ва­ли из Испа­нии и Бри­та­нии; в каче­стве при­сад­ки широ­ко исполь­зо­ва­ли сви­нец. В Воль­си­ни­ях рим­ля­на­ми в 265 до н. э. были захва­че­ны в каче­стве тро­фе­ев око­ло 2000 брон­зо­вых ста­туй. Рим­ляне внес­ли в тех­ни­ку изготов­ле­ния брон­зо­вых изде­лий мало ново­го. Они в целом заим­ст­во­ва­ли извест­ные мето­ды и тех­но­ло­гии и суме­ли на этой базе зна­чи­тель­но рас­ши­рить ассор­ти­мент това­ров брон­зо­во­го ремес­ла (мебель­ная обшив­ка, укра­ше­ния для лоша­дей, деко­ра­тив­ные архи­тек­тур­ные эле­мен­ты, колос­саль­ные про­из­веде­ния скульп­ту­ры). Рим­ляне высо­ко цени­ли так­же тон­кие гре­че­ские работы из брон­зы в клас­си­че­ском сти­ле, в боль­ших коли­че­ствах при­во­зи­мые ими в Ита­лию в ходе воен­ных кам­па­ний. Из этих про­из­веде­ний сохра­ни­лись лишь немно­гие, бо́льшую часть работы позд­не­го пери­о­да и копии, т. к. язы­че­ские про­из­веде­ния в свя­зи с нехват­кой метал­ла были хри­сти­а­на­ми пере­плав­ле­ны. В послед­ние годы целый ряд цен­ных про­из­веде­ний искус­ства был обна­ру­жен в ходе под­вод­ных архео­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний. Гла­за брон­зо­вых ста­туй часто изготав­ли­ва­лись из полу­дра­го­цен­ных кам­ней.


Пла­виль­ная печь для брон­зо­во­го литья, инстру­мен­ты, литей­щи­ки и дета­ли отли­вок
(рису­нок на куб­ке, ок. 480 до н. э.).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭМПЕЛОРЫ • ЭМПОСИЯ • ЭПИКЛЕР, НАСЛЕДНИЦА • ЭПИМОРТЫ, ЕПИМОРТЫ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Конная статуя Марка Аврелия.
Бронза.
160—170-е гг.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Экседра Марка Аврелия.
2. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Химера из Ареццо.
Бронза. 1-я половина IV в. до н. э.
Выс. ок. 80 см.
Флоренция, Национальный археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Статуя Химеры.
Бронза. Конец V в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Статуя Авла Метелла.
Бронза.
Ок. 100 г. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Цецилия Юкунда.
Бронза.
70-е гг.
Неаполь, Национальный археологический музей.
6. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Рим.
Треножник для жертвоприношений с ногами в форме молодых итифаллических сатиров.
Бронза.
I в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей, Приватный кабинет.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сидящий Гермес.
Бронза.
Неаполь, Национальный археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Конная статуя Домициана, переделанная в статую Нервы. Деталь.
Бронза.
Байи, Археологический музей Флегрейских полей.
9. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Статуя Капитолийской волчицы.
Бронза. Начало V в. до н. э.
Высота — 0,85 м.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Зал волчицы.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дискобол Мирона.
Современная реконструкция оригинальной статуи V в. до н. э.
Скомбинированные гипсовые слепки, окрашенные под бронзу.
Рим, Музей классического искусства (гипсотека) Римского университета «Сапиенца».
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE 12, медь
Август
Приена, 27 г. до н.э. — 14 г. н.э.
АВЕРС: ΠΟΜΠΕΙΟϹ ΜΑΚΕΡ — обнаженная голова Помпея Макра вправо.
РЕВЕРС: ΠΡΙΗΝΕΩΝ — Биант стоит фронтально, обратившись влево, справа треножник.
2. Фоллис, медь
Константин I
Карфаген, 307 г.
АВЕРС: CONSTANTINVS NOB. CAES. — голова Константина в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: CONSERVATORES KART. SVAE — внутри шестиколонного храма с простым фронтоном стоит анфас персонификация Карфагена, с обращенной влево головой, держит фрукты в обеих руках.
В обрезе обозначение монетного двора: ΡΚΔ.
3. Фоллис, медь
Константин I
Аквилея, 307 г.
АВЕРС: CONSTANTINVS NOB. CAES. — голова Константина в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: CONSERV. VRB. SVAE — внутри четырехколонного храма сидит фронтально Рома с обращенной влево головой, в правой руке держит земной шар, в левой — скипетр, слева от нее стоит щит; в качестве акротериев — Виктории или шишки, внутри фронтона венок.
В обрезе обозначение монетного двора: AQΓ.
4. Двойной сестерций, медь
Постум
Августа Треверов, 261 г.
АВЕРС: IMP. C. M. CASS. LAT. POSTVMVS P. F. AVG. — драпированный бюст Постума в доспехах и лучистом венце, обращенный вправо.
РЕВЕРС: LAETITIA — галера плывет влево с четырьмя гребцами и рулевым.
В обрезе: AVG.
5. Сестерций или дупондий?, бронза
Италия, 38 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Октавиана с бородкой вправо, впереди звезда; сзади DIVI F вниз.
РЕВЕРС: Лавровый венок, внутри DIVOS IVLIVS в две строки.
6. Семисс, орихалк
Траян
Кипр(?)*, 116 г.
АВЕРС: IMP. CAES. NER. TRAIANO OPTIMO AVG. GERM. — бюст Траяна, в лучистом венце, с эгидой на левом плече, вправо.
РЕВЕРС: DAC. PARTHICO P. M. TR. POT. XX COS. VI P. P. — вокруг дубового (BMC: лаврового) венка, внутри которого, большими буквами: S. C. (венок ассиметричный, с завязкой на 5 ч. и верхом на 11 ч.).
7. Дупондий, орихалк
Гальба
Рим, 68 г.
АВЕРС: IMP. SER. GALBA CAES. AVG. TR. P. — голова Гальбы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: PAX AVGVST. — Пакс (Мир), в драпировке, стоит влево, держит ветвь в правой руке и рог изобилия — в левой.
8. Сестерций, орихалк
Нерва
Рим, 97 г.
АВЕРС: IMP. NERVA CAES. AVG. P. M. TR. P. COS. III P. P. — голова Нервы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: FISCI IVDAICI CALVMNIA SVBLATA — пальмовое дерево с двенадцатью ветвями и двумя пучками фиников.
В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
9. Медальон с бортиком, орихалк
Траян
?, 98—117 гг.
АВЕРС: Без легенды. Драпированный бюст влево, пересекающиеся линии делят волосы на многочисленные ромбики, как будто заплетенные или под сеткой, в правом поле монограмма PE, подобная монограмма, зеркально, в левом поле.
РЕВЕРС: Без легенды. Возничий в квадриге, скачущей вправо, наклонился влево и протягивает правую руку; лошади со связанными хвостами; на их головах пальмовые ветви.
10. Дупондий, орихалк
Траян
Рим, 115—116 гг.
АВЕРС: IMP. CAES. NER. TRAIANO OPTIMO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. VI P. P. — драпированный бюст Траяна, в лучистом венце, вправо.
РЕВЕРС: SENATVS POPVLVSQVE ROMANVS — Фелицитас (Счастье), в драпировке, стоит влево, держит вверх кадуцей в правой руке и рог изобилия — в левой.
В поле, слева и справа: S. C.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА