Словарь античности

БРОНЗА. В 12—11 вв. до н. э. на сме­ну древним брон­зо­вым куль­ту­рам в эгей­ском и ита­лий­ском реги­о­нах при­шли куль­ту­ры желез­но­го века. Одна­ко брон­за, как и тех­но­ло­ги­че­ские при­е­мы ее обра­бот­ки (ков­ка, чекан­ка, гра­ви­ров­ка и пр.), нахо­ди­ла широ­кое при­ме­не­ние в изготов­ле­нии сосудов, утва­ри, сто­ло­вых при­бо­ров, укра­ше­ний, скульп­тур и релье­фов. В част­но­сти, в Гре­ции актив­но раз­ви­вал­ся при­ме­няв­ший­ся в 8 в. до н. э. для изготов­ле­ния мел­ких изде­лий из брон­зы метод сплош­ной отлив­ки. В 6 в. до н. э. в изготов­ле­нии боль­ших ста­туй встре­ча­ет­ся метод пусто­те­лой отлив­ки, изо­бре­те­ние кото­ро­го гре­ки (оши­боч­но) при­пи­сы­ва­ли литей­щи­кам Рой­ку и Фео­до­ру из Само­са. Для отлив­ки круп­ных брон­зо­вых изде­лий брон­зо-пла­виль­ная печь долж­на была вме­щать око­ло 300—500 кг руды и иметь высоту не менее 5—6 м, чтобы рас­плав­лен­ный металл еще до затвер­де­ния мог запол­нить все изги­бы фор­мы, вклю­чая и самые мель­чай­шие. Наи­бо­лее слож­ной явля­лась отлив­ка брон­зо­во­го изде­лия по частям, т. к. она тре­бо­ва­ла соблюде­ния стро­гой про­пор­ции каж­дый раз вновь сме­ши­вае­мой ших­ты, опре­де­ляв­шей сов­па­де­ние цве­то­вых оттен­ков буду­щих дета­лей. Добав­ле­ние мед­ных и оло­вян­ных (4—32 %) при­са­док, а так­же часто варьи­ро­вав­ших­ся при­са­док цин­ка, свин­ца и мышья­ка опре­де­ля­лось пред­на­зна­че­ни­ем изде­лия и его желае­мой окрас­кой; в част­но­сти, при изготов­ле­нии зер­кал основ­ной при­сад­кой явля­лось оло­во, для монет — сви­нец. Стан­дар­ти­зи­ро­ван­ные спла­вы, поль­зо­вав­ши­е­ся высо­ким спро­сом, про­из­во­ди­лись в Корин­фе, Дело­се и Эгине. Осно­вы­ва­ясь на том, что в таких местах, как Олим­пия, Делос, Дель­фы, Коринф, Афи­ны и Родос, насчи­ты­ва­лось при­мер­но по 3000 брон­зо­вых ста­туй в каж­дом, путем неслож­но­го рас­че­та мож­но прий­ти к выво­ду, что в Гре­ции в пери­од ее рас­цве­та изготав­ли­ва­лось не менее одной боль­шой ста­туи еже­днев­но. Позд­нее, в эпо­ху элли­низ­ма, на этой осно­ве раз­ви­ва­лось изготов­ле­ние колос­саль­ных ста­туй. Дости­же­ния этрус­ков в обла­сти брон­зо­во­го литья были так­же весь­ма зна­чи­тель­ны (напри­мер, брон­зо­вая ста­туя рим­ско­го ора­то­ра Авла Метел­ла). Изде­лия этрус­ско­го брон­зо­во­го про­из­вод­ства дохо­ди­ли даже до Скан­ди­на­вии. Медь этрус­ки добы­ва­ли в место­рож­де­ни­ях око­ло г. Вола­тер­ра, оло­во импор­ти­ро­ва­ли из Испа­нии и Бри­та­нии; в каче­стве при­сад­ки широ­ко исполь­зо­ва­ли сви­нец. В Воль­си­ни­ях рим­ля­на­ми в 265 до н. э. были захва­че­ны в каче­стве тро­фе­ев око­ло 2000 брон­зо­вых ста­туй. Рим­ляне внес­ли в тех­ни­ку изготов­ле­ния брон­зо­вых изде­лий мало ново­го. Они в целом заим­ст­во­ва­ли извест­ные мето­ды и тех­но­ло­гии и суме­ли на этой базе зна­чи­тель­но рас­ши­рить ассор­ти­мент това­ров брон­зо­во­го ремес­ла (мебель­ная обшив­ка, укра­ше­ния для лоша­дей, деко­ра­тив­ные архи­тек­тур­ные эле­мен­ты, колос­саль­ные про­из­веде­ния скульп­ту­ры). Рим­ляне высо­ко цени­ли так­же тон­кие гре­че­ские работы из брон­зы в клас­си­че­ском сти­ле, в боль­ших коли­че­ствах при­во­зи­мые ими в Ита­лию в ходе воен­ных кам­па­ний. Из этих про­из­веде­ний сохра­ни­лись лишь немно­гие, бо́льшую часть работы позд­не­го пери­о­да и копии, т. к. язы­че­ские про­из­веде­ния в свя­зи с нехват­кой метал­ла были хри­сти­а­на­ми пере­плав­ле­ны. В послед­ние годы целый ряд цен­ных про­из­веде­ний искус­ства был обна­ру­жен в ходе под­вод­ных архео­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний. Гла­за брон­зо­вых ста­туй часто изготав­ли­ва­лись из полу­дра­го­цен­ных кам­ней.


Пла­виль­ная печь для брон­зо­во­го литья, инстру­мен­ты, литей­щи­ки и дета­ли отли­вок
(рису­нок на куб­ке, ок. 480 до н. э.).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: КУРИОН • ПОКУПАТЕЛЬ • ЭМПИРОМАНТИЯ, ЕМПИРОМАНТИЯ • ЭНКАУСТИКА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Конная статуя Марка Аврелия.
Бронза.
160—170-е гг.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Экседра Марка Аврелия.
2. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Зеркало из Вульчи с изображением Калхаса.
Бронза.
IV в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
3. СКУЛЬПТУРА.
Аполлон Бельведерский (с античного оригинала).
Неизвестный французский мастер XVIII в.
Бронза патинированная.
Высота 56 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Сфинкс и юноша, ее жертва.
Римская копия фрагмента трона Зевса из Олимпии работы Фидия.
Бронза.
Вена, Музей Эфеса.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дискобол Мирона.
Современная реконструкция оригинальной статуи V в. до н. э.
Скомбинированные гипсовые слепки, окрашенные под бронзу.
Рим, Музей классического искусства (гипсотека) Римского университета «Сапиенца».
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
«Квадрига Святого Марка».
Бронза.
Приписывается Лисиппу, греческому скульптору IV в. до н. э.
Венеция, Базилика св. Марка.
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
«Квадрига Святого Марка».
Бронза.
Приписывается Лисиппу, греческому скульптору IV в. до н. э.
Венеция, Базилика св. Марка.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуэтка Гипноса.
Бронза, полое литье. Римская работа по греческому оригиналу IV в. до н. э.
Высота 34 см.
Вена, Музей истории искусств.
9. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Эфеб с Антикитеры («Антикитерский юноша»).
Бронза. 340—330 гг. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Бронзовая статуя Зевса или Посейдона.
Бронза.
Ок. 460 г. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE 12, медь
Август
Приена, 27 г. до н.э. — 14 г. н.э.
АВЕРС: ΠΟΜΠΕΙΟϹ ΜΑΚΕΡ — обнаженная голова Помпея Макра вправо.
РЕВЕРС: ΠΡΙΗΝΕΩΝ — Биант стоит фронтально, обратившись влево, справа треножник.
2. Фоллис, медь
Константин I
Карфаген, 307 г.
АВЕРС: CONSTANTINVS NOB. CAES. — голова Константина в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: CONSERVATORES KART. SVAE — внутри шестиколонного храма с простым фронтоном стоит анфас персонификация Карфагена, с обращенной влево головой, держит фрукты в обеих руках.
В обрезе обозначение монетного двора: ΡΚΔ.
3. Двойной сестерций, медь
Постум
Августа Треверов, 261 г.
АВЕРС: IMP. C. M. CASS. LAT. POSTVMVS P. F. AVG. — драпированный бюст Постума в доспехах и лучистом венце, обращенный вправо.
РЕВЕРС: LAETITIA — галера плывет влево с четырьмя гребцами и рулевым.
В обрезе: AVG.
4. Фоллис, медь
Константин I
Аквилея, 307 г.
АВЕРС: CONSTANTINVS NOB. CAES. — голова Константина в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: CONSERV. VRB. SVAE — внутри четырехколонного храма сидит фронтально Рома с обращенной влево головой, в правой руке держит земной шар, в левой — скипетр, слева от нее стоит щит; в качестве акротериев — Виктории или шишки, внутри фронтона венок.
В обрезе обозначение монетного двора: AQΓ.
5. Сестерций или дупондий?, бронза
Италия, 38 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Октавиана с бородкой вправо, впереди звезда; сзади DIVI F вниз.
РЕВЕРС: Лавровый венок, внутри DIVOS IVLIVS в две строки.
6. Семисс, орихалк
Траян
Кипр(?)*, 116 г.
АВЕРС: IMP. CAES. NER. TRAIANO OPTIMO AVG. GERM. — бюст Траяна, в лучистом венце, с эгидой на левом плече, вправо.
РЕВЕРС: DAC. PARTHICO P. M. TR. POT. XX COS. VI P. P. — вокруг дубового (BMC: лаврового) венка, внутри которого, большими буквами: S. C. (венок ассиметричный, с завязкой на 5 ч. и верхом на 11 ч.).
7. Дупондий, орихалк
Гальба
Рим, 68 г.
АВЕРС: IMP. SER. GALBA CAES. AVG. TR. P. — голова Гальбы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: PAX AVGVST. — Пакс (Мир), в драпировке, стоит влево, держит ветвь в правой руке и рог изобилия — в левой.
8. Сестерций, орихалк
Нерва
Рим, 97 г.
АВЕРС: IMP. NERVA CAES. AVG. P. M. TR. P. COS. III P. P. — голова Нервы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: FISCI IVDAICI CALVMNIA SVBLATA — пальмовое дерево с двенадцатью ветвями и двумя пучками фиников.
В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
9. Дупондий, орихалк
Траян
Рим, 115—116 гг.
АВЕРС: IMP. CAES. NER. TRAIANO OPTIMO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. VI P. P. — драпированный бюст Траяна, в лучистом венце, вправо.
РЕВЕРС: SENATVS POPVLVSQVE ROMANVS — Фелицитас (Счастье), в драпировке, стоит влево, держит вверх кадуцей в правой руке и рог изобилия — в левой.
В поле, слева и справа: S. C.
10. Медальон с бортиком, орихалк
Траян
?, 98—117 гг.
АВЕРС: Без легенды. Драпированный бюст влево, пересекающиеся линии делят волосы на многочисленные ромбики, как будто заплетенные или под сеткой, в правом поле монограмма PE, подобная монограмма, зеркально, в левом поле.
РЕВЕРС: Без легенды. Возничий в квадриге, скачущей вправо, наклонился влево и протягивает правую руку; лошади со связанными хвостами; на их головах пальмовые ветви.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА