Словарь античности

ВОЕННЫЕ ЗНАКИ (лат. sig­num). О при­ме­не­нии воен­ных зна­ков у гре­ков извест­но немно­гое, у рим­лян они были свя­щен­ны­ми, их утра­та счи­та­лась позо­ром. В ран­нем пери­о­де в рим­ском вой­ске воен­ны­ми зна­ка­ми были пуч­ки сена, наса­жи­вае­мые на пики, исполь­зо­ва­лись раз­лич­ные метал­ли­че­ские зна­ки. Поз­же воен­ны­ми зна­ка­ми слу­жи­ли изо­бра­же­ния живот­ных, таких, как волк, мино­тавр, конь, вепрь, орел. Марий ввел орла (аквил­ла, носи­тель зна­ка орла — акви­ли­фер) как еди­ный знак леги­о­на. Во вре­ме­на Рес­пуб­ли­ки орел изготав­ли­вал­ся из сереб­ра, во вре­ме­на Импе­рии — из золота. В мел­ких кон­ных отрядах, неболь­ших пехот­ных под­разде­ле­ни­ях суще­ст­во­ва­ли поле­вые штан­дар­ты (век­сил­лум), носи­мые век­сил­ла­ри­я­ми или сиг­ни­фе­ра­ми. Эти зна­ме­на состо­я­ли из четы­рех­уголь­но­го кус­ка сук­на и были укреп­ле­ны на пере­кла­дине древ­ка. Изготав­ли­вае­мые из пур­пур­но-крас­но­го сук­на штан­дар­ты пол­ко­вод­цев выно­си­лись перед поход­ным мар­шем из лаге­ря на пре­то­рий, а в мор­ской войне под­ни­ма­лись на мач­ту адми­раль­ско­го кораб­ля. Око­ло 100 г. при Тра­яне были введе­ны зна­ме­на по пар­фян­ско­му или дакий­ско­му образ­цу в виде окра­шен­ных дра­ко­нов из мате­рии (лат. dra­co, зна­ме­но­сец назы­вал­ся дра­ко­на­ри­ем). Осо­бое зна­че­ние име­ли импе­ра­тор­ские пур­пур­ные зна­ме­на в виде дра­ко­нов, кото­рые сопут­ст­во­ва­ли в бит­вах и на празд­нич­ных пара­дах.


Зна­ме­но­сец 5-й когор­ты Асту­ра.

См. также:
ВОЕННЫЕ ЗНАЧКИ (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: БОЕВАЯ КОЛЕСНИЦА • ДЕЗЕРТИР • ДОРИФОРЫ • ДЕКУМАНСКИЕ ВОРОТА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Обращение императора к солдатам (adlocutio).
Рельеф на южной стороне.
Мрамор. 175—196 гг.
Рим, Арка Константина.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Пленные варвары перед императором.
Рельеф на аттике южной стороны.
Мрамор. 175—196 гг.
Рим, Арка Константина.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцена люстрации.
Рельеф на аттике южной стороны.
Мрамор. 175—196 гг.
Рим, Арка Константина.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробный памятник Луция Сертория Фирма, сигнифера и аквилифера XI Верного и преданного легиона Клавдия.
Известняк.
I в. н. э.
Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Левая сторона постамента колонны Антонина Пия, вид в три четверти.
Белый италийский мрамор.
161 г.
Рим, Ватиканские музеи, Двор доспехов.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Милосердие императора.
Рельеф с памятника в честь божественного Марка Аврелия.
Мрамор. II в.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Монументальная лестница.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Милосердие императора (clementia).
Рельеф на северной стороне.
Мрамор. 175—196 гг.
Рим, Арка Константина.
8. ВОЕННОЕ ИСКУССТВО. Рим.
Орел (знамя легиона) и значки манипулов.
По изображению на медали.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Отъезд императора из Рима (profectio).
Рельеф на северной стороне.
Мрамор. 175—196 гг.
Рим, Арка Константина.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Представление варварского вождя (Rex datus).
Рельеф на аттике южной стороны (Rex datus).
Мрамор. 175—196 гг.
Рим, Арка Константина.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Медальон, бронза
Гордиан III
Рим, 243—244 гг.
АВЕРС: IMP. GORDIANVS PIVS FELIX AVG. — обращенный влево драпированный бюст Гордиана III в лавровом венке, в доспехах, с видимыми на обоих плечах птеригами.
РЕВЕРС: ADLOCVTIO AVGVSTI — сцена adlocutio: Гордиан, сопровождаемый солдатом позади него, стоит на невысокой платформе, обращаясь к четырем солдатам, двое из которых, стоящие влево, держат копья и щиты; на заднем плане знамя (vexillum), военный значок (signum) и штандарт легиона (aquila).
2. Медальон, бронза
Волузиан
Рим, 251—252 гг.
АВЕРС: IMP. CAE. C. VIB. VOLVSIANO AVG. (Imperatori Caesari Caio Vibio Volusiano Augusto — Императору Цезарю Гаю Вибию Волузиану Августу) — драпированный бюст Волузиана в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ADVENTVS AVGG. (Adventus Augustorum — Прибытие Августов) — Требониан Галл и Волузиан верхом на конях влево, подняв правые руки в знак приветствия, ведомые спешащей влево Викторией, держащей венок и пальмовую ветвь; позади двое солдат, идущих влево, с копьями и щитами; на заднем плане знамя (vexillum) и два значка (signum); над императорами летит орел, увенчивающий их головы.
3. Сестерций, медь
Филипп I Араб
Рим, 244 г.
АВЕРС: IMP. M. IVL. PHILIPPVS AVG. — драпированный бюст Филиппа I в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: FIDES MILITVM — Фидес (Верность), в драпировке, стоит фронтально, повернув голову влево, держит скипетр вертикально в правой руке и сигнум — в левой.
В поле, слева и справа: S. C.
4. Аурей, золото
Септимий Север
Рим, 193 г.
АВЕРС: IMP. CAE. L. SEP. SEV. PERT. AVG. — голова Септимия Севера в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: LEG. XIIII GEM. M. V. — легионный орел на низком древке между двумя военными значками; с наружных сторон у значков по небольшому козерогу.
В обрезе: TR. P. COS.
5. Антониниан, медь
Карин
Лугдун, III мастерская, 282—283 гг.
АВЕРС: CARINVS NOBIL. CAES. — драпированный бюст Карина в лучистом венце и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: PRINCIPI IVVENTVT. — император стоит влево, держит в правой руке глобус, в левой — боевое знамя.
В левом поле: C
6. Антониниан, медь
Карин
Рим, V мастерская, 283—285 гг.
АВЕРС: IMP. CARINVS P. F. AVG. — драпированный бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: FIDES MILITVM — Фидес стоит влево, держит два боевых знамени.
В обрезе: KAE
7. Аурей, золото
Веспасиан
Рим, 77—78 гг.
АВЕРС: CAESAR AVG. F. DOMITIANVS — голова Домициана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: Бородатый парфянин, в плаще и в штанах, встав на правое колено, держит штандарт с вексиллумом.
В обрезе: COS. V
8. Аурей, золото
Вителлий
Тарракон, 69 г.
АВЕРС: A. VITELLIVS IMP. GERMAN. — голова Вителлия, в лавровом венке, влево; под шеей — земной шар.
РЕВЕРС: CONSENSVS EXERCITVVM — Марс, в шлеме, обнаженный, — если не считать плаща, развевающегося позади него, — идет влево, держит копье в правой руке и аквилу с вексиллумом — в левой.
9. Антониниан, медь
Карин
Рим, V мастерская, 283—285 гг.
АВЕРС: IMP. C. M. AVR. CARINVS AVG. — драпированный бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: FIDES MILITVM — Фидес стоит влево, держит два боевых знамени.
В обрезе: KAE
10. Антониниан, медь
Карин
Сисция, 282—285 гг.
АВЕРС: IMP. C. M. AVR. CARINVS P. F. AVG. — драпированный бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: VOTA PVBLICA — два императора стоят вправо и влево и совершают жертвоприношение над триподом, позади два боевых знамени.
В обрезе: SMSXXIB
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА