Словарь античности

ГИПС (греч. gyp­sos). В Гре­ции с 6 в. до н. э. для шту­ка­тур­ных работ все шире при­ме­нял­ся стро­и­тель­ный гипс. Моде­ли из гип­са исполь­зо­ва­лись при созда­нии форм, отпе­чат­ки кото­рых повто­ря­лись в твер­дой после обжи­га глине и поз­во­ля­ли осу­ществлять литье. У рим­лян мас­ки из гип­са слу­жи­ли вспо­мо­га­тель­ным сред­ст­вом при изготов­ле­нии порт­ре­тов умер­ших. В каче­стве сред­ства защи­ты от ржав­чи­ны исполь­зо­ва­лась смесь гип­са, свин­цо­вых белил и смо­лы. Но основ­ной обла­стью при­ме­не­ния гип­са было стро­и­тель­ство (полу­че­ние стро­и­тель­ною рас­т­во­ра). Гипс при­ме­ня­ли так­же для улуч­ше­ния каче­ства вина. В 1 в. до н. э. широ­кое при­ме­не­ние полу­чи­ли боль­шие про­зрач­ные пла­сти­ны из кри­стал­ли­че­ско­го гип­са (т. н. ma­rienglas) в каче­стве окон­ных сте­кол.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • Храм Юпитера Защитника • Храм Юпитера Защитника • Святилище Юпитера Хранителя •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Рим.
Календарь со сменными штырями. (Сатурн, Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера).
С каменной плиты III—IV вв., найденной в Риме.
Рим, Музей Римской культуры.
2. НАДПИСИ. Азия.
Надпись в честь произведённой Августом реставрации храмов Артемиды и Августа в Эфесе.
Гипсовый слепок.
5 г. до н. э.
CIL III 6070 = CIL III 7118 = IEphes. 1522 = McCabe. Ephesos. 374 = ILS 97.
Рим, Музей Римской культуры.
3. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Греческая женская голова.
Гипсовый слепок.
Мюнхен, Глиптотека.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дискобол.
Мрамор. Римская копия II в. с бронзового греческого оригинала Мирона сер. V в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
5. НАДПИСИ. Причерноморье.
Надгробная надпись с восхвалением консула Луция Корнелия Сципиона.
Гипсовый слепок.
Оригинал: ок. 230 г. до н. э.
CIL VI 1287 = ILLRP 310b = ILS 3.
Рим, Музей Римской культуры.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Марк Лициний Красс (консул 70, 55 гг. до н. э.).
Гипсовый слепок.
Оригинал: мрамор, высота 45 см.
Правление Тиберия (реплика), 2-я четверть I в. до н. э. (прототип).
Мюнхен, Музей копий классической скульптуры.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Женский портрет, ранее идентифицировавшийся как Ливия, жена Августа. (Лициния, дочь Красса Фруги?)
Гипсовый слепок. Оригинал: правление Клавдия (41—54 гг. н. э.).
Рим, Музей Римской культуры.
8. НАДПИСИ. Рим.
Элогий с базы статуи Друза Старшего, пасынка Августа.
CIL. VI. 40330 = Inscr. It. XIII.3.9, 32, 37 = AE 1985, 42.
Гипсовый слепок. Оригинал: мрамор, 2 г. до н. э.
Рим, Музей Римской культуры.
9. НАДПИСИ. Рим.
Надпись с посвящением Сексту Афранию Бурру, префекту претория при Нероне, поставленная жителями Вазиона, его согражданами.
Гипсовый слепок.
51—62 гг. н. э.
CIL XII 1360 = CIL XII 5842 = ILS 1321.
Рим, Музей Римской культуры.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Марк Лициний Красс (консул 70, 55 гг. до н. э.).
Гипсовый слепок.
Оригинал: мрамор, высота 24,5 см.
Правление Августа (реплика), 2-я четверть I в. до н. э. (прототип).
Мюнхен, Музей копий классической скульптуры.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА