Словарь античности

ГИПС (греч. gyp­sos). В Гре­ции с 6 в. до н. э. для шту­ка­тур­ных работ все шире при­ме­нял­ся стро­и­тель­ный гипс. Моде­ли из гип­са исполь­зо­ва­лись при созда­нии форм, отпе­чат­ки кото­рых повто­ря­лись в твер­дой после обжи­га глине и поз­во­ля­ли осу­ществлять литье. У рим­лян мас­ки из гип­са слу­жи­ли вспо­мо­га­тель­ным сред­ст­вом при изготов­ле­нии порт­ре­тов умер­ших. В каче­стве сред­ства защи­ты от ржав­чи­ны исполь­зо­ва­лась смесь гип­са, свин­цо­вых белил и смо­лы. Но основ­ной обла­стью при­ме­не­ния гип­са было стро­и­тель­ство (полу­че­ние стро­и­тель­ною рас­т­во­ра). Гипс при­ме­ня­ли так­же для улуч­ше­ния каче­ства вина. В 1 в. до н. э. широ­кое при­ме­не­ние полу­чи­ли боль­шие про­зрач­ные пла­сти­ны из кри­стал­ли­че­ско­го гип­са (т. н. ma­rienglas) в каче­стве окон­ных сте­кол.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • Храм Юпитера Защитника • Храм Юпитера Защитника • Святилище Юпитера Хранителя •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Марк Лициний Красс (консул 70, 55 гг. до н. э.).
Гипсовый слепок.
Оригинал: мрамор, высота 45 см.
Правление Тиберия (реплика), 2-я четверть I в. до н. э. (прототип).
Мюнхен, Музей копий классической скульптуры.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гипсовый слепок саркофага из Ватиканских гротов с Даянием закона (Traditio legis).
Оригинал (инв. № 174): мрамор, ок. 350—375 гг.
Рим, Ватиканские музеи, Христианский музей Пия.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Героическая статуя Тиберия в образе божественного. Деталь.
Гипсовый слепок мраморной статуи (повторно использованной).
Оригинал: мрамор, 45—46 гг. н. э.
Рим, Музей Римской культуры.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дискобол.
Мрамор. Римская копия II в. с бронзового греческого оригинала Мирона сер. V в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гипсовый слепок саркофага из Ватиканских гротов с Даянием закона (Traditio legis). Передняя сторона: жертвоприношение Исаака, Даяние закона, Христос перед Пилатом.
Оригинал: мрамор, ок. 350—375 гг.
Рим, Ватиканские музеи, Христианский музей Пия.
6. НАДПИСИ. Рим.
Надпись в честь Германика Цезаря, приёмного сына Тиберия.
Гипсовый слепок.
18—19 гг. н. э.
CIL V 4308 = Inscr. It. X. 5. 86.
Рим, Музей Римской культуры.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф с Энеем, приносящим в жертву Лаврентскую свинью.
Гипсовый слепок.
Оригинал: II в. н. э.
Рим, Музей Римской культуры.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя в тоге с гипсовым слепком головы Нервы.
Белый мелкозернистый мрамор.
I в.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 20.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дискобол Мирона.
Современная реконструкция оригинальной статуи V в. до н. э.
Скомбинированные гипсовые слепки, окрашенные под бронзу.
Рим, Музей классического искусства (гипсотека) Римского университета «Сапиенца».
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Жертвоприношение богине Весте.
Гипсовый слепок.
Рим, Музей Римской культуры.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА