ГЕНИЙ (GENIUS). — По мнению древних, каждый человек с момента рождения имел своего гения или, согласно другим авторам, двух гениев — доброго и злого, и становился хорошим или дурным в зависимости от того, какой из этих личных опекунов был сильнее другого. С течением времени своих гениев приобрел каждый дом и каждый город; первые назывались ларами (Lares), вторые — пенатами (Penates). Рим имел свою богиню-гения, статуя которой была воздвигнута в восьмом районе города. Влиятельное присутствие этих невидимых существ вызывало у римлян столь сильное благоговение, что, впервые вступая в какое-либо место, они неизменно приветствовали гения места (genius loci). Во времена республики они клялись гением римского народа, а впоследствии — гением императора. В оба этих периода нарушение такой клятвы рассматривалось как самое отвратительное клятвопреступление и каралось с величайшей суровостью.
Гении представлены на римских монетах в различных формах, как на консульских, так и на императорских сериях.
В своих замечаниях о гениях, представленных на монетах родов, Эккель (Eckhel) говорит, что по своему достоинству они шли после богов и богинь, понимая под этим термином:
1. Определенные образы (или фигуры), соответствующие некой стране, городу или народу, — являлись ли они не более чем аллегориями, предназначенными для представления провинции или города через какую-то особенность их обычаев или обстоятельств, или же предполагалось, что некие божественные силы, пусть даже низшего уровня, действительно руководят ими.
2. Добродетели, такие, как милосердие, верность, благочестие и т. д., или те дополнения, которые всегда считаются жизненными благами, но не всегда находятся в нашей власти, такие, как удача, честь, свобода, безопасность, победа и здоровье.
3. Зло и пороки, такие, как страх (pallor), ужас (pavor), лихорадка (febris) и т. д.
Эти и тому подобные объекты, символические образы которых мы видим на античных памятниках, считались не просто идеализациями, но реальными существами божественной природы, что подтверждается возведением храмов в их честь, как это делалось для самих богов. Некоторые из них, такие как Доблесть, Честь, Ум, Судьба, перечислены Цицероном, Плутархом, Ювеналом, и много других примеров можно найти в труде П. Виктора о районах Рима.
Иллюстрацией к этому является письмо Цицерона к брату Квинту (I, 1, 10): «Итак, раз ты, будучи облечен высшей военной и гражданской властью, пребываешь в этих городах, в которых, как ты видишь, твои доблести признаются священными и причисленными к богам…». Таким образом, не только римляне, но и греки заполнили Олимп новыми колонистами (см. Fors, p. 395). Больше никто не заботился о жертвоприношениях великим и древним богам, тогда как целые гекатомбы устраивались Доблести (Virtus), Природе (Natura), Року (Fatum) и Судьбе (Fortuna), лишь вчера нашедшим дорогу на небеса; тогда как секстарий амброзии и нектара нельзя было купить дешевле, чем за мину, — столь многочисленно было собрание небесных гостей. И если еще можно было смириться с суеверием, оказывавшим божественные почести добродетелям, то что может превзойти стремление поставить на один уровень с богами людские пороки, болезни и страхи? Поистине, такой фанатизм был оценен по достоинству и, соответственно, вызывал отвращение у всех выдающихся умов древности. Доказательством этому служит закон, предложенный мудрейшим из римлян: «да чтут они и те качества, за которые людям дается доступ на небо, — Ум, Доблесть, Благочестие, Верность, и да будут устроены святилища в ознаменование этих заслуг, и да не устраивают священнодействий для прославления с.410 пороков» (Cic. de Legib. II. гл. 8). Эти положения Цицерон разъясняет немного ниже: «Хорошо, что человеческие качества, как Ум (Mens), Благочестие (Pietas), Доблесть (Virtus), Верность (Fides), обожествляются и что каждому из них в Риме государством сооружены храмы, так что люди, обладающие этими качествами (а ими обладают все честные люди), полагают, что сами боги пребывают в их душах. Но дурно, что в Афинах после того, как преступление, совершенное по отношению к Килону, было искуплено, по совету критянина Эпименида был сооружен храм Оскорбления и Дерзости. Ибо надлежит обожествлять доблести, а не пороки. И древний алтарь Лихорадки (Febris) на Палатине, как и алтарь Злой Судьбы (Mala Fortuna) на Эсквилине и все ненавистное в этом же роде должно быть удалено». Затем он с одобрением упоминает о почестях, воздаваемых Здоровью (Salus), Чести (Honor), Благоденствию (Ops), Победе (Victoria), Надежде (Spes) (обожествленной Калатином), Фортуне (Fortuna) Нынешнего дня и Оглядывающейся назад, и Первородному Случаю (Fors Primigenia). Он мог бы добавить несколько иноземных примеров, таких как алтарь Нечестия (Impietas) и Бесстыдства (Nequitia), воздвигнутый неким Дикеархом, и храм Ненасытности (Voracitas) на Сицилии. Древним, однако, удавалось находить объяснения столь нелепому обычаю: Плутарх сообщает нам (in Agide et Cleomene, p. m. 808), что «у лакедемонян есть храмы, посвященные не только Страху, но и Смерти, и Смеху, и иным сходного рода душевным состояниям. Страх они чтут не оттого, что считают его пагубным, — подобно злым духам, отвращаемым с помощью заклинаний, — но в уверенности, что страх — это главная сила, которою держится государство». Валерий Максим, отмечая, что в Риме было воздвигнуто три храма Лихорадки (Febris), добавляет, что ей поклонялись, чтобы она причиняла меньше вреда. Плиний сообщает такие же сведения. См. Doctrina, V. 85, 86, где приведен также перечень гениев, составленный на основе монет родов и разделенный на три типа:
1. Гении стран, городов и народов. 2. Добрые гении, символизирующие добродетели, награды и другие атрибуты хороших качеств. 3. Злые гении (Mali Genii), такие, как Страх (Pallor) и Ужас (Pavor) у рода Гостилиев. Других представителей этой абсурдной разновидности на римских монетах не обнаружено. Императорские монетные выпуски содержат массу гениев. Несколько экземпляров каждой серии прилагаются.
|
||
1.
Аурей, золото Адриан Рим, 134—138 гг. | ||
АВЕРС: HADRIANVS AVG. COS. III P. P. — обнаженная голова Адриана вправо. РЕВЕРС: GENIO P. R. — Гений римского народа, повернув голову влево, стоит во фронт, в левой руке держит рог изобилия, в правой — патеру, из которой совершает жертвенное возлияние над горящим алтарем. | ||
2.
Антониниан, медь Клавдий II Готский Рим, 268—270 гг. | ||
АВЕРС: IMP. CLAVDIVS AVG. — голова императора в лучистом венце вправо. РЕВЕРС: GENIVS AVG. — Гений стоит влево у алтаря, держит патеру в правой руке и рог изобилия — в левой. | ||
3.
Денарий, серебро Публий Корнелий Лентул (Марцеллин?) Рим, 100 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Бюст молодого Геркулеса, в шкуре льва, вправо, отвернушись от зрителя; на левом плече дубина; за головой щит; под бюстом PE. S. C. (Publice, senatus consulto); спереди латинская буква I. Кайма из точек. РЕВЕРС: Рома, в доспехах, стоит анфас, держит копье, уперевшись левой рукой в бедро; ее увенчивает венком Гений римского народа, который держит рог изобилия в левой руке; в поле, слева, латинская буква I. В обрезе: LENT. MAR. F. (NT, MAR — монограммой) (Lentulus Marcelli filius). Кайма из лаврового венка. | ||
4.
Антониниан, посеребренная медь Аврелиан Медиоланум, 270—275 гг. | ||
АВЕРС: IMP. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо. РЕВЕРС: GENIVS ILLVR. — Гений стоит влево, держит в левой руке патеру и в правой — воинское знамя. | ||
5.
Медальон, медь Адриан 132—134 гг. | ||
АВЕРС: HADRIANVS AVG. COS. III P. P. — голова Адриана в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: BONO EVENTVI — Bonus Eventus (Счастливый Исход) стоит во фронт, голова влево, держит зерновые колосья и маковые головки и совершает жертвоприношение из патеры над украшенным гирляндой алтаре. | ||
6.
Денарий, серебро Антонин Пий Рим, 140—144 гг. | ||
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. COS. III — обнаженная голова Антонина Пия вправо. РЕВЕРС: GENIO SENATVS — Гений сената, в тоге, стоит влево, держит ветвь в вытянутой правой руке и короткий скипетр, почти вертикально — в левой. | ||
7.
Фоллис, медь Максимин II Дайя Лондиний, 306—307 гг. | ||
АВЕРС: MAXIMINVS NOBILISSIMVS CAES. — драпированный бюст Максимина в доспехах и в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: GENIO POPVLI ROMANI — Гений стоит влево, держит патеру в правой руке и рог изобилия — в левой. | ||
8.
Денарий, серебро Антонин Пий Рим, 140—144 гг. | ||
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. COS. III — голова Антонина Пия, в лавровом венке, вправо. РЕВЕРС: GENIO SENATVS — Гений сената, в тоге, стоит влево, держит ветвь в вытянутой правой руке и короткий скипетр, почти вертикально — в левой. | ||
9.
Денарий, серебро Публий Корнелий Лентул (Марцеллин?) Рим, 100 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Бюст молодого Геркулеса, в шкуре льва, вправо, отвернувшись от зрителя; на левом плече дубина; за головой щит; под бюстом ROMA; спереди греческая буква Ο с точкой. Кайма из точек. РЕВЕРС: Рома, в доспехах, стоит анфас, держит копье, уперевшись левой рукой в бедро; ее увенчивает венком Гений римского народа, который держит рог изобилия в левой руке; в поле, слева, греческая буква Ο с точкой. В обрезе: LENT. MAR. F. (Lentulus Marcelli filius). Кайма из лаврового венка. | ||
10.
Медальон, медь Марк Аврелий 168—169 гг. | ||
АВЕРС: M. ANTONINVS AVG. ARM. PARTH. MAX. — драпированный бюст Марка Аврелия в доспехах, в лавровом венке, вправо. РЕВЕРС: TR. P. XXIII IMP. V COS. III — женская фигура (Фаустина Младшая?) сидит на троне влево, держит скипетр в левой руке и протягивает правую руку к двум гениям, идущим к ней и держащим между собой большой рог изобилия. |