SPES (Надежда). «Надежда» (греческая Elpis), персонификация или идея, представленная или выраженная на римских монетах от Клавдия до Гонория. В Риме ей поклонялись как богине уже в III в. до н. э. В искусстве она изображалась как задрапированная женская фигура с цветком. На монетах в этом образе представлены некоторые императрицы. Наиболее распространенное значение Надежды — династическое: этот тип или идея указывают на младших членов императорской семьи. Существует некоторое разнообразие легенд. Spes Augusta — это надежда, которую приносит император; более распространенная форма Augusti, напротив, предполагает, что Надежда — это добродетель, присущая императору. Spes Publica или Reipublicae — еще один тип, очевидно связанный с наследником; мы видим также, что Песценний Нигер и Септимий Север выпускали монеты, посвященные «Доброй Надежде» с легендой BONAE SPEI.
На монетах Константина Великого вновь появляется легенда SPES
|
||
1.
Аурей, золото Адриан Рим, 118 г. | ||
АВЕРС: IMP. CAESAR TRAIAN. HADRIANVS AVG. — драпированный бюст Адриана в доспехах и в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: P. M. TR. P. COS. II — Конкордия (Согласие), в драпировке, сидит на троне влево, держит патеру в протянутой правой руке и облокачивается левой рукой на статую Спесы, стоящей на невысокой колонне; ниже трона рог изобилия. В обрезе: CONCORD. | ||
2.
Антониниан, медь Кар Тицин, II мастерская, 282—283 гг. | ||
АВЕРС: IMP. CARVS P. F. AVG. — бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо. РЕВЕРС: SPES PVBLICA — Спеса идет влево, в правой руке держит цветок, левой рукой приподнимает одежду. В обрезе: SXXI | ||
3.
Сестерций, медь Веспасиан Рим, 76 г. | ||
АВЕРС: T. CAES. VESPASIAN. IMP. PON. TR. POT. COS. V — голова Тита в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: Спеса (Надежда) идет влево, держит цветок и приподнимает одеяние. В поле, слева и справа: S. C. | ||
4.
Антониниан, посеребренная медь Клавдий II Готский Сисция, 268—270 гг. | ||
АВЕРС: IMP. CLAVDIVS AVG. — драпированный бюст императора в лучистом венце вправо. РЕВЕРС: SPES AVG. — Спеса идет влево, правая рука с цветком поднята, левой рукой держит подол одежды. В левом поле: II | ||
5.
Сестерций, медь Клавдий Рим, 41—42 гг. | ||
АВЕРС: TI. CLAVDIVS CAESAR AVG. P. M. TR. P. IMP. — голова Клавдия в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: SPES AVGVSTA — Спеса (Надежда), в драпировке, идет влево, держит цветок в правой руке и приподнимает подол левой рукой. В обрезе: S. C. | ||
6.
Сестерций, медь Домициан Рим, 80—81 гг. | ||
АВЕРС: IMP. CAES. DIVI AVG. VESP. F. DOMITIAN. COS. VII — голова Домициана в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: Смешанное из Виктории и Спесы (Надежды) божество идет влево, держит цветок в протянутой правой руке и пальмовую ветвь на плече — в левой. В поле, слева и справа: S. C. | ||
7.
Аурей, золото Луций Вер Рим, 166—169 гг. | ||
АВЕРС: LVCILLA AVGVSTA — драпированный бюст Луциллы вправо, голова обнажена; волнистые волосы закреплены внизу на затылке в шиньон. РЕВЕРС: CONCORDIA — Конкордия (Согласие), в драпировке, сидит на невысоком сиденье влево, держит патеру в протянутой правой руке, облокотившись левой рукой на статуэтку Спесы (Надежды); внизу сиденья — рог изобилия. | ||
8.
Сестерций, медь Клавдий Рим, 42 г. | ||
АВЕРС: TI. CLAVDIVS CAESAR AVG. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Клавдия в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: SPES AVGVSTA — Спеса (Надежда), в драпировке, идет влево, держит цветок в правой руке и приподнимает подол левой рукой. В обрезе: S. C. | ||
9.
Денарий, серебро Адриан Рим, 126 г. | ||
АВЕРС: HADRIANVS AVGVSTVS — бюст Адриана, в лавровом венке, с драпировкой на левом плече, вправо. РЕВЕРС: COS. III — Конкордия (Согласие), в драпировке, сидит влево на троне, держит патеру в протянутой правой руке, облокотившись левой рукой на статуэтку Спесы (Надежды), стоящую на колонне возле трона. | ||
10.
Аурей, золото Марк Аврелий Рим, 175—176 гг. | ||
АВЕРС: COMMODO CAES. AVG. FIL. GERM. SARM. — драпированный бюст Коммода, в доспехах, с обнаженной головой, вправо. РЕВЕРС: SPES PVBLICA — Спеса (Надежда), в драпировке, идет влево, держит цветок в правой руке, собрав складки подола левой рукой. |