Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АДО́НИС

Ado­nis, Ἄδω­νις (Ἄδω­νιδος), Ἄδων, сын Фой­ни­ка и Алфе­си­бойи, доче­ри Аге­но­ра, или сын Кини­ра, царя паф­ско­го на Кип­ре, и Мефар­мы, или асси­рий­ско­го царя Фей­ан­та (Θείας) и доче­ри его Мир­ры (или Смир­ны), пре­вра­щен­ной в мирро­вое дере­во, пре­крас­ный юно­ша, люби­мец Афро­ди­ты. Послед­няя, когда он был еще ребен­ком, поло­жив его в ящик, дала на сохра­не­ние Пер­се­фоне. Пер­се­фо­на, так­же влю­бив­шись в маль­чи­ка, не захо­те­ла его воз­вра­тить. Тогда Зевс решил, что Адо­нис будет про­во­дить ⅓ года в Аду, у Пер­се­фо­ны, и ⅓ года в над­зем­ном мире, с Афро­ди­той, в осталь­ную же треть будет жить, где сам захо­чет. Адо­нис избрал на это послед­нее вре­мя обще­ство Афро­ди­ты. Уже в юно­ше­ском воз­расте уби­тый на охо­те веп­рем, он был горь­ко опла­ки­ва­ем боги­ней люб­ви. Ov. met. 10, 298—739. Миф об Адо­ни­се, пер­во­на­чаль­но сирий­ско­го про­ис­хож­де­ния, пере­шел, одна­ко, и к егип­тя­нам, а через Кипр к гре­кам и у послед­них в позд­ней­шие вре­ме­на был часто раз­ра­ба­ты­ва­ем, изме­ня­ем и рас­про­стра­ня­ем. Адо­нис (т. е. гос­по­дин), по ази­ат­ско­му пони­ма­нию, озна­ча­ет жизнь при­ро­ды, про­буж­даю­щей­ся вес­ной и уми­раю­щей осе­нью. Празд­не­ство Адо­ни­са, Адо­нии (τὰ Ἀδώ­νια), чест­во­ва­лось в боль­шей части Пере­д­ней Азии и Егип­та, с осо­бен­ным блес­ком во вре­ме­на Пто­ле­ме­ев в Алек­сан­дрии, а так­же в Гре­ции и Риме, на Восто­ке во вре­мя лет­не­го солн­це­сто­я­ния, на Запа­де во вре­мя весен­не­го рав­но­ден­ст­вия. Оно про­дол­жа­лось 2 дня: в пер­вый день опла­ки­ва­ли исчез­но­ве­ние Адо­ни­са (ἀφα­νισ­μός), во вто­рой с вос­тор­гом и радо­стью празд­но­ва­лось его обре­те­ние (εὕρε­σις). Празд­ник этот совер­шал­ся пре­иму­ще­ст­вен­но жен­щи­на­ми, кото­рые выстав­ля­ли или выно­си­ли изо­бра­же­ние Адо­ни­са и Афро­ди­ты при пении Адо­ни­со­вых песен; выстав­ля­лись так­же сосуды со ско­ро про­зя­баю­щи­ми и так­же ско­ро увядаю­щи­ми рас­те­ни­я­ми (Адо­ни­со­вы сады) — сим­вол ран­ней смер­ти Адо­ни­са. В Алек­сан­дрии 1-й день Адо­ни­со­ва празд­ни­ка был днем радо­сти: тогда Адо­нис воз­вра­щал­ся из под­зем­но­го мира к Афро­ди­те; в сле­дую­щий затем день печа­ли Адо­нис воз­вра­щал­ся буд­то бы в под­зем­ный мир: в похо­рон­ном шест­вии жен­щи­ны нес­ли его изо­бра­же­ние к морю и там погру­жа­ли. 15-я идил­лия Фео­кри­та отно­сит­ся к 1-му дню; Ἐπι­τάφιος, Ἀδώ­νιδος (Id. 1) Био­на вос­пе­ва­ет смерть Адо­ни­са. Афро­ди­та име­ла по сво­им отно­ше­ни­ям к Адо­ни­су про­зви­ще Ἀδω­ναία, Ἀδω­νιάς.

См. также:
АДОНИС (Словарь античности)
АДОНИС (Мифы народов мира)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 17—18.
См. по теме: ЭМПУСА, ЕМПУЗА • ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНИО, ЕНИО • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА.
Адонис.
Джузеппе Торретто (1664—1743).
Мрамор. 1716—1717.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фронтальная панель саркофага с мифом об Афродите и Адонисе.
Паросский мрамор. Конец II в. н. э.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фронтальная панель саркофага с мифом об Афродите и Адонисе. Раненый Адонис (деталь).
Паросский мрамор. Конец II в. н. э.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фронтальная панель саркофага с мифом об Афродите и Адонисе. Афродита прибывает на место охоты (деталь).
Паросский мрамор. Конец II в. н. э.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фронтальная панель саркофага с мифом об Афродите и Адонисе. Смерть Адониса (деталь).
Паросский мрамор. Конец II в. н. э.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Афродита, предлагающая Адонису (?) гнездо с эротами.
Фреска из Помпей (Дом Корнелия Диадумена, VII. 12. 26).
45—79 гг. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXVI.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА