АДО́НИС
Adonis, Ἄδωνις (Ἄδωνιδος), Ἄδων, сын Фойника и Алфесибойи, дочери Агенора, или сын Кинира, царя пафского на Кипре, и Мефармы, или ассирийского царя Фейанта (Θείας) и дочери его Мирры (или Смирны), превращенной в мирровое дерево, прекрасный юноша, любимец Афродиты. Последняя, когда он был еще ребенком, положив его в ящик, дала на сохранение Персефоне. Персефона, также влюбившись в мальчика, не захотела его возвратить. Тогда Зевс решил, что Адонис будет проводить ⅓ года в Аду, у Персефоны, и ⅓ года в надземном мире, с Афродитой, в остальную же треть будет жить, где сам захочет. Адонис избрал на это последнее время общество Афродиты. Уже в юношеском возрасте убитый на охоте вепрем, он был горько оплакиваем богиней любви. Ov. met. 10, 298—739. Миф об Адонисе, первоначально сирийского происхождения, перешел, однако, и к египтянам, а через Кипр к грекам и у последних в позднейшие времена был часто разрабатываем, изменяем и распространяем. Адонис (т. е. господин), по азиатскому пониманию, означает жизнь природы, пробуждающейся весной и умирающей осенью. Празднество Адониса, Адонии (τὰ Ἀδώνια), чествовалось в большей части Передней Азии и Египта, с особенным блеском во времена Птолемеев в Александрии, а также в Греции и Риме, на Востоке во время летнего солнцестояния, на Западе во время весеннего равноденствия. Оно продолжалось 2 дня: в первый день оплакивали исчезновение Адониса (ἀφανισμός), во второй с восторгом и радостью праздновалось его обретение (εὕρεσις). Праздник этот совершался преимущественно женщинами, которые выставляли или выносили изображение Адониса и Афродиты при пении Адонисовых песен; выставлялись также сосуды со скоро прозябающими и также скоро увядающими растениями (Адонисовы сады) — символ ранней смерти Адониса. В Александрии 1-й день Адонисова праздника был днем радости: тогда Адонис возвращался из подземного мира к Афродите; в следующий затем день печали Адонис возвращался будто бы в подземный мир: в похоронном шествии женщины несли его изображение к морю и там погружали. 15-я идиллия Феокрита относится к 1-му дню; Ἐπιτάφιος, Ἀδώνιδος (Id. 1) Биона воспевает смерть Адониса. Афродита имела по своим отношениям к Адонису прозвище Ἀδωναία, Ἀδωνιάς.
«Реальный словарь классических древностей по Любкеру». Издание Общества классической филологии и педагогики. СПб, 1885, с. 17—18.