Мифы народов мира

АДО́НИС (Ἄδω­νις, финик. dn «адон», «гос­подь», «вла­ды­ка»), в гре­че­ской мифо­ло­гии боже­ство фини­кий­ско-сирий­ско­го про­ис­хож­де­ния с ярко выра­жен­ны­ми рас­ти­тель­ны­ми функ­ци­я­ми, свя­зан­ны­ми с пери­о­ди­че­ским уми­ра­ни­ем и воз­рож­де­ни­ем при­ро­ды. Миф об Адо­ни­се в наи­бо­лее пол­ном виде пред­став­лен у Апол­ло­до­ра (III 14, 4), Овидия (Met. X 300—524, 708—739) и Анто­ни­на Либе­ра­ла (XXIV). Адо­нис — сын Феник­са и Алфе­си­беи (вари­ан­ты: асси­рий­ско­го царя Тиа­н­та и его доче­ри Смир­ны или кипр­ско­го царя Кини­ры и его доче­ри Мир­ры). Боги­ня Афро­ди­та (Вене­ра), рас­сер­див­шись на не почи­тав­шую её цар­скую дочь (буду­щую мать Адо­ни­са), вну­ша­ет той страсть к род­но­му отцу, кото­рый под­да­ёт­ся соблаз­ну, не подо­зре­вая, что всту­па­ет в связь с соб­ст­вен­ной доче­рью, и после это­го про­кли­на­ет её (Ovid. Met. X 300—478). Боги пре­вра­ща­ют несчаст­ную в мирро­вое дере­во, из трес­нув­ше­го ство­ла кото­ро­го рож­да­ет­ся ребё­нок уди­ви­тель­ной кра­соты — Адо­нис (X 479—524). Афро­ди­та пере­да­ёт мла­ден­ца в лар­це на вос­пи­та­ние Пер­се­фоне, не поже­лав­шей в даль­ней­шем рас­стать­ся с Адо­ни­сом. Спор богинь раз­ре­ша­ет Зевс, пред­на­зна­чив Адо­ни­су часть года про­во­дить в цар­стве мёрт­вых у Пер­се­фо­ны и часть года на зем­ле с Афро­ди­той (в фини­кий­ском вари­ан­те Астар­той), спут­ни­ком и воз­люб­лен­ным кото­рой он ста­но­вит­ся. Раз­гне­ван­ная ока­зан­ным Афро­ди­те пред­по­чте­ни­ем, Арте­ми­да насы­ла­ет на юно­шу дико­го каба­на, кото­рый смер­тель­но его ранит (Apol­lod. III 14, 4; Ovid. Met. X 708—716). По дру­гой вер­сии (Ptol. Hephaest. I, p. 183, 12 Wes­term.), Адо­нис — жерт­ва гне­ва Апол­ло­на (его месть Афро­ди­те за ослеп­лён­но­го ею сына Апол­ло­на Эри­ман­фа) или рев­ни­во­го супру­га боги­ни Аре­са (в фини­кий­ском вари­ан­те Аста­ра) (Serv. Verg. Aen. V 72). Афро­ди­та горь­ко опла­ки­ва­ет Адо­ни­са и пре­вра­ща­ет его в цве­ток, окро­пив нек­та­ром про­ли­тую кровь (Ovid. Met. X 717—739). Юно­шу опла­ки­ва­ют хари­ты и мой­ры, из кро­ви его рас­цве­та­ют розы, из слез Афро­ди­ты — ане­мо­ны.

Культ Адо­ни­са суще­ст­во­вал в Фини­кии, Сирии, Егип­те, на ост­ро­вах Кипр и Лес­бос. Соглас­но Луки­а­ну (De dea Syr. 6), в Биб­ле было свя­ти­ли­ще Афро­ди­ты, где про­ис­хо­ди­ли оргии в честь Адо­ни­са, сопро­вож­дав­ши­е­ся свя­щен­ной про­сти­ту­ци­ей, при­чём пер­вый день был посвя­щён пла­чу, а вто­рой — радо­сти по вос­крес­ше­му Адо­ни­су. Рас­ска­зы­ва­ет­ся о реке Адо­нис, кото­рая еже­год­но окра­ши­ва­ет­ся в крас­ный цвет, когда, по пре­да­нию, в горах Лива­на гибнет Адо­нис. Одна­ко здесь же скеп­ти­че­ские рас­суж­де­ния о крас­ной поч­ве, при­даю­щей реке кро­ва­вый цвет (Luc. De dea Syr. 8). В 5 в. до н. э. культ Адо­ни­са рас­про­стра­нил­ся в мате­ри­ко­вой Гре­ции. В Арго­се жен­щи­ны опла­ки­ва­ли Адо­ни­са в осо­бом зда­нии (Paus. II 20, 6). В Афи­нах во вре­мя празд­ни­ка в честь Адо­ни­са под плач и погре­баль­ные пес­ни повсюду выстав­ля­лись изо­бра­же­ния умер­ших (Plut. Al­cib. 18; Nic. 13). Адо­нии — празд­ник в честь Адо­ни­са — были осо­бен­но попу­ляр­ны в эпо­ху элли­низ­ма, когда рас­про­стра­ни­лись гре­ко-восточ­ные куль­ты Оси­ри­са, Там­му­за и др. Позд­ней вес­ной и ран­ней осе­нью жен­щи­ны выстав­ля­ли неболь­шие гор­шоч­ки с быст­ро рас­пус­каю­щей­ся и так же быст­ро увядаю­щей зеле­нью, т. н. «сади­ки Адо­ни­са» — сим­вол мимо­лёт­но­сти жиз­ни. В Алек­сан­дрии пыш­но празд­но­ва­ли свя­щен­ный брак Афро­ди­ты и юно­го Адо­ни­са, а на сле­дую­щий день с при­чи­та­ни­ем и пла­чем ста­тую Адо­ни­са нес­ли к морю и погру­жа­ли в воду, сим­во­ли­зи­руя воз­вра­ще­ние его в цар­ство смер­ти (Theocr. V 96—144). В мифе об Адо­ни­се отра­зи­лись древ­ние мат­ри­ар­халь­ные и хто­ни­че­ские чер­ты покло­не­ния вели­ко­му жен­ско­му боже­ству пло­до­ро­дия и зави­си­мо­му от него гораздо более сла­бо­му и даже смерт­но­му, воз­рож­дав­ше­му­ся лишь на вре­мя, муж­ско­му корре­ла­ту. В мифе и куль­те Адо­ни­са явст­вен­но про­сле­жи­ва­ет­ся раз­вёр­ну­тая сим­во­ли­ка веч­но­го кру­го­во­рота и гар­мо­нич­но­го еди­не­ния жиз­ни и смер­ти в при­ро­де.


Лит.: Fra­zer J. G., Ado­nis, At­tis. Osi­ris, L.—N. Y., 1906; Lei­poldt J., Ster­ben­de und auferste­hen­de Göt­ter, Lpz., 1923; Rei­ner E., Die ri­tuel­le To­tenkla­ge der Grie­chen, Stutt. — B., 1938; Lambrechts P., Over Griek­se en oos­ter­se mys­te­rie­godsdiensten: de zgn. Ado­nis­mys­te­ries. Brux., 1954.

А. А. Тахо-Годи

Евро­пей­ская дра­ма­тур­гия обра­ща­лась к мифу об Адо­ни­се в 16—17 вв. (пье­сы «Адо­нис и Вене­ра» Лопе де Вега; «Адо­нис» И. Гун­ду­ли­ча и др.). Чаще миф нахо­дил вопло­ще­ние в поэ­зии это­го пери­о­да (поэ­мы «Вене­ра и Адо­нис» У. Шекс­пи­ра; «Адо­нис» Дж. Мари­но; «Адо­нис» Ж. Лафон­те­на и др.).

Адо­нис — один из самых попу­ляр­ных пер­со­на­жей антич­ной живо­пи­си (пом­пей­ские фрес­ки, вазо­пись) и пла­сти­ки (релье­фы сар­ко­фа­гов, погре­баль­ных урн и др.). Евро­пей­ское искус­ство обра­ща­ет­ся к мифу в сред­не­ве­ко­вой книж­ной мини­а­тю­ре (иллю­ст­ра­ции к Овидию). С нача­ла 16 в. миф нахо­дит вопло­ще­ние во мно­же­стве про­из­веде­ний живо­пи­си; наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние при­об­ре­ли сюже­ты: «Вене­ра и Адо­нис», «Гибель Адо­ни­са», «Вене­ра опла­ки­ва­ет Адо­ни­са». К мифу обра­ща­лись Джор­джоне, Тици­ан, Тин­то­рет­то, Ан. Каррач­чи, Веро­не­зе, Г. Рени, Рубенс, Н. Пус­сен и др. В 18—19 вв. миф нахо­дит вопло­ще­ние глав­ным обра­зом в пла­сти­ке («Вене­ра и Адо­нис» А. Кано­вы; «Адо­нис» Б. Торвальд­се­на; «Уми­раю­щий Адо­нис» О. Роде­на и др.).

В евро­пей­ском музы­каль­но-дра­ма­ти­че­ском искус­стве миф об Адо­ни­се лёг в осно­ву либ­рет­то мно­гих опер 17—18 вв. (наи­бо­лее зна­чи­тель­ны — «Цепь Адо­ни­са» Д. Мац­цок­ки; «Адо­нис» К. Мон­тевер­ди; «Адо­нис» Р. Кам­бе­ра; «Адо­нис на Кип­ре» Дж. Легрен­ци; «Влюб­лён­ный Адо­нис» Р. Кай­зе­ра и др.).

См. также:
АДОНИС (Словарь античности)
АДОНИС (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 46—49.
См. по теме: ДИАКТОР • ДИМАС • ДРИОП • ЭМАТИОН, ЕМАФИОН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА.
Адонис.
Джузеппе Торретто (1664—1743).
Мрамор. 1716—1717.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Афродита, предлагающая Адонису (?) гнездо с эротами.
Фреска из Помпей (Дом Корнелия Диадумена, VII. 12. 26).
45—79 гг. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXVI.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фронтальная панель саркофага с мифом об Афродите и Адонисе.
Паросский мрамор. Конец II в. н. э.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фронтальная панель саркофага с мифом об Афродите и Адонисе. Раненый Адонис (деталь).
Паросский мрамор. Конец II в. н. э.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фронтальная панель саркофага с мифом об Афродите и Адонисе. Афродита прибывает на место охоты (деталь).
Паросский мрамор. Конец II в. н. э.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фронтальная панель саркофага с мифом об Афродите и Адонисе. Смерть Адониса (деталь).
Паросский мрамор. Конец II в. н. э.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА