SÉRVUS (РАБ)
(ГРЕЦИЯ). Греческое δοῦλος, подобно латинскому servus, соответствует обычному значению нашего слова «раб». Рабство существовало практически во всей Греции, и Аристотель (Polit. I. 3) пишет, что полное домохозяйство — это такое, которое состоит из рабов и свободных (οἰκία δὲ τέλειος ἐκ δούλων καὶ ἐλευθέρων), и определяет раба как живое орудие и имущество (Ὁ δοῦλος ἔμψυχον ὄργανον, Ethic. Nicom. VIII. 13; ὁ δοῦλος κτῆμά τι ἔμψυχον, Polit. I. 4.) По-видимому, ни один из греческих философов никогда не возражал против рабства как аморального явления; Платон, описывая свое идеальное государство, желает лишь, чтобы греки не порабощали греков (de Rep. V. p. 469), а Аристотель отстаивает справедливость этого института на основании различия народов и разделяет человечество на свободных (ἐλεύθεροι) и рабов по природе (οἱ φύσει δοῦλοι); выясняется, что в последнюю категорию он включает всех варваров в греческом смысле слова и, следовательно, считает их рабство позволительным.
Сообщается, что в самые древние времена в Греции не было рабов (Herod. VI. 137; Pherecrat. ap. Athen. VI. p. 263, b), но в поэмах Гомера они встречаются, хотя и далеко не так распространены, как в более поздние времена. Обычно это пленники, взятые на войне (δοριάλωτοι), которые служат своим победителям, но мы читаем также о покупке и продаже рабов (Od. XV. 483). Однако в это время их держали в основном в богатых домах.
У греков существовало два вида рабства. Одна разновидность возникала, когда вторгшееся племя завоевывало жителей страны и низводило его до состояния крепостных или невольников: они населяли и возделывали ту землю, которую присвоили их хозяева, и платили им определенную арендную плату. Кроме того, они сопровождали своих господ на войне. Их нельзя было продать за пределы страны или разлучить с семьями, они могли приобретать собственность. Таковы илоты в Спарте [HELOTES], пенесты в Фессалии [PENESTAE], вифинцы в Византии, калликирии в Сиракузах, мариандины в Гераклее Понтийской, афамиоты на Крите [COSMI]. Другой вид рабства представляли домашние рабы, приобретенные путем покупки (ἀργυρώνητοι или χρυσώνητοι, см. Isocr. Platae. p. 300, ed. Steph.), которые являлись полной собственностью своих хозяев и которыми можно было распоряжаться как любыми другими товарами и движимым имуществом: это были δοῦλοι в узком смысле слова, разновидность рабов, существовавшая в Афинах и Коринфе. В торговых городах рабы были весьма многочисленны, так как выполняли работу ремесленников и мастеровых современных городов. В более бедных республиках, имевших мало капиталов или вовсе их не имевших и существовавших за счет сельского хозяйства, рабов было мало: так, сообщается, что в Фокиде и Локриде сначала не было домашних рабов (Athen. VI. p. 264, c; Clinton, F. H. vol. II. pp. 411, 412). Большинство рабов было приобретенными, сравнительно немногие рождались в доме своего хозяина, — отчасти потому, что рабынь было очень мало по сравнению с рабами, а отчасти потому, что сожительство рабов не одобрялось, ибо считалось, что рабов дешевле покупать, чем выращивать. Раб, рожденный в доме господина, назывался οἰκότριψ, в отличие от приобретенного, который назывался οἰκέτης (Ammon. and Suid. s. v.). Если рабами были и отец, и мать, то их ребенка называли ἀμφίδουλος (Eustath. ad Od. II. 290); если родители были οἰκότριβες, то ребенка называли οἰκοτρίϐαιος (Pollux. III. 76).
В греческом национальном праве было признанное правило: лица, взятые в плен на войне, становятся собственностью завоевателя (Xen. Cyr. VII. 5. § 73), но у греков существовала практика предоставления свободы лицам своей национальности при условии уплаты выкупа. Вследствие этого практически все рабы в Греции, за исключением вышеупомянутых крепостных, были варварами. Из слов Тимея (ap. Athen. VI. p. 265, b), по-видимому, следует, что первыми занялись работорговлей хиосцы, у которых рабов было больше, чем где бы то ни было, за исключением Спарты (по сравнению с числом свободных жителей) (Thuc. VIII. 40). В раннюю эпоху в Греции огромное количество рабов добывали пираты, похищавшие людей на побережье, но основные поставки, видимо, шли из греческих колоний в Малой Азии, имевших обширные возможности для их приобретения в собственной области и во внутренней Азии. Значительное число рабов происходило из Фракии, где родители часто продавали своих детей (Herod. V. 6).
В Афинах, как и в других государствах, существовал постоянный рынок рабов, называвшийся κύκλος (Harpocrat. s. v.), потому что рабы стояли по кругу. Иногда их продавали с торгов и в этих случаях, видимо, ставили на камень, называвшийся πρατὴρ λίθος (Pollux, III. 78); как делается при продаже рабов и в Северо-Американских Соединенных Штатах; такая же практика была и в Риме, отсюда фраза homo de lapide emtus [AUCTIO]. Рынок рабов в Афинах, видимо, работал по определенным установленным дням, обычно в последний день месяца (ἔνη καὶ νέα или νουμηνία, Aristoph. Eguit. 43, и Schol.). Цены на рабов, естественно, различались в зависимости от их возраста, силы и умений. «Из слуг, — пишет Ксенофонт (Mem. II. 5. § 2), — например, один стоит мины две, другой — полмины, третий — с.1035 пять мин, а иной — и десять; а Никий, сын Никерата, говорят, купил управляющего для серебряных рудников за талант». Бёкх (Publ. Econ. of Athens, p. 67, &c., 2d ed.) собрал много деталей, связанных с ценами на рабов; он вычислил стоимость обычного рудничного раба как 125—
Число рабов в Афинах было очень велико. Согласно переписи, произведенной при архонте Деметрии Фалерском (309 г. до н. э.), в Аттике было
В Афинах даже беднейший гражданин имел раба для ведения домашнего хозяйства (Aristoph. Plut. init.), и в каждом скромном доме множество рабов занималось всевозможными обязанностями в качестве пекарей, кухарок, портных и пр. Число рабов, принадлежащих одному лицу, никогда не было столь велико, как в Риме времен поздней республики и империи, но все же оно было очень значительно. Платон (de Rep. IX. p. 578) прямо пишет, что некоторые люди имеют пятьдесят рабов и даже больше. Примерно столько рабов было у отца Демосфена (in Aphob. I. p. 823); у Лисия и Полемарха — 120 (Lys. in Eratosth. p. 395), у Филемонида — 300, у Гиппоника — 600, у Никия — 1000 рабов только в рудниках (Xen. de Vect. IV. 14, 15). Читая о лицах, обладавших столь большим числом рабов, следует иметь в виду, что они были заняты в различных мастерских, рудниках или предприятиях; число рабов, содержавшихся для удовлетворения частных нужд господина или его домохозяйства, вероятно, никогда не было очень велико. И этим определяется важное различие между греческими и римскими рабами: труд первых рассматривался как средство извлечения прибыли из денег, вложенных в покупку раба, тогда как вторые главным образом занимались выполнением пожеланий своего господина и его семьи, удовлетворяли его тщеславие и стремление к роскоши. Так, Афиней (VI. p. 272, e) отмечает, что многие римляне имеют
Рабы трудились либо на своих хозяев, либо на себя самих (в последнем случае они должны были платить хозяевам определенную сумму в день); или хозяева отдавали их внаем — либо в рудники и на другие работы, либо как наемных слуг на жаловании (ἀποφορά). Корабельные гребцы обычно были рабами (Isocrat. de Pace, p. 169, ed. Steph.); то обстоятельство, что моряки с «Парала» были свободными, отмечается как необычное (Thuc. VIII. 73). Эти рабы принадлежали либо государству, либо частным лицам, сдававшим их внаем государству за определенную сумму. Представляется, что многие люди содержали огромные бригады рабов только для того, чтобы сдавать их внаем, и считали это прибыльным вложением капитала. Множество рабов требовалось в рудниках, и в большинстве случаев арендаторы рудников вынуждены были нанимать рабов, не имея достаточно средств, чтобы купить столько рабов, сколько им было нужно. Из фрагмента Гиперида, сохраненного Судой (s. v. Ἀπεψηφίσατο), мы узнаём, что одновременно в рудниках и на сельских работах было занято не менее
В отличие от спартанских илотов и фессалийских пенестов, афинские рабы не служили в армии; битвы при Марафоне и Аргинусах, когда афиняне вооружили рабов (Pausan. I. 32. § 3; Schol. ad Aristoph. Ran. 33), были исключением из общего правила.
Права владельца по отношению к рабу ничем не отличались от его прав на любую другую собственность; их можно было отдавать и брать в заклад (Dem. in Pantaenet. p. 967, in Aphob. p. 821, in Onetor. I. p. 871). Однако в целом положение греческих рабов было лучше, чем положение римских, за исключением, пожалуй, Спарты, где, согласно Плутарху (Lyc. 28), было самое лучшее место для свободного и самое худшее — для раба (ἐν Λακεδαίμονι καὶ τὸν ἐλεύθερον μάλιστα ἐλεύθερον εἶναι, καὶ τὸν δοῦλον μάλιστα δοῦλον). Особенно в Афинах, по-видимому, рабам предоставлялась некоторая степень свободы и снисхождения, которой они никогда не имели в Риме (Ср. Plut. de Garrul. 18; Xenoph. de Rep. Ath. I. 12). При поступлении нового раба в афинский дом существовал обычай разбрасывать сладости (καταχύσματα), как делалось в честь новобрачных (Aristoph. Plut. 768, и Schol.; Demosth. in Steph. p. 1123. 29; Pollux, III, 77; Hesych. and Suidas, s. v. Καταχύσματα).
Жизнь и личность раба были защищены законом: человек, бьющий раба или дурно с ним обращающийся, мог быть привлечен к суду (ὕϐρεως γραφή, Dem. in Mid. p. 529; Aeschin. in Tim. p. 41; Xen. de Rep. Ath. I. 10; Athen. VI. p. 267, f; Meier, Att. Proc. p. 322, &c.); кроме того, раба нельзя было казнить без законного приговора (Eurip. Hecub. 287, 288; Antiph. de caed. Herod. p. 728). Он даже мог получить убежище от жестокости своего господина в храме Тесея и там потребовать, чтобы его продали (πρᾶσιν αἰτεῖσθαι, Plut. Thes. 36; Pollux, VII. 13; Meier, Att. Proc. p. 403, &c.). Но личность раба не считалась столь же священной, как личность свободного: его проступки карались телесным наказанием, которое для свободного было крайней мерой наказания (Dem. in Timocr. p. 752); его присяга не принималась во внимание и в судах его всегда допрашивали под пыткой.
Несмотря на мягкое, в целом, обращение с рабами в Греции, их восстания были нередки (Plat. Leg. VI. p. 777); но в Аттике они обычно сводились к восстаниям рудничных рабов, с которыми обращались суровее, чем с прочими. В одном случае они перебили стражу, захватили укрепления Суния и оттуда значительное время опустошали страну (Athen. VI. p. 272, f).
Иногда в Афинах отпускали рабов, хотя и не так часто, как в Риме; но кажется сомнительным, что когда-либо хозяин был обязан отпустить раба против своей воли за определенную сумму денег, — как считают некоторые авторы на основании слов Плавта (Casin. II. 5. 7). Вольноотпущенники (ἀπελεύθεροι) не становились гражданами, как в Риме, но переходили в положение метеков. Они обязаны были чтить бывшего господина как патрона (προστάτες) и выполнять по отношению к нему определенные обязанности, пренебрежение которыми позволяло предъявить им судебный иск (δίκη ἀποστασίου), в результате которого они могли быть вновь проданы в рабство [LIBERTUS, p. 705, a; APOSTASIOU DIKE].
О государственных рабах в Афинах см. DEMOSII.
По-видимому, в Афинах существовал налог на рабов (Xen. de Vect. IV. 25), Бёкх (Publ. Econ. pp. 331, 332, 2d ed.) полагает, что он составлял три обола в год за каждого раба.
Кроме источников, процитированных в этой статье, читатель может обратиться к Petitus, Leg. Att. II. 6. p. 254, &c.; Reitermeier, Gesch. der Sclaverei in Griechenland, Berl. 1789; Limburg-Brouwer, Histoire de la Civilisation des Grecs, vol. III. p. 267, &c.; Göttling, de Notione Servitutis apud Aristotelem, Jen. 1821; Hermann, Lehrbuch der griech. Staatsalt. § 114 и особенно Becker, Charikles, vol. II. p. 20, &c.
SÉRVUS, SÉRVITUS (РАБ, РАБСТВО)
(РИМ). «Рабство есть установление права народов, в силу которого лицо подчинено чужому владычеству вопреки природе» («Servitus est constitutio juris gentium qua quis dominio alieno contra naturam subjicitur». Florent. Dig. 1. tit. 5 s. 4). Гай тоже считает власть (potestas) хозяина над рабом правом народов (juris gentium) (I. 52). Римляне полагали свободу естественным состоянием, а рабство — состоянием, противоположным естественному. Взаимоотношения раба и господина у римлян выражались терминами Servus и Dominus; а власть хозяина над рабом и его выгода от него — термином Dominium. Термин Dominium или «владение», по отношению к рабу, указывал на раба как просто на вещь или предмет собственности, и раб, наряду с другими предметами собственности, входил в класс манципируемых вещей (Res Mancipi). Слово Potestas означало также власть господина над рабом, и то же самое слово использовалось для обозначения власти отца над детьми. Первоначально границы между властью отца и властью господина (Patria и Dominica Potestas) были очень узкими, но сын имел некоторые законные права, отсутствовавшие у раба. Господин не имел Potestas над рабом, если он имел только «nudum jus Quiritium in servo» («голое право квиритов на раба»); необходимо, чтобы раб принадлежал ему как минимум in bonis (Gaius, I. 54).
Согласно строгим принципам римского права, следствием отношений господина и раба было то, что господин мог обращаться с рабом как угодно: он мог продать его, наказать и убить. Однако позитивная нравственность и социальное общение, всегда существовавшие между господином и рабами, облегчали рабское состояние. Тем не менее, мы читаем об актах великой жестокости, совершенных хозяевами в конце республики и начале империи, и для защиты рабов был издан закон Петрония. Первоначальное право жизни и смерти над рабом, которое Гай считает частью права народов, было ограничено постановлением Антонина, установившим, что если человек убил своего раба без достаточной причины (sine causa), то должен заплатить такой же штраф, как за убийство чужого раба. Это постановление относилось к римским гражданам и всем подданным Римской Империи (Gaius, I. 52, &c.). Это же постановление запрещало жестокое обращение хозяев с рабами, установив, что с.1037 если жестокость хозяина невыносима, он может быть принужден к продаже раба, а раб имел право жаловаться властям (Senec. de Benef. III. 22). Указ Клавдия постановил, что если хозяин бросает на произвол судьбы больных рабов, то они получают свободу; этот указ провозгласил также, что если хозяин убивает таких рабов, то подлежит обвинению в убийстве (Suet. Claud. 25). Было установлено также (Cod. 3. tit. 38 s. 11), что при продаже или разделе собственности нельзя разделять таких рабов, как муж и жена, родители и дети, братья и сестры.
Раб не мог заключать брак. Его сожительство с женщиной являлось Contubernium; не признавалось никакой законной связи между ним и его детьми. Однако кровное родство считалось препятствием для брака после освобождения; так, вольноотпущенник не мог жениться на своей сестре-вольноотпущеннице (Dig. 23. tit. 2 s. 14).
Раб не мог иметь собственности. Он не мог приобретать собственность, а его приобретения принадлежали хозяину, и Гай считает это установлением права народов (I. 52). Раб мог приобретать собственность для своего хозяина путем манципации (Mancipatio), традиции (Traditio), стипуляции (Stipulatio) или любым другим способом. В отношении этой способности раба брать и неспособности держать его положение приравнивалось к положению сына семейства (filiusfamilias), и он рассматривался как лицо. Если некто имел «голое право квиритов» (Nudum Jus Quiritium) на раба, который принадлежал другому лицу In bonis, то приобретения этого раба становились собственностью того, чьим он был In bonis. Если некто добросовестно (bona fide) владел чужим рабом или свободным человеком, то приобретения раба принадлежали ему лишь в двух случаях: он имел право на все, что раб приобретал из собственности владельца или с использованием ее (ex re ejus); и он имел право на все, что раб приобретал своим собственным трудом (ex operis suis); этот же закон относился к рабам, на которых владелец имел лишь право узуфрукта (Ususfructus). Все прочие приобретения таких рабов или свободных людей принадлежали их собственникам или им самим, в зависимости от того, были ли они рабами или свободными (Ulp. Frag. tit. 19). Если раба назначали наследником, то он мог принять наследство только с согласия хозяина и приобретал наследство для хозяина; точно так же раб приобретал для хозяина и легат (Gaius, II. 87, &c.).
Через своего раба хозяин мог также приобрести владение (Possessio) и, таким образом, начать узукапию (Usucapion), приобретение в собственность на основании давности (Gaius, II. 89); но для того, чтобы приобрести владение через раба, хозяин должен был владеть рабом, поэтому нельзя было приобрести владение через заложенного раба [PIGNUS]. Bonae fidei possessor, то есть, владелец, считающий раба своей собственностью, мог приобрести владение через него в тех же случаях, что и собственность; следовательно, залогодержатель не мог приобрести владение через заложенного раба, хотя и владел им добросовестно (bona fide), ибо эта bona fides — не та, что подразумевается в выражении bonae fidei possessor. Узуфруктуарий приобретал владение через раба в тех же случаях, что и добросовестный владелец (Savigny, Das Recht des Besitzes, p. 314, ed. 5).
Рабы не только занимались обычными домашними обязанностями и полевыми работами, но также использовались как представители или агенты своих хозяев в управлении их делами [INSTITORIA ACTIO, &c.] и как мастеровые, ремесленники и во всех отраслях промышленности. Легко представить себе, что в этих обстоятельствах, тем более, что рабам часто доверяли имущество в крупных масштабах, должна была возникнуть практика, позволяющая рабу считать часть его приобретений своей: это был его пекулий (Peculium), термин, применимый также к тем приобретениям сына семейства, которые отец позволил ему считать своими [PATRIA POTESTAS]. Согласно строгому закону, пекулий был собственностью хозяина, но согласно обычаю, он считался собственностью раба. Иногда хозяин и раб договаривались о том, что раб выкупится на свободу ценой своего пекулия, когда он достигнет определенной суммы (Tacit. Ann. XIV. 42, и примечание Липсия). Если хозяин отпускал раба при жизни, то считалось, что пекулий предоставлялся вместе со свободой, если только он не был явным образом удержан (Dig. 15. tit. 1. s. 53, de Peculio). В отношении пекулия между хозяином и рабом могли заключаться сделки займа, хотя, согласно общему принципу римского права, эти сделки не давали ни одной из сторон права на судебный иск (Gaius, IV. 78). Если после освобождения раба хозяин выплачивал ему долг, возникший вышеописанным способом, то уже не мог вернуть его (Dig. 12. tit. 6. s. 64). Если на пекулий раба притязали кредиторы, то долг раба хозяину учитывался в первую очередь и вычитался из пекулия. Закон изменился настолько, что в случае естественных обязательств (naturales obligationes), как называли их римляне, между хозяином и рабом, вместо раба мог быть привлечен поручитель; также он мог привлекаться, если кредитор был посторонним.
Естественное обязательство могло возникнуть из сделок раба с другими лицами, а не хозяином, но хозяина такие сделки не затрагивали; хозяин был связан действиями и сделками раба только тогда, когда использовал раба как агента или орудие — в этом случае хозяин мог подлежать Actio EXERCITORIA или INSTITORIA (Gaius, IV. 71). Конечно, если раб действовал по приказу хозяина, то хозяин мог быть привлечен к суду [JUSSU, QUOD, &c.] Если раб или сын семейства вел дела, используя свой пекулий, с ведома хозяина или отца, то пекулий и все произведенное с его помощью подлежали разделу между кредиторами и хозяином или отцом по соразмерности требований (pro rata portione), а если кто-то из кредиторов жаловался, что получил меньше своей доли, то имел право возбудить tributoria actio против хозяина или отца, которому закон давал право распределения между кредиторами (Gaius, IV. 72, &c.). Хозяин не отвечал ни за что, кроме суммы пекулия, и его собственные требования удовлетворялись в первую очередь (Dig. 14. tit. 4. de Tributoria Actione). Иногда раб мог иметь в своем подчинении другого раба, который владел пекулием по отношению к нему, подобно тому, как первый раб владел пекулием по отношению к своему хозяину. На этой практике было основано различие между рабами-ординариями и викариями (Servi Ordinarii и Vicarii; Dig. 15. tit. 1. s. 17). Однако закон считал эти второстепенные пекулии составными частями основного пекулия. Эдикт требовал, чтобы в случае смерти, продажи или освобождения раба любой иск в отношении пекулия предъявлялся в течение года (Dig. 15. tit. 2. s. 1, где содержится текст эдикта). Если раб или сын семейства заключал сделки с.1038 без ведома и согласия своего хозяина или отца, то хозяину или отцу можно было предъявить иск по поводу такой сделки, если удавалось доказать, что он извлек из нее выгоду. Это называлось Actio de in rem Verso (Dig. 15. tit. 3), и было фактически тем же самым иском, что и De Peculio. «Перешедшим в имущество отца или господина» («in rem patris dominive versum») называлось то, что обратилось к его выгоде. Например, если раб занимал десять сестерциев и выплачивал их кредиторам господина, то господин обязан был вернуть этот долг, а заимодавец имел право предъявить ему иск De in rem verso. Если раб выплачивал кредиторам господина какую-то часть одолженной суммы, то хозяин был должен заимодавцу ту сумму, которая была израсходована таким образом, а если остальную часть раб растратил, то хозяин отвечал по этому обязательству в пределах рабского пекулия, но с учетом того, что из общей суммы пекулия сначала вычитался долг раба господину. Этот вопрос решался одинаково для пекулия сына и раба. Таким образом, как отмечает Гай (IV. 73), Actio De peculio и De in rem verso — это один иск, имеющий два осуждения.
Следствием отношений раба и господина было то, что господин не приобретал никаких прав против раба вследствие его преступлений. Другие лица могли приобретать права против раба вследствие его преступлений, но не могли реализовать эти права в судебном иске до тех пор, пока раба не освобождали (Gaius, IV. 77). Однако они имели право предъявить иск хозяину раба за понесенный ущерб, и если хозяин не выплачивал убытки, то должен был выдать раба [NOXA]. Раб был защищен от вреда, причиненного другими лицами. Если раба убивали, то хозяин мог либо преследовать убийцу за уголовное преступление, либо предъявить иск о возмещении убытков по закону Аквилия (Gaius, III. 213) [AQUILLIA LEX; INJURIA]. Также хозяин имел право предъявить иск перед претором в двойном размере (praetoria actio in duplum) тем, кто развращал его раба (servus, serva) и склонял его к дурному поведению (Dig. 11. tit. 3. s. 1, где приведены слова эдикта): in duplum означало двойной размер оцененного ущерба. Также он имел право предъявить иск лицу, совершившему прелюбодеяние с его рабыней (Dig. 47. tit. 10. s. 25).
По закону беглого раба (fugitivus) нельзя было принять или дать ему убежище; его укрывательство называлось Furtum. Хозяин имел право преследовать его где угодно, и все должностные лица обязаны были оказывать ему помощь в возвращении раба. Различные законы имели целью воспрепятствовать побегам рабов, поэтому беглого раба нельзя было законно продать. Возвращение беглых рабов стало бизнесом определенного рода людей, называвшихся Fugitivarii. Побег раба никоим образом не влиял на права господина на него (Dig. 11. tit. 4. De fugitivis: этот вопрос регулировался законом Фабия и по меньшей мере двумя постановлениями сената, см. также Varro, de Re Rust. III. 14; Florus, III. 19, и примечание в издании Дукера).
Человек мог быть рабом либо по праву народов (Jure Gentium), либо по гражданскому праву (Jure Civili). Рожден рабом по праву народов был тот человек, мать которого являлась рабыней в момент его рождения (Gaius, I. 82); ибо, согласно норме закона, положение того, кто не был зачат в законном браке (Justae Nuptiae), должно было отсчитываться с момента рождения. Раб, рожденный в доме хозяина, назывался Verna. Однако нормой римского права было и то, что статус лица, зачатого в законном браке, отсчитывался с момента зачатия. В более поздний период было установлено правило, согласно которому даже ребенок, рожденный рабыней, считался свободным, если мать была свободной в любое время между зачатием и рождением (Paulus, S. R. II. tit. 24; Dig. 1. tit. 5. s. 5). Существовали различные случаи детей, рожденных от свободного и раба, для которых позитивный закон устанавливал, должны ли дети быть свободными или рабами (Gaius, I. 83, &c.) [SENATUSCONSULTUM CLAUDIANUM].
Человек становился рабом, попав в плен на войне, — тоже по праву народов [PRAEDA]. Военнопленных продавали как собственность казны или распределяли между солдатами по жребию (Walter, Geschichte &c. p. 50, note 35, 1st ed.). В связи с обычаем продавать пленников с венком на голове встречается выражение «sub corona venire, vendere» (Gell. VI. 4; Liv. V. 22; Caesar, B. G. III. 16).
Человек мог стать рабом согласно позитивному праву, Jure Civili, разными способами. Это происходило с уклонившимися от ценза (Incensi) [CAPUT] и военной службы (Cic. pro Caecina, 34). В определенных случаях человек становился рабом, если позволял продать себя как раба, чтобы обмануть покупателя, и свободная женщина, сожительствующая с рабом, могла быть низведена в то же положение [SENATUSCONSULTUM CLAUDIANUM]. В империи было установлено, что лица, присужденные к смерти, работе в рудниках или сражению с дикими зверями, теряли свободу, а их имущество подлежало конфискации, следовательно, заключает Гай, они лишались права составления завещания (Testamenti factio; Dig. 28. tit. 1. s. 8). Но ранее такого закона не было. Человек, присужденный к этим наказаниям, хотя и терял свободу, но не имел господина, поэтому оставленные ему наследства и легаты были просто недействительны, ибо такой человек был «рабом наказания, а не цезаря» («poenae servus, non Caesaris»; Dig. 34. tit. 8. s. 3). Человек не мог потерять свободу по праву узукапии (давности) (Gaius, II. 48). Согласно древнему закону, человек, уличенный в краже (manifestus fur), подлежал уголовному наказанию (capitalis poena) и присуждался (addicebatur) тому, чье имущество украл; но представлялся спорным вопрос о том, становился ли человек вследствие присуждения рабом или переходил в состояние осужденного (Gaius, III. 189).
Согласно распоряжению или сенатскому постановлению Клавдия (Sueton. Claud. 25), вольноотпущенник, не исполняющий своих обязанностей перед патроном, возвращался в прежнее состояние рабства. Но во времена Нерона это не было нормой закона (Tacit. Ann. XIII. 27; см. примечания Эрнести и Липсия к этому фрагменту и PATRONUS, LIBERTUS).
Состояние рабства прекращалось при освобождении (MANUMISSIO). Оно прекращалось также различными позитивными установлениями, либо при вознаграждении раба, либо при наказании хозяина. Примером первого является силанианское постановление сената (SENATUSCONSULTUM SILANIANUM), а различные последующие постановления давали свободу рабам, выдавшим виновников определенных преступлений (Cod. Theod. tit. 21. s. 2). Свободу также можно было получить на основании права давности (Praescriptio Temporis). После установления христианства свободу с некоторыми ограничениями можно было приобрести, становясь монахом или духовным лицом (Nov. 5. c. 2. и 123. c. 17. 35); но если этот человек покидал с.1039 монастырь ради мирской жизни или странствовал по городам и селам, то мог быть возвращен к прежнему рабскому состоянию[1].
Существовали рабы, принадлежавшие государству и называвшиеся Servi Publici (Plaut. Capt. II. 2. 85): они имели право на составление завещаний (testamenti factio) в размере половины собственности (Ulp. Frag. tit. 20), в связи с чем представляется, что их рассматривали в несколько ином свете, чем рабов частных лиц.
В республике во время революции нередко провозглашали свободу рабов, чтобы побудить их присоединиться к восстанию (Plut. Mar. c. 41, 42)[2]; но эти действия были нерегулярными, они не могли быть оправданы и служить примером для подражания. После начала американской революции лорд Дамнор, последний британский губернатор Вирджинии, последовал этому дурному примеру.
Предшествующий отчет описывает законное положение рабов по отношению к их хозяевам. Остается описать историю рабства у римлян, продажу и стоимость рабов, различные классы, на которые они подразделялись, и в целом обращение с ними.
Рабы существовали в Риме в самые древние времена из тех, о которых мы имеем какие-либо сведения, но, по-видимому, при царях и в ранней республике они не были многочисленны. Различной торговлей и ремеслами занимались главным образом клиенты патрициев, а небольшие деревенские хозяйства большей частью возделывались силами собственника и его семьи. Но по мере того, как территория римского государства расширялась, патриции завладевали крупными участками общественной земли (ager publicus), ибо у римлян существовал обычай лишать завоеванный народ части его земли. Вероятно, обработка этих участков требовала больше рабочих рук, чем могло без задержки предоставить свободное население, и, поскольку свободных часто отзывали с их работ для службы в армии, эти земли практически полностью стали обрабатываться с помощью рабского труда (cf. Liv. VI. 12). Рабов можно было легко и дешево приобрести путем войны или торговли, и вскоре их число стало так велико, что беднейший класс свободных людей практически полностью лишился работы. Такое положение вещей было одним из главных аргументов, использованных Лицинием и Гракхами для ограничения размера общественной земли, которой мог владеть один человек (Appian, B. C. I. 7, 9, 10); и известно, что рогации Лициния предусматривали, чтобы в каждом поместье было занято определенное количество свободных людей (Appian, B. C. I. 8). Но это постановление, вероятно, принесло мало пользы: земли по-прежнему практически полностью обрабатывались рабами, хотя в конце республики Юлий Цезарь попытался до некоторой степени исправить такое положение дел, установив, что треть пастухов всегда должна состоять из свободных людей (Suet. Jul. 42). На Сицилии, поставлявшей Риму столь огромное количество зерна, число сельскохозяйственных рабов была громадным: притеснения, которым они подвергались, дважды довели их до открытого восстания, а их численность позволила им некоторое время противостоять римской власти. Первая из этих рабских войн началась в 134 г. до н. э. и закончилась в 132 г. до н. э.; вторая началась в 102 г. до н. э. и продолжалась почти четыре года.
Однако после того, как вошло в практику использование больших групп рабов для обработки земли, число рабов, являвшихся личной прислугой, еще много лет оставалось маленьким. По-видимому, зажиточные люди обычно имели только одного прислуживавшего им раба (Plin. H. N. XXXIII. 1 s. 6), которого обычно называли именем господина с присоединенным к нему словом por (то есть, мальчик, puer)[3], как Гаипор, Луципор, Марципор, Квинтипор и т. д.; поэтому Квинтилиан, задолго до которого роскошь умножила число личных слуг, говорит (I. 4 § 26), что таких имен больше не существует. Когда Катон в должности консула направился в Испанию, то взял с собой только трех слуг (Apul. Apol. p. 430, ed. Ouden). Но в поздней республике и империи число домашних рабов значительно возросло, и в каждой влиятельной семье существовали отдельные рабы для удовлетворения всех потребностей домашней жизни. Считалось постыдным не иметь значительного числа рабов. Так, Цицерон, описывая убожество домашнего хозяйства Пизона, говорит: «Тот же повар, тот же смотритель: пекаря в доме нет» («Idem coquus, idem atriensis: pistor domi nullus»; in Pis. 27). Первый вопрос, задававшийся относительно чьего-либо состояния, был: «Сколько имеет рабов?» («Quot pascit servos?»; Juv. III. 141). Гораций (Sat. I. 3. 12) видимо, говорит о десяти рабах как о наименьшем числе, подобающем человеку в удовлетворительных обстоятельствах, и высмеивает претора Туллия, которому в пути от тибуртинской виллы до Рима прислуживало не более пяти рабов (Sat. I. 6. 107). Огромное количество пленников, захваченных в постоянных войнах республики, и рост богатства и роскоши на войне увеличили численность рабов до непомерного размера. Утверждение Афинея (VI. p. 272, e), что очень многие римляне владели десятью и двадцатью тысячами рабов и даже более, вероятно, является преувеличением, но вольноотпущенник времен Августа, потерявший в гражданских войнах много имущества, оставил после смерти 4116 рабов (Plin. H. N. XXXIII. 10. s. 47). Две сотни рабов у одного человека были нередким явлением (Hor. Sat. I. 3. 11), а Август позволил даже изгнанникам брать с собой двадцать рабов или вольноотпущенников (Dion Cass. LVI. 27). Ремесленные работы, ранее находившиеся в руках клиентов, теперь полностью выполнялись рабами (Cic. de Off. I. 42): естественный ход событий, ибо там, где рабы выполняют определенные обязанности или занимаются определенными ремеслами, такие обязанности или ремесла будут считаться унизительными для вольноотпущенника. Не следует забывать, что игры в амфитеатре требовали огромного количества рабов, обученных для этой цели [GLADIATORES]. Подобно сицилийским рабам, в Италии в 73 г. до н. э. гладиаторы восстали против своих угнетателей и, под талантливым руководством Спартака, разбили римскую консульскую армию и были покорены лишь в 71 г., когда, как сообщается,
В империи были приняты различные постановления, упомянутые выше (с. 1036, a), чтобы ограничить жестокость хозяев по отношению к рабам; но распространение христианства более всего вело к улучшению их положения, хотя долгое время рабовладение вовсе не осуждалось как противное христианской справедливости. Христианские авторы, впрочем, внушали долг обращаться с ними так, как мы бы хотели, чтобы обращались с нами (Clem. Alex. Paedagog. III. 12), но до времен Феодосия богатые люди по-прежнему могли держать две или с.1040 три тысячи рабов (Chrysost. vol. VII. p. 633). Юстиниан многое сделал, чтобы приблизить окончательное исчезновение рабства, но число рабов вновь увеличилось в результате нашествия варваров с севера, которые не только привели собственных рабов, в основном славян (отсюда наше слово Slave), но и низвели многих жителей завоеванных провинций до положения рабов. Но все различные классы рабов постепенно слились в класс Adscripti Glebae или средневековых крепостных.
Основные источники приобретения рабов римлянами были указаны выше. В республике одним из главных ресурсов были взятые на войне пленные, которых продавали квесторы (Plaut. Capt. Prol. 34, и I. 2. 1, 2) с венками на головах (см. выше, p. 1038, b) и обычно на месте пленения, так как следить за огромным множеством пленных было неудобно. Вследствие этого работорговцы приобретали их почти бесплатно. В лагере Лукулла рабы однажды продавались по цене четыре драхмы за каждого[4]. В огромных масштабах велась также работорговля, и после падения Коринфа и Карфагена ее главным рынком был Делос. Сообщается, что, когда Средиземноморьем завладели киликийские пираты, в один день было ввезено и продано
Деятельность работорговцев (mangones) считалась недостойной уважения и четко отделялась от деятельности купцов (mangones non mercatores sed venaliciarii appellantur, «продающие рабов называются работорговцами, а не купцами»; Dig. 50. tit. 16. s. 207; Plaut. Trin. II. 2. 51); но она была очень прибыльна и часто позволяла составить огромные состояния. Работорговец Тораний, живший при Августе, был хорошо известным лицом (Suet. Aug. 69; Macrob. Sat. II. 4; Plin. H. N. VII. 12 s. 10). Марциал (VIII. 13) упоминает еще одного известного работорговца своего времени по имени Гаргилиан.
Рабов часто продавали на аукционе в Риме. Их помещали либо на приподнятый камень (отсюда de lapide emtus, Cic. in Pis. 15; Plaut. Bacch. IV. 7. 17), либо на приподнятую платформу (catasta, Tibull. II. 3. 60; Persius, VI. 77, Casaubon, ad loc.), так что каждый мог их увидеть и потрогать, даже если не собирался покупать. Обычно покупатели заботились о том, чтобы раздеть их (Senec. Ep. 80; Suet. Aug. 69), ибо работорговцы прибегали к такому же множеству уловок для сокрытия личных дефектов, как современные мошенники, торгующие лошадьми[5]; иногда покупатели обращались за советом к врачам (Claudian, in Eutrop. I. 35, 36). Особенно красивых и редких рабов не выставляли на обычных рынках для всеобщего обозрения, а показывали покупателям наедине (arcana tabulata catastae, Mart. IX. 60). Недавно ввезенным рабам ноги белили мелом (Plin. H. N. XXXV. 17 s. 58; Ovid. Am. I. 8. 64), а привезенным с Востока прокалывали уши (Juv. I. 104); известно, что это было знаком рабства у многих восточных народов. Рынок рабов, как и все другие рынки, находился в юрисдикции эдилов, которые в своих эдиктах установили много правил, регулирующих продажу рабов. Характер раба был описан в свитке (titulus), висевшем у него на шее и являвшемся гарантией для покупателя (Gell. IV. 2; Propert. IV. 5. 51): продавец обязан был честно заявить обо всех его недостатках (Dig. 21. tit. 1. s. 1; Hor. Sat. II. 3. 284), а в случае предоставления ложной информации — взять его назад в течение шести месяцев с момента продажи (Dig. 21. tit. 1. s. 19 § 6) либо возместить покупателю убытки, связанные с приобретением худшего раба, чем было гарантировано (Dig. 19. tit. 1. s. 13. § 4; Cic. de Off. III. 16, 17, 23). Однако продавец мог использовать общие слова похвалы, не будучи обязанным доказывать их (Dig. 18. tit. 1. s. 43; 21. tit. 1. s. 19). Главное, что продавец должен был гарантировать, — это здоровье раба, особенно отсутствие эпилепсии, а также несклонность к воровству, побегу или самоубийству (Cic. de Off. III. 17). Национальность раба считалась важной, и продавец обязан был ее указать (Dig. 21. tit. 1. s. 31. § 21). Рабам, продававшимся без гарантии, при продаже надевали на голову шапку (pileus; Gell. VII. 4). Только что ввезенных рабов, как правило, предпочитали для обычной работы; долго прослужившие рабы считались искусными (veteratores, Ter. Heaut. V. 1. 16), а дерзость и бесстыдство рабов, рожденных в доме хозяина (vernae, см. выше, p. 1038), вошли в поговорку (Vernae procaces, Hor. Sat. II. 6. 66; Mart. I. 42, X. 3).
Цены на рабов, конечно, зависели от их квалификации, но в империи рост роскоши и падение нравов привели к тому, что покупатели стали платить огромные суммы за красивых рабов или рабов, удовлетворяющих их капризы и причуды. За евнухов всегда выручали очень большие суммы (Plin. H. N. VII. 39. s. 40), а Марциал (III. 62, XI. 70) говорит о прекрасных мальчиках, продававшихся за
Рабы подразделялись на много различных классов: прежде всего на государственных и частных. Первые принадлежали государству и общинам, и их положение было предпочтительнее положения обычных рабов. Их реже продавали и меньше контролировали, чем обычных рабов; они также имели привилегию составления завещания (testamenti factio) в размере половины своего имущества (см. выше, p. 1039, a), что свидетельствует о том, что их рассматривали в ином свете, чем прочих рабов. Поэтому после взятия Нового Карфагена Сципион пообещал двум тысячам ремесленников, взятых в плен и подлежащих продаже в качестве обычных рабов, что они станут рабами римского народа с надеждой на скорое освобождение, если помогут ему в войне (Liv. XXVI. 47). Государственных рабов использовали для заботы о государственных зданиях (cf. Tacit. Hist. I. 43) и обслуживания магистратов и жрецов. Так, эдилы и квесторы имели под своим началом множество государственных рабов (Gell. XIII. 13), как и ночные триумвиры, использовавшие их для тушения ночных пожаров (Dig. 1. tit. 15. s. 1). Также их использовали как ликторов, тюремщиков, палачей, смотрителей водопроводов и т. д. (cf. Gessner, De Servis Romanorum publicis, Berlin, 1844).
Совокупность рабов, принадлежащих одному лицу, называлась фамилия (familia), но двоих было недостаточно для создания фамилии (Dig. 50. tit. 16. s. 40). Частные рабы делились на городских (familia urbana) и сельских (familia rustica); но городскими назывались рабы, служившие как в городском доме, так и на вилле или в сельской резиденции, так что слова urban и rustic характеризовали скорее род занятий, чем место службы (Urbana familia et rustica non loco, sed genere distinguitur, Dig. 50. tit. 16. s. 166). Таким образом, городская фамилия могла сопровождать господина на виллу и при этом не называться сельской из-за своего пребывания в сельской местности. Когда в доме было много рабов, их часто делили на декурии (Petron. 47); но независимо от этого деления они были организованы в определенные классы, занимавшие более высокий или более низкий статус в зависимости от рода занятий. Этими классами были Ordinarii, Vulgares, Mediastini, и Quales-Quales (Dig. 47. tit. 10. s. 15), но неясно, включались ли Literati или образованные рабы в один из этих классов. О рабах, называвшихся викарии (Vicarii), говорится выше (p. 1037, b).
Ordinarii, по-видимому, были рабами, руководившими определенными участками домашнего хозяйства. Их всегда выбирали из тех, кто пользовался доверием хозяина; обычно они имели определенных рабов у себя в подчинении. К этому классу принадлежат actores, procuratores и dispensatores, которые встречаются в сельских фамилиях так же, как в городских, но в первых почти аналогичны виликам. Это управляющие или распорядители (Colum. I. 7, 8; Plin. Ep. III. 19; Cic. ad Att. XI. 1; Suet. Galb. 12, Vesp. 22). К этому же классу принадлежат рабы, отвечающие за различные запасы и соответствующие нашим экономам и дворецким; они назывались cellarii, promi, condi, procuratores peni и т. д. [CELLA].
Vulgares включали огромную совокупность домашних рабов, выполнявших в доме определенные обязанности и удовлетворявших домашние нужды хозяина. Поскольку почти для каждой области домашнего хозяйства существовал отдельный раб или рабы, например, пекари (pistores), повара (coqui), кондитеры (dulciarii), засольщики (salmentarii) и т. д., нет необходимости перечислять их по отдельности. В этот класс входили также привратники (Ostiarii), спальники [CUBICULARII], носильщики (lecticarii) [LECTICA] и личная прислуга любого рода.
Mediastini [MEDIASTINI].
Quales-Quales упоминаются только в Дигестах (l. c.) и по-видимому, являлись низшим классом рабов, но неясно, чем они отличались от Mediastini: Беккер (Gallus, vol. I. p. 125) полагает, что это был род рабов, qualiquali conditione viventes (живущие в любых условиях), но это не дает никакого представления об их обязанностях или возможностях.
Literati, образованные рабы, использовались хозяевами в разных целях: как чтецы [ANAGNOSTAE], переписчики или секретари [LIBRARII; AMANUENSIS] и т. д. Полные перечни всех обязанностей, выполняемых рабами, приведены в работах Пигнориуса, Попмы и Блейра, указанных в конце статьи.
Конечно, обращение с рабами сильно зависело от наклонностей их хозяев, но в целом, по-видимому, с ними обращались более сурово и жестоко, чем афиняне. Первоначально хозяин мог использовать раба как пожелает: по-видимому, в республике закон вообще не защищал личность или жизнь раба, но в империи жестокость хозяев была до некоторой степени ограничена, как сказано выше (с. 1036, b). Но в целом законодательные установления, вероятно, мало влияли на обращение с рабами. В раннюю эпоху, когда рабов было мало, с ними обращались более снисходительно, почти как с членами семьи: они присоединялись к хозяевам в молитвах и благодарении богов (Hor. Ep. II. 1. 142) и вместе с хозяевами принимали участие в трапезах (Plut. Coriol. 24), хотя и не за тем же столом, а на скамьях, помещенных в ногах ложа. Но с ростом числа рабов и пристрастия хозяев к роскоши древняя простота нравов изменилась: рабам стали выдавать определенное количество пищи (dimensum или demensum), распределявшееся либо ежемесячно (menstruum, Plaut. Stich. I. 2. 3), либо ежедневно (diarium, Hor. Ep. I. 14. 41; Mart. XI. 108). Их основной пищей было зерно, называвшееся far; они получали четыре или пять модиев зерна в месяц (Donat. in Ter. Phorm. I. 1. 9; Sen. Ep. 80) или один римский фунт (libra) в день (Hor. Sat. I. 5. 69). Кроме этого они получали паек соли и масла; Катон (R. R. 58) выдавал своим рабам секстарий масла в месяц и модий соли в с.1042 год. Они получали также немного вина с дополнительными раздачами в Сатурналии и Компиталии (Cato, R. R. 57) и иногда фрукты, но редко овощи. Вряд ли им когда-либо давали мясо.
В республике рабам не дозволялось служить в армии, хотя после битвы при Каннах, когда страна находилась в столь грозной опасности, государство закупило для армии
Проступки рабов карались жестоко и часто — крайне варварски. Одним из наиболее мягких наказаний был перевод из городской в сельскую фамилию, где рабы должны были трудиться в цепях или оковах (Plaut. Most. I. 1. 18; Ter. Phorm. II. 1. 20). Их часто били палками или пороли кнутом (что описано в статье FLAGRUM), но это были столь каждодневные наказания, что многие рабы почти перестали о них беспокоиться, так, Хрисал говорит (Plaut. Bacchid. II. 3. 131):
«Si illi sunt virgae ruri, at mihi tergum est domi».
(В деревню розги, дома у меня спина.) |
(Перевод с лат. А. Артюшкова) |
Беглым рабам (fugitivi) и ворам (fures) ставили на лбу клеймо (stigma), поэтому их называют notati или inscripti (Mart. VIII. 75. 9). Рабов наказывали также, подвешивая их за руки с грузом, привязанным к ногам (Plaut. Asin. II. 2. 37, 38), или отправляя работать в эргастул или на мельницу [ERGASTULUM; MOLA]. Очень частым наказанием было ношение фурки [FURCA]. Туалет римских дам был страшным испытанием для рабынь: хозяйки часто варварски наказывали их за малейшую ошибку с прической или деталью одежды (Ovid. Am. I. 14. 15, Ar. Am. III. 235; Mart. II. 66; Juv. VI. 498, &c.).
Хозяева могли заставлять своих рабов трудиться столько часов в день, сколько пожелают, но обычно им предоставляли выходные в дни государственных праздников. В частности, в праздник Сатурна всем рабам давались особые поблажки; о них рассказано в статье SATURNALIA.
Специальной одежды для рабов не существовало. Однажды в сенате предложили установить специальный костюм для рабов, но предложение было отклонено, так как сочли опасным демонстрировать рабам их численность (Sen. de Clem. I. 24). Рабам-мужчинам не разрешалось носить тогу или буллу, рабыням — столу, но в остальном они одевались примерно так же, как бедняки: в темную одежду (pullati) и сандалии (crepidae) (Vestis servilis, Cic. in Pis. 38).
Однако рабы не были лишены права на погребение, ибо римляне считали рабство общественным учреждением, поэтому смерть, по их мнению, уничтожала различие между рабами и свободными. Иногда рабов даже хоронили вместе с хозяевами, и встречаются надписи, посвященные богам Манам рабов (Dis Manibus). Видимо, погребение раба считалось обязанностью хозяина, так как известно, что человек, похоронивший чужого раба, имел право по суду взыскать с его хозяина издержки на похороны (Dig. 11. tit. 7. s. 31). В 1726 г. возле Аппиевой дороги были обнаружены склепы рабов, принадлежавших Августу и Ливии; там найдено множество надписей, которые проиллюстрированы Бьянкини и Гори и дают нам много информации о различных классах рабов и их разнообразных занятиях. В окрестностях Рима найдены также другие гробницы этого же времени.
(Pignorius, de Servis et eorum apud Veteres Ministeriis; Popma, de Operis Servorum; Blair, An Enquiry into the State of Slavery amongst the Romans, Edinburgh, 1833; Becker, Gallus, vol. I. p. 103, &c.).