Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЭА́НТ, АЯКС

Αἴας, Aiax,

1) Эант локри­ец, сын Оилея, царя лок­рид­ско­го (Ὀϊλῆος, Ὀϊλιάδης, Ὀϊλεί­δης), по про­зва­нию Малый, на 40 кораб­лях при­вел локрий­цев под Трою, где ока­зал­ся одним из самых храб­рых, хотя и был мал ростом; никто так искус­но не мог бро­сить копья и, исклю­чая Ахил­ла, никто так быст­ро не бегал, как Эант (Il. 2, 527. 14, 520). Осо­бен­но отли­чил­ся он вме­сте с Эан­том Тела­мо­но­вым, с кото­рым и вооб­ще часто сопо­став­ля­ет­ся, в бит­ве за тело Патрок­ла (Il. 17). На пути домой он, вслед­ст­вие гне­ва Афи­ны, потер­пел кру­ше­ние у Гирей­ских скал, у южной око­неч­но­сти Евбеи. Посей­дон спа­са­ет его и выно­сит на ска­лу; но само­на­де­ян­ный герой осме­лил­ся про­из­не­сти дерз­кую похваль­бу, что он спас­ся про­тив воли богов. Тогда раз­гне­ван­ный Посей­дон раз­дроб­ля­ет сво­им тре­зуб­цем ска­лу, и бого­хуль­ник поги­ба­ет в вол­нах. Od. 4, 499. Гнев Афи­ны позд­ней­шие поэты объ­яс­ня­ют тем, что при взя­тии Трои Эант ворвал­ся в храм Афи­ны и насиль­но отта­щил от идо­ла боги­ни Кас­сан­дру, кото­рая там, обхва­тив идо­ла рука­ми, иска­ла спа­се­нья. Но затем Ага­мем­нон отнял у Эан­та Кас­сан­дру. Опунт­ские локрий­цы почи­та­ли Эан­та как героя и все­гда остав­ля­ли для него, как помощ­ни­ка в бит­ве, место в бое­вом ряду;

2) Эант сала­ми­нец, сын Тела­мо­на (Τε­λαμώ­νιος, Τε­λαμω­νιάδης), царя сала­мин­ско­го, свод­ный брат Тев­к­ра, по про­зва­нию Вели­кий. Он при­был под Трою с 12 кораб­ля­ми (Il. 2, 557) и после Ахил­ла был здесь самым силь­ным и храб­рым бой­цом, достой­ным про­тив­ни­ком Гек­то­ра. Il. 3, 225. 7, 206. 14, 204. 15, 415. Когда Ахилл, раз­гне­вав­шись на гре­ков, пере­стал при­ни­мать уча­стие в бит­вах, Эант по пре­иму­ще­ству был для гре­ков опло­том (πύρ­γος Ἀχαιῶν) и одна­жды, когда они бежа­ли, один при­крыл их отступ­ле­ние (Il. 11, 545). При защи­те тела Патрок­ла Эант — глав­ный герой (Il. 17). Когда Фети­да пове­ле­ла совер­шить игры в честь пав­ше­го сына сво­его Ахил­ла, она опре­де­ли­ла отдать ору­жие сво­его сына само­му храб­ро­му в вой­ске, тому, кото­рый боль­ше все­го содей­ст­во­вал спа­се­нию из рук вра­гов тела и ору­жия Ахил­ла. Эант и Одис­сей яви­лись сорев­но­ва­те­ля­ми на эту награ­ду. Ее отда­ли Одис­сею; это было при­чи­ной смер­ти Эан­та, и даже в Аиде он все еще гне­ва­ет­ся на Одис­сея (Od. 11, 541). По позд­ней­ше­му ска­за­нию, Ага­мем­нон по сове­ту Афи­ны при­судил отдать ору­жие Одис­сею; Эант, оскорб­лен­ный этим пред­по­чте­ни­ем, поме­шал­ся, ночью напал на ста­да гре­ков и избил живот­ных, вооб­ра­жая в сво­ем безу­мии, что это его нена­вист­ные про­тив­ни­ки. При­дя нако­нец в созна­ние, он прон­зил себя мечом. Pind. Nem. 7. Soph. A. Ov. Met. 13. 1 слл. У Рой­тей­ско­го мыса нахо­ди­лась гроб­ни­ца Эан­та (Αἰάν­τειον). На Сала­мине ему, как нацио­наль­но­му герою, были постав­ле­ны храм и ста­туя, и суще­ст­во­вал празд­ник Αἰάν­τια; и афи­няне чест­во­ва­ли героя и назва­ли по его име­ни филу Эан­ти­ду. Тек­мес­са, дочь фри­гий­ско­го царя Тев­фран­та, кото­рую Эант захва­тил как добы­чу во вре­мя одно­го из сво­их набе­гов, была его люби­мой рабы­ней (Hor. od. 2, 4, 5) и роди­ла ему Еври­са­ка.

См. также:
АЯКС (Словарь античности)
АЯКС, АЯНТ (Мифы народов мира)
АЯКСЫ (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 21—22.
См. по теме: ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНИО, ЕНИО • ЭМПУСА, ЕМПУЗА • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл и Аякс, играющие в настольную игру.
(Слева — Ахилл, справа — Аякс.)
Чернофигурная амфора (тип A). Аттика.
Мастер Экзекий (гончар и художник).
Глина. Ок. 530—520 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Падение Трои: Менелай захватывает Елену; Аякс оттаскивает Кассандру от Палладия на глазах у Приама.
Четвертый стиль. 50—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Менандра (I, 10, 4, крыло).
3. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Бельведерский торс.
Мрамор.
Греческая копия I в. до н. э. греческого оригинала 1-й пол. II в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал муз, 26.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Медея и Аякс.
Иоганн Георг Хильтеншпергер (1806—1890).
Настенная панель, 1845—1848 гг.
№ LXIX.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, Галерея истории древней живописи, 69.
5. КЕРАМИКА. Греция.
Битва Аякса, Энея, Диомеда и Гиппаса за мертвое тело Патрокла.
Краснофигурная чаша. Аттика.
Художник Олтос, гончар Эвкситей.
Глина. Ок. 510 г. до н. э.
Берлин, Государственные музеи.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Троянская плита (Tabula Iliaca).
Кальцит.
I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Торс, прозванный Бельведерским.
Мрамор.
Работа Аполлония Афинского, сына Нестора.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал муз, 26.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Одиссей в Царстве мертвых.
Иоганн Георг Хильтеншпергер (1806—1890).
Настенная панель, 1845—1848 гг.
№ LVII.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, Галерея истории древней живописи, 57.
9. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Самоубийство Аякса.
Метопа из храма Геры в устье р. Селе.
Песчаник. Середина VI в. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Троянская плита (Tabula Iliaca).
Кальцит.
I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА