Мифы народов мира

АЯ́КС, АЯ́НТ (Αἴας, род. падеж — Αἴαν­τος), в гре­че­ской мифо­ло­гии имя двух участ­ни­ков Тро­ян­ской вой­ны; оба вое­ва­ли под Тро­ей как соис­ка­те­ли руки Еле­ны. В «Илиа­де» они часто высту­па­ют рука об руку: в бит­ве за сте­ну, окру­жаю­щую ахей­ский лагерь (XII 265—370), в обо­роне кораб­лей (XIII 46—82, 126 след.), в сра­же­нии за тело Патрок­ла (XVII 531 след., 668 след., 718—753) и срав­ни­ва­ют­ся с дву­мя могу­чи­ми льва­ми или быка­ми (XIII 197—205; 701—708).

Аякс Оилид, сын Оилея и Эрио­пиды (Эрио­пы), царь Лок­риды, пред­во­ди­тель опол­че­ния (40 чело­век) из Лок­риды (Сред­няя Гре­ция). Искус­ный копье­ме­та­тель и пре­крас­ный бегун, усту­паю­щий в ско­ро­сти толь­ко Ахил­лу. Его вои­ны сла­вят­ся как луч­ни­ки и пращ­ни­ки. Этот, т. н. «мень­ший Аякс» или «малый Аякс», — не столь могу­чий и не столь высо­кий ростом по срав­не­нию с Аяк­сом Тела­мо­нидом (Hom. Il. II 527—535). Он изве­стен сво­им буй­ным и дерз­ким нра­вом. Так, во вре­мя взя­тия Трои он совер­шил наси­лие над Кас­сан­дрой, искав­шей защи­ты у алта­ря Афи­ны (Apol­lod. epit. V 22; Verg. Aen. II 403—406). По сове­ту Одис­сея ахей­цы соби­ра­лись за это свя­тотат­ство побить Аяк­са кам­ня­ми (Paus. X 31, 2), но тот нашёл убе­жи­ще у алта­ря той же Афи­ны. Одна­ко при воз­вра­ще­нии флота из-под Трои раз­гне­ван­ная боги­ня раз­би­ла бурей у Киклад­ских ост­ро­вов ахей­ские кораб­ли (в т. ч. корабль Аяк­са, мет­нув в него перун). Аякс спас­ся и, уце­пив­шись за ска­лу, похва­лял­ся, что он жив вопре­ки воле богов. Тогда Посей­дон рас­ко­лол тре­зуб­цем ска­лу, Аякс упал в море и погиб. Тело его было погре­бе­но Фети­дой на ост­ро­ве Мико­нос, вбли­зи Дело­са (Apol­lod. epit. VI, 6; Hyg. Fab. 116). Свя­тотат­ство Аяк­са по реше­нию ора­ку­ла жите­ли Лок­риды иску­па­ли в тече­ние тыся­чи лет, посы­лая в Трою еже­год­но двух дев, кото­рые при­слу­жи­ва­ли в хра­ме Афи­ны, нико­гда не покидая его. Соглас­но Апол­ло­до­ру (epit. VI 20) и Поли­бию (XII 5), этот обы­чай пре­кра­тил­ся после Фокид­ской вой­ны (4 в. до н. э.).

Аякс Тела­мо­нид, ведёт свой род от Зев­са и ним­фы Эги­ны. Он — внук Эака, сын Тела­мо­на и Пери­беи, двою­род­ный брат Ахил­ла. Имя его свя­за­но с мифом, в кото­ром фигу­ри­ру­ет Геракл как друг сала­мин­ско­го царя Тела­мо­на. Во вре­мя посе­ще­ния ост­ро­ва Сала­мин Геракл обра­ща­ет­ся с моль­бой к Зев­су даро­вать Тела­мо­ну доб­лест­но­го сына; когда Зевс в знак согла­сия с прось­бой Герак­ла посы­ла­ет в виде зна­ме­ни орла, Геракл сове­ту­ет Тела­мо­ну назвать буду­ще­го сына име­нем Αἴας (от греч. αἴετός — орёл; Apol­lod. III 12, 7). Аякс — царь Сала­ми­на, при­вед­ший под Трою 12 кораб­лей (Hom. Il. II 557—558). Под Тро­ей Аякс про­сла­вил­ся как герой, усту­паю­щий в доб­ле­сти толь­ко Ахил­лу. Он огро­мен ростом (т. н. «боль­шой Аякс»), гро­зен, могуч, воору­жён гро­мад­ным семи­кож­ным щитом, покры­тым медью (VII 206—223). Аякс высту­па­ет в бою как сам бог Арес (VII 208), шага­ет креп­ко, потря­сая мощ­ным копьём. Он мечет в Гек­то­ра огром­ней­ший камень и про­би­ва­ет им щит вра­га (VII 268—270). При появ­ле­нии Аяк­са, несу­ще­го свой щит как баш­ню, тро­ян­цы раз­бе­га­ют­ся в испу­ге (XI 485—487), а он про­дол­жа­ет разить вра­гов, бушуя на рав­нине (XI 496 след.). Когда убит Патрокл и про­ис­хо­дит борь­ба за его тело, Аякс сво­им щитом при­кры­ва­ет повер­жен­но­го (XVII 132—139), а затем помо­га­ет ахей­цам уне­сти с поля боя тело Патрок­ла, отра­жая вме­сте с Аяк­сом Оилидом тро­ян­цев (XVII 718—753). В бит­ве у кораб­лей Аякс про­ти­во­сто­ит Гек­то­ру (XV 500—514). Защи­щая корабль от огня, он уби­ва­ет в руко­паш­ной схват­ке 12 мужей (XV 730—745). После гибе­ли Ахил­ла Аякс самоот­вер­жен­но защи­ща­ет от тро­ян­цев его тело (Apol­lod. epit. V 4) и поэто­му счи­та­ет себя впра­ве уна­сле­до­вать доспе­хи уби­то­го героя. Одна­ко доспе­хи при­суж­да­ют­ся (при­чём судья­ми высту­па­ют тро­ян­цы или союз­ни­ки ахей­цев) Одис­сею, и оскорб­лён­ный Аякс реша­ет пере­бить ночью ахей­ских вождей. Но Афи­на, спа­сая ахей­цев, насы­ла­ет на него безу­мие и жерт­вой меча Аяк­са ста­но­вят­ся ста­да скота. Когда рас­судок воз­вра­ща­ет­ся к Аяк­су, он не может пере­жить навле­чён­но­го им на себя позо­ра и, обма­нув бди­тель­ность сво­ей жены Тек­мес­сы и сорат­ни­ков, в отча­я­нии кон­ча­ет жизнь само­убий­ст­вом. Тело Аяк­са по реше­нию Ага­мем­но­на не было пре­да­но огню, и его моги­лой стал Ретей­ский мыс (Apol­lod. epit. V 6). Аякс не может забыть нане­сён­но­го ему Одис­се­ем оскорб­ле­ния даже в аиде, где на при­вет­ли­вые речи Одис­сея он отве­ча­ет мрач­ным мол­ча­ни­ем, сохра­няя и в цар­стве мёрт­вых непре­клон­ный и упор­ный дух (Hom. Od. XI 541—565). Судь­бе Аяк­са, его безу­мию и смер­ти посвя­ще­ны тра­гедия Софок­ла «Аякс» и не дошед­шая до нас три­ло­гия Эсхи­ла «Спор об ору­жии».

Аякс Тела­мо­нид почи­тал­ся как герой. На аго­ре в горо­де Сала­мине нахо­дил­ся храм Аяк­са (Paus. I 35, 3). Перед бит­вой у Сала­ми­на, как сооб­ща­ет Геро­дот, гре­ки при­нес­ли молит­вы богам и при­зва­ли на помощь Аяк­са и его отца Тела­мо­на (VIII 64). Празд­ник аян­тии в честь Аяк­са справ­лял­ся с боль­шой тор­же­ст­вен­но­стью в Атти­ке и на Сала­мине. Бли­зость Аяк­са к Афи­нам под­чёрк­ну­та в «Илиа­де», где гово­рит­ся, что рядом с кораб­ля­ми афи­нян Аякс поста­вил свои кораб­ли (Hom. Il. II 558).

Аякс Оилид и Аякс Тела­мо­нид отно­сят­ся к очень древним мифо­ло­ги­че­ским обра­зам. Это необуздан­ные и гор­дые герои, иду­щие не толь­ко про­тив воли людей, но и про­тив воли богов. Веро­ят­но, что искон­но оба Аяк­са состав­ля­ли один целост­ный мифо­ло­ги­че­ский образ, кото­рый в даль­ней­шем пре­тер­пел опре­де­лён­ную моди­фи­ка­цию, пред­став в виде двух очень близ­ких по сво­е­му духу и отли­чаю­щих­ся ско­рее внеш­ни­ми чер­та­ми геро­ев (Аякс боль­шой и Аякс малый, ср. Дио­с­ку­ры, Близ­неч­ные мифы). Может быть, Лок­рида и есть древ­ней­шая роди­на геро­и­че­ско­го архе­ти­па, а Сала­мин — вто­ри­чен и появил­ся в мифе через Тела­мо­на. Имя Тела­мон име­ет харак­тер нари­ца­тель­ный (греч. τε­λαμών, ремень или пере­вязь для щита и меча), и Аякс Тела­мо­нид высту­па­ет как обла­да­тель зна­ме­ни­то­го щита, удер­жи­вае­мо­го креп­ки­ми рем­ня­ми. Частое сов­мест­ное выступ­ле­ние обо­их Аяк­сов в «Илиа­де» так­же поз­во­ля­ет сде­лать пред­по­ло­же­ние о пер­во­на­чаль­но еди­ном обра­зе Аяк­са.


Лит.: Mühll P., Der gros­se Aias, Ba­sel, 1930.

А. А. Тахо-Годи

В антич­ном искус­стве Аякс Оилид изо­бра­жа­ет­ся глав­ным обра­зом на моне­тах из Лок­риды, где он пред­ста­ёт в обли­ке тяже­ло­во­ору­жён­но­го вои­на, в вазо­пи­си (сце­на наси­лия над Кас­сан­дрой), на фрес­ках. Миф об Аяк­се и Кас­сан­дре послу­жил сюже­том кар­тин П. П. Рубен­са и др.

Аякс Тела­мо­нид — один из наи­бо­лее попу­ляр­ных пер­со­на­жей. В вазо­пи­си вопло­ще­ны раз­лич­ные сюже­ты мифа: «спор из-за доспе­хов Ахил­ла», «само­убий­ство Аяк­са», «поедин­ки Аяк­са с Гек­то­ром и дру­ги­ми тро­ян­ца­ми», «уча­стие Аяк­са в бит­ве за тело Ахил­ла» и др. В евро­пей­ском изо­бра­зи­тель­ном искус­стве — «Цар­ство Фло­ры» Н. Пус­се­на, ста­туя «Аякс» А. Кано­вы и др.

См. также:
АЯКС (Словарь античности)
АЯКСЫ (Словарь античности)
ЭАНТ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 146—147.
См. по теме: ДОЛОН • ДОР • ДРИАДЫ • ДРИОП •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл и Аякс, играющие в настольную игру.
(Слева — Ахилл, справа — Аякс.)
Чернофигурная амфора (тип A). Аттика.
Мастер Экзекий (гончар и художник).
Глина. Ок. 530—520 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Падение Трои: Менелай захватывает Елену; Аякс оттаскивает Кассандру от Палладия на глазах у Приама.
Четвертый стиль. 50—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Менандра (I, 10, 4, крыло).
3. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Бельведерский торс.
Мрамор.
Греческая копия I в. до н. э. греческого оригинала 1-й пол. II в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал муз, 26.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Медея и Аякс.
Иоганн Георг Хильтеншпергер (1806—1890).
Настенная панель, 1845—1848 гг.
№ LXIX.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, Галерея истории древней живописи, 69.
5. КЕРАМИКА. Греция.
Битва Аякса, Энея, Диомеда и Гиппаса за мертвое тело Патрокла.
Краснофигурная чаша. Аттика.
Художник Олтос, гончар Эвкситей.
Глина. Ок. 510 г. до н. э.
Берлин, Государственные музеи.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Троянская плита (Tabula Iliaca).
Кальцит.
I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Торс, прозванный Бельведерским.
Мрамор.
Работа Аполлония Афинского, сына Нестора.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал муз, 26.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Одиссей в Царстве мертвых.
Иоганн Георг Хильтеншпергер (1806—1890).
Настенная панель, 1845—1848 гг.
№ LVII.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, Галерея истории древней живописи, 57.
9. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Самоубийство Аякса.
Метопа из храма Геры в устье р. Селе.
Песчаник. Середина VI в. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Троянская плита (Tabula Iliaca).
Кальцит.
I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА