LEGÁTUS (ЛЕГА́Т). Легатов можно разделить на три типа: 1. Легаты или послы, направленные в Рим иноземными народами. 2. Легаты или послы, направленные Римом к иноземным народам. 3. Легаты, сопровождавшие римских полководцев на войну или проконсулов и преторов в провинции.
I. Откуда бы ни прибыли в Рим иноземные послы, они должны были явиться в храм Сатурна и записать свои имена у квесторов, что Плутарх (Quaest. Rom. p. 275, b) объясняет как пережиток древней традиции; ибо прежде, говорит он, квесторы одаривали всех послов подарками, которые назывались lautia, а если какой-либо посол заболевал в Риме, то о нем заботились квесторы, которые в случае его смерти должны были также оплатить расходы на его похороны из государственной казны. Когда впоследствии число иноземных послов увеличилось соответственно расширению государства, прежний гостеприимный обычай свелся к простой формальности, к регистрации имени у государственных казначеев. Прежде, чем войти в город, иноземные послы, видимо, обязаны были предупредить о том, от какого народа и с какой целью они прибыли, ибо упомянуто несколько случаев, когда послам было запрещено войти в город, особенно в случае войны между Римом и государством, из которого они явились. (Liv. XXX. 21, XLII. 36, XLV. 22). В таких случаях либо послов вообще не заслушивали и они должны были покинуть Италию (Liv. XLII. 36), либо сенат давал им аудиенцию (senatus legatis datur) вне города, в храме Беллоны (Liv. l. c.; XXX. 21). Очевидно, это был знак недоверия, но с послами тем не менее обращались как с государственными гостями, и для их приема иногда использовали некую общественную виллу вне города. Но в других случаях, — особенно если послы были выдающимися лицами, как сын Масиниссы (Liv. XLV. 13) или если они с.678 прибывали от союзника римского народа, — как только в Рим поступало сообщение о высадке иноземных послов на берег Италии, сенат отправлял одного из младших магистратов или консульского легата, чтобы встретить их и проводить в город за государственный счет. Когда претор или консул вводил послов в сенат, они сначала объясняли то, о чем должны были сказать, а затем претор предлагал сенаторам задавать вопросы послам (Liv. XXX. 22). Это часто происходило таким способом (особенно если послы прибыли из государства, с которым Рим находился в состоянии войны), который больше напоминал перекрестный допрос свидетеля в суде, чем расспросы ради более ясного понимания внесенного предложения (Liv. l. c. с примечанием Гронова). Все дело велось через переводчиков и на латинском языке [INTERPRES]. Валерий Максим (II. 2 § 3) утверждает, что греческий ритор Молон, учитель Цицерона, был первым иноземцем, обратившимся к римскому сенату на своем родном языке. После такого допроса послам предлагали покинуть здание сената, который теперь начинал обсуждать представленное им дело. Претор сообщал послам о результате (Liv. VIII. 1). В некоторых случаях послы не только получали богатые подарки при отъезде, но по приказанию сената и за государственный счет их сопровождал магистрат до границ Италии и даже дальше (Liv. XLV. 14). Законом Габиния было установлено, что с первого февраля по первое марта сенат должен каждый день принимать иноземных послов (Cic. ad Quint. Frat. II. 11, 12, ad Fam. I. 4). В Риме, как изображает Варрон (De Ling. Lat. V. 155, Müller), существовало место справа от здания сената, называвшееся Грекостас (Graecostasis), где иноземные послы ожидали.
На всем протяжении своего существования римляне считали любых послов, откуда бы они ни прибыли, священными и неприкосновенными (Cic. c. Verr. I. 33; Dionys. Hal. Ant. Rom. XI. 25; Tac. Ann. I. 42; Liv. XXI. 10; Dig. 50. tit. 7. s. 17).
II. Послов (legati) к иноземным народам от имени римского государства всегда отправлял сенат (Cic. c. Vatin. 15); и назначение на эту должность считалось великой честью, которая предоставлялась только лицам высокого звания или положения; ибо римский посол, согласно Диону Кассию, имел полномочия (ἐξουσία καὶ δύναμις) магистрата и священные свойства жреца. Если римлянин, выполняющий посольскую миссию, умирал или был убит, в память о нем республика воздвигала государственную гробницу и статую на Рострах (Liv. IV. 17; Cic. Philip. IX. 2). Дорожные расходы посла, конечно, оплачивались государством; а когда он путешествовал через провинцию, ее жители должны были обеспечивать его всем, что он пожелает.
III. К третьему классу легатов, которых нельзя назвать послами, относились лица, сопровождавшие римских военачальников в походах, а позднее — также наместников провинций. Легаты, служащие в римских армиях под командованием консулов, упоминаются наряду с трибунами в очень ранний период (Liv. II. 59, IV. 17). Эти легаты назначались (legabantur) консулом или диктатором, под началом которых они служили (Sallust. Jug. 28; Cic. ad Att. XV. 11, ad Fam. VI. 6, pro Leg. Manil. 19), но одобрение сената (senatusconsultum) было необходимым условием, без которого никто не мог законно считаться легатом (Cic. c. Vatin. l. c., pro Sext. 14); а судя по словам Ливия (XLIII. 1; ср. XLIV. 18), представляется, что магистраты (консул, претор, диктатор) не назначали легатов, пока постановление сената не давало им право на это. Лица, назначаемые на эту должность, обычно обладали большими военными талантами и обязаны были подавать совет и помощь своим командирам во всех их начинаниях и действовать от их лица как в гражданских, так и в военных делах (Varro, de Ling. Lat. V. 87, Müller). Таким образом, легатами всегда были люди, которым консул оказывал большое доверие, часто — его друзья или родственники; но они не обладали властью, независимой от командования своего полководца (Caes. de Bell. Civ. II. 17, III. 51; Appian, de Bell. Civ. I. 38). Их число зависело от масштабов или важности войны или от размера провинции; три — это самое малое известное нам число, но Помпей, находясь в Азии, имел пятнадцать легатов. Когда консулы отсутствовали в армии или когда проконсул покидал провинцию, легаты или один из них занимал его место и тогда получал инсигнии и полномочия своего командира. В этом случае он назывался легат пропретор (Liv. XXIX. 9; Lydus, de Magistr. III. 3; Caes. de Bell. Gall. I. 21), поэтому иногда мы видим, что человек управлял провинцией как легат, без упоминания проконсула, чьим наместником он был (Sallust. Cat. 42). В поздней республике консул иногда вел войну или проконсул управлял провинцией через легатов, а сам оставался в Риме или занимался какими-либо более неотложными делами.
Когда в период империи провинции были разделены [PROVINCIA], то провинциями римского народа управляли лица, ранее занимавшие должности консула или претора, и первых всегда сопровождали три легата, а вторых — один (Dion Cass. LIII. 13; Dig. 1. tit. 16). Провинциями императора, который сам был проконсулом, управляли лица, назначенные самим императором, ранее занимавшие должности консула или претора или как минимум являвшиеся сенаторами. Эти наместники императора назывались легаты пропреторы Августа (legati Augusti pro praetore), преторские легаты (legati praetorii), консулярные легаты (legati consulares) или просто легаты, и они, подобно наместникам провинций римского народа, имели одного или трех легатов в качестве помощников (Strabo, III p. 352; ср. Dig. 1. tit. 18. s. 7; Tac. Ann. XII. 59, Agricol. c. 7; Spanheim, de Usu et praest. Numism. II p. 595).
В поздней республике сенаторы имели обыкновение получать от сената разрешение путешествовать по какой-либо провинции или находиться в ней за счет провинциалов просто с целью ведения своих личных дел. Не существовало ограничения срока, в течение которого сенаторам дозволялась эта привилегия, ложившаяся тяжелым бременем на провинциалов. Такое пребывание в провинции называлось «свободное легатство (legatio libera), ибо лица, позволявшие его себе, имели все привилегии государственных легатов, но не исполняли никаких обязанностей. Во времена Цицерона привилегией с.679 свободного легатства злоупотребляли в огромных масштабах. Поэтому в свое консульство Цицерон попытался положить ему конец, но из-за противодействия трибуна сумел только ограничить его продолжительность одним годом (Cic. de Leg. III. 8, de Leg. Agr. I. 3, pro Flacc. 34, Philip. I. 2). Впоследствии Юлий Цезарь продлил срок, в течение которого сенатор имел право на свободное легатство, до пяти лет (Cic. ad Att. XV. 11), и этот закон Цезаря (Lex Julia), видимо, оставался в силе очень долгое время (Suet. Tiber. 31; Dig. 50. tit. 7. s. 14).
|
||
1.
Аурей, золото Марк Юний Брут (Квинт Цепион Брут) Передвижной монетный двор Брута и Кассия, 42 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова богини Свободы (Libertas) в лавровом венке вправо; волосы зачесаны назад, собраны сзади в узел и спадают на шею и левое плечо; сзади M • SERVILIVS вверх; впереди LEG вверх. Кайма из точек. РЕВЕРС: Военный трофей, состоящий из панциря, шлема с гребнем, двух копий и щита в форме восьмерки; слева Q • CAEPIO вверх; справа BRVTVS IMP вверх. Кайма из точек. | ||
2.
Денарий, серебро Марк Юний Брут (Квинт Цепион Брут) Передвижной монетный двор Брута и Кассия, 42 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова богини Свободы (Libertas) в лавровом венке вправо; волосы зачесаны назад, собраны сзади в узел и спадают на шею и левое плечо; сзади M • SERVILIVS вверх; впереди LEG вверх. Кайма из точек. РЕВЕРС: Военный трофей, состоящий из панциря, шлема с гребнем, двух копий и щита в форме восьмерки; слева Q • CAEPIO вверх; справа BRVTVS IMP вверх. Кайма из точек. |