Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЭДИ́ЛЫ

Aedīles (от aedis храм). Пер­во­на­чаль­но, вме­сте с учреж­де­ни­ем народ­ных три­бу­нов в 494 г. до Р. Х. и в помощь им, учреж­де­на была долж­ность пле­бей­ских эди­лов (Aedi­les ple­beii); их было 2; спер­ва и они были sac­ro­sancti, т. е. их лич­ность была непри­кос­но­вен­на. Fest. p. 318 M. Liv. 3, 55. Назва­ние их про­ис­хо­дит, может быть, от того, что им пору­чен был над­зор за хра­ма­ми (aedis, Varr. l. l. 5, 81. Paul. Diac. p. 13. M. Dion. Hal. 6, 90), или от хра­ма Цере­ры, рели­ги­оз­но­го сре­дото­чия рим­ских пле­бе­ев, кото­рым эди­лы заве­до­ва­ли и в кото­ром хра­ни­ли пле­бей­ский архив (Zon. 7, 15), см. Ta­bu­la­rium. Они заве­до­ва­ли город­ской поли­ци­ей, устра­и­ва­ли пле­бей­ские игры и помо­га­ли три­бу­нам, по при­ка­за­нию послед­них аре­сто­вы­вая ослуш­ни­ков и рас­по­ря­жа­ясь испол­не­ни­ем нака­за­ний над осуж­ден­ны­ми, а так­же явля­лись обви­ни­те­ля­ми про­тив людей, чем-нибудь оскорб­ляв­ших плебс. Dion. Hal. 6, 90. 95. 7, 26. 35. Liv. 3, 31. Plut. Co­riol. 17. 18. Рас­ска­зы­ва­ют, буд­то под тем пред­ло­гом, что пле­бей­ские эди­лы тяго­ти­лись зна­чи­тель­ны­ми рас­хо­да­ми, кото­рых тре­бо­ва­ло от них устрой­ство неко­то­рых игр, пат­ри­ции вызы­ва­лись участ­во­вать в испол­не­нии долж­но­сти эди­лов; на это пле­беи с бла­го­дар­но­стью согла­си­лись, и с тех пор (366 г. до Р. Х.) изби­ра­лись еще два пат­ри­ци­ан­ских Aedi­les cu­ru­les. Они поль­зо­ва­лись бо́льшим поче­том и внеш­ни­ми отли­чи­я­ми: sel­la cu­ru­lis и prae­tex­ta. Liv. 6, 42. 7, 1. Им пору­че­но было устрой­ство игр lu­di Ro­ma­ni и Me­ga­len­ses (Liv. 34, 45. 54, см. Lu­di), рав­но как и при­смотр за пат­ри­ци­ан­ски­ми хра­ма­ми. Посте­пен­но пле­бей­ские эди­лы при­об­ре­ли неко­то­рые пра­ва, при­над­ле­жав­шие спер­ва толь­ко куруль­ным, при­том пле­бе­ям вско­ре был открыт доступ и к долж­но­стям куруль­ских эди­лов; одна­ко раз­ли­чие меж­ду дву­мя раз­ряда­ми эди­лов в неко­то­рых отно­ше­ни­ях все еще про­дол­жа­ло суще­ст­во­вать, и хотя в отно­ше­нии к поли­цей­ско­му над­зо­ру они дей­ст­во­ва­ли сооб­ща, но aed. cu­ru­les все-таки сто­я­ли выше (Diod. Sic. 20, 36. Dio Cass. 53, 33), а управ­ле­ние игра­ми все еще было разде­ле­но. Осо­бен­но важ­ное пре­иму­ще­ство куруль­ских эди­лов состо­я­ло в том, что они толь­ко име­ли пра­во состав­лять эдиль­ские поли­цей­ские эдик­ты (см. Edic­tum), и им же при­над­ле­жа­ла граж­дан­ская юрис­дик­ция в тяж­бах, воз­ни­кав­ших по делам базар­но­го тор­га. Plaut. Men. 4, 2, 23. Глав­ней­шие пред­ме­ты веде­ния обо­е­го рода эди­лов были (Cic. Verr. 2, 5. legg. 3, 3. Varr. l. l. 5, 81. tab. He­racl. pass.):

1) Над­зор за стро­и­тель­ным делом, содер­жа­ние в цело­сти так назы­вае­мых ope­ra pub­li­ca, т. е. хра­мов, кло­ак, водо­про­во­дов, дорог и т. п. Соору­же­ние таких ope­ra pub­li­ca лишь весь­ма ред­ко при­хо­ди­лось на долю эди­лов и если про­из­во­ди­лось ими, то из штраф­ных денег;

2) Улич­ная поли­ция, т. е. забота о чисто­те и без­опас­но­сти улиц; так, напр., эди­лы долж­ны были наблюдать, чтобы про­езд по ули­цам был сво­бо­ден, т. е. чтобы ули­ца не была загро­мож­де­на повоз­ка­ми, чтобы не бро­ди­ли по ней какие-нибудь опас­ные живот­ные, чтобы не было стро­е­ний, гро­зя­щих паде­ни­ем, чтобы домо­вла­дель­цы дер­жа­ли в поряд­ке мосто­вую и т. п.;

3) Сани­тар­ная поли­ция и поли­ция нра­вов, напр. над­зор за баня­ми и трак­ти­ра­ми, нало­же­ние нака­за­ний на азарт­ных игро­ков (Mart. 5, 84. 14, 1) и вооб­ще людей, веду­щих без­нрав­ст­вен­ный образ жиз­ни (Liv. 8, 22. 10, 31. 25, 2), наблюде­ние за испол­не­ни­ем зако­нов про­тив рос­ко­ши (le­ges sumptua­riae, Cic. Phil. 9, 7. Tac. ann. 3, 52 слл.), пре­сле­до­ва­ние ростов­щи­ков (Liv. 7, 28. 35, 41) и забота о сохра­не­нии в чисто­те оте­че­ст­вен­ной рели­гии от чуже­зем­ных суе­ве­рий (Liv. 4, 30. 25, 1. 39, 14. Dio Cass. 49, 43);

4) Рыноч­ная поли­ция в обшир­ном смыс­ле, т. е. забота о том, чтоб был доста­точ­ный под­воз при­па­сов, cu­ra an­no­nae (Liv. 26, 10. 30, 27. 31, 4), о доб­ро­ка­че­ст­вен­но­сти съест­ных при­па­сов (Plaut. Rud. 2, 3, 42), рав­но как и о пра­виль­но­сти мер и весов (Juv. 10, 101. Pers. 1, 130). Сюда отно­сит­ся и про­да­жа по деше­вым ценам хле­ба для бед­ных, см. Lar­gi­tio;

5) Охра­на в неко­то­рых отно­ше­ни­ях государ­ст­вен­ной соб­ст­вен­но­сти, нало­же­ние нака­за­ний на тех, кто вла­дел слиш­ком боль­шим коли­че­ст­вом зем­ли в ager pub­li­cus или дер­жал на обще­ст­вен­ных паст­би­щах боль­ше скота, чем доз­во­ля­лось. Liv. 10, 13. 23. 47. 23, 42. 35, 10. Ото­бран­ные эди­ла­ми денеж­ные штра­фы (см. Mul­ta) рас­хо­до­ва­лись ими само­сто­я­тель­но на раз­ные обще­по­лез­ные дела. Liv. 38, 35. 34, 53;

6) Выше­упо­мя­ну­тая cu­ra lu­do­rum. Игры по боль­шей части устра­и­ва­лись эди­ла­ми на свой соб­ст­вен­ный счет. Dion. Hal. 7, 71. Мно­гие често­лю­би­вые люди, будучи эди­ла­ми, тра­ти­ли гро­мад­ные сум­мы с целью при­об­ре­сти таким обра­зом попу­ляр­ность и достичь выс­ших долж­но­стей. Окта­виан весь­ма мно­го спо­соб­ст­во­вал паде­нию зна­че­ния и вли­я­ния эди­лов, пере­дав эдиль­скую юрис­дик­цию пре­то­рам и создав несколь­ко новых долж­но­стей, напр. мно­го­чис­лен­ных cu­ra­to­res ope­rum pub­li­co­rum, к кото­рым ото­шли преж­ние обя­зан­но­сти эди­лов. Впро­чем, раз­ли­чие меж­ду aed. cur. и pleb. еще про­дол­жа­ло суще­ст­во­вать (Tac. ann. 13, 28) до тех пор, пока зва­ние эди­ла не было совер­шен­но уни­что­же­но, что слу­чи­лось еще до Кон­стан­ти­на.

Aedi­les ce­rea­les назы­ва­ют­ся два эди­ла, учреж­ден­ные Цеза­рем в 44 г. до Р. Х.; на их обя­зан­но­сти исклю­чи­тель­но лежа­ли cu­ra an­no­nae и устрой­ство цере­аль­ских игр. Suet. Caes. 41. Dio Cass. 43, 51. Круг их веде­ния был весь­ма стес­нен впо­след­ст­вии учреж­де­ни­ем осо­бой prae­fec­tu­rae an­no­nae.

Aedi­les mu­ni­ci­pa­les. С древ­ней­ших вре­мен, как кажет­ся, в латин­ских горо­дах (позд­нее почти во всех муни­ци­пи­ях) суще­ст­во­ва­ли эди­лы, кото­рые, подоб­но рим­ским, устра­и­ва­ли игры, под­дер­жи­ва­ли обще­ст­вен­ные зда­ния, над­зи­ра­ли за хлеб­ной тор­гов­лей и заве­до­ва­ли поли­ци­ей. В неко­то­рых горо­дах эди­лы вме­сте с тем зани­ма­ли поло­же­ние выс­ших долж­ност­ных лиц (так назы­вае­мых duum­vi­ri или quat­tuor­vi­ri) и про­из­во­ди­ли суд, напр. в Арпине (Cic. ad. fam. 13, 11. 15, 15. Spart. Hadr. 19). Их назы­ва­ли так­же Aedi­les juri di­cun­do. Когда эди­лы в то же вре­мя были и цен­зо­ра­ми, то они назы­ва­лись Aedi­les quin­quen­na­les.

См. также:
ЭДИЛЫ (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 2-е изд.)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 22—23.
См. по теме: ПРИЗЫВ НА СУД • КАТАКЛЕСИИ • КОВАРСТВО, ОБМАН • АКТУАРИИ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. НАДПИСИ. Сирия.
Надгробная надпись Квинта Эмилия Секунда.
Мрамор. 2-я пол. I в. н. э.
Венеция, Национальный археологический музей.
2. НАДПИСИ. Рим.
Хвалебная надпись в честь Аппия Клавдия Цека, цензора 312 г. до н. э.
Правление Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.). Копия.
CIL XI 1827 = ILS 54.
Рим, Музей Римской культуры.
3. НАДПИСИ. Этрурия.
Надпись, восхваляющая Луция Лициния Лукулла, который победил Митридата, царя Понта, и Тиграна, царя Армении.
Эпоха Августа. 27 г. до н. э. — 14 г. н. э. Копия.
CIL XI 1832 = CIL I p. 196 = ILS 60 = Inscr. It. XIII. 3. 84.
Рим, Музей Римской культуры.
4. НАДПИСИ. Сирия.
Надгробная надпись Квинта Эмилия Секунда.
CIL. III. 6687 = ILS. 2683.
14—50 гг. н. э. Копия.
Рим, Музей Римской культуры.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Марк Плеторий Цестиан
Рим, 67 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Кибелы, задрапированная, в стенном венке и серьгах вправо; волосы длинные и растрепанные; сзади протома льва, впереди земной шар; сзади CESTIANVS или CESTIANVS вниз. Кайма из шариков и катушек.
РЕВЕРС: Курульное кресло; слева контрольная метка (аплюстр); вокруг против часовой стрелки M·PLAETORIVS·AED·CVR·EX·S·C (Marcus Plaetorius, aedilis curulis, senatus consulto; «Марк Плеторий, сын Марка, курульный эдил, согласно постановлению сената»). Кайма из шариков и катушек.
2. Денарий, серебро
Марк Плеторий Цестиан
Рим, 67 г. до н.э.
АВЕРС: Задрапированный бюст вправо (MRR, BMCRR, CRR, RSC: Вакуна; RRC, Hollstein: Исида; RRM: Фортуна), с атрибутами Исиды (колосья, мак и лотос в венке, спиральные локоны), Минервы (шлем с султаном), Аполлона (лавровый венок), Виктории (крылья), Дианы (лук и колчан сзади) и Фортуны (рог изобилия впереди); сзади CESTIANVS вниз, впереди S · C вниз (Cestianus senatus consulto, «Цестиан, согласно постановлению сената»). Кайма из шариков и катушек.
РЕВЕРС: Орел на молнии; вокруг M·PLAETORIVS·M·F·AED·CVR (Marcus Plaetorius Marci filius, aedilis curulis, «Марк Плеторий, сын Марка, курульный эдил»). Кайма из шариков и катушек.
3. Денарий, серебро
Авл Плавций (Плоций)
Рим, 55 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Кибелы вправо, в стенном венке, в серьгах в форме креста; волосы собраны сзади в узел и падают на шею; впереди вниз A PLAVTIVS; позади вниз AED CVR S C (Aedilis Curulis; Senatus consulto, «Курульный эдил; по постановлению сената»). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Бородатая фигура, Вакхий (MRR, Harlan: Аристобул), в восточной одежде — шароварах (ἀναξυρίδες) и широком плаще, — стоит на коленях, повернувшись вправо, рядом с верблюдом; в протянутой правой руке он держит ветвь оливы, а в левой — поводья верблюда; в поле BACCHIVS; справа вверх IVDAEVS.
4. Денарий, серебро
Рим, 58 г. до н.э.
АВЕРС: Верблюд с седлом, идущий вправо; перед ним коленопреклоненный царь Арета, который держит в левой руке узду, а правой протягивает ветвь оливы, перевязанную лентой; выше M SCAVR AED CVR, по бокам EX и S C, ниже REX ARETAS. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Юпитер в квадриге галопом едет влево, держит в левой руке вожжи, правой рукой мечет молнию; под конями скорпион; выше P HVPSAE AED CVR, ниже C HVPSAE COS PREIVER — слева направо, CAPTVM — снизу вверх. Кайма из точек.
5. Денарий, серебро
Рим, 58 г. до н.э.
АВЕРС: Верблюд с седлом, идущий вправо; перед ним коленопреклоненный царь Арета, который держит в левой руке узду, а правой протягивает ветвь оливы, перевязанную лентой; выше M SCAVR, по бокам EX и S C, ниже AED CVR. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Юпитер в квадриге галопом едет влево, держит в левой руке вожжи, правой рукой мечет молнию; выше P HVPSAEVS AID CVR, ниже C HVPSAE COS PREIVER — слева направо, CAPTVM — снизу вверх. Кайма из точек.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА