Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЕГИ́ПЕТ, ЕГИ́ПТ

Aegyp­tus, Αἴγυπ­τος,

1) как мифо­ло­ги­че­ское лицо: ὁ Αἴγυπ­τος, сын Бела, двой­нич­ный брат Даная, поко­рив­ший стра­ну Мелам­по­дов и назвав­ший ее по сво­е­му име­ни Егип­том. Данай имел 50 доче­рей, Египт 50 сыно­вей. Опа­са­ясь злых замыс­лов этих послед­них, Данай бежал в Гре­цию и там осно­вал Аргос, но туда же после­до­ва­ли за ним сыно­вья Егип­та и потре­бо­ва­ли себе в жены его доче­рей. Данай, дав свое согла­сие, велел, одна­ко, сво­им доче­рям в ночь бра­ка убить жени­хов (см. Δα­ναός). По дру­го­му ска­за­нию (Hyg. fab. 168), Египт хотел отнять жизнь Даная и его доче­рей; но Данай бежал. Египт послал за ним в пого­ню сыно­вей сво­их. Те оса­ди­ли глав­ный город его Аргос и при­нуди­ли отдать им в супру­ги доче­рей, но Данай велел доче­рям умерт­вить жени­хов. По третье­му ска­за­нию, сам Египт при­был в Гре­цию и здесь, узнав о гибе­ли сво­их сыно­вей, умер с горя по ним;

2) как гео­гра­фи­че­ский тер­мин ἡ Αἴγυπ­τος, Еги­пет. Назва­ние Αἴγυπ­τος, при­ла­гав­ше­е­ся пер­во­на­чаль­но толь­ко к реке (Hom. Od. 4, 351. 355), впо­след­ст­вии было пере­не­се­но и на стра­ну, по кото­рой река про­те­ка­ет. Древ­ней­шее мест­ное назва­ние стра­ны было Хеми (чер­ная — быть может, от чер­но­зем­но­го пло­до­род­но­го слоя зем­ли, кото­рый оса­жда­ет­ся Нилом, в про­ти­во­по­лож­ность к поч­ве пусты­ни свет­ло-жел­то­го, осле­пи­тель­но ярко­го цве­та), а у семи­ти­че­ских наро­дов, осо­бен­но ара­бов, Еги­пет и до сих пор назы­ва­ет­ся Миср, в Вет­хом Заве­те в двой­ст­вен­ном чис­ле Miz­rajim, вслед­ст­вие деле­ния на две части, на Верх­ний и Ниж­ний, так как в древ­ней­ших доку­мен­тах уже встре­ча­ют­ся «цари обо­их Егип­тов».

Соб­ст­вен­но Еги­пет — это пло­до­род­ная доли­на Нила, начи­ная от Фил и Сие­ны, где Нил в послед­ний раз про­ры­ва­ет­ся через гор­ные пре­гра­ды, обра­зуя вели­че­ст­вен­ные водо­па­ды. Реч­ная доли­на посе­редине шири­ной не более 3 часов пути; по обе­им сто­ро­нам бере­гов Нила идут низ­кие, голые цепи скал, на запа­де Ливий­ская гор­ная цепь, на восто­ке — Ара­вий­ская. Пер­вая соеди­не­на низ­мен­ной грядой уте­сов с плос­ко­го­рьем Бар­ки, Ара­вий­ская дохо­дит до Суэц­ко­го пере­шей­ка. Две без­вод­ные попе­ре­ч­ные доли­ны (Кос­сейр и «Доли­на стран­ст­во­ва­ния»), соеди­ня­ю­щие Ниль­скую доли­ну с Чер­ным морем, состав­ля­ют в то же вре­мя и север­ные гра­ни­цы Верх­не­го и Сред­не­го Егип­та. С древ­ней­ших вре­мен Еги­пет был разде­лен на 27 окру­гов (νο­μοί), из кото­рых 10 при­хо­ди­лись на Ниж­ний Еги­пет, или Дель­ту; 10 на Верх­ний, или Фива­иду, и 7 на Сред­ний Еги­пет, назы­вав­ший­ся пото­му у гре­ков Ἑπτα­νομίς даже и тогда еще, когда чис­ло номов уве­ли­чи­лось. Толь­ко уже при Пто­ле­ме­ях в состав номов были вклю­че­ны оази­сы (Ὀάσεις, Αὐάσεις, н. Вах), нахо­дя­щи­е­ся в Ливий­ской пустыне, и восточ­ный ливий­ский уча­сток с оази­сом древ­не­еги­пет­ско­го свя­ти­ли­ща Аму­на (Am­mo­nium) и при­бреж­ным горо­дом Парай­то­ни­ем. В чис­ло номов не вхо­ди­ла стра­на на юг от Фил до Тахомп­со (Τα­χομ­ψώ, Hdt. 2, 29), кото­рую гре­ки назы­ва­ли Δω­δεκάσ­χοινος, пото­му что она была дли­ной в 12 еги­пет­ских σχοῖνοι; жите­ли ее были под­власт­ны егип­тя­нам и назы­ва­лись Блем­мии. Во вре­мя рим­ско­го вла­ды­че­ства гра­ни­ца подви­ну­лась еще далее на юг, пока Дио­кле­ти­ан не воз­вра­тил ее опять к Сиене. Как запад­ная, так и восточ­ная ара­вий­ская гор­ная цепь не при­чис­ля­лись пер­во­на­чаль­но к Егип­ту (древ­ней­шие гре­ки при­чис­ля­ли ее даже к Азии), но с про­веде­ни­ем путей сооб­ще­ния с Чер­ным морем и эти части при­шли в бли­жай­шее сопри­кос­но­ве­ние с Егип­том.

Един­ст­вен­ная река стра­ны — Нил (см. Ni­lus). Отча­сти для тор­го­вых целей, отча­сти для оро­ше­ния устро­е­но было мно­же­ство кана­лов и искус­ст­вен­ных озер. Зна­чи­тель­ней­ший канал был канал Пто­ле­ме­ев или Тра­я­нов (ὁ Πτο­λεμαῖος, Τραϊανὸς πο­ταμός) близ Каи­ра, соеди­няв­ший Нил с Ара­вий­ским зали­вом и впа­дав­ший в Геро­опо­лит­ский залив при Арси­ное. Заме­ча­тель­ней­шее из озер, — Мой­ридо­во (ἡ Μοίριος или Μοίρι­δος λίμ­νη, Moe­ri­dis la­cus, Бир­кет-эль-Кера­ун), на запад­ном бере­гу Нила при Арси­ное (Κρο­κοδεί­λων πό­λις); далее близ Кас­сия озе­ро Сир­бо­ний­ское (Σιρ­βω­νίς, н. Себа­кет Бар­до­иль), посред­ст­вом кана­ла соеди­няв­ше­е­ся со Сре­ди­зем­ным морем; Горь­кие озе­ра (αἱ πικ­ραὶ λίμ­ναι, fon­tes ama­ri, н. Шейб) при Геро­опо­ле, через кото­рые шел Тра­я­нов канал; Щелоч­ные озе­ра, Nit­riae, Νιτ­ρίαι (н. Бир­кет-эль-Дуа­рах), на запад от Нила, на севе­ро-запад от Мем­фи­са. Устья­ми Нила обра­зо­ва­ны были сле­дую­щие озе­ра: озе­ро Танис (ἡ Τά­νις, н. Мен­ца­ле) меж­ду горо­да­ми Πε­λούσιον и Τα­μίαθις, через кото­рое изли­ва­ют­ся танит­ский и мен­десий­ский рука­ва Нила; Бут­ское озе­ро (ἡ Βου­τικὴ λίμ­νη, н. Бур­тос), обра­зу­е­мое себен­нит­ским устьем, с ост­ро­вом Χέμ­μις; Марей­ское (ἡ Μα­ρεῶτις, Μα­ρεῖα λ., Бир­кет-Мари­ут) близ Алек­сан­дрии, обра­зу­е­мое кан­об­ским устьем (vi­num Ma­reo­ti­cum, Hor. od. 1, 37, 14).

В древ­но­сти Еги­пет ост­ро­ум­но назы­ва­ли даром Нила, пото­му что дей­ст­ви­тель­но Нил сво­и­ми навод­не­ни­я­ми в авгу­сте и до октяб­ря дела­ет вооб­ще бес­плод­ную по при­ро­де поч­ву одной из пло­до­род­ней­ших. Кли­мат посто­ян­ный и очень здо­ро­вый. Про­из­веде­ния Егип­та: хлеб­ные рас­те­ния, лук, бобы, дыни, хло­пок, папи­рус, смок­вы, мно­го там рас­тет пальм (но очень мало стро­и­тель­но­го леса); раз­во­дят­ся быки, лоша­ди; осо­бен­ность еги­пет­ской фау­ны состав­ля­ют кро­ко­ди­лы, гип­по­пота­мы, ихнев­мо­ны, иби­сы; река обиль­на рыбой; а в поч­ве мно­го пре­крас­ных пород кам­ней. Жите­ли, на кото­рых уди­ви­тель­ным обра­зом повли­я­ли свой­ства зани­мае­мой ими стра­ны, счи­та­лись одним из древ­ней­ших наро­дов, при­шед­шим буд­то бы туда из Эфи­о­пии.

Обык­но­вен­но Еги­пет разде­ля­ет­ся на: 1) Ниж­ний Еги­пет (ἡ κά­τω χώ­ρα, Дель­та, τὸ Δέλ­τα, н. Эль-Кебит или Баха­ри); эта стра­на навод­не­ний, область устьев, про­сти­ра­ет­ся к югу до разде­ле­ния Нила на рука­ва у Баби­ло­на (ста­рый Каир). Город: Алек­сан­дрия, Ἀλε­ξάνδρεια (н. Искен­де­рие); Кан­об (Кахан­нуб), имев­ший зна­че­ние до осно­ва­ния Алек­сан­дрии; Анд­ро­поль (Шлей­ми); Her­mu­po­lis par­va (Даман­гур); Нав­крат, ныне не суще­ст­ву­ю­щий, у кан­об­ско­го рука­ва Нила, неко­гда един­ст­вен­ное место, где доз­во­ля­лось тор­го­вать гре­кам; Саис (Σάϊς, селе­ние Са-эль-Гаг­гар), в древ­но­сти сто­ли­ца Ниж­не­го Егип­та; Тамиа­фис (Дами­ях, Дами­ет­та); Диосполь (Шмун, Ашмун); Себен­нит, Пелу­сий, Касий, Геро­ополь и др.;

2) Сред­ний Еги­пет (ἡ με­ταξύ или ἡ Ἐπτα­νομίς, н. Меср Воста­ни), вниз по реке до Her­mu­po­lis mag­na. Горо­да: Мем­фис (Μέμ­φις, в Вет­хом Заве­те Моф, ныне раз­ва­ли­ны) — глав­ный город все­го Егип­та, рези­ден­ция; вбли­зи нахо­дят­ся пира­миды Гизех­ские; Аканф (Дашур); Кро­ко­ди­ло­поль, позд­нее Арси­ноя (на запа­де от Мем­фи­са), на юго-восто­ке горо­да — зна­ме­ни­тый лаби­ринт; He­rac­leo­po­lis Mag­na (в Вет­хом Заве­те Ганеш); Окси­ринх (н. Бенеш); Афро­ди­то­поль на пра­вом бере­гу, Ἀντι­νόου πό­λις и др.;

3) Верх­ний Еги­пет (οἱ ἄνω τό­ποι), или Фива­ида (ἡ Θη­βαΐς, н. Саид), на юг до ост­ро­ва Фил. Горо­да: Фис, позд­нее Абид (храм Оси­ри­са, Μεμ­νό­νιον); The­bae, позд­нее Dios­po­lis Mag­na (Тапе, раз­ва­ли­ны), глав­ный город Верх­не­го Егип­та (зву­ча­щий колосс Мем­но­на); Гер­мон­фис, Лато­поль, Апол­ло­но­поль и др., — Сиен­на у малых ката­рак­тов, самая южная погра­нич­ная кре­пость Егип­та; напро­тив горо­да, на 7 ста­дий южнее от водо­па­дов, малень­кий ост­ров на Ниле Еле­фан­ти­на и на 3 мили южнее пре­лест­ный ост­ров Филы;

4) Еги­пет в исто­рии [ср. Bun­sen, Aegyp­tens Stel­lung in der Weltge­schich­te; Dun­cker, Ge­sch. des Al­ter­thums, 1 Band; Brugsch, Ge­sch. Aegyp­sens (Немецк. изд. 1877 г.); Dü­michen, Ge­sch. d. al­ten Aegyp­tens (1879)]. Исто­рия Егип­та и его куль­ту­ры начи­на­ет­ся за 3000 лет до Р. Х., но что каса­ет­ся древ­ней­ше­го пери­о­да, то твер­дой осно­вой для сведе­ний о нем слу­жат почти толь­ко спис­ки царей, состав­лен­ные жре­ца­ми и сде­лав­ши­е­ся извест­ны­ми осо­бен­но бла­го­да­ря Мане­фо­ну (см. Μα­νέθων), и затем памят­ни­ки стро­и­тель­но­го искус­ства. К пер­во­быт­ным, диким, жив­шим рыб­ной лов­лей оби­та­те­лям выс­шая куль­ту­ра зане­се­на была из жре­че­ско­го государ­ства Мерои (см. Με­ρόη); обра­зо­вал­ся ряд посе­ле­ний, малых жре­че­ских государств, взяв­ших под свое покро­ви­тель­ство тор­гов­лю и создав­ших опи­рав­шу­ю­ся на земле­вла­де­ние иерар­хию, жре­че­скую касту. Затем они, как кажет­ся, вели дол­гую борь­бу с сосед­ни­ми нома­да­ми и пас­ту­ше­ские цари (Гик­сы) целые сто­ле­тия вла­де­ли стра­ной; им-то, по новей­шим иссле­до­ва­ни­ям, сле­ду­ет при­пи­сать построй­ку пира­мид. Для про­ти­во­дей­ст­вия этим при­шель­цам обра­зо­ва­лась, веро­ят­но, каста вои­нов, кото­рая, изгнав чуже­зем­цев, дала нако­нец стране пол­ное един­ство и само­сто­я­тель­ность, сама же нахо­ди­ла себе огра­ни­че­ние толь­ко в касте жре­цов; вме­сте с тем посте­пен­но обра­зо­ва­лись касты пас­ту­хов и кора­бель­щи­ков. Устро­и­те­лем все­го государ­ства явля­ет­ся заво­е­ва­тель Сесо­ст­рис, ок. 1400 г.; изу­кра­шен­ные рас­ска­за­ми похо­ды его, про­сти­рав­ши­е­ся буд­то бы до самой Индии, а по изве­сти­ям Геро­до­та, огра­ни­чив­ши­е­ся толь­ко экс­пе­ди­ци­ей на Ара­вий­ский залив, для поко­ре­ния наро­дов, жив­ших по Эри­фрей­ско­му морю, да вой­ной про­тив ски­фов и фра­кий­цев, состав­ля­ют глав­ней­шее содер­жа­ние изо­бра­же­ний на сте­нах огром­ных фив­ских двор­цов. Впро­чем, эти зда­ния при­над­ле­жат отча­сти более ран­не­му вре­ме­ни; это древ­ней­шие и вели­че­ст­вен­ней­шие памят­ни­ки в мире. Сесо­ст­рис разде­лил Еги­пет на 36 номов, под­чи­нив каж­дый вла­сти осо­бо­го намест­ни­ка (номар­ха); постро­ил во всех горо­дах хра­мы, воз­двиг обе­лис­ки, про­ре­зал Ниж­ний Еги­пет кана­ла­ми и про­вел на про­тя­же­нии 1500 ста­дий от Пелу­сия до Гелио­по­ля сте­ну для защи­ты от втор­же­ний вра­гов. Око­ло 760 г. в Еги­пет вторг­лись эфи­о­пы под пред­во­ди­тель­ст­вом Саба­ка или Саба­ко­на и в тече­ние 50 лет власт­во­ва­ли, по край­ней мере, над Верх­ним Егип­том, после чего опять сде­ла­лась гос­под­ст­ву­ю­щей каста вои­нов и стра­на рас­па­лась на 12 уде­лов; эта Доде­кар­хия, про­су­ще­ст­во­вав 15 лет (671—656), закон­чи­лась меж­до­усоб­ной вой­ной, из кото­рой Псам­ме­тих (см. Psam­me­tichus) вышел еди­но­дер­жав­ным вла­сти­те­лем. Мем­фис еще оста­вал­ся соб­ст­вен­но сто­ли­цей, но посто­ян­ной рези­ден­ци­ей сде­лал­ся теперь Саис. Сыном и наслед­ни­ком Псам­ме­ти­ха был Нехо (см. Νε­χώς), за ним сле­до­вал Псам­мис; это­му насле­до­вал Априй (см. Ἀπρίης), затем Ама­сис (см. Ama­sis). После того как Псам­ме­нит (см. Ψαμ­μή­νι­τος) в 525 г. был раз­бит Кам­би­сом при Пелу­сии, Еги­пет стал пер­сид­ской, а после паде­ния пер­сид­ской монар­хии в 332 г. македон­ской про­вин­ци­ей.

Отно­си­тель­но еги­пет­ской обра­зо­ван­но­сти, осо­бен­но жре­че­ской муд­ро­сти и рели­гии, дол­гое вре­мя гос­под­ст­во­вал совер­шен­ный мрак неведе­ния, кото­рый теперь толь­ко, бла­го­да­ря уси­ли­ям новей­ших уче­ных, стал поне­мно­гу исче­зать; иеро­гли­фы отча­сти разо­бра­ны были уже Шам­пол­ли­о­ном; о рели­гии кро­ме него сде­ла­ли разыс­ка­ния, в боль­шин­стве слу­ча­ев, впро­чем, доволь­но силь­но рас­хо­дя­щи­е­ся одно с дру­гим по сво­им резуль­та­там: Jab­lonski (без кри­ти­ки) Pri­chard, Wil­kin­son, Bun­sen, Lep­sius, Brugsch, Schwenk, Röth. Фран­цуз Шам­пол­ли­он оста­вил неокон­чен­ным свой «преж­девре­мен­ный» труд Pan­théon Egyp­tien; Бун­зен дер­жал­ся толь­ко дан­ных, пред­став­ля­е­мых памят­ни­ка­ми и Геро­до­том; напро­тив, Леп­си­ус осно­вы­вал­ся пре­иму­ще­ст­вен­но на пока­за­ни­ях, почерп­ну­тых из исто­ри­че­ско­го сочи­не­ния Мане­фо­на. Рет при­пи­сы­ва­ет еги­пет­ской рели­гии такую твор­че­скую само­быт­ность, что, по его мне­нию, боль­шая часть веро­ва­ний гре­че­ско­го наро­да, кото­рый буд­то бы вовсе не имел сво­их соб­ст­вен­ных рели­ги­оз­ных воз­зре­ний, яви­лась через посред­ство фини­ки­ян из Егип­та — мне­ние, конеч­но, совер­шен­но осно­ва­тель­но встре­тив­шее с раз­ных сто­рон реши­тель­ный отпор. Осно­ва­ние древ­ней­ше­го государ­ства и воз­веде­ние боль­ших постро­ек при­пи­сы­ва­ют Мену (см. Μήν); может быть, послед­ний сам и не был вели­ким стро­и­те­лем, но все-таки это направ­ле­ние в цар­стве Мем­фис­ском долж­но было весь­ма рано появить­ся и весь­ма быст­ро раз­вить­ся. Зачат­ки этой обра­зо­ван­но­сти мож­но отне­сти к нача­лу 3 тыся­че­ле­тия до Р. Х., а постро­е­ние трех вели­ких Гизех­ских пира­мид — к середине того же тыся­че­ле­тия; послед­нее соору­же­ние при­пи­сы­ва­ет­ся так­же трем сле­до­вав­шим один за дру­гим царям, и по спис­кам Мане­фо­на Хеопс жил 500 лет спу­стя после Мена. Самым заме­ча­тель­ным из трудов, отно­ся­щих­ся к Егип­ту, и до сих пор оста­ет­ся, осно­ван­ное на дан­ных, добы­тых во вре­мя похо­да Напо­лео­на I в Еги­пет, опи­са­ние: Descrip­tion de l’Egyp­te, Pa­ris 1809—1810 in fol; а наряду с ним — издан­ное Леп­си­усом на сред­ства прус­ско­го пра­ви­тель­ства собра­ние изо­бра­же­ний памят­ни­ков Егип­та.

См. также:
ЕГИПЕТ (Словарь античности)
ЭГИПТ, ЕГИПЕТ (Мифы народов мира)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 26—28.
См. по теме: ДЕДАЛА • ЭРИМАНФ, ЕРИМАНФ • ЭТОВИССА, ЕТОВИССА • ДАНА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя, предположительно изображающая Клеопатру VII.
Мрамор.
Статуя — римская копия греческого оригинала конца V в. до н. э. Голова — гипсовый слепок с античной головы.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал греческого креста, 21.
2. СКУЛЬПТУРА. Египет.
Статуя Клеопатры VII.
Базальт.
51—30 гг. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Египет.
Медальон с изображением богини земли Геи.
Лен, шерсть; гобеленовое переплетение, летающая игла.
Египет. IV в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. ГЛИПТИКА. Египет.
Дионис на колеснице.
Сардоникс. Александрия. I в. до н. э.
3,1 × 2,3 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
5. ГЛИПТИКА. Египет.
Эос на колеснице.
Сардоникс. Александрия. I в. до н. э.
2,8 × 2,2 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
6. ГЛИПТИКА. Египет.
Персей и Андромеда.
Двухслойный оникс. Александрия. I в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
7. СКУЛЬПТУРА. Египет.
Птолемей I Сотер, царь Египта
Мрамор.
III в. до н. э. Греция или Малая Азия.
Париж, Лувр.
8. ГЛИПТИКА. Египет.
Птолемей II и Арсиноя (Камея Гонзага).
Сардоникс.
III в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
9. СКУЛЬПТУРА. Египет.
Статуя Клеопатры VII.
Базальт.
51—30 гг. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. СКУЛЬПТУРА. Египет.
Статуя Клеопатры VII.
Базальт.
51—30 гг. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, медь
Адриан
Рим, 134—138 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVG. COS. III P. P. — драпированный бюст Адриана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: AEGYPTOS — персонификация Египта полулежит влево, облокотившись на корзину с зерном, на колонне возле ног сидит ибис.
2. Денарий, серебро
Адриан
Рим, 134—138 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVG. COS. III P. P. — обнаженная голова Адриана вправо.
РЕВЕРС: AEGYPTOS — Египет, в драпировке, с лотосом на голове, полулежит облокотившись влево, держит систрум в правой руке и опирается левой рукой на корзину, перед ней ибис вправо.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА