Словарь античности

ЖИВОПИСЬ (рос­пись гли­ня­ных досок, стен­ная рос­пись, вазо­пись и дру­гие разде­лы при­клад­ной живо­пи­си). Для антич­ной мону­мен­таль­ной живо­пи­си было харак­тер­но исполь­зо­ва­ние кра­ся­щих веществ, изготов­лен­ных с при­ме­не­ни­ем эмуль­сии. Рос­пи­си выпол­ня­лись в основ­ном сред­ства­ми энка­у­сти­ки и тем­пе­ры (рос­пись в тех­ни­ке фрес­ки — буон фрес­ка и сек­ко не полу­чи­ла, види­мо, широ­ко­го рас­про­стра­не­ния) на шту­ка­тур­ке, дере­ве, мра­мо­ре, хол­сте, обо­жжен­ной глине и какой-либо дру­гой поверх­но­сти. Сохра­ни­лось лишь незна­чи­тель­ное коли­че­ство про­из­веде­ний древ­не­гре­че­ской живо­пи­си, сре­ди них: рос­пись на гли­ня­ных таб­лич­ках (Тиринф), сте­нах (храм Апол­ло­на в Фер­ме), ста­ту­ях («Боги­ня с зай­цем»; Бер­лин, Пер­га­мон-музей), скле­пе (Казан­лык). Гораздо боль­ше сохра­ни­лось образ­цов древ­не­рим­ской живо­пи­си. Сре­ди них — най­ден­ные в Кам­па­нии — в Пом­пе­ях и дру­гих горо­дах — высо­ко­худо­же­ст­вен­ные деко­ра­тив­ные стен­ные рос­пи­си (вил­ла Итем, дом Вет­ти­ев), а так­же отлич­но сохра­нив­ши­е­ся заупо­кой­ные порт­ре­ты (в основ­ном обна­ру­же­ны в Егип­те, в Файю­ме). О про­цес­се раз­ви­тия гре­че­ской мону­мен­таль­ной живо­пи­си дают пред­став­ле­ние пись­мен­ные источ­ни­ки (Пли­ний Стар­ший, Пав­са­ний), а так­же отдель­ные образ­цы рос­пи­си ваз, этрус­ской стен­ной живо­пи­си и порт­ре­тов, копии кар­тин и моза­ич­ные ком­по­зи­ции («Бит­ва Алек­сандра с Дари­ем»), настен­ные кар­ти­ны («Пол из Пре­не­сты») и не в послед­нюю оче­редь образ­цы рим­ско-кам­пан­ской стен­ной рос­пи­си. Мону­мен­таль­ная живо­пись воз­ник­ла в пери­од фор­ми­ро­ва­ния полис­ной систе­мы, т. е. на ран­ней ста­дии раз­ви­тия клас­со­вой борь­бы, когда начал­ся общий про­цесс мону­мен­та­ли­за­ции искус­ства. Во 2-й пол. 6 в. неко­то­рые живо­пис­цы, в част­но­сти Кимон Кле­он­ский, отка­за­лись от плос­кост­но­го изо­бра­же­ния при созда­нии деко­ра­тив­ных рос­пи­сей. Наи­бо­лее выдаю­щи­ми­ся масте­ра­ми древ­не­гре­че­ской живо­пи­си клас­си­че­ско­го пери­о­да счи­та­ют­ся Полиг­нот, Микон, Парра­сий. Апол­ло­до­ру Афин­ско­му при­пи­сы­ва­ет­ся изо­бре­те­ние при­е­ма, на кото­ром осно­вы­ва­ет­ся живо­пись в под­лин­ном пони­ма­нии это­го сло­ва, — игры све­то­те­ни. Апел­лес, Зевк­сид, Эвфра­нор и Никий в сво­их про­из­веде­ни­ях достиг­ли мак­си­маль­но воз­мож­но­го для антич­ной живо­пи­си совер­шен­ства это­го при­е­ма. К дости­же­ни­ям рим­ской живо­пи­си сле­ду­ет отне­сти как при­ме­не­ние худо­же­ст­вен­ных средств гре­че­ско­го искус­ства (напри­мер, рос­пись Вил­лы мисте­рий), так и даль­ней­шее усо­вер­шен­ст­во­ва­ние при­е­мов настен­ной и пей­заж­ной живо­пи­си (изо­бра­же­ние пей­за­жей на сюжет мифа об Одис­сее). Нача­ло посте­пен­но­го пере­хо­да к ран­не­хри­сти­ан­ско­му искус­ству, наи­бо­лее харак­тер­ны­ми образ­ца­ми кото­ро­го вско­ре ста­ли настен­ная моза­и­ка и моза­ич­ное изо­бра­же­ние на потол­ке, было отме­че­но появ­ле­ни­ем рос­пи­сей ката­комб. Их мож­но отне­сти к послед­ним зна­чи­тель­ным про­из­веде­ни­ям живо­пи­си эпо­хи позд­не­го Рима. Сре­ди про­из­веде­ний при­клад­ной живо­пи­си рос­пись на гли­ня­ных и дере­вян­ных таб­лич­ках, фигур­ки из сло­но­вой кости, изо­бра­же­ния, выпол­нен­ные из стек­лян­ных узо­ров, мини­а­тю­ры на пер­га­мен­те и папи­ру­се, но глав­ным обра­зом рас­пис­ные вазы.

См. также:
КАРТИНЫ (Словарь античности)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНКАУСТИКА • ЭМБЛЕМА • ДОРИФОРЕМА • ДРАМА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Гермафродит и Пан.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Римский Форум. Реконструкция XIX в.
(Новые Ростры, Золотой мильный столб, Базилика Юлия, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Священная дорога, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий, Храм Юпитера).
Художник Бекетти. 1893 г.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
«Сафо».
Фреска IV стиля из Помпей (VI Insula Occidentalis).
55—79 гг. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Амуры-ювелиры.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. q).
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Канделябр и культовая сцена.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. q).
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Роспись склепа Леопардов в Тарквиниях.
V в. до н. э.
Тарквиния, Гробница Леопардов.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Три Грации.
Фреска из Помпей (VI Insula Occidentalis).
30—45 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Сцены работы сукновальни, или фуллоники.
Колонна с фресками из Помпей, Сукновальня Луция Верания Гипсея (VI. 8. 20).
Четвертый стиль. 50—79 гг.
Рисунок Джузеппе Марсильи (1795 — ок. 1835).
Темпера.
1826 г.
Неаполь, Национальный археологический музей.
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Садовый пейзаж.
Фреска III стиля из Помпей (VI. 17. 42).
Эпоха Тиберия (14—37 гг. н. э.).
Помпеи, Археологический парк.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Садовый пейзаж.
Фреска III стиля из Помпей (VI. 17. 42).
Эпоха Юлиев-Клавдиев, фаза II b (35—45 гг. н. э.).
Помпеи, Археологический парк.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА