ЖИВОПИСЬ (роспись глиняных досок, стенная роспись, вазопись и другие разделы прикладной живописи). Для античной монументальной живописи было характерно использование красящих веществ, изготовленных с применением эмульсии. Росписи выполнялись в основном средствами энкаустики и темперы (роспись в технике фрески — буон фреска и секко не получила, видимо, широкого распространения) на штукатурке, дереве, мраморе, холсте, обожженной глине и какой-либо другой поверхности. Сохранилось лишь незначительное количество произведений древнегреческой живописи, среди них: роспись на глиняных табличках (Тиринф), стенах (храм Аполлона в Ферме), статуях («Богиня с зайцем»; Берлин, Пергамон-музей), склепе (Казанлык). Гораздо больше сохранилось образцов древнеримской живописи. Среди них — найденные в Кампании — в Помпеях и других городах — высокохудожественные декоративные стенные росписи (вилла Итем, дом Веттиев), а также отлично сохранившиеся заупокойные портреты (в основном обнаружены в Египте, в Файюме). О процессе развития греческой монументальной живописи дают представление письменные источники (Плиний Старший, Павсаний), а также отдельные образцы росписи ваз, этрусской стенной живописи и портретов, копии картин и мозаичные композиции («Битва Александра с Дарием»), настенные картины («Пол из Пренесты») и не в последнюю очередь образцы римско-кампанской стенной росписи. Монументальная живопись возникла в период формирования полисной системы, т. е. на ранней стадии развития классовой борьбы, когда начался общий процесс монументализации искусства. Во